Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие речи в онтогенезе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фаза 2. Словесный раздражитель — непосредственная реакция (С—Н). Ребенок начинает реагировать на слова непосредственными соматическими и вегетативными реакциями. Это формируется к концу первого года жизни. В это время ребенок начинает подражать речи взрослого как это делают приматы, при помощи отдельных звуков, которые обозначают либо что-то во вне, либо собственное состояние. В возрасте 1,5—2… Читать ещё >

Развитие речи в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мнению разных исследователей, критическим возрастом в отношении развития речи считается возраст до 5—7 лет. Первый год жизни считается доречевым этапом формирования речи, когда взаимодействуют образные и эмоциональные компоненты, связанные с правым полушарием и подкорковыми центрами. Условные реакции на слова появляются только во второй половине первого года жизни. Подготовительный период для развития речи начинается в 2—4 мес. Вначале появляются гуление и лепет.

Различают две стороны речевого процесса — сенсорная речь (понимание) и моторная речь (артикуляция, речеговорение). Сенсорная речь наблюдается в 7—8 мес. Моторная речь начинает развиваться в 10—12 мес.

К одному году ребенок знает названия нескольких десятков действий, имена близких людей, понимает значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи». В один год словарный запас ребенка составляет обычно около 10—12 слов. Девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

К концу первого — началу второго года жизни у ребенка появляется способность заменять словом обозначаемый им предмет. Но при этом слово заменяет только конкретный предмет (например, именно эту куклу, а не куклу вообще). На этом этапе слово выступает как интегратор первого порядка.

На втором году начинает развиваться пассивная речь. Ребенок понимает речь взрослого, накапливает словарный запас. На втором году жизни ребенок соединяет слова во фразы. Вначале они состоят из 2—3 слов, «речевые цепи» еще короткие. К концу второго года словарный запас достигает 200—400 слов, а к концу третьего — 2000 слов и больше (в других источниках — 500—700 слов).

На втором — третьем году большую роль начинает играть левое полушарие, быстрыми темпами развивается активная речь. В конце второго года жизни слово превращается в интегратор второго порядка, или в сигнал сигналов. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано несколько условных связей (около 15). Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначаемыми одним словом. Таким образом, он начинает обозначать словом «кукла» разные игрушки, а не одну конкретную.

Отсутствие сенсорного компонента (слухового и зрительного) влечет за собой нарушение формирования речевых функций. Физические дефекты речевого аппарата также приводят к расстройству формирования речи.

Между тремя и четырьмя годами появляются слова — интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные».

К пятому году жизни у ребенка возникают более сложные понятия. Он начинает понимать слово «вещь» и способен относить его и к игрушкам, и к мебели, и к посуде.

Таким образом, в младенческом возрасте вторая сигнальная система начинает приобретать самостоятельное значение, хотя еще остается тесно связанной с первой. А. Г. Иванов-Смоленский выделяет несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем в процессе онтогенеза[1].

Фаза 1. Непосредственный сигнал — непосредственная реакция (Н—Н). Условные рефлексы осуществляются на базе только первой сигнальной системы.

Фаза 2. Словесный раздражитель — непосредственная реакция (С—Н). Ребенок начинает реагировать на слова непосредственными соматическими и вегетативными реакциями. Это формируется к концу первого года жизни. В это время ребенок начинает подражать речи взрослого как это делают приматы, при помощи отдельных звуков, которые обозначают либо что-то во вне, либо собственное состояние. В возрасте 1,5—2 года часто одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действия, переживания, связанные с ним.

Фаза 3. Непосредственный раздражитель — словесная реакция (Н—С).

Фаза 4. Словесный раздражитель — словесная реакция (С—С). Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Это возникает к концу третьего года жизни.

  • [1] Данилова II. II., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой