Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Способы запоминания. 
Психология общая и экспериментальная

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наконец, третий, высший способ запоминания и воспроизведения составляет так называемая рациональная память, состоящая в том, что для облегчения запоминания известных впечатлений мы группируем их по сходству или различию, объединяя их в известные классы и устанавливая между этими классами известное соотношение или зависимость. Затем, встречая какие-нибудь новые факты, помещаем их в соответственные… Читать ещё >

Способы запоминания. Психология общая и экспериментальная (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деление процессов памяти на более элементарные и более сложные отражается и на способах нашего запоминания. Запоминание может быть или сравнительно простым, когда известное впечатление запоминается нами, главным образом благодаря яркости впечатлений и их многократному повторению, или более сложным — с участием ассоциаций и другого рода высших умственных процессов.

В связи с этим можно различать три главных способа заучивания: механический, ассоциативный и рациональн ы й. Зубрежка есть не что иное, как элементарное, чисто механическое запоминание; благодаря многократному повторению одних и тех же впечатлений образуется ряд соответствующих предрасположений, достигших значительной интенсивности. Это механическое запоминание усложняется в том случае, если мы начинаем устанавливать ассоциативную связь между отдельными частями воспринятых впечатлений.

Производится коллективный опыт с запоминанием ряда, состоящего из 10 не связанных между собою слов. Путем последовательного опроса выясняется значительная роль ассоциаций в процессе запоминания; в большинстве случаев ассоциации помогали запоминанию и воспроизведению, но иногда и мешали, отвлекая внимание и вызывая ошибки воспроизведения.

Значение ассоциаций в процессах памяти пытались использовать более систематически, при помощи приемов так называемой мнемоники. Мнемоника — это такой способ, который рекомендует для улучшения памяти приучаться устанавливать известные искусственные ассоциации между отдельными частями сложного запоминаемого объекта. Так, например, для того чтобы запомнить расположение нерва, вены и артерии в подколенной ямке (нерв— вена—артерия), запоминают слово «Нева», т. е. вставляют букву е между начальными буквами названий вышеприведенных частей. В отдельных случаях такого рода мнемонические приемы действительно помогают запоминанию. Но когда вы станете вводить эти приемы в систему, как это предлагают некоторые «профессора мнемоники», то нередко получается абсурд.

Один из таких мнемонистов предлагает для облегчения заучивания стихотворения приучаться вставлять между отдельными стихами известные фразы, связывающие между собой отдельные части стихотворения. Например, в поэме Пушкина «Цыгане» для того чтобы связать окончание одной строфы «…и огни разложены».

и начало другой: «Здравствуй, счастливое племя!» предлагается следующий прием: в слове «разложены» слышится слово «жены»; жена и муж — представители племени; отсюда следующий стих: «Здравствуй, счастливое племя». Такие приемы, как вы сами видите, могут только усложнить процесс запоминания, внося ненужный балласт, обременяющий память. Кроме того, очевидно, что здесь дело идет не об улучшении памяти, как способности запоминания в собственном смысле этого слова, а просто о некоторых вспомогательных ассоциациях, ценность которых бывает иногда более чем сомнительна.

Наконец, третий, высший способ запоминания и воспроизведения составляет так называемая рациональная память, состоящая в том, что для облегчения запоминания известных впечатлений мы группируем их по сходству или различию, объединяя их в известные классы и устанавливая между этими классами известное соотношение или зависимость. Затем, встречая какие-нибудь новые факты, помещаем их в соответственные группы и таким образом устанавливаем целую систему воспоминаний.

Такого рода память, конечно, требует уже развитого интеллекта, способности к группировке и обобщениям, вообще — к мыслительным актам. Научные познания потому именно и улучшают память и облегчают запоминание, что они, с одной стороны, развивают мыслительные способности, а с другой — дают уже готовые группы явлений, готовые категории, под которые можно подводить всякие новые встречающиеся факты. Кювье, основатель сравнительной анатомии, следующим образом объяснял свою феноменальную память, которой все удивлялись. В его сознании постоянно имеется нечто вроде огромного дерева с большим количеством разветвлений. Дерево это — животное царство; разветвления — классы, виды, разновидности. Каждую вновь встречающуюся разновидность он подвешивает на определенную ветку или веточку и, благодаря этому, запоминает во всех подробностях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой