Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концептуальные выводы. 
Психология детей младшего школьного возраста. 
Самопознание в процессе обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процессы понимания завершают цикл познавательной активности. Изучение сущности познавательной активности учащихся как психолого-педагогической проблемы, позволило сделать важный для настоящего исследования вывод: познавательная активность обогащает и формирует сознание, способствует развитию творческой личности. Деятельностная сторона познавательной активности обеспечивает функционирование… Читать ещё >

Концептуальные выводы. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретический анализ научных работ показал, что проблема понимания нашла широкое отражение в исследованиях зарубежных и отечественных философов и психологов.

В данной работе выделено три основных направления в разработке философской концепции понимания.

  • 1. Философская позиция романтизма и классической философии, абсолютного рационализма, которые свидетельствуют о том, что проблема понимания их представителями не рассматривалась отдельно, а была затронута в связи с рассмотрением проблемы теории познания, индивидуализма, задач искусства и науки, логического процесса саморазвертывания понятия, с толкованием понятия «чистого разума» и т. п.
  • 2. Концепции понимания, разработанные философами в трудах по герменевтике, которую они трактуют как философскую теорию понимания, творчества и индивидуальности и включают проблему понимания в интерпретацию культуры и ее фрагментов, а также в работах по аналитической и постпозитивистской философии;
  • 3. Достижения отечественных философов в решении проблемы понимания, которые получены в результате как универсального, общенаучного подхода к пониманию, так и критического подхода к необходимости создания единой концепции понимания, объединяющей естествознание и гуманистику.
  • 4. Некоторые представители этого направления предлагают вынести проблему понимания за пределы ее теоретико-познавательного рассмотрения, переводя ее как практическую проблему в онтологию и вводя в проблему понимания тему творчества, что откроет доступ к бесконечному многообразию универсума. Продуктивность идеи ученых этого направления заключается в том, что понимание есть эмпатия, которая открывает глубину внутреннего мира другого человека.

В отечественной психологической науке исследование понимания имеет свою специфику, которая проявляется в том, что наибольшее внимание традиционно уделялось процессу усвоения знаний при работе над пониманием текстов. Особенно интересовал исследователей вопрос, связанный с развитием понимания в детском возрасте.

Изучение понимания как конкретно психологической проблемы в трудах ведущих отечественных психологов объединяет общий момент—представление о понимании как процессе активного отражения окружающей действительности, составляющем важный компонент познания. В соответствии с этой точкой зрения понимание рассматривается как компонент познавательных процессов.

Вторая точка зрения на понимание связана с тем, что оно рассматривается как исходный феномен мышления, в котором выражается участие мышления в регуляции деятельности. Соответственно, в психологических исследованиях различают два вида понимания: непосредственное понимание, которое достигается сразу и сливается с восприятием, и опосредованное понимание, которое представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, включающую различные мыслительные операции. Различают такие виды понимания как естественное, культурное и творческое, в зависимости от способа извлечения смысла, его знакового оформления и трансляции.

Для настоящего исследования важен выявленный отечественными исследователями понимания научный факт, что понимание эмоционально и переживается личностью, что процессы понимания — это разнообразные и своеобразные проявления активности личности. Эта активность нацелена на овладение окружающей действительностью, поэтому в процессах понимания всегда отражается в определенной мере личность в целом. Процессы понимания в своем протекании определяются уровнями развития личности, ее индивидуальными свойствами и жизненным опытом.

Ведущую роль в осуществлении понимания играет язык как средство общения людей. В связи с этим психологи различают понимание вербальной и невербальной информации.

Большой вклад в исследование проблемы понимания внесли отечественные психологи, изучающие особенности процессов понимания в детском возрасте. Ими выделены стадии и уровни понимания, закономерности формирования и развития процессов понимания, особенности понимания взрослых и детей. Интересны научные данные, посвященные пониманию в связи с особенностью текста, его структурой и организацией.

Проведенный теоретический анализ работ по проблеме понимания позволил установить, до сего времени не рассматривался вопрос об использовании понимания в качестве психологического механизма самопознания детей младшего школьного возраста.

Рассмотрение проблемы самопознания во взаимосвязи с пониманием как психологическим механизмом обусловило наше внимание к проблеме развития и обогащения сознания.

Психологический подход к проблеме сознания исследует некоторое готовое образование, поэтому мы рассматриваем обогащение сознания через развитие самопознания. При этом основополагающей является идея, что центральной философской и психологической проблемой в изучении сознания является процесс осознания человеком мира. Основными составляющими обогащения сознания в процессе самопознания являются: познавательная активность, как проявление специфически человеческой активности по познанию окружающего мира и самого себя; осознание бессознательного и формирование адекватной самооценки личности как стержня процесса самопознания, как показателя уровня развития ее самосознания. Названные составляющие процесса обогащения сознания актуальны и для экологического сознания, под которым понимается осознание человеком себя и своего места в экологическом пространстве.

Исходя из положения, что эпицентром сознания является осознание собственного Я, можно утверждать, что необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самопознание. Самопознание в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком может принимать различные формы и проявляться в самоопределении, самопринятии, самосовершенствовании и т. д.

Проблема познавательной активности в психологии получила достаточно глубокое осмысление. Исследователями определены характеристики различных уровней активности, выявлен рост сознательности и осознаваемое™ человеком своей активности при переходе от более низких к более высоким уровням активности. Активность как смежное психическое, уровневое явление имеет и свои принципы, определяющие самодвижение и саморазвитие и деятельности индивида. В психологии активность рассматривается в соответствии с деятельностью, как составляющая и внутренняя предпосылка самодвижения деятельности и ее самовыражение. Источником субъективной активности являются индивидуальные ценности, составляющие содержание внутреннего мира субъекта.

Познавательная активность рассматривается в психологических работах как состояние, которое предшествует познавательной деятельности и порождает ее.

Процессы понимания завершают цикл познавательной активности. Изучение сущности познавательной активности учащихся как психолого-педагогической проблемы, позволило сделать важный для настоящего исследования вывод: познавательная активность обогащает и формирует сознание, способствует развитию творческой личности. Деятельностная сторона познавательной активности обеспечивает функционирование познавательных процессов при ведущей роли мышления, что позволяет ученику раскрыть смысл воспринимаемых объектов и явлений, понять их. На основе этого постулата, возможно, использовать понимание в качестве психологического механизма формирования познавательной активности.

Анализ работ по проблеме бессознательного и его осознания в самопознании показал, что ученые отмечают большие возможности этого направления в обогащении сознания. На основе обобщения результатов проведенного исследования проблемы бессознательного в философии и психологии концепция обогащения сознания через осознание бессознательного, представляется продуктивной.

В психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных проблема самооценки разработана достаточно глубоко. Самооценке как важнейшему личностному образованию отводится центральная роль в общем контексте формирования личности — ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Самооценка формируется при участии самой личности и отражает качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Проявление самооценки как личностного образования изучено более широко, чем ее процессуальная сторона. В реальной жизнедеятельности человека самооценка функционирует как на вербально-осознанном уровне, так и на интуитивном. Она имеет рефлексивный характер. Рефлексивность при самооценке и способность осознания ее средств являются показателем достаточно высокого уровня ее развития. Самооценка как особый психологический феномен является условием и средством формирования «образа Я» и «Я-концепции», то есть самосознания, поэтому формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности определяется в данной работе как важный путь обогащения сознания. Такой выбор обусловлен и тем, что структура самооценки имеет два компонента: когнитивный (знания человека о себе различной степени оформленное™ и обобщенности) и эмоциональный (отношение человека к себе). Некоторые психологи выделяют и третий компонент — поведенческий.

Для настоящей работы актуальны все три компонента структуры самооценки, так как самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектом своего поведения, деятельности, отношения. Самооценка претерпевает в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития у детей являются общение с окружающими и их собственная деятельность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой