Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология SWOT-анализа. 
Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Назовем основные выводы, сделанные в ходе обсуждения в малых группах следующих вопросов: Болонский процесс в условиях глобальной конкуренции неизбежен и необходим для российского образования? Если вы считаете, что интернационализация российского образования имела место и в прошлые века, то чем отличается настоящий этап? Интеграции каких подходов в дидактике требует интернационализация… Читать ещё >

Технология SWOT-анализа. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Впервые технология использована в 1963 г. в Гарварде наконференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (Kenneth Andrews). В 1965 г. четыре профессора Гарвардского университета — Леранед (Leraned), Кристенсен}}.

(Christensen), Эндрюс (Andrews) и Гут (Guth) — предложили технологию для разработки стратегии фирмы. Схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов) основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии. Рассматриваются различные возможные варианты, выделяются те, которые считаются оптимальными.

В нашей работе речь идет о дидактической технологии, ориентированной на выявление сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) при анализе темы, рассматриваемой ниже.

Интеграция отечественного и европейского образования.

Болонская декларация (1999)[1]

Введение

в проблему. Российское образование в течение последних десятилетий оказалось в ситуации глобальных вызовов, в числе которых усиливающаяся международная конкуренция в различных сферах жизни, производства и потребления. Это стимулирует инновации в системе отечественного образования, способствует повышению требований к конкурентоспособности ВПО, измеряемых совокупностью компетенций. Интеграционные процессы в сфере образования и науки усиливают роль образования как инструмента реализации геополитических интересов разных стран мирового сообщества. Актуально международное сотрудничество как необходимое условие достижения высокого уровня российского образования, которое не должно игнорировать и лучший мировой опыт, и традиции российской высшей школы. В то же время расхождения значительные: в мобильности системы и выпускника — непрерывное образование 12-летнее школьное, многоуровневое высшее (три уровня — undergraduate, graduate, postgraduate); использование разнообразия форм обучения; расширение количества специальностей; применение кредитной, накопительной многобалльной системы оценки знаний; значительное увеличение доли самостоятельной работы школьников и студентов, выполнение ими социально и практико-ориентированных проектов; право.

обучающихся выбирать преподавателей. Отличия в недельной нагрузке студентов: российская — 54 час, европейская — 40−45 час. Продолжительность учебного года в Европе на 15% ниже, процентное соотношение между аудиторной и самостоятельной работой студентов: 50/50 (Россия), 40/60 или 30/70 (Европа).

В целом речь идет о «европейском» измерении в высшем образовании.

Что касается студентов, то они уже обучаются в стратегических ориентирах «высшее образование без границ», заданных Болонской декларацией, однако, по их признанию, более всего это ощущается в балльно-рейтинговом оценивании результатов обучения. Исходя из того, что представления студентов об интернационализации современного российского образования довольно поверхностны, организуем работу в аудитории: 4 группы студентов, каждая их которых анализирует сильные и слабые стороны, возможности и риски внедрения основных принципов Болонской декларации в отечественное образование.

Назовем основные выводы, сделанные в ходе обсуждения в малых группах следующих вопросов: Болонский процесс в условиях глобальной конкуренции неизбежен и необходим для российского образования? Если вы считаете, что интернационализация российского образования имела место и в прошлые века, то чем отличается настоящий этап? Интеграции каких подходов в дидактике требует интернационализация современного образования? Какие традиции российского высшего образования вы бы сохранили? Насколько органично они могут быть вписаны в идею интернационализации? Трансформируются ли, благодаря образованию, такие черты российской ментальности, как коллективизм, альтруизм, ограниченность материальных потребностей, терпеливость, неудовлетворенность государством?

Сильные стороны:

  • 1. Новая миссия университетского образования в контексте перехода человечества к модели устойчивого развития. Преодолевается традиционный подход к высшему образованию «на всю жизнь» в концепции непрерывного «образования через всю жизнь», что соответствует тенденции создания инновационнопредпринимательской модели университета. Вуз превращается в научно-образовательно-промышленный комплекс с академическим ядром и междисциплинарной проектно-ориентированной периферией, состоящей из множества сетевых инновационных высокотехнологических структур и малых предприятий, активно работающих с заказами местных органов власти, бизнеса, промышленности и общества в целом.
  • 2. Академические успехи предполагают овладение компетенциями, связанными с готовностью и способностью к коммуникации, устной и письменной речи на родном и иностранном языках, работой с информационными технологиями, освоением основ математики и естественных наук, критическим мышлением, потребностью в непрерывном образовании, умением работать в группах (способность к интегральному использованию знаний), проявлением творчества, инициативности, готовностью к постоянной работе, требующей значительных усилий, способностью получать удовлетворение от своей работы в условиях здоровой конкуренции, с культурной восприимчивостью, ориентированностью на результат, способностью принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
  • 3. Повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей, развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий.

    Введение

    системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том числе благодаря появлению общеевропейского приложения к диплому.

  • 4.

    Введение

    двухуровневой системы подготовки во всех странах: 1) бакалавр, не менее 3 лет обучения и 2) магистр и/или докторская степень; введение системы кредитов, аналогичной европейской системе перезачетов кредитов как средства повышения мобильности студентов. Принятие общего рамочного подхода к квалификациям уровня бакалавров и магистров, обеспечение сопоставимости дипломов, отдельных курсов, кредитов. Создание целостной системы качества образования. Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS). Суммарная учебная нагрузка студентов равна 60 кредитам (1 кредит = 25−30 часов). Кредиты начисляются только после выполнения необходимой работы и оценки результатов (набора компетенций). Кредиты распределены по линейному графику образовательной программы и отражают количество работы по каждому компоненту учебной программы.

  • 128

Слабые стороны:

  • 1. Недостаточная динамика процесса интернационализации обусловлена противоречием традициям высшего отечественного образования и принципам российской педагогики, дидактики. Отсюда трудность внедрения в российскую систему образования.
  • 2. Аксиологический подход к нововведениям в высшем профессиональном образовании меняет вектор в ценностных приоритетах. Традиционно в российском образовании приоритетны культурные, исторические и социальные ценности, духовно-нравственные идеалы в отличие от прагматических ценностей в мировом образовании.
  • 3. Реальная академическая мобильность невысока. Препятствием в значительной степени является профессорско-преподавательский состав многих российских вузов, в большинстве не владеющий такой компетенцией, как знание иностранных языков, чтобы читать и слушать лекции, изучать литературу, общаться с коллегами и студентами.

Возможност и:

  • 1. Решение проблемы — в отношениях высшего образования и государства; «государства слишком много» — нарушается академическая свобода, университетская автономия, контроль за средствами; «государства слишком мало» — пренебрегает своими обязанностями, не имеет четкой политики и долгосрочной перспективы развития системы, не обеспечивает нужный уровень взаимодействия властных структур и академических кругов.
  • 2. Вузовские образовательные программы, различные проекты, использование инновационных форм, видов и технологий являются ценным инструментом, способствующим реализации принципов Болонской декларации в системе высшего профессионального образования России, значит, моделирования образовательного пространства вуза, разработки соответствующих критериев и показателей успешной интернационализации.
  • 3.

    Введение

    легко понимаемых и сопоставимых степеней образования (детализация структуры двух уровней образования, сначала бакалавриата — 180−240 зачетных единиц, затем второй, последипломный — еще 90−120 зачетных единиц). Сопоставимость и транспарентность конечных результатов обучения бакалавров и магистров. Развитие совместных степеней (Joint degrees).

    Введение

    системы зачетных единиц (ECTS — европейская система накопления зачетных единиц) — инструмент мобильности. Оценка результата, а не процесса, поэтому механический перевод учебных часов в зачетные единицы невозможен. Отражать не количество прослушанных курсов, прочитанных книг, а приобретенное образование и квалификацию: знать, понимать, делать.

Риски:

  • 1. Неизбежно программируется «утечка мозгов», миграция молодых ученых, в целом распределение академических ресурсов. Этому способствуют значительно отличающиеся подходы к присвоению ученой степени кандидата и доктора наук. Получение степени PhD не признается в российском вузе, поэтому, получив степень PhD в Европе, российский ученый только там ее может применять.
  • 2. Существующие угрозы реализации Болонской декларации подтверждаются фактами противодействия в различных европейских странах — Великобритании, Ирландии, Германии, Швеции, в Литве, Эстонии, Греции, Португалии, Словении.
  • 3. Большинство (80%) стран, подписавших Болонскую декларацию еще в 2004 г., заявляли об отсутствии правовых оснований для введения двухуровневой структуры степеней, хотя 56% европейских вузов в это время переходили на двухуровневую систему. При этом 11% вузов не видели в этом необходимости*.
  • 4. Существующее предвзятое отношение работодателей в России к специалистам, имеющим степень бакалавра, включая решение вопроса о прохождении производственной практики.

Заключение

. Система высшего образования трансформировалась от элитарной к демократической модели. Сместился акцент с преподавания, ориентированного на «усвоение знаний», на овладение студентами общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями. Это требует изменения методологических, теоретических и практических основ в целеполагании, содержании и технологиях, в целом меняет сущность управления, требует установления связи с рынком труда. Актуальным для каждого студента и преподавателя вуза является вопрос о нахождении себя в этом поиске.

  • 8 Kerr С. International Learning and National Purposes in Higher Education // American Behavioral Scientist. 1991. September/October. P. 17−41.
  • 130
  • [1] 2 Болонская декларация 1999 г. // Болонский процесс в России: сайт. URL: http://www.bologna.ntf.ru/pl3aal.html (дата обращения: 20.12.2014). 126
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой