Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Права и свободы как выражение человеческого достоинства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все международные программы по обучению правам человека исходят из безусловного признания того, что ключевыми в этом процессе являются государственные общеобразовательные системы образования, национальные учебные программы и информационные кампании по правам человека. Большое значение придается открытию общественности доступа к ресурсам прав человека, информации и учебным центрам. Согласно… Читать ещё >

Права и свободы как выражение человеческого достоинства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Права и свободы человека — это грандиозный и не всегда видимый глазу комплекс естественных и рукотворных условий, факторов и действий, необходимых для нормального функционирования индивидуума как человека и гражданина, творца и работника. Это естественные и безусловно гарантирующие человеку достойную жизнь предпосылки, фундаментальные основы бытия, обязательные условия его оптимизации и рационализации.

Это права человека как творения природы пользоваться наравне с другими его сородичами, ее дарами, поступать в соответствие с требованиями природы, делать то-то и поступать так-то и так-то (производить те или иные действия, получать или передавать другим имеющиеся в его распоряжении ценности) с соблюдением определенных, выработанных сообществом и устоявшихся на протяжении столетий, ю норм и правил жизни, то есть рационально, без обмана, насилия и ущерба другим людям, природе и обществу[1]. Речь здесь идет не просто о личных желаниях и капризах каждого из людей делать то-то и то-то, а о том, что необходимо делать для своего и окружающих людей благополучия, счастья и безопасности, защиты своей и близких жизни, для ее всестороннего и полноценного функционирования.

Человек способен сделать многое и ненужного. Бросаться с высокого моста в реку без крайней необходимости безрассудно и преступно, особенно, если своим поведением он создает опасность для окружающих, а сделать тоже самое для спасения тонущего человека — смело и великодушно. В первом случае он может быть справедливо наказан, а во втором случае — напротив, поощрен и награжден. Или другой пример. Применение физической силы в отношении других людей, нанесение им травм и увечий справедливо рассматриваются обществом как преступление, и никто не имеет такого права. Но человек, как и всякое живое существо, имеет законное право защищать себя и свою жизнь, право на необходимое сопротивление, а соответственно, и право нанести увечья насильнику, реализуя это свое естественное право.

Стало быть, право человека — это дозволение (природы или общества) на действие или акт, необходимый для жизнеподдержания и повышения ее качества, совершаемый в соответствии с требованиями природы и нормами общественной морали.

Оно порождается только условиями, жизненно необходимыми для человека (есть, пить, трудиться, развиваться, участвовать в жизни гражданского и политического обществ, созидать и т. д.). Известный в XVIII веке женевский профессор естественного права Жан-Жак Бурламаки (1694—1748), понимал понятие право (right, droit), происходящее от латинского слова dirigo (вести, управлять, дирижировать), как-то, что ведет человека к его цели кратчайшим путем[2]. В другой раз он трактовал право как простое правило человеческих действий. Применительно к личности, полагал он, право, означает власть действия или способность использовать свою естественную силу и свободу определенным образом на благо себя или других, если подобное использование силы и свободы получает одобрение разума: право родителей заботиться о своих детях и защищать их, право суверена направлять войска для защиты страны и т. д. Но отец не имеет право продавать своих детей, приговаривать их к смерти; принц не имеет права отлучать хлебороба от плуга, торговца от его семьи и т. д., поскольку все это не может быть одобрено разумом.

Право, по мнению Г. Гроция (1583—1645), — это моральное качество, приданное человеку, справедливо наделяющее его некоторой особой привилегией совершать какое-то специфическое действие. Эти права являются врожденными, хотя они иногда относятся к вещам, как обслуживание земель, и называются реальными правами, в противоположность персональным правам. Совершенное моральное качество именуется способностью, а несовершенное — склонностью. Применительно к природным вещам первое предполагает действие, а второе — власть[3]. Это условия и легитимные основания взаимоотношений между человеком и природой, между самими людьми, между людьми и образуемыми ими институтами, и в первую очередь, обществом и государством. Наличие или отсутствие этих условий, а также возможностей для людей пользоваться ими придают общественной жизни то или иное качество, делают ее полноценной и комфортной или бедной и тяжелой для ее участников, являются прямым выражением степени признания обществом человеческого достоинства и одним из главных составляющих гуманизма. Основатель первой кафедры законов природы и народов в Гейдельбергском университете С. Пуфендорф (1632—1694) также называл право моральным качеством. В самом звучании слова «человек» мыслители всегда находили нечто возвышенное и достойное: «я не зверь, я человек, как и ты сам»[4].

Общество — это среда и способ существования множества людей, институт общения, взаимопомощи и взаимной защиты его членов, каждый из которых имеет право на условия и нормы (социальные и политические), определяющие степень его достоинства. А уважение достоинства означает тщательное следование каждого человека этим нормам, соблюдение всеми участниками общественной жизни прав и свобод всех других людей, эффективное содействие им во всех случаях, когда отдельные из них по тем или иным причинам оказываются неспособными сделать это самостоятельно, уважительное отношение к их жизни и свободе друг друга. В этом, в конечном счете, состоит и истинный гуманизм. Вот почему права человека многие их исследователи не без оснований понимали и понимают как факторы человеческого счастья, человеческой гордости и достоинства. Теория прав человека должна стоять на страже жизни, свобод и равенства членов общества, человека, помогать вырабатывать и утверждать единые нормы и правила их взаимоотношений, закрывать дорогу в общественную жизнь всему нечеловечному и бесчеловечному, помогать искоренению всего такового, уже проникшего и утвердившегося в ней. Она должна стать действенной защитой человека и человечества в целом от теорий и практики, унижающих и отрицающих имманентно присущее им чувство достоинства.

Один из авторов проекта Всеобщей декларации прав человека, лауреат Нобелевской премии мира Р. Кассэн (1887—1976) определял науку прав человека «как особую ветвь общественных наук, предметом которой является изучение человеческих отношений и человеческого достоинства при определении прав и способностей, необходимых для полного развития личности каждого человека»[5]. Такое понимание прав человека стало общепринятым, оно закреплено в декларации Института международного права «О защите прав человека и о принципах невмешательство государств во внутренние дела друг друга». «Права человека — „прямое выражение человеческого достоинства“, — говорится в этом документе. — Обязательство государств гарантировать соблюдение данных прав проистекает из признания этого достоинства в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларацией прав человека»[6]. Достоинство ставится во главу угла всей системы прав человека в ряде международных соглашений по данной проблеме. «Человеческое достоинство неотъемлемо. Оно должно уважаться и охраняться», — говорится в статье 1 Хартии фундаментальных прав Европейского Союза.

Другой исследователь прав и свобод человека Карел Васак, обобщив формулировки международных деклараций, пактов, конвенций и хартий о правах человека с их общепринятым содержанием, вывел некое индуктивное определение науки прав человека. Согласно ему, наука прав человека «рассматривает отдельного человека, живущего в государстве, который, подвергшись оскорблению, или, став жертвой ситуации, пользуется защитой закона, должным заступничеством национального суда или суда международной организации… и теми правами, особенно правами равенства, которые гармонизируются с требованиями общественного порядка». Права человека для современных общественных наук то же самое, что и философия для средневековья — наука наук, заключает Васак[7].

Без признания и уважения достоинства человека на всех этапах его жизни не может быть и речи о каких-то реальных правах и свободах, без этого трудно будет понять их природу, содержание, конкретные формы их реализации. И, напротив, приучение всех людей к уважению прав и свобод друг друга, к глубокому пониманию ими природы этих прав способно смягчить, а затем и вовсе устранить такие разделяющие и раздирающие современный мир явления, как дискриминация человека человеком по признакам пола, возраста, имущественного положения, языка, религии, расовые, религиозные, национальные и иные предрассудки, нетерпимость людей друг к другу и многое другое.

Единство прав человека, демократии и образования. Просветителями давно замечена прямая связь между пониманием прав человека, демократией и образованием. Как писал еще Дестют де Траси (1754— 1836), правительства, которые придерживаются фальшивых идей, не стремятся давать своим гражданам широкого образования; правительства, которые хотят сохранять определенные классы в состоянии деградации и притеснения, не позволяют им овладевать знаниями; только те правительства, которые основаны на разуме, могут захотеть, чтобы образование их граждан было солидным, глубоким и разносторонним[8].

Одной из важнейших целей всего процесса обучения и социализации человека является постижение им богатства и многообразия мира и отношений между людьми в процессе пользования этими богатствами. В идеале каждый человек должен осознавать и поступать в соответствии с пониманием того, что он является не единственным, а лишь одним из многих миллиардов обитающих в мире живых существ. Он должен понимать, что индивиды объединяются в народы, каждый из которых имеет свои, обусловленные условиями окружающей его среды, взгляды на жизнь и на смысл жизни, свои собственные обычаи, традиции, верования. Все они естественны, реальны и независимы от отдельных людей. Среди них нет, и не может быть хороших или плохих, лучших или худших. Как говорится, «у всякой пташки свои замашки» (каждой птице — свое оперение). Только терпимое отношение каждого человека к этому многообразию и уважение им систем ценностей других людей и народов способно обеспечить такое же отношение с их стороны к его собственным ценностям (то есть «каков привет, таков и ответ»).

Из безусловного признания многообразия систем человеческих ценностей исходит Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), провозглашая одной из важнейших целей школьного образования содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и поддержанию мира. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к возрастанию уважения к правам человека и основным свободам, говорится в ней (ст. 26, п. 2).

Свободный человек рассматривает свои права как вытекающие из законов природы, а не как дар верховной власти, считал Томас Джефферсон (1743—1826). И что верно применительно к каждому человеку в отдельности, верно к ним, взятым вместе, коллективно, поскольку целое является не чем иным, как суммой прав индивидуумов. Естественные права человека являются объектом защиты, во имя чего общества складываются и власти учреждаются. Чтобы учить людей этому, по инициативе Джефферсона была создана первая в мире кафедра прав человека и народов, сыгравшая важную роль в утверждении и защите демократии и свобод в молодой республике. Всеобщее образование для людей, считал Джефферсон, необходимо главным образом для обучения людей самоуправлению, преподавая им, как понимать и поддерживать свои права[9].

Подобного взгляда на права человека придерживались и мыслители Европы XIX века. «Права человека не дар природы, они также не полученное нами от прошлой истории наследие, — писал Бруно Бауэр в 1843 г., — они куплены ценой борьбы против случайностей рождения и против привилегий, доныне передававшихся из поколения в поколение. Они результат образования, и только тот может обладать ими, кто их завоевал и заслужил»[10].

Как объектами, так и субъектами прав и свобод являются люди, воспринимающие проблемы жизни в соответствии со своим миропониманием. Поэтому правы известные эксперты по правам человека Р. Макдональд, П. Матшер и Г. Петцольд, считая, что обучение людей правам человека и изучение их философской основы являются приоритетными как на национальном, так и на международном уровне[11].

Все эти соображения побудили ЮНЕСКО рекомендовать науку прав человека как обязательный предмет обучения во всех высших учебных заведениях мира. Формированным им международным авторским коллективом было написано и одно из первых учебных пособий по данному предмету[12].

Все международные программы по обучению правам человека исходят из безусловного признания того, что ключевыми в этом процессе являются государственные общеобразовательные системы образования, национальные учебные программы и информационные кампании по правам человека. Большое значение придается открытию общественности доступа к ресурсам прав человека, информации и учебным центрам. Согласно ЮНЕСКО, целью образования должно стать формирование у учащихся соответствующих ценностей: солидарности, гражданской ответственности, способностей реализовать свой творческий потенциал, находить пути решения возможных конфликтов ненасильственными средствами. В учебные планы на всех уровнях обучения необходимо включать международные измерения прав человека и гуманистических ценностей. Важное внимание при этом должно быть уделено условиям сохранения мира между народами, регулирования разных форм конфликтов, устранения их причин и последствий, а также этическим, религиозным и философским основам прав человека, их историческим корням, путям, по которым они развивались и стали национальными и международными стандартами[13].

Сформулированные еще в Древней Греции идеи о том, что «кто знает, тот и властвует», «сведущий человек мудр» или «мудр тот, кто сведущ», в данном случае подтверждаются полностью. Уже тогда образование понималось как обучение людей нормам и законам общественной жизни. Когда философа Ксенократа спросили, чему его ученики учились, тот ответил: «они делают это по своему собственному усмотрению — к чему они могут быть принуждаемы согласно праву»[14]. В эпоху просвещения образованию придавалось еще большее значение. Известный правовед и гуманист Ч. Беккариа (1738—1794) не без оснований полагал, что наилучшим средством сделать людей свободными и счастливыми является введение соответствующей системы образования.

И на самом деле, хорошо образованный и знающий законы природы и общества человек, во-первых, постарается не нарушать эти законы и руководствоваться ими, и, во-вторых, не позволит попирать свои собственные права, ибо будет знать, что и как защищать. Говоря образно, чем светильник горит ярче, тем меньше тьмы вокруг него. Так и человек, просвещенный знанием о том, какую неповторимую ценность он собой представляет, что обеспечивает его достоинство и гордость, какими правами и свободами он обладает. Такой человек никому не позволит ущемлять свои естественные права, манипулировать собой. Это хорошо понимают и те, которые не очень охотно идут на просвещение народа. Вспомним, например, известное изречение древнекитайских легистов: «необразованный и тупой народ — великая сила» для манипулирования им. В период переписки императрицы России Екатерины Второй с Вольтером и другими европейскими просветителями XVIII века, она, стремясь предстать перед Европой как великая просветительница, издала декрет об открытии в России ста первичных и двадцати вторичных школ. Однако практическая реализация этого декрета оказалась достаточно трудным делом, и Московский губернатор пожаловался императрице об этих трудностях, указав, в частности на то, что родители не хотят отдавать своих детей в школу. На жалобу губернатора императрица ответила: «Это хорошо, что они не хотят. Я открыла эти школы не для русских, а для Европы, чтобы Россия считалась находящейся на уровне с ней. Если когданибудь наши мужики захотят учиться и получат знания, тогда нас с вами здесь не будет»[15]. Слова императрицы Екатерины можно приложить и к современной России. «Как только простые люди поймут основу своего Я и самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело, — говорил один из современных чиновников, — … Люди не хотят быть манипулируемы, когда имеют знания»[16]. Действительно, если бы все граждане страны были достаточно образованы и хорошо знали принципы взаимоотношений гражданского и политического обществ, гражданина и государства, свои собственные права человека и гражданина, а также права и обязанности государства как института служения гражданскому обществу, и поступали в соответствии с этим пониманием, то не осталось бы почвы для бюрократизма, злоупотреблений властью, безответственности, коррупции и бесправия людей.

  • [1] Право человека понималось первыми исследователями проблемы «как усмотрениечеловека, то есть, его полная и совершенная власть совершать то или иное действие илине совершать его, не подвергаясь критике или осуждению со стороны других людей». Понимание того или иного действия человека как «его права» обусловлено политическим обществом, в котором многие действия строго предписываются человеку закономкак моральная обязанность (См., например, Goodwin, W. An Enquiry Concerning PoliticalJustice, and its Influence on General Virtue and Happiness. London, 1793. Vol. I. P. 47—49).
  • [2] Burlamaqui J.-J., The Principles of Natural and Politic Law [1747]. 2010. P. 19.
  • [3] Grotius Н. On the Law of War and Peace. New York, 1978. Book 1.1: IV. — Примечаниеавтора: во всех классических работах, написанных в форме притчей или с нумерованием отдельных абзацев, указываются книга, глава, номер притчи или абзаца.
  • [4] См.: PufendorfS. Of the Law of Nature and Nations. Liberty Fund, 2004. Book III. P. 174.
  • [5] См: The International Dimensions of Human Rights / K. Vasak, General Editor. Vol. 1. Paris, 1982 P. XYI. — «До тех пор, пока в какой бы то ни было части планеты будут нарушаться права человека, не будет мира на земле», — говорил он.
  • [6] Declaration on the Protection of Human Rights and the Principle of Non-Interventionin Internal Affairs of States, 13 September 1989. Art. 1. — «Борьба за права человека — этоборьба за достоинство и благополучие для всех», сказано в отчете Верховного комиссараООН по правам человека (Statement by Mary Robinson United Nations High Commissionerfor Human Rights Substantive session of 2001. Economic and Social Council, Geneva, 24 July2001).
  • [7] The International Dimensions of Human Rights. Vol. 1. P. XYI.
  • [8] См.: De Tracy D. Commentary and review Montesquieu’s Spirit of Laws. Philadelphia, 1811. P. 148.
  • [9] Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л., 1990. С. 56&
  • [10] Цитируется по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. С. 398.
  • [11] European System for the Protection of Human Rights / Ed. by R. Macdonald. P. Matscherand H. Petzold. Dordrecht; Boston; London, 1993. P. XXII.
  • [12] The International Dimensions of Human Rights / Karel Vasak, General Editor. Vol. 1—2.Paris, 1982.
  • [13] Declaration of the 44th session of the International Conference on Education, Geneva, Switzerland, October 1994. P. 16.
  • [14] Cm.: The Political Works of Marcus Tjllius Cicero. Vol. I. Treatise on the Commonwealth.Vol. 1. London, 1841. P. 56.
  • [15] Paleologue, J. An Ambassodour’s Memoirs. Book III. P. 1170.
  • [16] Греф, Г. Россия ищет третий путь, потому что ничего не слышала о первых двух! //Бизнес Online. 22.06.2012. URL: http://www.business-gazeta.ru/text/61 673/
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой