Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индикаторы оценки и минимизация коррупционных рисков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутренний контроль за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанный на механизме проверочных мероприятий. Проверочные мероприятия должны проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, гак на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан… Читать ещё >

Индикаторы оценки и минимизация коррупционных рисков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Управление коррупционными рисками включает целый пакет процедур и действий, которые позволяют своевременно выявлять, объективно оценивать, в непрерывном режиме отслеживать и оперативно устранять коррупционные риски, причем делать это не после, а до или, по крайней мере, во время превращения этих рисков в реальные коррупционные действия.

Управление коррупционными рисками состоит из следующих этапов:

  • — мониторинг коррупционных рисков;
  • — выявление (идентификация) коррупционных рисков;
  • — анализ и оценка коррупционных рисков;
  • — выработка мер по устранению коррупционных рисков.

Антикоррупционный мониторинг — это наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также общих и специальных мер, но реализации антикоррупционной политики. Проводится уполномоченным органом по противодействию коррупции либо иным специализированным учреждением или организацией. Мониторинг коррупционных рисков направлен на выявление, анализ и оценку коррупционных зон и соответствующих коррупционных рисков в системе государственного и муниципального управления, т. е. условий и факторов, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных и связанных ними общим коррупционным интересом лиц, и служит важнейшим информационным источником для последующего принятия и оперативной реализации соответствующих антикоррупционных мер.

Мониторинг, как правило, включает следующие направления:

  • — анализ определенных сфер деятельности органа государственного или муниципального управления, которые являются коррупционно опасными, включающий также правовую экспертизу на коррупциогенность правовых и процедурно-процессуальных норм;
  • — систематическую проверку деятельности государственных органов и лиц, занимающих коррупииогенные должности, включая государственный аудит и финансовые ревизии;
  • — анализ проведения административных процедур в части предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • — анализ жалоб граждан на предмет выявления фактов коррупции и корруниионно опасных факторов в деятельности органов государственного или муниципального управления;
  • — контент-анализ публикаций средств массовой информации и информации в сети Интернет.

Выявление (идентификация) коррупционных рисков включает поиск и определение возможностей системы государственного управления, которые могут вызвать коррупционные проявления.

Анализ и оценка коррупционных рисков. Для того чтобы определить потенциальное влияние коррупционного риска на систему государственного управления, выявленный риск следует проанализировать и оценить. Кроме того, по каждому риску выявляется степень вероятности, с которой он может реализоваться. Смысл оценки коррупционных рисков заключается в том, чтобы определить, существуют ли какие-либо факторы (действия или события), оказывающие негативное влияние на формирование и использование государственных средств в проверяемой сфере или негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия, следствием чего могут быть нарушения, связанные с риском возникновения коррупционных проявлений[1].

Выработка мер по устранению коррупционных рисков. На данном этапе для каждого коррупционного риска определяются меры, необходимые для снижения вероятности проявления риска и его последствий.

В целях оценки коррупционных рисков разрабатывается перечень критериев и индикаторов. Каждому критерию должен соответствовать набор индикаторов, которые количественно и качественно характеризуют соответствующие процессы и процедуры.

Индикаторы оценки коррупционных рисков в системе органов государственной власти — показатели, свидетельствующие о наличии условий и факторов для коррупционных проявлений. При помощи индикаторов можно выявить и оценить динамику системы государственного управления в части сокращения потенциальных возможностей для коррупционных проявлении со стороны должностных лиц.

Критериями оценки уровня коррупционных рисков являются признаки, на основании которых формируется оценка качества системы государственного и муниципального управления с точки зрения наличия возможностей и условий для коррупционных проявлений. Примерный перечень критериев оценки коррупционных рисков может быть представлен следующим образом:

  • 1) уровень административных барьеров;
  • 2) степень детализации административных процедур;
  • 3) показатель участия граждан в контроле над деятельностью органов государственной власти;
  • 4) показатель доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и их должностных лиц;
  • 5) показатель ответственности за коррупционные действия (бездействие) должностных лиц;
  • 6) уровень конкуренции;
  • 7) уровень качества предоставляемых государственных услуг и др.

Рассмотрим каждый из указанных критериев отдельно. Для оценки кор;

рупционных рисков по каждому критерию сформированы группы индикаторов.

Первый критерий — уровень административных барьеров. В группу индикаторов, отражающих уровень данного критерия, в обязательном порядке входят:

  • — частота проверок организаций со стороны контролирующих органов;
  • — степень снижения расходов предпринимателей, связанных с преодолением административных барьеров;
  • — степень упрощения процедуры регистрации организаций и внесения изменений в регистрационные документы;
  • — показатель сокращения числа согласований и их упрощения при оформлении разрешений на строительство, реконструкцию и перепланировку помещений, на подключение к коммунальным сетям и др. при получении лицензий и иных документов, требующихся для открытия и ведения бизнеса и др.

Второй критерий — степень детализации административных процедур — включает:

  • — наличие правовых пробелов в процедурных нормах;
  • — наличие регламентации и стандартизации административных процедур, касающихся исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг.

Третий критерий — показатель участия граждан в контроле над деятельностью органов государственной власти — включает:

  • — количество общественных инициатив, касающихся противодействия коррупции;
  • — частота обращений граждан в правоохранительные органы по фактам коррупции;
  • — доля граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в деятельности государственных и муниципальных служащих, и др.

Четвертый критерий — показатель доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и должностных лиц — включает:

  • — наличие механизмов контроля за представлением должностными лицами деклараций о доходах, собственности, об экономических и хозяйственных интересах;
  • — наличие условий, способствующих использованию независимой экспертизы при принятии решений;
  • — наличие механизмов обратной связи при обращении граждан в органы власти.

Пятый критерий — показатель ответственности за коррупционные действии (бездействие) должностных лиц — включает:

  • — наличие в законодательстве санкций за несоблюдение положений о конфликте интересов, а также за совершение коррупционных действий;
  • — доля привлеченных должностных лиц за коррупционные действия и др.

Шестой критерий — уровень конкуренции — включает анализ и оценку доли государственных (муниципальных) закупок, проведенных с единственным поставщиком.

Седьмой критерий — уровень качества предоставляемых государственных услуг — включает:

  • — наличие системы электронного обмена информацией и получения государственных и муниципальных услуг гражданами и организациями;
  • — уровень удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг.

Мониторинг коррупционных рисков предполагает, во-первых, выявление, анализ и оценку коррупционных рисков и факторов с учетом разработанной системы индикаторов и, во-вторых, разработку предложений по устранению коррупционных факторов и рисков. Предложения по устранению коррупционных рисков могут носить общий характер или содержать разные способы устранения коррупционных рисков путем либо разработки необходимых процедур, либо отмены (изменения) соответствующих норм закона.

На основе полученных данных разрабатывается механизм снижения рисков, включающий целый комплекс мер правовой, информационной, организационной кадровой, просветительско-пропагандистской направленности. В их числе мероприятия: по ротации кадров; декларированию доходов, расходов, имущества и имущественных прав лиц, занимающих должности в аппарате государственного и муниципального управления, государственных корпорациях, государственных фондах и фондах с государственным участием; оптимизации системы материальной и финансовой заинтересованности работников; пересмотру должностных регламентов в сторону их ужесточения и др. Основная цель таких мероприятий — снижение степени свободы усмотрения чиновником, замещающим должность из перечня должностей наибольшего коррупционного риска.

Таким образом, минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается следующими методами:

  • — введением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем;
  • — перераспределением функций между структурными подразделениями внутри федерального государственного органа, государственной корпорации;
  • — использованием информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности (служебная корреспонденция);
  • — исключением необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;
  • — совершенствованием механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп и др.

В целях недопущения коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности Минтруда России рекомендует постоянно осуществлять следующие действия:

  • — внутренний контроль за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанный на механизме проверочных мероприятий. Проверочные мероприятия должны проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, гак на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в средствах массовой информации;
  • — использование средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
  • — проведение разъяснительной и иной работы для снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно опасных управленческих функций.

Из сказанного следует, что мониторинг коррупционных рисков представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, анализ и оценку условий и обстоятельств, мотивирующих и открывающих возможность вступления в коррупционные отношения с целью выработки мер упреждающего действия. Тем самым открывается возможность своевременно выявлять, отслеживать, строже оценивать и оперативно устранять риски до или, по крайней мере, во время их превращения в то, что называется коррупцией.

  • [1] Стандарт финансового контроля 101. Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации. Протокол jM> 15К (717) от 2 апреля 2010 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой