Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-управленческие аспекты повышения эффективности и качества функционирования промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи основным фактором конкурентоспособности предприятий, их устойчивого функционирования в рыночных условиях становится обеспечение эффективности производства и качества продукции. Для производителей товаров и услуг высокое качество и эффективность производства являются основными условиями удовлетворенности потребителей, что в стратегическом плане определяет успех предприятия. Если… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И КАЧЕСТВОМ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИИ
    • 1. 1. Классификация и анализ рисков и показателей эффективности функционирования современного предприятия
    • 1. 2. Направления исследования экономической эффективности управления качеством на промышленном предприятии
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 1. Бизнес-процессы и методы управления эффективностью системы качества на современном предприятии
    • 2. 2. Механизм и процесс управления качеством на предприятии
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 3. 1. Применение процессного подхода для управления операционными рисками промышленного предприятия
    • 3. 2. Развитие организационной структуры промышленного предприятия для совершенствования системы управления качеством

Организационно-управленческие аспекты повышения эффективности и качества функционирования промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Производитель и потребитель находят друг друга на рынке и их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. Потребитель выбирает различных производителей, так как он является главной фигурой и именно он определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, указывая этим, что следует производить, и с какими потребительскими свойствами.

В этой связи основным фактором конкурентоспособности предприятий, их устойчивого функционирования в рыночных условиях становится обеспечение эффективности производства и качества продукции. Для производителей товаров и услуг высокое качество и эффективность производства являются основными условиями удовлетворенности потребителей, что в стратегическом плане определяет успех предприятия. Если предприятия не смогут обеспечить требуемое качество и эффективность производства, а значит и конкурентоспособность своей продукции, то никакие инвестиции не помогут им выжить в долгосрочной перспективе. Повышение эффективности и качества становится одним из важнейших аспектов в управлении предприятием, наряду со снабжением, финансами, производством.

Конкурентоспособная продукция оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом, обеспечивающая конкурентоспособность предприятий. Конкурентоспособность экономики государства в конечном итоге определяется конкурентоспособностью отечественных товаров и услуг. Качество продукции, эффективность производства в государственном масштабе являются не только экономическими факторами, но и определяет культурный уровень населения, политический вес и авторитет страны в мире.

Проблемы обеспечения эффективности производства и качества продукции на сегодняшний день для отечественных предприятий являются едва ли не самыми важными. В свете приближающегося вступления России во Всемирную Торговую Организацию эта проблема выходит в разряд факторов национальной экономической безопасности. Без обеспечения высокоэффективного производства, стабильного высокого качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. При этом уровень качества продукции определяется степенью совершенства действующей на предприятии системы качества.

В этой связи, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем обстоятельством, что повышение эффективности и качества должно стать стратегическим коммерческим императивом, как на микро — так и на макроуровне. При этом роль государства должна заключаться в сбалансированном регулировании национальных производителей, что предполагает создание не целевых государственных программ, направленных на ускорение прогресса в этой области, а, прежде всего, общеэкономических условий для повышения эффективности производства и ускоренного внедрения систем качества на предприятиях. Приоритетными мероприятиями должны считаться те, которые направлены на создание и поддержание обоснованного уровня конкуренции на отечественном рынке.

Следует констатировать, что в современных экономических условиях, в которых функционирует отечественное хозяйство, характеризующихся высокой степенью монополизации в отдельных секторах, рыночные отношения находятся еще в зачаточном состоянии. В таком же состоянии находятся и системы управления качеством на многих российских предприятиях. В отраслях, производящих технически сложную продукцию имеется устойчивая тенденция к внедрению и использованию современных методов менеджмента качества, в сырьевых отраслях ситуация гораздо хуже.

Наряду с показателями экономической эффективности функционирования предприятий, обеспечивающей повышения качества продукции, одним из важнейших характеристик действия рыночных факторов является риск. В целом, риск является характеристикой надежности менеджмента предприятия в условиях действия неблагоприятных факторов и связан с осуществлением тех или иных операций. Поэтому, анализируя операционный риск, необходимо разрабатывать и развивать методы, позволяющие прогнозировать наступление неблагоприятной ситуации и принимать меры, позволяющие снижать возможность наступления тех или иных рисковых событий.

В процессе реализации управленческих решений, когда ожидаемым в перспективе событием становится достижение поставленной конкретной цели, менеджменту предприятия важно постоянно контролировать ситуацию, не выходя из области допустимых рисков, но при этом достигать требуемых для эффективной работы предприятия экономических показателей.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена настоятельной потребностью в повышении эффективности и качества функционирования промышленных предприятий на основе совершенствования организационных структур и развития методов управления операционными рисками и системой качества предприятия, и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по реализации указанной потребности в современных рыночных условиях.

Степень разработанности проблемы. Проблема управления эффективностью производственно-хозяйственной деятельности и качеством, ранее часто воспринималась как технический вопрос в процессе функционирования предприятий. В хозяйственной практике проблема достижения планируемого уровня производства и качества продукции решалась локально и в основном технологическими и организационными методами. Огромный вклад в их разработку внесли Г. Г. Азгальдов, И. З. Аронов, Б. В. Бойцов, А. В. Гличев, Э. Деминг, Д. Джуран, К. Исикава, Ф. Кросби, Г. Тагучи, А. Фегенбаум, И. И. Чайка, Д. Этингер. На современном этапе такой подход представляется не достаточным, так как существует потребность дополнить его экономическими методами.

Вопрос эффективности управления качеством также не получил должного внимания в теории. Новым направлением, призванным ответить на все возникающие вопросы в этой сфере, является управление системой качества в рамках экономики предприятий. Но это направление на сегодняшний день не представляет собой стройной системы, так как оно еще не достаточно разработано в теории и не внедрено на практике. В работах Ю. П. Адлера, Д. С. Демиденко, Е. М. Карлик, В. М. Мишина, A.JI. Шестакова, А. Н. Шишова, С. Е. Щепетовой отражено исследование данных аспектов управления качеством. При этом требования учета и анализа эффективности мероприятий по управлению качеством содержатся в международных стандартах ИСО 9000, однако они носят больше декларативный характер — какие-либо стандартные, основополагающие принципы экономического обоснования мероприятий по улучшению отсутствуют.

Основные проблемы оценки показателей экономической эффективности на предприятиях освещены в работах отечественных и зарубежных ученых: Д. Глэдстоуна, А. Г. Грязновой, И. В. Журавковой, Э. И. Крылова, JT. Ли-вингстон, Б. Коласса, В. Мейера, В. Маршала, Дж. Пикфорда, И. К. Прокопенко, М. Сатклиффа, JI. Скамай, М. Сондерса, Б. Стайнера, Р. Брейли, С. Майерса, А. В. Мертенса, В. В. Ковалева, А. Ф. Черненко, А. Х. Шима, К. В. Щиборща, Ф. Ч. Эванса.

Однако в научной экономической литературе далеко не в полной мере рассмотрены вопросы, связанные с исследованием и обоснованием повышения эффективности и качества производимой продукции на основе анализа показателей эффективности и операционных рисков предприятий. Кроме того, необходима последовательная разработка мероприятий по рационализации управления современными предприятиями, совершенствования их организационной структуры для повышения эффективности системы качества с учетом влияния рыночных факторов.

Очевидная актуальность темы предлагаемого исследования, а также ее недостаточная разработанность обусловили цель, задачи, объект и предмет диссертации.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка и научное обоснование методических и практических рекомендаций по оценке экономической эффективности функционирования, управлению операционными рисками, совершенствованию организационной структуры, повышению эффективности систем управления качеством с использованием процессного подхода на промышленных предприятиях.

Поставленная в работе цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:

— проанализировать предпринимательские риски, возникающие при осуществлении деятельности промышленных предприятий, предложить методы управления операционными рисками, как разновидности предпринимательских рисков в процессе функционирования современного предприятия;

— изучить направления исследования экономической эффективности управления качеством на промышленном предприятии, исследовать механизм и процесс планирования системы управления качеством;

— разработать блок-схему процессного подхода управления качеством на промышленных предприятиях во взаимосвязи основных, обеспечивающих и управленческих процессов;

— предложить в рамках организационной структуры промышленных предприятий создание специализированного органа для совершенствования системы управления качеством.

Объект исследования. Объектом научного исследования являются промышленные предприятия, функционирующие в рыночных условиях.

Предмет исследования. Предметом научного исследования выступает процесс повышения эффективности и качества функционирования промышленных предприятий на основе совершенствования организационной структуры, оценки эффективности функционирования и управления операционными рисками, развития системы управления качеством на основе использования процессного подхода.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды ведущих российских и зарубежных специалистов по экономике предприятия, качеству, общей теории менеджмента, маркетинга. В исследовании использовалась нормативная документация: международные стандарты ИСО 9000, а также разработанные на их основе отечественные стандарты (ГОСТы).

В информационную базу вошли данные официальной статистики России, материалы научно-практических конференций, аналитические и статистические обзоры периодической печати, нормативно-правовые акты РФ, регулирующие исследуемые процессы.

В диссертации использовались диалектические методы исследования, которые позволили выявить основные характеристики рассматриваемых явлений и процессов, помогли определить тенденции их развития и становления. В процессе исследования применены различные научные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, экономико-статистический, сравнительно-аналитический метод, а также метод экспертных оценок.

Результаты исследования, полученные лично автором, состоят в том, что входе работы над диссертацией:

— уточнена классификация методов управления качеством в рамках промышленного предприятия в современных условиях;

— на основе анализа процессного подхода обоснована блок-схема управления качеством на промышленных предприятиях;

— предложен метод управления операционными рисками предприятий для повышения эффективности их функционирования;

— сформулированы рекомендации по совершенствованию организационной структуры промышленных предприятий для повышения эффективности производства и системы качества на предприятии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в решении научной задачи по обоснованию перспективных направлений повышения эффективности и качества производимой продукции на основе совершенствования организационной структуры и методического инструментария оценки экономической эффективности и управления операционными рисками и системой качества на промышленных предприятиях в рыночных условиях.

Научная новизна выносимых на защиту положений конкретизируется в следующих положениях:

1. В системе функций менеджмента выделены и уточнены методы управления качеством. Автор дополняет общепринятую классификацию методов управления качеством экспертными методами, в результате чего в исследовании выделяется 5 групп методов управления качеством на предприятии: организационно-распорядительныеэкономическиесоциально-психологическиетехнологическиеэкспертные.

2. На основе анализа бизнес-процессов промышленных предприятий предложена блок-схема процессного подхода управления качеством на промышленных предприятиях во взаимосвязи основных, обеспечивающих и управленческих процессов, обусловливающая необходимость решения трех взаимосвязанных задач: создание системы качества, функционирующей на уровне всего предприятия, охватывающей все стадии жизненного цикла продукции, а не только стадию их производствареализацию мероприятий по обеспечению качества в аспекте снижения частоты организационных факторов отказов, связанных с нарушением технологии осуществления работповышение качества в аспекте внедрения различного рода инноваций: новой техники, модификаций комплектующих и материалов, модернизации технологии ремонта оборудования, эксплуатации и др.

3. Уточнены методы управления операционными рисками в процессе функционирования современного предприятия. В частности, в качестве целесообразного инструмента снижения операционных рисков предприятий предложен метод локально-оптимального управления. Основные преимущества данного метода состоят в том, что он позволяет процесс принятия решений и управления разбивать на отдельные этапы и свести одну сложную задачу со многими переменными ко многим задачам с малым числом переменных, что значительно сокращает объем вычислений и ускоряет процесс принятия решений.

4. Даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры промышленных предприятий для повышения эффективности производства и качества производимой продукции. В ходе исследования обоснована необходимость создания в структуре промышленного предприятия отдела качества, состоящего из группы технологического контроля и группы аудита и анализа, функции которых сформулированы в ходе исследования.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в создании и разработке методических и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-управленческих аспектов повышения экономической эффективности функционирования предприятий и совершенствованию системы качества.

Диссертационное исследование развивает в недостаточной степени разработанное теоретическое направление, обеспечивающее новые подходы к обеспечению повышения качества продукции промышленных предприятий на основе совершенствования методического инструментария оценки экономической эффективности и управления операционными рисками, совершенствования их организационных структур для повышения эффективности производства и системы качества предприятия.

Все предлагаемые автором рекомендации могут быть использованы для промышленных предприятий любого профиля, так как основаны на универсальных принципах процессного подхода и не носят отраслевого характера.

Апробация диссертационного исследования. Результаты проведенного диссертационного исследования получили определенную апробацию и имели научно-практическую реализацию. Основные теоретические выводы и рекомендации докладывались и обсуждались на межвузовских научно-практических конференциях, а также на методологических семинарах, проводимых в Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКК России, Академии гражданской защиты МЧС России, Международной академии предпринимательства в 2005;2008 годах. Положения диссертационного исследования получили апробацию в ходе учебных занятий в Государственной академии строительства и ЖКК России. Некоторые теоретические выводы и практические рекомендации диссертации содержатся в учебных программах и курсах лекций, используемых в образовательном процессе названных вузов.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных статей, одна из которых представлена в журнале «Экономические науки», рекомендованном ВАК РФ для опубликования основных научных результатов кандидатских и докторских исследований. Общий объем авторских публикаций по теме диссертационного исследования составил более 3 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 246 источников, включает 1 таблицу, 8 рисунков. Общий объем работы составляет 152 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, направленное на разработку методических и практических рекомендаций по повышению эффективности и качества функционирования промышленных предприятий в современных рыночных условиях, позволяет остановиться на следующих выводах.

Особенности современного функционирования отечественной экономики, необходимость развития конкурентной среды, накладывает определенный отпечаток на анализ и классификацию показателей экономической эффективности функционирования промышленных предприятий, успешная деятельность которых напрямую связана с необходимостью повышения качества производимой продукции.

В зависимости от методов экономического анализа эффективности функционирования предприятий, данные показатели можно классифицировать на определяемые с помощью классических методов экономического анализа и традиционных методов экономической статистики. Показатели эффективности деятельности промышленных предприятий можно классифицировать на показатели ликвидности и платежеспособностифинансовой устойчивостиделовой активностирентабельности.

Классификация рисков детализирует свод возможных видов риска применительно к конкретным видам предпринимательской деятельности. При этом к настоящему времени в экономической теории не разработано общепринятого и исчерпывающего подхода к классификации предпринимательских рисков. Предпринимательские риски подразделяются на соответствующие группы в зависимости от анализируемых критериев классификации. Для предпринимательской деятельности наиболее распространенной и часто используемой является классификационная схема рисков, при которой основным признаком является разделение всех рисков по однозначности последствий от наступления рискового события.

Операционные риски промышленных предприятий включают в себя множество вопросов повседневной деятельности, в том числе, помимо основных процессов, безопасность труда, случаи мошенничества, отказы продукции (услуги), нарушение производственного процесса и вопросы качества. Риск, возникающий на микроуровне организации, связан с системами производства продукции и ее доставки. На макроуровне операционный риск принимает форму подверженности операций риску колебаний валютных курсов (в условиях внешнеторговой деятельности) и политическому риску.

В прогрессе деятельности предприятий важно не только оценивать риски последствий, но формировать механизмы управления операционным риском. Прежде всего, необходимо управлять рисками в области рентабельности деятельности, что обеспечит возможность повышения качества производимой продукции.

Механизмом управления производственным риском является операционный рычаг, который характеризуется эффектом и силой воздействия. Механизм применения операционного рычага зависит от того, какие факторы воздействуют на изменение выручки от продаж в предстоящем плановом периоде по сравнению с базисным периодом. Операционный рычаг — инструмент управления, позволяющий обеспечить допустимое соотношение уровня прибыли и степени производственного риска в процессе осуществления планируемой деятельности.

Главным методологическим принципом управления операционными рисками является обеспечение сопоставимости оценки полезности и меры риска за счет измерения обоих этих показателей в общих единицах измерения. Качественный анализ операционных рисков предполагает: идентификацию (установление) всех возможных рисковвыявление источников и причин рискавыявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения. Количественный анализ операционного риска предприятий предполагает численную оценку рисков, определение их степени и выбор оптимального решения.

Способы снижения и разрешения риска образуют методы управления операционным риском, среди которых выделяют: избежание рискаудержание рискапередача (перевод) рискаснижение степени риска (управление риском). Широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств, приобретение дополнительной информации о выборе и о результатах.

Особенности результатов хозяйственной деятельности промышленных предприятий опосредуют конкретные методы для определения показателей экономической эффективности и операционных рисков. Как свидетельствует проведенное исследование, в настоящее время представляется целесообразным применение метода локально-оптимального программирования. Данный метод позволяет процесс принятия решений и управления разбивать на отдельные этапы и свести одну сложную задачу со многими переменными ко многим задачам с малым числом переменных, что значительно сокращает объем вычислений и ускоряет процесс принятия управленческих решений.

Как свидетельствует проведенное исследование, существующий комплекс методов управления качеством охватывает все функции управления. Функции планирования и контроля реализуются преимущественно с помощью экономических, технологических и экспертных методов, функция организации — с помощью распорядительных, а функция мотивации обеспечивается социально-психологическими методами.

В функциях планирования и контроля особую роль играют экономические методы, включающие в себя кроме всего прочего и способы экономической оценки мероприятий в области качества. Основное внимание в них уделяется определению экономической эффективности управления качеством.

На сегодняшний день отсутствуют общепринятые подходы к определению экономической эффективности обеспечения и повышения качества. Исследование эффективности функционирования системы управления качеством первоначально основывалось лишь на анализе затрат на обеспечение качества. Целью при этом являлось такое распределение затрат между группами затрат на обеспечения качества, которое минимизирует их общую величину. По мере эволюции подходов к управлению качеством с пониманием общесистемного характера проблемы возникла необходимость анализа эффективности управления качеством в рамках системы управленческого учета всей организации. Возможность реализации такого условия дает использование процессного подхода к определению затрат и результатов управления качеством на предприятии.

С целью исследования системы управления качеством было принято решение использовать процессный подход, для чего в структуре было выделено шесть уровней процессов — начиная от высшего и заканчивая процессами элементарных операций. Исследования показали, что чем выше степень декомпозиции процессной структуры, тем выше точность оценки эффективности функционирования системы управления качеством.

Предприятие представляет собой огромное множество взаимодействующих друг с другом процессов. Существуют различные способы их классификации, однако все они имеют определенные недостатки. В исследовании был предложен и обоснован следующий подход к классификации видов процессов:

1. Основные процессы, создающие потребительскую ценность. Эти процессы составляют «ядро» организации, они связаны с целенаправленным воздействием или видоизменением предмета труда, и любое несоответствие продукции непосредственно возникает в них.

2. Обеспечивающие процессы. Они создают и поддерживают необходимые условия для выполнения основных функций и функций менеджмента. В этих процессах также создается ценность, но не для потребителя, а для производителя, т. к. эти процессы делают возможным выпуск и реализацию продукции.

3. Управленческие процессы. Среди этого типа процессов есть те, которые непосредственно взаимодействуют с основным процессом. Остальные процессы управления влияют на основной процесс опосредованно через обеспечивающие процессы. Предложено при анализе конкретного основного процесса выделять процессы управления прямого воздействия и процессы управления косвенного воздействия.

Как свидетельствует проведенное исследование, основанное на анализе современной практики деятельности промышленных предприятий, совершенствование управления качеством должно являться результатом решения трех взаимосвязанных задач:

1. Создание системы качества, функционирующей на уровне всего предприятия и охватывающей все стадии жизненного цикла жилищно-коммунальной услуги, а не только стадию ее производства.

2. Реализация мероприятий по обеспечению качества в аспекте снижения частоты организационных факторов отказов, связанных с нарушением технологии осуществления работ.

3. Реализация мероприятий по повышению качества в аспекте внедрения различного рода инноваций: новой техники, модификаций комплектующих и материалов, модернизации технологии ремонта оборудования, эксплуатации и др.

На сегодняшний день отсутствует единый орган, специализирующийся на проблемах качества, который бы целенаправленно и системно проводил политику в этой области в рамках промышленных предприятий. Поэтому различные мероприятия по совершенствованию системы качества носят, как правило, фрагментарный, нерегулярный характер и зачастую не согласованы друг с другом. Кроме того, необходимо принять во внимание тот факт, что зачастую невысокая эффективность функционирования промышленных предприятий не позволяет выделить обособленное подразделение, занимающееся вопросами совершенствования системы качества на предприятии.

Таким образом, необходима рациональная организационная структура системы качества. В исследовании предложено линейно-функциональное построение системы качества во главе с уполномоченным руководства — главным инженером. В его непосредственном подчинении находится отдел качества, который централизованно координирует и контролирует деятельность отделов.

В двухуровневой системе качества должны быть разграничены полномочия по управлению обязательными к описанию по МС ИСИ 9000:2000 процессами, т. к. некоторые из них выходят за рамки ответственности одного подразделения.

Что касается деятельности отдела качества, то она должна быть направлена на выполнение и контроль как организационных, так и технологических мер по качеству, соответственно предлагается в его структуре выделить две службы: группу аудита и анализа и группу технологического контроля. Основная задача группы аудита и анализа — контроль состояния системы качества и разработка корректирующих и профилактических мер.

Построение и совершенствование системы качества в соответствии с данными предложениями позволяет повысить эффективность ОК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов. М.: Эксмо, 2007.
  2. В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге. СПб: Изд-во Михайловой В. А., 2006.
  3. Ю.П., Щепетова С. Е. Поток процесса и зеркало судьбы // Стандарты и качество. 2002. — № 10.
  4. Ю.П., Щепетова С. Е. Нужна ли нам «система экономики качества»? Неужели да? // Стандарты и качество. 2001. — № 12.
  5. Ю.П., Щепетова С. Е. Процесс под микроскопом // Методы менеджмента качества. 2002. — № 7.
  6. Ю.П., Щепетова С. Е. Чем дальше в лес, тем больше процессов // Методы менеджмента качества. 2002. — № 8.
  7. Ю.П., Щепетова С. Е. Экономика качества как система. // Методы менеджмента качества. 2002. — № 5.
  8. Ю.П., Щепетова С. Е. Система экономики качества. М.: Стандарты и качество, 2005.
  9. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) М.: Экономика, 1982.
  10. Ю.Алекперов В. Ю. Локомотив российской экономики // Нефть России. -2003.-№ 1(95).
  11. П.Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя. М.: ИНФРА-М, 2001.
  12. И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 1989.
  13. В., Дагаев А. Инновационный менеджмент. М.: Дело, 2003.
  14. О.В. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2007.
  15. ИЗ. Декларация о соответствии: мифы и реальность // Стандарты и качество. 2002. -№ 11.
  16. И.З. Исчерпаны ли возможности тейлоризма? // Методы менеджмента качества. 2002. — № 5.
  17. Ю.А. Система менеджмента качества библиотек. М.: Профессия, 2007.
  18. В.Г., Ириков В. А. Технологии повышения финансового результата: практика и методы. М.: МЦФЭР, 2006. '
  19. JI.E., Протасьев В. Б. Управление качеством. М.: ИН-ФРА-М, 2007.
  20. JI.B. Управление качеством в туризме. Практикум. М.: КноРус, 2007.
  21. А. М. Методика анализа рентабельности и финансового состояния предприятия (организации). СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  22. С. Настольная книга финансового директора/ Стивен М. Берг- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  23. JI.A. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ./ Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И. И. Елисеева. М.: Финансы и статистика, 2003.
  24. Бенджамин Грэхем, Джейсон Цвейг. Разумный инвестор. М.: Издательский дом «Вильяме», 2007.
  25. Биктимиров P. JL, Гречишников В. А., Дырин С. П., Гумеров А. Ф., Жарин Д. Е., Схиртладзе А. Г., Юрасов С. Ю. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении. Сп.: Питер, 2005.
  26. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  27. В.А. Факторы экономического роста // Экономист. 2003.1.
  28. С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  29. А.З. Финансовое оздоровление фирмы. -М.: Дело, 2004.
  30. В.В. Финансовый инжиниринг. СПб: Питер, 2004.
  31. Ю., Гапенски JL, Финансовый менеджмент: Полный курс. Т.1 / Под ред. Ковалева. СПб: Экономическая школа, 2004.
  32. М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды. // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1.
  33. И.А., Плоткин Я. Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. М., 1998.
  34. Бут Г. Непосредственный метод учета движения денежных средств // Управленческий учет и финансы. 2005. — № 1.
  35. М.А., Мизинцева М. Ф. Управление качеством: Учебное пособие. М.: Издательство РУДН, 2004.
  36. О. Е. Перспективный анализ развития предприятий на основе показателей движения денежных средств: Автореферат дис.. к.э.н. -Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2004.
  37. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 2004.
  38. А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов. СПб, Питер, 2004.
  39. А.В., Марцынковский О. А., Шеханов Ю. Ф. Внедрение процессной модели на предприятиях // Методы менеджмента качества. -2002. № 8.
  40. Внедрение сбалансированной системы показателей. Пер. с нем. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  41. С.Н., Балдин К. В. Управление рисками в предпринимательстве. М.: Финансы и статистика, 2006.
  42. С.А., Балахонова И. В. Инструменты совершенствования деятельности предприятия // Методы менеджмента качества. 2002. — № 3.
  43. Г. В. Некоторы подходы к построению систем качества по МС ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качество. 2002. — № 4.
  44. Д. Управление производством на базе стандарта MRP II. -СПб: Питер, 2008.
  45. В.И., Пичугин К. В. Кухня процессного подхода // Методы менеджмента качества. 2002. — № 4.
  46. .И., Злобина Н. В., Спиридонов С. П. Управление качеством. М., 2007.
  47. А.И. Прикладной экономический анализ. СПб: Питер, 2005.
  48. Глушков И. Е Управленческий учет на современном предприятии. -М.: КНОРУС, 2004.
  49. Д. Инвестирование капитала. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006.
  50. Г. Я. Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 2003.
  51. Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: Монография. Таганрог: ТРТУ, 2002.
  52. Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1991.
  53. О.Ю. Функционально-стоимостной анализ качества продукции и управления маркетингом на предприятии. М.: Альфа-Пресс, 2006.
  54. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. Официальный текст. — М.: Новая волна, 1997.
  55. С.Я. Оценка надежности изделий по данным эксплуатации // Методы менеджмента качества. 2002. — № 8.
  56. А.В. Инвестиционный капитал предприятия. М.: КНОРУС, 2006.
  57. С.М. Уроки экономики: не продается вдохновенье // Ведомости, 2004. № 236 (1276) — Декабрь.
  58. А. Управление инвестициями. М.: Интернет-трейдинг, 2005.
  59. Дандон, Эйлейн. Инновации./ Пер. с англ. С. Б. Ильина. М.: Вершина, 2006.
  60. К. Основы бюджетирования. М.: Вершина, 2007.
  61. Р.К. Возможен ли рост//Вопросы экономики. 2002. — № 3.
  62. И. Механизмы стимулирования коммерции. М.: Вершина, 2004.
  63. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции // Диссертация ДЭН. СПб, 1996.
  64. В.Э. Выход из кризиса. Тверь, 1994.
  65. В. Страсти по ISO 9000. Грустно-комическая повесть о получении сертификата на систему качества. М.: Вершина, 2006.
  66. В.Д., Сапунов С. В., Федюкин В. К. Экспертиза и управление качеством промышленных материалов. Сп.: Питер, 2004.
  67. A.M., Лагоша Б. А., Хрусталев Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. М.: Финансы и статистика, 2003.
  68. Е.И. Стратегия роста капитализации компании и бизнес-планирования. Презентация РАВВИ, 2006.
  69. В.Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. М.: ИНФРА-М, 2004.
  70. В. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни. -М.: Вершина, 2006.
  71. Н.Б. Риск-менеджмент. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2003.
  72. В.В., Барт Т. В. Статистические методы в управлении качеством продукции. М.: КноРус, 2006.
  73. Г. И., Романов Р. Г. Уровень качества и стоимость продукции -М.: Экономика, 1970.
  74. В.М. Методы анализа качества продукции. М.: Финансы и статистика, 1985.
  75. Ю.П. Актуальность самооценки по критериям премии Правительства Российской Федерации в области качества // Стандарты и качество. 2002. — № 10.
  76. Г. Н., Полоцкий Ю. И. Использование процессного подхода в системе менеджмента качества // Методы менеджмента качества. 2001. -№ 9.
  77. Избранные труды 40-го конгресса Европейской организации по качеству. Берлин, сентябрь 1996 г.: Сборник переводов с англ./ под ред. Ю. П. Адлера. М. Ред. «Стандарты и качество», 1997.
  78. С.Д., Ильенкова И. Д., Мхитарян B.C. и др. Управление качеством: учебник для ВУЗов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М. Юнити, 1998.
  79. В. Руководство качеством проектов. Практический опыт. -М.: Вершина, 2006. 176 с.
  80. В. Система управления качеством. Российский опыт. СПб: Невский проспект, Вектор, 2007.
  81. B.C., Львов Ю. А. Экономико-математическое моделирование производственных систем. М.: Высшая школа, 1991.
  82. К. Японские методы управления качеством / Пер. с англ. -М.: Экономика, 1988.
  83. Т.Н., Сапилов Е. В., Седлов П. А. Качество продукции: экономический словарь. М.: Экономика, 1990.
  84. Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. -М: СИНТЕГ, 2000.
  85. Е.М., Демиденко Д. С. Опыт определения затрат на обеспечение и повышение качества продукции в машиностроении. Л.: Знание, 1982.
  86. Е.М., Комков С. Ю. Менеджмент качества. М.: ИВЦ Минфина, 2007.
  87. В.А. О политике Европейского сообщества в области качества. Управление качеством / Бюлл. ЦНИИатоминформ. — Вып.4, 1994.
  88. А.И. Финансирование инновационной деятельности // Инновации. 2006. — № 1 (88), февраль.
  89. Г. Б., Смоляк С. А. Эконометрические зависимости. М.: Наука, 2001.
  90. Н.В., Князевский B.C. Принятие рискованных решений в экономике и бизнесе. М.: Контур, 2000.
  91. В.Н. Статистические методы в управлении качеством. Компьютерные технологии. М.: Финансы и статистика, 2007.
  92. А.И. Менеджмент качества. Многое в немногих словах. -М.: Стандарты и качество, 2007.
  93. JI.A. Структура затрат на обеспечение качества продукции и услуг в компаниях стран с развитой рыночной экономикой // Методы менеджмента качества. 2001. — № 10.
  94. Т. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция TQM // Стандарты и качество. 1996. — № 4.
  95. И.Б., Родина О. А. МС ИСО серии 9000. Оценка экономической эффективности внедрения // Методы менеджмента качества. 2002. -№ 7.
  96. В.Ф., Брагин В. В. Процессы управления организацией. -Ярославль: Яртелеком, 2001.
  97. Т., Кондо Е., Ватсон Г. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития. М.: Стандарты и качество, 2005.
  98. Ф. Маркетинг. М.: Экономика, 1994.
  99. И.К., Пищик В. И. Методы Тагути: предложения для экономических систем // Методы менеджмента качества. 2002. — № 11.
  100. В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М.: Финансы и статистика, 2004.
  101. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. — М.: Дело, 2004.
  102. П.Н. Практическое применение функционально-стоимостного анализа СПб: СФЭИ, 2000.
  103. А.Н. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.
  104. . Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции, методы: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2004.
  105. Колин Друри. Управленческий и производственный учет. М.: КНОРУС, 2005.
  106. В.В., Краснова В. Б. Модульная программа для менеджеров. Реструктуризация управления компанией М.: ИНФРА-М, 2000.
  107. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  108. П.В. Математические методы исследования операций в экономике. СПб: Питер, 2007.
  109. Р. Дж. ИСО 9000 Руководство по получению сертификата о регистрации. / Пер. С англ. Н. П. Плетневой. М.: РИА Стандарты и качество, 2001.
  110. Г. Р. Управление производительностью и качеством: модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации. Модуль 5.-М.: ИНФРА-М, 2000.
  111. М.Г., Шишков Г. М. Менеджмент качества как он есть. -М.: Эксмо, 2006.
  112. М.Г., Сергеев С. К., Такташов В. А. Менеджмент систем качества. Учебное пособие. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997.
  113. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд. стандартов, 1992.
  114. А.Б., Никольская Е. Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. СПб: Лань, 2000.
  115. Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
  116. ., Юрьев В. Методы и модели управления фирмой. — СПб: Питер, 2001.
  117. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. -М.: РАН. Наука, 1996.
  118. Ю.А., Хачатуров А. Е. Экономические аспекты систем качества // Методы менеджмента качества. 2001. — № 6.
  119. В. Доктор Дж. Джуран критикует стандарты ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. 1999. — № 11.
  120. О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Логос, 2000.
  121. Ливингстон Лесли. Управление финансами. М.: Омега-Л, 2006.
  122. У. Бережливое производство /Пер. с англ. А. Л. Раскина -М.: РИА „Стандарты и качество“, 2007.
  123. И.Л. Основные производственные фонды промышленности. Справочное пособие. Л.: Лениздат, 1988.
  124. И.Г., Аристов О. Г. Управление качеством продукции. М: Изд. стандартов, 1990.
  125. М.И. Экономические методы управления качеством научно-технической продукции. // Диссертация КЭН. М., 1991.
  126. В.И. Системы качества. М.: КД Университет, 2008.
  127. В.И. Инструменты качества. М.: КД Университет, 2008
  128. Д.С. Экономика качества продукции. М.: Экономика, 1983.
  129. Н.В., Кокотов В. Я. и др. Всесторонняя оценка деятельности поставщика в области качества // Надежность и качество. 1998. — № 8.
  130. И.И., Шапиро В. Д. Управление качеством. Учебник. М.: Омега-Л, 2006.
  131. Майкл J1.Д. Бережливое производство + 6 сигм. Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  132. В.Ф. Реальные инвестиции. М.: МЭСИ, 2001.
  133. Д.А., МакГоуэн К. SADT — методология структурного анализа и проектирования. М.: Метатехнология, 2001.
  134. И. Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  135. В., Маршал В. Оценка эффективности бизнеса / Пер. с англ. А. О. Корсунского. М.: ООО „Вершина“, 2004.
  136. В.П. Управление качеством. М.: Академия, 2005.
  137. Методика оценивания состояния TQM на предприятии. Серия „Все о качестве. Отечественные разработки“. Вып. 1. М.: НТК Трек, 2000.
  138. А.А., Мичасов В. А., Власов С. Е. Автоматизация управления документооборотом в системе качества предприятия // Методы менеджмента качества. 2003. — № 4.
  139. В.Н. Живой менеджмент проектов. М.: Эксмо, 2007.
  140. М.Г. Финансовый менеджмент М.: Гросс Медиа, 2004.
  141. Л.Б. Факторы рынка. М., Экзамен, 2000.
  142. .А. Качество. Как его анализировать? М.: Финансы и статистика, 1989.
  143. М.Г. Управление качеством. М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
  144. М.Р., Поздеева Н. С. Техника поуровневого поиска первопричин проблем качества // Методы менеджмента качества. — 2002. — № 1.
  145. В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  146. М.А. Экономика качества продукции. Л.:ЛФЭИ, 1986.
  147. О.А. Управление качеством продукции как фактором конкурентоспособности предприятия. // Диссертация КЭН. Челябинск, 2000.
  148. К. Эффективные решения в экономике переходного периода. М.: Айрис-пресс, 2007.
  149. В.А. Управление качеством в бизнесе. Рекомендации для руководителей предприятий, банков, риск менеджеров. — М.: Финансы и статистика, 2006.
  150. Н.А., Темкин Д. М., Полховская Т. М. Оценка эффективности и совершенствование системы качества предприятия // Методы менеджмента качества. 2001. — № 10.
  151. А.Д. Управление качеством. М.: Дрофа, 2004.
  152. Р. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. М.: Изд. стандартов, 1990.
  153. Н.И., Олексюк В. Н., Кривенков А. В., Пуровская Е. Э. Управление качеством продукции: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2004.
  154. В. Научно-технический прогресс как условие экономического развития // Власть. 2003. — № 4.
  155. Д. Принятие инвестиционных решений: М.: ЮНИТИ, 2001.
  156. А. Риск-менеджмент // Риск. 2001. — № 3−4.
  157. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 1999.
  158. В.Ю. Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000. // Стандарты и качество. 2001. — № 10.
  159. В.Ю. Управление качеством. М.: Дело и Сервис, 2007.
  160. В.В. Управление качеством. М: Экономика, 1998.
  161. А. Рискованный бизнес — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  162. В.Я. Управление жизненным циклом предприятий ИСК: теория и практика. М.: АСВ, 2003.
  163. Основы экономики и управления производством / под ред. И. И. Сигова. М.: Банки и биржи, 1997.
  164. Р., Нил Б. Корпоративные финансы и инвестирование. /Пер. с англ. О. Н. Матвеевой. СПб: Питер, 2006.
  165. Перспективное планирование качества продукции и план управления. М.: Приоритет, 2004.
  166. P.M. Оценка эффективности промышленного производства. М.: Экономика, 1990.
  167. Пикфорд Джеймс. Управление рисками. /Пер. с англ. О. Н. Матвеевой. -М.: ООО „Вершина“, 2004.
  168. Т.А. Анализ средств коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. 2005. — № 7.
  169. Ю. К. Ганджунцева М.В. Качество управления персоналом. // Методы менеджмента качества. 2001. -№ 11.
  170. Л.Д. Маркетинг и менеджмент качества торгового предприятия. М.: Гелиос АРВ, 2006. 264 с.
  171. Ю.Е. Управление качеством продукции. М.: Знание, 1990.
  172. Ю.И., Виноградов А. В. Идентификация и описание сети процессов // Методы менеджмента качества. 2002. -№ 11.
  173. С.В., Мищенко С. В., Белобрагин В. Я. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества. М.: Стандарты и качество, 2005.
  174. Л.В., Головина Т.А, Маслова И. А. Современный управленческий анализ. Теория и практика контроллинга. М.: Дело и Сервис, 2006.
  175. М.М. Управление качеством образования. М.: Педагогическое общество России, 2006.
  176. М. Конкурентное преимущество. Пер. с англ. М.: Альпи-на Бизнес Букс, 2005.
  177. И.К. Управление эффективностью и качеством. М.: Дело, 2001.
  178. Премия Великобритании по качеству. Руководство по проведению самооценки. Изд. Британского Фонда качества. — 1994.
  179. Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике. -М.: НТК „Трек“, 2006.
  180. В.А. Определение качества // Методы менеджмента качества. 2000. — № 3.
  181. О.В. МС ИСО серии 9000: как окупаются затраты на сертификацию? // Методы менеджмента качества. 2003. — № 4.
  182. Т., Койли Б. Финансовые инвестиции и риск/ Пер. с англ. — Киев: Торгово-издат. бюро, 2000.
  183. X. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  184. К. МС ИСО серии 9000 версии 2000 г.: сущность и содержание процессного подхода // Стандарты и качество. 2001. — № 1.
  185. В.В. Два понимания процессного подхода к управлению предприятием // Методы менеджмента качества. 2003. — № 4.
  186. Дж.Б. Главное о качестве. Справочник от, А до Я. М.: Стандарты и качество, 2006.
  187. Т.Ф., Дональд Ф. Ш., Линда И. Ш. Управление программными проектами. Достижение оптимального качества при минимуме затрат. -М.: Вильяме, 2004.
  188. В. Пич, Билл Пич, Дайана С. Риттер. Карманный справочник по использованию ISO 9001- стандарта систем качества (на спирали). -М.: Прирост, 2004.
  189. . Лекции об аудите качества / Пер. С англ. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. Изд. 2-е, испр. М.: РИА „Стандарты и качество“, 2000.
  190. М.И. Регулирование процессов на основе данных по альтернативному признаку по суженному допуску // Методы менеджмента качества. 2001. — № 12.
  191. Т.А., Ватолкина Н. Ш. История управления качеством. Учебное пособие. М.: КноРус, 2005.
  192. Г. А. Финансовое планирование и анализ движения денежных потоков. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  193. Сатклифф Майкл. Эффективная финансовая деятельность./ Пер. с англ. Д. А. Куликова. М.: Вершина, 2007.
  194. М.З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. СПб, 1999.
  195. Е.И., Коротнев В. Д., Пошатаев А. В. и др. Управление качеством. М.: 2005.
  196. М.Е. Процессный подход для улучшения качества. Карманный справочник. М.: Приоритет, 2004.
  197. В.И. Экономичекие и организационные основы управления качеством промышленной продукции. // Диссертация ДЭН. М.: 1991.
  198. Системы управления. Инжиниринг качества. М.: Вузовская книга, 2006.
  199. JI.E. Финансовый менеджмент качества: мифы и реальность // Методы менеджмента качества. 2002. — № 10.
  200. Л. Анализ рентабельности предприятия // РИСК. 2002.
  201. Г. Н., Сорокин А. А., Тельнов Ю. Ф. Проектирование экономических информационных систем. М.: „Финансы и статистика“, 2002.
  202. М. Методы проведения экономических исследований. -М.: Эксмо, 2006.
  203. B.C., Токаренко Г. С. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2005.
  204. Е.И. Объект управления при управлении качеством // Стандарты и качество. 2001. — № 2.
  205. Т.В. Новое хорошо забытое старое// Методы менеджмента качества. — 2002. — № 5.
  206. В.И. Стратегический менеджмент в компании// Методы менеджмента качества. 2002. — № 7.
  207. А.Б. Маркетинг и управление инновациями. СПб: Питер, 2001.
  208. Тени Питер. Разумный учет. М.: ИД „Секрет фирмы“, 2006.
  209. А. Стратегический менеджмент. Пер. с англ. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  210. Томпсон А.А.-мл., Стрикленд А.Дж.Ш Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  211. М. Вирусная теория менеджмента. / Пер. с англ. под ред. Ю. П. Адлера. М.: Экономика, 1997.
  212. Р.И. Модели принятия решений в условиях неопределенности. М.: Наука, 2001.
  213. Управление качеством продукции. Справочник. / Под ред. В. В. Бойцова, А. В. Гличева. М.: Изд. стандартов, 1985.
  214. Р. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2005.
  215. В.К. Управление качеством процессов. СПб: Питер, 2004.
  216. А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.
  217. Г. Н., Дедиков С. В. Бизнес-процессы и изменение организации // Методы менеджмента качества. 2002. — № 1.
  218. К. Стратегический и конкурентный анализ. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  219. Философия качества по Тагути. Серия „Все о качестве. Зарубежный опыт“. Вып. 6. М.: НТК „Трек“, 1997.
  220. В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. Учебное пособие. М.: Ось-89, 2005.
  221. С.К., Скрябина Н. И. Выбор, описание и улучшение процессов в системе менеджмента качества ИСО 9001:2000». Сер. Все о качестве. Отечественные разработки. Вып. 10 Методы реализации процессного подхода. М.: НТК «Трек», 2001.
  222. FMEA при проектировании и совершенствовании продукции и процессов (методическое пособие). Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Вып. 12. М.: НТК «Трек», 2002.
  223. Э. Техника финансового анализа. СПб: Питер, 2003.
  224. В.Е. Внутрифирменное бюджетирование. М.: Финансы и статистика, 2006.
  225. И.И. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г. // Методы менеджмента качества. 2000. — № 1.
  226. И.И. Конкурентная борьба предприятий это соревнование систем управления качеством // Стандарты и качество. — 1996. — № 12.
  227. И.И. Куда движется международная стандартизация в области управления качеством // Стандарты и качество. 1999. — № 4.
  228. А.Ф. Методологические основы оценки рентабельности капитала и финансового положения промышленного предприятия. Челябинск: ЮУрГУ, 2004.
  229. Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. -М.: Дело, 2007.
  230. Э.О. Управление риском и устойчивое развитие. М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 2002.
  231. А.С. Экономические и финансовые риски. М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
  232. В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. М.: ЮНИТИ, 2000.
  233. В.Е. Измерение процессов в современной системе менеджмента // Методы менеджмента качества. 2001. — № 1.
  234. A.JI. Процессы и финансы // Методы менеджмента качества. 2002. — № 11.
  235. А., Маслов Д. Антиуправление бизнесом, или Как не разрушить бизнес, улучшая его качество. М.: Омега-JI, ДМК пресс, 2007.
  236. О.Н. Управление персоналом организации при внедрении стандартов серии ISO 9000:2000. М.: Дело и Сервис, 2007.
  237. А.Н., Бухаринов Н. Г. Оптимальное качество продукции. -М.: Изд. Стандартов, 1982.
  238. Е.В. Тотальное управление качеством. М.: Экзамен, 2005.
  239. С.Е. Менеджмент и экономика качества. От естественного к формальному, от формального к естественному. М.: КомКнига, 2006.
  240. К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. М.: Дело, 2003.
  241. Д. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  242. G. Santos, A.L. Pereira, V.C. Machado Impact of Quality Certification in SME’s / Влияние сертификации качества на средние и малые предприятия. Материалы 40 конгресса ЕОК. Берлин. 1996.
  243. ISO 9000 Does it work? A report by Manchester Business School / Оправдывают ли себя стандарты ИСО серии 9000? Отчет Манчестерской школы бизнеса (SGS). / Пер. с англ. — Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 1999.
  244. ISO 9000 implementation and value-added: three case studies / ИСО 9000 и добавленная ценность: три ключевых исследования. Интернет, 1996.
  245. Kozo Kaura An analysis of companies awarded the Deming application prize and the Japan quality control medal, and seven steps of TQM promotion. -Токио, 1996.
Заполнить форму текущей работой