Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При обжаловании апелляционных определений, решений и определений районных судов имеется в виду ситуация, когда в первом кассационном звене (президиум суда субъекта РФ) пересмотр не состоялся, заявителю отказали в передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании. В иных случаях, если в судебном заседании жалоба с делом все же рассматривались, Президиум вынесет постановление… Читать ещё >

Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Производство в суде кассационной инстанции

В результате изучения гл. 27 студент должен:

знать

  • • понятие и назначение кассационного способа обжалования судебных актов;
  • • зависимость места рассмотрения жалобы от уровня обжалуемого акта;
  • • требования к форме и содержанию кассационной жалобы;
  • • условия осуществления права кассационного обжалования;
  • • порядок и пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции;

уметь

  • • давать квалифицированные юридические консультации, связанные с реализацией права на обжалование судебного акта в суде кассационной инстанции;
  • • правильно применять, соблюдать и толковать процессуальные нормы в сфере кассационного пересмотра судебных актов;
  • • составлять кассационные жалобы и иные документы;
  • • правильно интерпретировать судебную практику;

владеть навыками анализа судебной правоприменительной практики в сфере кассационного пересмотра судебных актов.

Право кассационного обжалования, порядок и условия его осуществления

Для уяснения сущности кассационной инстанции и кассационного производства следует иметь в виду, что в действующем законодательстве кассационное и надзорное производство — это две части бывшего единого целого — надзорного производства. Надзорное производство до 1 января 2012 г. осуществлялось в трех надзорных инстанциях: в Президиуме суда субъекта РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Президиуме ВС РФ. Множественность надзорных инстанций справедливо критиковалась в литературе. Однако ликвидировать эту множественность можно было, лишь устранив правила родовой подсудности гражданских дел. Законодатель пошел другим путем, который можно назвать «механическим»: две из трех надзорных инстанций были переименованы в «кассационные», а собственно «надзорной» стал только Президиум ВС РФ. Смысл и порядок производства во всех трех инстанциях остался прежним[1], что и будет продемонстрировано в соответствующих главах настоящего учебника.

Объекты кассационного обжалования.

Подсудность кассационных жалоб

В качестве объектов кассационного обжалования выступают вступившие в законную силу судебные постановления:

  • 1) решения судов первой инстанции;
  • 2) судебные приказы;
  • 3) апелляционные определения;
  • 4) постановления президиумов судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов.

Следует отметить, что для каждого из указанных объектов обжалования необходимо правильно определить судебный орган, полномочный рассматривать жалобу. Этот орган, учитывая множественность первых инстанций, должен быть вышестоящим по отношению к суду, который принял обжалуемый акт.

Нормы о подсудности кассационных жалоб сосредоточены в ст. 377 ГПК. Данная норма, к сожалению, страдает изъянами юридической техники, которые не способствуют ее правильному восприятию и применению:

  • — в статье неоднократно в отношении актов суда первой инстанции оговаривается «вступившие в законную силу», хотя необходимости в этой оговорке нет — ст. 377 ГПК расположена в разд. 4 под названием «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» ;
  • — неоднократное дословное воспроизведение всех существующих в Российской Федерации субъектов РФ (республик, краев и т. д.) утяжеляет конструкцию статьи и мешает восприятию содержания нормы;
  • — искусственным и излишним представляется включение в ст. 377 ГПК порядка обжалования актов военных судов (п. 2 и 4 ч. 2), для них лучше было предусмотреть отдельную норму.

В связи с отмеченными недостатками представляется приемлемым рассмотреть подсудность кассационных жалоб военным и общегражданским судам отдельно; использовать вместо дословного перечня всех субъектов РФ обобщающее их определение: «суд субъекта Российской Федерации», а также презюмировать, что любой упоминаемый в связи с подсудностью кассационных жалоб судебный акт является вступившим в законную силу.

Изложенные допущения помогут выстроить систему судов, рассматривающих кассационные жалобы. Кассационных инстанций две, разного уровня, поскольку, как уже отмечено, необходимо для каждого дела создавать собственную «надстройку» из контролирующих инстанций.

Первая кассационная инстанция (нижний уровень) — это Президиум суда субъекта РФ. Данный орган рассматривает жалобы:

  • — на апелляционные определения судов субъектов РФ;
  • — на апелляционные определения районных судов;
  • — на судебные приказы, решения, определения районных судов и мировых судей.

Вторая кассационная инстанция (уровнем выше) — Судебная коллегия ВС РФ. Судебная Коллегия по гражданским и Судебная коллегия по административным делам рассматривают жалобы:

  • — на кассационные постановления президиумов судов субъектов РФ (т.е. постановления первой кассационной инстанции, в свою очередь, являются объектом второго кассационного обжалования, теперь уже в Судебную коллегию ВС РФ);
  • — на апелляционные определения судов субъектов РФ (при условии, что эти определения были обжалованы в Президиум суда субъекта РФ, т. е. были объектом первого кассационного обжалования);
  • — на решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции (при условии, что они были обжалованы в Президиум суда субъекта РФ).

При обжаловании апелляционных определений, решений и определений районных судов имеется в виду ситуация, когда в первом кассационном звене (президиум суда субъекта РФ) пересмотр не состоялся, заявителю отказали в передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании. В иных случаях, если в судебном заседании жалоба с делом все же рассматривались, Президиум вынесет постановление, а постановление уже названо в качестве самостоятельного объекта обжалования.

Аналогичный подход к обжалованию и в системе военных судов. Так, Президиум окружного (флотского) военного суда (п. 2 ч. 2 ст. 377 ГПК) рассматривает жалобы:

  • — на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов;
  • — на решения и определения гарнизонных военных судов.

Военная коллегия ВС РФ рассматривает жалобы:

  • — на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов;
  • — на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов (при условии, что эти постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда);
  • — решения и определения гарнизонных военных судов (если эти постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда).
  • [1] Подробнее об этом см.: Терехова Л. А. Система пересмотра судебных решений в ГПК РФ // Вестник гражданского процесса. 2012. № 3. С. 38−51.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой