Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конкретные практики толерантности в сфере журналистики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, одна из практик толерантности связана с принципами подбора журналистских кадров. Так, в Правилах профессиональной этики для сотрудников межгосударственной телерадиокомпании «Мир», принятых Советом директоров МТРК «Мир», отмечено: «Мы считаем политически и этически целесообразным, чтобы ведущие («хозяева эфира») в МТРК менялись регулярно, поочередно представляя в своем лице все страны… Читать ещё >

Конкретные практики толерантности в сфере журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во-первых, возможно прямое обращение к проблемам толерантности в журналистских текстах на уровне выбора информационного повода (в университете состоялась научная конференция о межэтнической толерантности; прошел урок толерантности в средней школе) или постановки проблемы (истоки интолерантности к трудовым мигрантам на вещевых рынках).

Во-вторых, одна из практик толерантности связана с принципами подбора журналистских кадров. Так, в Правилах профессиональной этики для сотрудников межгосударственной телерадиокомпании «Мир», принятых Советом директоров МТРК «Мир», отмечено: «Мы считаем политически и этически целесообразным, чтобы ведущие („хозяева эфира“) в МТРК менялись регулярно, поочередно представляя в своем лице все страны Содружества». Телерадиокомпания вещает на русском языке на территории ряда государств постсоветского пространства и считает важным обеспечить среди своих сотрудников равное представительство — в лице телеведущих и собственных корреспондентов — граждан разных государств. В более общем виде этот подход можно определить как установку на то, чтобы среди журналистов были сбалансированно представлены мужчины и женщины, представители разных этнических групп, проживающих на территории распространения информации данными СМИ, и т. д.

В качестве жеста поддержки этнокультурных меньшинств некоторые профессионально-этические кодексы журналистов заявляют о возможных формах их привлечения в сферу массмедиа: «Филиалы МТРК „Мир“ обязаны вести целенаправленное освещение жизни меньшинств в республиках, привлекать их представителей к активному сотрудничеству и, по возможности, иметь штатных сотрудников из представителей национальных меньшинств».

О важности подобной практики заявлено и в Софийской декларации — документе, принятом участниками Европейского семинара «Укрепление независимых и плюралистических средств информации», организованного в Софии Департаментом общественной информации ООН и ЮНЕСКО в 1997 г. (Декларация одобрена на 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 12.11.1997). В частности, в этом документе сказано: «Ксенофобия и столкновения между различными этническими и религиозными группами угрожают миру и демократии во многих частях Европы. В рамках программ подготовки по журналистской этике внимание журналистов следует обращать на опасности, связанные с предрассудками и дискриминацией. Необходимо также проводить более правильную политику подбора кадров, которая способствовала бы привлечению журналистов и журналисток, представляющих этнические и другие меньшинства».

В-третьих, толерантность журналистов может реализоваться через внимание к другим на уровне информационного повода, выбора персонажей для текстов СМИ, ведь ксенофобия, как мы знаем, часто основывается на негативных стереотипах — суждениях, которые воспроизводятся автоматически и, как правило, не опираются на личный опыт общения с другими. Бытованию таких стереотипов может противостоять информация о реальных людях, принадлежащих к минорити-группам, о событиях, в которых они участвуют. Непредвзятая информация от журналистов — шаг в сторону толерантности. Уже цитированные Правила профессиональной этики для сотрудников МТРК «Мир» формулируют следующую норму: «Помимо этнических меньшинств любое общество структурируется еще и на ряд других меньшинств, на устойчивые общественные группы, именуемые в науке „стратами“, которые тяготеют к определенной замкнутости, обособленности. Безусловно, что их деятельность не может оставаться вне сферы внимания филиалов МТРК „Мир“».

В-четвертых, если говорить о толерантных установках СМИ в отношении других, то они предполагают, что, с одной стороны, в описании другого нет стремления к нивелированию различий, с другой — отсутствует абсолютизация этих различий. Если подлинный диалог возможен только при условии различия позиций собеседников, то, следовательно, толерантность реализуется не через стирание, а через поддержание различий. Необязательно в процессе общения непременно стремиться к выработке единой позиции, к ассимиляции другого через стирание различий. Не нужна и вторая крайность в создании образа другого в текстах СМИ — абсолютизация культурных и социальных различий, когда журналисты ищут и находят все новые замкнутые субкультуры. Часто описание заново сконструированных социально-культурных групп имеет экономическую подоплеку: новый социальный образ предполагает новые товары, открытие специализированных магазинов, создание новых музыкальных радиостанций и страниц в социальных сетях. В российских СМИ это хорошо видно на примере публикаций, в том числе рекламных, о стилях жизни: метросексуалы, хипстеры, любители разных форм боди-арта и т. д. Для каждой группы описываются и предлагаются свои группы товаров, свои СМИ, свои места отдыха и способы проведения свободного времени. Таким образом, провозглашается каждый раз другая культура отдельной социальной группы, «культура-для-себя». Эта логика приводит к утверждениям о невозможности подлинной коммуникации с разнообразными другими', якобы только православный может «понять», что значит быть православным, китаец — что значит быть китайцем и т. д. Абсолютизация различий, особенно морально не значимых, не приближает к толерантности, а уводит от нее.

В итоге следует отметить, что толерантность позиции самих журналистов, но отношению к актуальным социальным различиям не представляется легко достижимой, тем более — достигнутой, в то время как если бы СМИ увеличили степень толерантного внимания к другому, можно было бы говорить о повышении уровня общественной дискуссии в важных для общества вопросах.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЖУРНАЛИСТАМ Для поддержания толерантной атмосферы в обществе необходимо согласие относительно некоторого количества общих обязанностей, соблюдения правовых норм всеми жителями страны, гражданами и приезжими. Журналисты могут доносить эти принципы, опираясь на конкретные факты.

Один из путей приближения к толерантности — игнорирование несущественных различий. Так, журналистам не стоит акцентировать этническую, религиозную принадлежность, другие социокультурные отличия своих героев, если они непосредственно не связаны с информационным поводом сообщения.

Важно помнить, что при столкновении с ситуацией, в которой реализуется борьба минорити-группы за символическую представленность в социуме, журналист может помочь как публично представить позицию других, так и дать слово их возможным оппонентам, открыть публичную дискуссию, в которой будут представлены аргументы разных сторон.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Прочитайте текст. Определите объект и предмет интолерантного отношения автора. Какие конкретные черты называет автор у объекта интолерантности? Перечислите маркеры интолерантного отношения. Что послужило информационным поводом для данной публикации? Напишите краткий и политически корректный ответ автору в защиту интернет-пользователей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой