Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Древнегреческая цивилизация и ее литература

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Колонизация: «греческая кайма». Важнейшим социальным явлением в древнейший период Эллады был процесс колонизации близлежащих земель, что вело к постоянному расширению границ эллинского мира. Греки были отменными мореходами. Нехватка плодородных земель в континентальной Элладе побуждала их к освоению новых территорий. Греческие колонии располагались по побережью Малой Азии, в Южной Италии… Читать ещё >

Древнегреческая цивилизация и ее литература (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Историко-теоретическое введение

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи.

А. С. Пушкин

Древние греки именовали себя эллинами, а свою землю — Элладой. Эпоху, в которой они жили, называют античностью (от лат. «древний», «старинный»). Античность сыграла огромную роль в становлении мировой, и прежде всего, европейской литературы. Перед нами общество, в котором зародилась демократия.

Античность и современность.

Эта эпоха и далека от нас, и близка, просто мы не всегда об этом задумывемся. В бытовой речи, в газетных, книжных, научных текстах мы оперируем немалым количеством слов греческого и латинского происхождения.

В окружающих нас зданиях разных типов обнаруживаются оригинальные архитектурные элементы: колонны, капители, арки, барельефы, лепные украшения, — пленяющие нас гармонией, изяществом, симметрией. Все они — плоды творческих исканий древних строителей и зодчих. Школьники, овладевая основами математики и физики, познают законы, открытые великими учеными античности: Архимедом и Пифагором. Древние эллины (наряду с народами Востока) были первопроходцами в разных областях знаний: точных, естественных и гуманитарных науках, физике, математике, астрономии, медицине, анатомии, философии, филологии, ораторстве и др. в пору их зарождения и становления. Основополагающие выводы Платона и Аристотеля сохраняют и сегодня свою жизненность и остаются краеугольным камнем эстетики, науки о прекрасном. Концепция атомов впервые озарила греков; эта гениальная догадка получила позднее экспериментальное подтверждение, была углублена, конкретизирована. Гиппократ помог заложить многие основания медицины, сформулировал этику врача — клятву Гиппократа.

Демократия: вечный пример. Одной из бесценных заслуг эллинов было то, что они подарили миру идею демократии — власти народа. В процессе исторического развития человечества демократия доказала свое превосходство над другими государственными системами.

Фундамент демократической системы, пережившей расцвет в Элладе, прежде всего в Афинах, — три базовых принципа: выборность власти, ее ответственность и сменяемость. Расцвет афинской демократии в V— IV вв. до н.э., десятилетия, получившие название «Век Перикла», оказались самой плодоносной эпохой для развития и обогащения всех видов искусства, художественного творчества и вообще культурной, духовной деятельности.

Древнегреческая литература, сыгравшая огромную роль в становлении римской словесности, неповторима, универсальна. В творениях эллинов нас пленяют монументальность и одновременно наивность, непосредственность мировосприятия, «детство человечества».

Каковы же реальные жизненные обстоятельства, которые определили удивительные достижения древнегреческой словесности?

Колонизация: «греческая кайма». Важнейшим социальным явлением в древнейший период Эллады был процесс колонизации близлежащих земель, что вело к постоянному расширению границ эллинского мира. Греки были отменными мореходами. Нехватка плодородных земель в континентальной Элладе побуждала их к освоению новых территорий. Греческие колонии располагались по побережью Малой Азии, в Южной Италии, Северной Африке. Важным направлением колонизации было северо-восточное: греческие колонии располагались на берегах Геллеспонта (пролив Дарданеллы); там, в частности, выделялась колония Византия. В VII в. до н.э. на берегах Черного моря стали возникать греческие колонии и города. Так, Причерноморье обрело свою «эллинскую кайму». В ДнепровскоБугском лимане была основана греческая колония Ольвия. В Крыму заложили город Феодосию, а на месте современной Керчи — Пантикапей.

«Дочь моря и земли». Жизнь эллина определялась близостью моря, сочетанием водного пространства и горного рельефа. Грецию омывает с юга Средиземное море, с запада — Ионическое, с востока — Эгейское. Среди городов главенствовали Афины и Элефсин. Северная Греция, в которой выделялась провинция Македония, являла собой лабиринт лесистых горных массивов. Здесь находится самая высокая гора Греции Олимп, «обиталище богов».

В произведениях древнегреческой словесности, в мифах мы столкнемся со многими географическими названиями: Афины, Коринф, Аргос, Фивы, острова Лесбос, Крит, Сицилия, Саламин, Итака, Фермопильское ущелье, Колхида и др. Привлекательный живописный ландшафт удачно сочетался в Греции с субтропическим климатом. Филолог Ф. Ф. Зелинский писал по этому поводу: «Европейская культура, созданная греческим народом, — „дочь моря и земли“».

Источники знаний об античности и ее культуре. Главные источники знаний об античности — литературные памятники, в частности, труды историков Геродота, Фукидида, Ксенофонта, мастера литературного жизнеописания Плутарха, а также собственно художественные произведения, например «Илиада» и «Одиссея». Литературные произведения писали на папирусе. За многовековую историю изучения словесного искусства эллинов случались счастливые находки: обнаруживались как целые произведения, так и их фрагменты. Существенные сведения были получены в результате анализа различных наднисеи на древнегреческом языке на зданиях, каменных плитах, надгробиях, глиняных сосудах.

Трудно переоценить роль находок и открытий, сделанных археологами. Всемирно знаменитой остается экспедиция немецкого ученого Г. Шлимана (1822—1890), посвятившего себя поискам древней Трои, воспетой в гомеровском эпосе. Английским археологом А. Эвансом (1851—1941) на острове Крит был обнаружен древнейший архитектурный комплекс, Кносский дворец, строившийся с XX по XV в. до н.э., т. е. около 500 лет. На рубеже Hill вв. до н.э. наступает расцвет культуры Крита. Однако затем критская культура погибла. Видимо, одной из причин стало грандиозное землетрясение. Не исключено, что это событие послужило основой для создания старинного мифа об Атлантиде, — острове, опустившемся на дно Атлантического океана.

В «Илиаде» мы находим упоминания о богатых золотом Микенах, еще одном центре догомеровской культуры, возникшей во II в. до н.э. уже после заката Крита. Микены были центром раннего рабовладельческого государства.

Национально-самобытные черты эллинской культуры. Характеризовать национальные особенности эллина (как и представителя любого этноса) — задача не их простых. Очевидны, однако, привлекательные черты эллинского характера — универсализм, разнообразие дарований; потребность в гармонии, когда фантазия соединялась с рассудочностью, а страсть — с холодным расчетом. Сметка, находчивость, умение приспосабливаться к экстремальным ситуациям — эти исторически сформировавшиеся черты эллинов отозвались в гомеровской «Одиссее», в образе главного героя. В суждениях авторитетных мыслителей отмечены такие черты эллинов, как остроумие (Цицерон), сообразительность (Геродот), светлое мироощущение (Э. Ренан), тонкость ума. Греческий язык с его гибкостью, глубиной и благозвучностью отражает отличительную особенность духа эллинов, благодаря чему они осознавали свое единство.

Воспитание и образование. Большую роль в жизни древнего грека играли воспитание и образование: им придавалось величайшее значение. (Об этом заботилось государство!) Высок был престиж писателей, философов, историков, вообще людей, образованных и талантливых в любой области. Ценились образование, знания. Одаренность, умения, искусство в разных областях вызывали, пожалуй, большее уважение, чем материальное преуспевание и богатство. И это замечательный, неизменно актуальный урок.

Раб был несчастлив не столько потому, что его нередко заставляли выполнять тяжелые физические работы, сколько потому, что был лишен возможности получить образование, приобщаться к знаниям и вершинам культуры.

Главными этическими ценностями эллина считались гражданские добродетели, любовь к своему государству, деяния, достойные предков, здоровое потомство. Защита Родины полагалась высшим долгом гражданина вне зависимости от того, сколь высокий пост он занимал.

В поэмах Гомера — а они были в известной мере учебниками жизни — называются такие наиболее привлекательные качества: «славный в потомках», «верный», «действующий как положено, но обычаю».

Обучение и воспитание. Вначале обучение не признавалось обязательным, но рассматривалось как долг родителей по отношению к потомству. Но уже в V в. до н.э. греки гордились тем, что среди свободных не было неграмотных. С семи лет в Афинах начиналось школьное обучение. Как неразумных детей, так и взрослых обязывали следовать высшему закону, именуемому нравственностью. Она — приоритетная цель воспитания, считалась квинтэссенцией всех добродетелей, а ее носитель пользовался благосклонностью богов и уважением сограждан. Особый характер носило воспитание девушек. Любовь к искусству, которая отличала эллинов, проникла и в пределы гинекея. Девушки приобщались к письму, чтению и музыке; религия оказывала решающее влияние на их менталитет.

Универсальная одаренность эллинов, всеми единодушно признаваемая, не была даром небес. Она вырабатывалась всем их жизненным укладом. Конечно, основной физический труд ложился на рабов. Однако свободные граждане также были заняты производственной деятельностью: ремеслами, торговлей, мореплаванием и др. Но трудовой день ограничивался обычно шестью часами.

Греческий образ жизни. Греки были довольно непритязательны в повседневном быту, в отношении одежды, питания. Своеобразным девизом эллинов стали крылатые слова Перикла: «Мы любим красоту, соединенную с дешевизной». Наидостойнейшей целью полагалось не умножение богатства, а совершенствование личности. Идеал отношений между людьми выражен в греческой пословице: «Человек человеку — божество».

Бытие грека сопровождал дух соревновательности, имевший своей целью совершенствование в разнообразных видах деятельности. Эллины исходили из принципа единства интеллектуального обогащения и чувственного наслаждения. Богиня любви Афродита, символ красоты и женственности, и ее сын Эрот были окружены у греков обожанием; им посвящено немало восторженных поэтических строк. Главная педагогическая цель состояла в воспитании достойного члена общества, гражданина в самом широком смысле этого слова: достичь славы, быть достойным предков и их доброго имени.

В греческой школе примерно с IV в. до н.э. приобрела упорядоченность и целенаправленность воинская подготовка юношей. Был введен институт эфебов. Эфебом считался юноша, достигший 18-летнего возраста. Он должен был прослужить от 2 до 4 лет в гарнизонах и постах. Все афиняне, богатые и бедные, защищали родину. Если же афинянин попадал в плен, то нередко оставался в живых: он спасался благодаря своим знаниям и умениям. Его использовали, например, в качестве домашнего учителя.

Архаическая Греция: лики культуры. Интенсивное развитие Греция переживает в архаический период (VIII—VII вв. до н.э.), когда наряду с формированием основ демократической системы (здесь особую роль играли реформы Солона и Клисфена), а также в силу особенностей греческого уклада получают развитие важнейшие элементы материальной культуры. Искусство эллинов уже в раннюю пору отличалось топкостью и изяществом. Это время становления архитектуры. Создаются храмы богов — покровителей общины. Применяются ордера, т. е. особая система построения, подчеркивающая архитектонику здания. Возведение храмов способствовало развитию других видов искусства, прежде всего монументальной скульптуры, которая сначала была каменной, потом стала отливаться из бронзы. Нс огромные статуи фараонов и царей, как на Востоке, а прекрасный и доблестный гражданин, воин, защищавший полис, патриот, победитель на спортивных состязаниях, — таков герой греческой скульптуры, отражающей общественные идеалы.

Высокого мастерства достигли эллины в вазописи, в которой также проявляются реалистические тенденции. Особенно прославлены коринфские и родосские вазы. Одним из главнейших достижений архаической эпохи было создание алфавитного письма. Процесс образования демократизировался, что привело к общей грамотности всех свободных граждан. Роль знаний резко повысилась. В отличие от восточных деспотий в греческом обществе отсутствовало жреческое сословие.

В архаическую эпоху произошел сдвиг огромного значения — переход от религиозно-мифологического миропонимания к философскому осмыслению окружающих явлений: это было связано с деятельностью представителей ранней натурфилософии, таких, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и др., которые стремились определить первоосновы всего сущего.

Периодизация греческой литературы. Современной наукой выделяются четыре периода развития греческой литературы.

  • 1. Архаический период — от древнейших эпох до V в. до н.э. Это эпоха «ранней Греции», когда происходит разложение патриархально-родового строя, идет становление мифологии, фольклорных форм. Это время создания гомеровских поэм «Илиады» и «Одиссеи», дидактического эпоса Гесиода и ранней лирики VII—VI вв. до н.э. (Архилох, Сапфо, Анакреонт и др.).
  • 2. Аттический (или классический) период — V—IV вв. до н.э. Пора расцвета демократии и взлета во всех сферах художественной жизни: литературе, театре, архитектуре, скульптуре. Замечательные достижения в жанре трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедии (Аристофан), а также прозы: исторической (Геродот, Фукидий, Ксенофонт), ораторской (Лисий, Демосфен), философской (Платон, Аристотель).
  • 3. Эллинистический период — от конца IV в. до н.э. до начала I—II вв. н.э.
  • 4. Римский период. Время, когда Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, а также творчество Плутарха и Лукиана.

В широком философско-эстетическом плане в истории античной литературы выделяются два этапа: архаический и мифопоэтический (гомеровская Греция) и традиционалистский или нормативный (послегомеровская и римская литература).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой