Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические причины и факторы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Низкий уровень ответственности. Многие люди не склонны принимать на себя ответственность за то, что с ними происходит. Это порождает бездействие или поиск ответственных. Так, многие возлагают ответственность на правительство, начальство, своих близких и т. д. Некоторые убеждены, что на всё воля Божья, и от человека ничего не зависит. Распространение находит так называемое магическое мышление… Читать ещё >

Психологические причины и факторы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2.1. Особенности психического склада и акцентуации личности. По мнению исследователей, ведущую роль в формировании аддиктивных расстройств играют определённые психологические особенности человека: снижение переносимости трудностей в повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление обвинять других; попытки уйти от ответственности в принятии решений; стереотипность поведения; зависимость, тревожность[1]. Эти черты в различных сочетаниях встречаются в преморбидном периоде, что позволяет считать их фактором, предрасполагающим к развитию аддикции. Для аддиктов характерны стремление к контролю, эгоцентризм, дуализм мышления, желание произвести ложное впечатление отсутствия проблем и благополучия, ригидность, задержка духовного развития[2]. Провоцирующими факторами отклоняющегося аддиктивного поведения также считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста[3].

Большинство авторов связывают предрасположенность индивида к аддиктивному поведению с определёнными акцентуациями характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы). Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяются признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости: неспособность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важные для него решения; готовность согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым; затруднения начать какоето дело самостоятельно; готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих людей; плохая переносимость одиночества и готовность на значительные усилия, чтобы его избежать; ощущение опустошённости или беспомощности, когда обрывается близкая связь; страх быть отвергнутым; лёгкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны[4].

Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать, сказать «нет» из-за страха быть отвергнутым другими, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения, сильное подчинение значимым людям. Всё это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения[5].

  • 2.2. Низкий уровень ответственности. Многие люди не склонны принимать на себя ответственность за то, что с ними происходит. Это порождает бездействие или поиск ответственных. Так, многие возлагают ответственность на правительство, начальство, своих близких и т. д. Некоторые убеждены, что на всё воля Божья, и от человека ничего не зависит. Распространение находит так называемое магическое мышление, которое взращивает веру в кармическую безысходность, в «свой крест», в то, что от судьбы не уйдёшь. В результате подросток считает, что возникновение зависимости у него — это судьба, и он ничего изменить не может.
  • 2.3. Неумение справиться с жизненными трудностями и проблемами. Зачастую зависимость возникает как защитный механизм (замещение, уход) в ответ на возникшие трудности и проблемы. Защита, которую строит человек, всегда является «ответом» на какие-то неприятности, проблемы, дискомфортные ситуации; защита приобретает ритуализированный характер, а также чётко отрабатываются модели поведения личности. Например, в случае мобильной зависимости при возникновении дискомфортной ситуации (появление нежданного собеседника, неприятной личности, затрагивание больной темы в разговоре) человек отгораживается от окружающего мира мобильником. Он достаёт его, для того чтобы проверить счёт, написать или прочитать SMS, просто потыкать кнопочки, посмотреть время. Все эти действия могут быть ответом на дискомфортную ситуацию. Человек отгораживается, вместо того чтобы разобраться с проблемой. Так, 35% опрошенных британцев сказали, что сотовый телефон помогает им «уйти от собственных проблем».
  • 2.4. Дефицит положительных эмоций. Большинство социальных зависимостей возникают как способ получения положительных эмоций, удовольствия. Человек пытается «зацепить» свои удовольствия за что-то во внешнем мире.
  • 2.5. Заниженная самооценка, неумение самоутверждаться адекватными способами. По мнению В. А. Фролова, уход в химическую или нехимическую зависимость выступает как компенсационный механизм низкого самоуважения[6]. За счёт зависимости (например, курения, потребления алкоголя, наркотиков, постоянного обновления мобильного телефона, ноутбука, одежды и т. д.) человек пытается самоутвердиться. Например, в случае техномании, находясь в зависимости от мнения окружающих, человек считает, что он просто обязан обладать самым дорогим или суперфункциональным гаджетом. Данная зависимость проявляется в постоянном наличии телефона на виду. Также многие подростки за счёт престижности телефона пытаются выделиться среди своих сверстников, считают, что их статус напрямую зависит от модели или стоимости аппарата[7]. Анализ научной литературы показывает, что люди, принимающие участие в азартных играх, до развития аддикции страдают нарушениями функции «Я». Им свойственны низкая самооценка, плохая переносимость фрустрации, слабый контроль над импульсами, чаще это нарциссические личности. Психологи отмечают, что у людей, подверженных зависимости, ярко выражены чувства неполноценности, несостоятельности, неуверенность в себе и прочие виды слабо сформированной личности.
  • 2.6. Неудовлетворённость жизнью и собой. Часто причиной формирования зависимостей становятся недовольство реальной жизнью и желание уйти от неб. В младшем подростковом возрасте стремление к замещающей деятельности является также способом компенсации неудовлетворённости своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми.
  • 2.7. Духовные проблемы личности — например, отсутствие гармонии с самим собой, искажённые представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, что приводит к уходу от реальности в зависимость.
  • 2.8. Низкая переносимость психологических затруднений — в этом случае подростки стремятся улучшить своё психическое состояние искусственным способом — например, получением удовольствия от компьютерных игр, курения или приёма алкоголя.
  • 2.9. Неспособность адекватно удовлетворять свои потребности. По мнению исследователей, корни зависимого поведения лежат в отношении человека к себе, другим и окружающему миру, т. е. в философии личности, которая влияет на её выбор в определении способов удовлетворения базовых потребностей. Зависимость чаще всего возникает в результате выбора неадекватного способа удовлетворения потребности. Например, причиной интернет-зависимости часто выступает неспособность к живому полноценному общению или боязнь такого общения, причиной алкогольной зависимости — неумение полноценно отдыхать и т. д. По мнению Э. Берна, у человека существует шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структурированию времени, голод по инициативе. У аддиктивной личности каждый вид голода обостряется. Индивид не находит удовлетворения чувству голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности, ведущих к формированию зависимости[8].
  • 2.10. Конформизм, стремление не отставать от моды. Например, покупая себе самую функционально насыщенную модель мобильного телефона, человек пытается не отставать от современных течений и полностью зависит от их направленности, не осознавая своих реальных потребностей[9]. Молодые люди всё чаще становятся заложниками технического прогресса и боятся пропустить даже самое незначительное нововведение: ведь если такое случится, они «ужасно отстанут от жизни, и их окружение будет посмеиваться над их отсталостью и непросвещённостью».
  • 2.11. Отсутствие силы воли, неумение сказать «нет». Эта причина способствует попаданию подростка в асоциальную группу, а затем усвоению пропагандируемых лидерами этой группы моделей поведения, в том числе связанных с попаданием в зависимость. В данном случае подросток, во-первых, попадает в зависимость от лидера группы, а, во-вторых, у него формируются зависимости, пропагандируемые данной группой (например, наркомания, табакокурение, алкоголизм, компьютерная зависимость, игромания и т. д.).
  • 2.12. Импульсивность, потеря контроля над поведением, проблемы саморегуляции: нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль; низкая рефлексия; низкопродуктивные механизмы совладания со стрессом; низкие адаптивные возможности; дефицит позитивных ресурсов личности.
  • 2.13. Выработавшиеся стереотипы поведения: например, отмечать праздник с алкоголем, постоянно держать дома включённым телевизор, не носить часы и смотреть время по мобильному телефону.
  • 2.14. Слабая самоорганизация подростков — не позволяет проектировать своё взаимодействие с объектом зависимости, выбирая конструктивный тип взаимодействия, регулируя его продолжительность.
  • 2.15. Смещение жизненных целей и ценностей — девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты. Как правило, формированию зависимости способствует абсолютизация какой-то одной ценности: например, материального благополучия (способствует возникновению шопоголизма), денег (игромания), общения (интернет-зависимость), удовольствия (алкоголизм, наркомания, пищевые зависимости, игромания) и др.
  • 2.16. Неадекватные представления о зависимостях и их объектах. Общие идеи наиболее распространённых ошибочных представлений следующие: «Я смогу регулировать своё взаимодействие с объектом зависимости», «Если взаимодействие с объектом дозированное (алкоголь употреблять в меру), зависимости не возникнет», «Зависимость не имеет вредных последствий», «Взрослые только пугают детей последствиями зависимостей» и др. Ошибочные представления могут способствовать столкновению подростка с объектом зависимости, мешать осознать вредные последствия зависимости, начать её преодоление.
  • [1] Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.1991. № 1. С. 8−15.
  • [2] Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы. М: Эксмо, 2006. 1008 с.
  • [3] Личко А. Е., БитенскиЙ В. С. Подростковая наркология: Руководство для врачей.Л.: Медицина, 1991. 304 с.
  • [4] Менделевии В. Д. Психология девиантного поведения: учеб, пособие. М.: МЕД-прссс, 2001. 432 с.
  • [5] Егоров А. Ю. Нехимичсские зависимости. СПб.: Речь, 2007. 190 с.
  • [6] Фролов В. А. Педагогические условия профилактики виртуальной аддикциистарших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. М, 2010. 23 с.
  • [7] Бережковская Е. Мобильная зависимость // Школьный психолог. 2006. № 5. С. 6.
  • [8] Приводится по: Мснделсвич В. Д. Психология девиантного поведения: учеб, пособие. М.: МЕДпресс, 2001. 432 с.
  • [9] Корягина О. П. Проблемы мобильной зависимости и причины их возникновения// Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 14−19.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой