Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание и виды прогнозирования потребительского спроса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прогноз макроспроса включает расчеты спроса в разрезе укрупненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров — в разрезе товаров растительного и товаров животного происхождения и т. д. Прогноз макроструктуры спроса связан со стабильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических… Читать ещё >

Содержание и виды прогнозирования потребительского спроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прогнозирование спроса — научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом периоде при определенных изменениях платежеспособности потребителей и предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса являются составной частью прогнозов социально-экономического развития, используются при разработке стратегий развития производственных и торговых предприятий, выработке рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.

Прогнозирование потребительского спроса включает следующие этапы:

  • • сбор и обработку исходной информации для расчета прогноза;
  • • выдвижение гипотезы о предполагаемых социальноэкономических условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;
  • • расчет прогноза на перспективу;
  • • оценку полученных результатов и разработку правил их возможной корректировки.

На первом этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о развитии потребительского спроса и предложения товаров; факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.

Основными источниками информации являются:

  • • отчетные и плановые балансы денежных доходов и расходов населения (разрабатываются федеральными и региональными статистическими и экономическими органами);
  • • данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств;
  • • данные о динамике цен на потребительские товары и услуги;
  • • данные статистической отчетности о динамике показателей розничного товарооборота;
  • • нормы рационального потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров.

Наиболее содержательными считаются данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств (проводятся статистическими органами), позволяющие оценивать и прогнозировать уровень и структуру потребительского спроса в зависимости от уровня среднедушевых доходов населения. В настоящее время такие обследования охватывают 48,7 тыс. домохозяйств на всей территории России (0,1% всех домохозяйств). Обследование проводится па основе записей домашних хозяйств о текущих расходах на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг и источниках поступления в домохозяйства товаров без оплаты в подробной номенклатуре. Сведения кодируются интервьюерами с применением специального кодификатора по 475 позициям. Затем членов домохозяйств опрашивают по окончании квартала, в ходе опроса регистрируются демографические и социально-экономические характеристики членов домохозяйства и информация в целом по домохозяйствам по показателям, включенным в программу обследования.

Недостатки данного источника информации:

  • • ориентация выборочного обследования па средний слой населения, который в последние годы тяготеет к бедности, ведет к завышению доли продовольственных товаров в общем объеме продаж товаров;
  • • существенно занижаемая доля расходов на алкогольные напитки.

Для решения этих проблем необходимо корректировать указанные отклонения по данным статистики розничного товарооборота. В 1990;е гг. большая доля розничного товарооборота приходилась па неорганизованные формы закупки и реализации потребительских товаров (примерно 30%), поэтому статистика розничного товарооборота перестала выполнять роль надежного источника информации. В настоящее время одним из важнейших направлений совершенствования прогнозирования потребительского спроса и всей организации товарного обращения является создание системы информации о производстве и обращении товаров и услуг.

Создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков было предусмотрено Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998−2005 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. № 593. Особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках. С помощью конъюнктурной информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках и т. п. решаются конъюнктурные и маркетинговые задачи. Данные статистической отчетности применяются для обобщающих оценок состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.

Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе представляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов, определяющих изменение спроса, и содержит общие направления и тенденции его развития.

ПРИМЕР 4.1

Гипотеза об изменении степени удовлетворения спроса населения в перспективе может включать предположения:

  • • о том, что изменение денежных доходов населения вызовет изменения общего объема (увеличение или снижение) и структуры (улучшение или ухудшение) потребительского спроса;
  • • будут реализованы меры государственной социальной политики, направленные на сокращение дифференциации населения по уровню среднедушевых денежных доходов, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги, а также меры поддержки отечественных производителей, которые обеспечат рост конкурентоспособности товаров отечественного производства по качеству и цене;
  • • умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;
  • • развитие материально-технической базы и современных торгово-технологических процессов в торговой отрасли позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

На третьем этапе выполняется расчет прогноза спроса на перспективу, при этом, с одной стороны, необходимо объективно оценивать факторы и условия, формирующие основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой — отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического переноса на будущее. Поэтому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и динамику потребительского спроса:

  • • роста валового внутреннего продукта и изменения основных направлений его использования;
  • • роста денежных доходов и расходов населения;
  • • изменения уровня цен на потребительские товары и услуги;
  • • изменения численности населения, его социально-экономической половозрастной структуры.

Кроме перечисленных факторов общего порядка учитывается влияние специфических факторов, формирующих спрос на отдельные группы товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного пользования необходим предварительный прогноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т. п. Следовательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, формирующих основные тенденции его развития.

Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детерминированности и неопределенности его будущего развития, постольку оно всегда имеет вероятностный характер.

Поэтому прогнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде.

Выбор конкретных методов прогнозирования зависит от продолжительности периода прогнозирования и степени детализации или агрегирования потребительского спроса. В зависимости от продолжительности периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1 -2 года), среднесрочным (на 3−5 лет) и долгосрочным (на срок свыше 5 лет).

В силу инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода существенных изменений в действии основных факторов спроса не происходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.

При среднесрочном планировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.

При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы прогнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.

В зависимости от степени детализации или агрегированности структуры спроса различают:

  • • прогноз общего объема платежеспособного спроса;
  • • прогноз макроструктуры спроса;
  • • прогноз спроса на отдельные товары;
  • • прогноз микроспроса.

Прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка на краткосрочную перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов населения. Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического моделирования динамики общего объема спроса.

Прогноз макроспроса включает расчеты спроса в разрезе укрупненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров — в разрезе товаров растительного и товаров животного происхождения и т. д. Прогноз макроструктуры спроса связан со стабильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — методов экспертных оценок и аналогий.

Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кондитерские изделия, мебель или радиотовары и т. п., может производиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — на основе норм рационального потребления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.

Рассмотренные виды прогнозов потребительского спроса различаются между собой как по содержанию, так и по применяемым методам расчетов. В совокупности они представляют собой систему комплексного изучения и прогнозирования спроса, позволяющую производить многовариантные расчеты прогнозов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой