Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология мотивации. 
Психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По форме отражения предмета потребности. Мотивом может быть, например, непосредственный чувственный образ, образ памяти, воображения, мечты. Мотивом выступают самые разные психологические образования: плоды фантазии, нравственное понятие или представление, идеал, убеждение и ценностная ориентация. Это позволяет психологии мотивации моделировать и изучать непростые реалии собственно человеческого… Читать ещё >

Психология мотивации. Психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По поводу трактовки понятия мотива в психологии существует множество противоречивых подходов, однако есть некая объединяющая позиция, согласно которой мотив — это побудитель, поскольку сам термин происходит от латинского слова movere, что значит побуждать, толкать. Разногласия начинаются с психологического понимания самой функции побуждения, выделения ее реального исполнителя. Мотив стоит за всякой деятельностью, но как можно его объективно установить, психологически и доказательно обнаружить? Для одних научных школ мотив есть объективный внешний стимул, для других — явление отраженное, психическое. Кто-то считает мотив принадлежащим деятельности, а кто-то — личности. Оставив в стороне подобные (не закрытые, актуальные, важные) вопросы, мы берем за основу известные теоретические взгляды А. Н. Леонтьева (хотя и в его теоретических позициях были определенные изменения, поиски, вынужденные и временные допущения).

Мотив — это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл.

Мотив — предмет потребности, т. е. то, на что направлено субъективное потребностное состояние; это непосредственное психологическое проявление, представительство потребности, которая находит себя в конкретных мотивах, частично реализуется в них. Потребность есть некая абстракция, обобщение, реально данное человеку на «языке» мотивов и эмоций. Мотив — это ответ на вопрос о том, что нужно для удовлетворения потребности. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности. Из личностного мотива он становится мотивом деятельности как бы вторично, в частном или прикладном качестве. Для психологии мотив — это реальность не внешняя, не материальная, но субъективная, отраженная. Это аспект, часть психического образа мира, выполняющая особые функции: побуждение, направление, смыслообразование (Б. А. Сосновский). Подобно исходным потребностям, мотивы образуют собственную иерархическую систему, которая выступает одним из психологических проявлений направленности личности.

Основные психологические функции мотива заключаются в следующем.

  • • Прежде всего мотив осуществляет реальное побуждение конкретной деятельности, т. е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но «побуждать» совсем не обязательно означает «побудить» реально, привести к наличию деятельности. Побуждений и устремлений в личности больше, чем выраженных деятельных реализаций, поэтому целесообразно психологически разделять две стадии общей функции побуждения:
    • 1) наличие потенциальной избирательной устремленности, не обязательно приводящей к оформленной деятельности, но имеющей свое психологическое (не обязательно деятельностное) выражение в переживаниях и сознании личности;
    • 2) реализованное побуждение, по имени которого называют обычно выбранную личностью и начавшуюся конкретную деятельность (Б. А. Сосновский).
  • • Вторая функция мотива состоит в придании направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить и постоянно «подпитывать» деятельность. Ее необходимо вести, реализовывать. Это функция управления активными процессами, приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, по А. Н. Леонтьеву, и выступает мотив, одновременно считающийся по этой схеме предметом потребности.
  • • Третьей функцией мотива является смыслообразование, благодаря которому понятие мотива справедливо и заслуженно выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: зачем, для чего нужен личности мотив как предмет ее потребности и деятельности? В развитой личности такой вопрос может оказаться решающим, поэтому смыслообразующая функция мотива становится психологически, личностно главной. Мотив не всегда представлен сознанию, и его осознание происходит через осознание системы смыслов.

Человека вообще называют существом, ориентированным на смысл. Если нет убедительного, приемлемого личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает. Деятельности не будет как таковой, хотя нереализованный (недеятельностный) мотив останется в психике и личности. В реальной жизни смыслы пронизывают все наши действия, поведение, сознание. Они рождаются не только в отношениях мотива и цели, но и в системе множества других связей и взаимодействий различных психических феноменов и их целостных структур: потребностей, переживаний, ожиданий и результатов, условий (Б. Л. Сосновский).

Чем сложнее исследуемое психическое явление, тем обширнее, разнообразнее связанная с ним система субъективных смыслов. Например, смысл собственного конкретного действия человеку осознать гораздо проще, чем смысл переживания, поступка, смысл профессиональной деятельности. У каждого человека существует многоуровневая иерархия смыслов, которая психологически выступает одной из проекций его направленности. Это одно из существенных личностных различий, особенно заметное в экстремальных обстоятельствах. Но и в обычной практике различия смыслов становятся зачастую причиной острых личностных конфликтов, смысловых барьеров и обоюдного непонимания.

Классификация мотивов. В современной психологии нет исчерпывающей и общепринятой классификации потребностей и мотивов. А. П. Леонтьев, например, образно отмечал, что понятие мотива превратилось для психологии в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи. Мотивы различают по ряду оснований:

  • • по виду тех потребностей, которым они отвечают, возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Названные градации довольно условны. В частности, одежда как мотив в равной мере относится к материальному и духовному явлению. Более того, существует особый класс функциональных потребностей и мотивов. Их суть заключается в том, что источником активности выступает потребность человека именно в действовании, функционировании. Мотивы можно разложить па виды по любой из существующих классификаций потребностей, в том числе по пирамиде А. Маслоу. Разнообразие подобных схем в современной психологии представляется неисчерпаемым;
  • • по форме отражения предмета потребности. Мотивом может быть, например, непосредственный чувственный образ, образ памяти, воображения, мечты. Мотивом выступают самые разные психологические образования: плоды фантазии, нравственное понятие или представление, идеал, убеждение и ценностная ориентация. Это позволяет психологии мотивации моделировать и изучать непростые реалии собственно человеческого бытия, не упрощая их, например, до исключительно материальных стимульнореактивных конструкций. Для индивидуальной психики не бывает мотива внешнего. Нечто материальное, называемое «побудителем», будучи отраженным в психике субъекта, является для него именно внутренним, вторичным образованием, частью субъективного психического образа (Б. А. Сосновский). Личностный мотив может и вовсе не иметь материального «первоисточника», когда люди действуют, например, во имя долга, идеи, совести;
  • • по степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими; по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Конечно, «меры» широты и продолжительности являются здесь исключительно качественными, относительными. Дело в том, что человеку необходимы всякие мотивы, ибо они реализуют разные психологические функции в общем мотивационном обеспечении деятельности и жизни. Каждая реальная человеческая деятельность полимотивирована, т. е. подчиняется не одному мотиву, а нескольким, всей их непростой иерархической системе. В результате в личности происходит как бы расщепление, распределение функций между несколькими «одновременными» мотивами.

пример

Например, широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие являются реальными побудителями. Положим, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную, субъективно не нужную работу.

Тогда узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: угроза наказания, возможность поощрения, просто необходимость действования. Но одним этим прагматическим мотивом человеку психологически выжить трудно и малокомфортно. Нужны какие-то более долговременные и широкие смыслы: будущая жизнь, мечты, нравственные ценности. Широкие и узкие мотивы могут меняться местами, перераспределять свои функции, что ведет к осмыслению и переосмыслению всего происходящего с человеком и в человеке;

• по степени участия в них сознания мотивы могут быть осознанными и неосознанными, субъективно «понимаемыми» и реально действенными.

пример

Положим, младший школьник знает, что учиться нужно для будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим и смыслообразующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения обязанностей, подражания сверстникам или родителям и т. п. Однако для выпускника школы ранее просто понимаемый, «правильный» мотив учения может преобразоваться в мотив личностный, реально действующий. Оттого изменяются и учебная деятельность, и субъективное отношение к ней, и мотивационная сфера личности. Аналогичное перераспределение функций может происходить между мотивами осознанными и неосознанными.

Как отмечал А. Н. Леонтьев, у человека в голове нет мотива; он представлен в сознании опосредованно, в виде субъективного смысла. На определенных стадиях формирования личности бывает так, что осознаваемый или принимаемый, называемый мотив придает желаемый личностный смысл деятельности человека. Это психологически удобно индивиду, потому что отвечает одобряемым им ценностям. По реальным побудителем, задающим результативность деятельности, может являться другой мотив — неосознанный, более настоятельный и прагматический. Такие «расщепленные» мотивы могут находиться в противоречии, осознание и снятие которого означает некий этап в формировании мотивационной сферы, да и всей личности. Разнообразная палитра, организация и динамика мотивов, существующих у личности, предоставляет для нынешней психологии обширное и многомерное (не только побудительное) исследовательское пространство.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой