Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регулирование Европейским Союзом предоставления финансовой поддержки в рамках осуществления региональной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для организации процессов предоставления финансовой помощи регионам ЕС и контроля за ее использованием еще в 1970;х гг. Евростат разработал «Номенклатуру территориальных единиц для статистических целей», сокращенно обозначаемую как NUTS. На ее основе выделяются три базовых, сопоставимых, прежде всего по численности населения, категории регионов ЕС, где каждый регион снабжается своим… Читать ещё >

Регулирование Европейским Союзом предоставления финансовой поддержки в рамках осуществления региональной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для организации процессов предоставления финансовой помощи регионам ЕС и контроля за ее использованием еще в 1970;х гг. Евростат разработал «Номенклатуру территориальных единиц для статистических целей», сокращенно обозначаемую как NUTS. На ее основе выделяются три базовых, сопоставимых, прежде всего по численности населения, категории регионов ЕС, где каждый регион снабжается своим численно-буквенным кодом, который сохраняется даже при его переименовании[1]. В 1990;е сетки регионов NUTS получили признание и стали широко применяться в системе европейской региональной политики, а в 2003 г. эта номенклатура получила в рамках ЕС формальный статус и стала использоваться как унифицированная классификация территориальных единиц для целей статистического учета[2].

Такое территориальное разделение осуществляется прежде всего в статистико-финансовых и технических целях, и поэтому оно не всегда полностью совпадает с административно-политическим делением регионов Союза. Это явление объясняется чрезвычайным разнообразием региональных особенностей стран ЕС[3] и необходимостью формализовать порядок выделения регионам помощи, направленной на достижение экономического, социального и территориального сплочения.

Основным критерием определения регионов NUTS служит численность населения. В среднем регионы NUTS первого уровня должны иметь 3—7 млн жителей, второго уровня — 800 тыс. — 3 млн чел., а третьего уровня — 150—800 тыс. чел.

В 2008 г. в 27 странах ЕС было 96 регионов NUTS-1, 271 — NUTS-2 и 1303 — NUTS-3. Следует отметить тот факт, что система регионов, аналогичная NUTS, существует в странах Европейской ассоциации свободной торговли и в государствахкандидагах на вступление в ЕС. Эго заметно облегчает возможности их присоединения к Союзу, что было продемонстрировано практикой двух последних расширений ЕС в 2004 и 2007 гг.

Цели, на достижение которых предоставляются фонды ЕС и критерии, в соответствии с которыми оказывается помощь государствам-членам и регионам, определяются в Регламентах об установлении общих положений для деятельности Структурных фондов[4], принятых в 2006 г. и измененных в 2008 г.

Каждое из трех описанных выше направлений предоставления финансовой поддержки имеет определенные параметры законности и обоснованности предоставления Структурными фондами помощи для государств — членов Союза и регионов.

Первое направление «Конвергенция» предусматривает законность предоставления помощи регионам, соответствующим параметрам NUTS-2 (наиболее усредненным показателям для регионов). Это районы, в которых ВВП на душу населения составляет менее 75% от среднего по ЕС. Эти регионы составляют около 20% совокупного населения Союза и 90% недавно присоединившихся к нему стран Центральной и Восточной Европы. Этим регионам на 2006—2013 гг. предоставлена помощь в размере 251 млрд евро.

Второе направление «Региональная конкурентоспособность и занятость» предназначается для стран и регионов, не охваченных первым направлением, т. е. более благополучным, но испытывающим затруднения структурного характера, нередко с повышенным по сравнению со средним уровнем безработицы. Это в основном регионы категории NUTS-1 и NUTS-2, которым предоставляются программы помощи Европейского фонда регионального развития. На 2006—2013 гг. им предоставлена помощь в размере 49 млрд евро.

Третье направление «Европейское территориальное сотрудничество» предусматривает право на получение помощи регионам категории NUTS-3, расположенным вдоль сухопутных границ и морских границ, находящихся не более чем на расстоянии 150 км друг от друга. В 2006—2008 гг. по этому направлению была предоставлена помощь в размере 7,75 млрд евро.

Для каждого из этих трех направлений Совет должен установить на уровне ЕС стратегические ориентиры экономического, социального и территориального сплочения, определяющие индикативные границы участия Структурных фондов в этих процессах[5].

Комиссия принимает решения о территориях, имеющих право на получение помощи, и публикует их списки[6], а также устанавливает соответствующие обязательства для государств-членов — получателей помощи[7].

В настоящее время ассигнования на осуществление «политики сплочения» реализуются через три основных финансовых инструмента: Структурные фонды ЕФРР и ЕСФ, а также Фонд сплочения. Средства из него получают страны, в которых валовой национальный доход на душу населения не превышает 90% от среднего по ЕС. При этом Структурные фонды нацелены прежде всего на сокращение региональных различий, в то время как Фонд сплочения — на уменьшение различий между странами. Фонд сплочения предоставляет финансирование для проектов в таких областях, как трансъевропейские транспортные сети, охрана окружающей среды, альтернативная энергетика и т. д.

Помимо этого для регионов стран-кандидатов на вступление в ЕС создан специальный Инструмент помощи перед вступлением. Он заменил собой все фонды, ранее оказывавшие помощь странам-кандидатам при подготовке расширения ЕС в Восточном направлении.

В 2007 г. Европейский аграрный фонд развития сельской местности и Европейский фонд рыболовства, которые ранее также использовались непосредственно для финансирования региональной политики ЕС, были выведены из этой системы и полностью интегрированы, соответственно, в общую аграрную и общую рыболовную политику Союза. Это привело к упрощению и усилению эффективности региональной политики, с одной стороны, и концентрации усилий в упомянутых сферах политики — с другой.

Политика ЕС в отношении регионов осуществляется параллельно и в тесной связи с региональной политикой Совета Европы, многочисленными международными региональными организациями, институтами гражданского общества. В этом плане она, как представляется, вполне сознательно выходит за строгие рамки территориальных и формально-правовых границ ЕС. Нередко это является отражением ее нацеленности на создание благоприятной обстановки на внешних границах и прямо или косвенно способствует дальнейшему расширению ЕС.

Особого внимания заслуживают включающие в себя территории различных стран еврорегионы, первый из которых появился в 1958 г. на границе ФРГ и Нидерландов. Сегодня в приграничных районах европейских стран, прежде всего государств — членов ЕС, существуют более 100 еврорегионов и иных подобных образований. При этом они имеют самую различную территориальную конфигурацию — от нескольких муниципалитетов двух соседних стран — до большого по территории и экономической мощи объединения группы крупных регионов сразу нескольких государств. Деятельность еврорегионов основывается на «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» 1980 г.

Еврорегионам еще не удалось сформироваться в новые региональные общности, население которых идентифицирует себя прежде всего со «своим» еврорегионом. Хотя эти проекты нередко образовывались на основе трансграничных экономических районов, территория которых исторически неоднократно меняла свою государственную принадлежность, еврорегионы скорее остаются примерами «малой» интеграции. В них эффективно развиваются приграничные гуманитарные контакты, туризм, охрана окружающей среды, связи малого и среднего бизнеса, реализация инфраструктурных и телекоммуникационных проектов[8].

  • [1] European Regional Statistics Changes in the NUTS Classification 1981—1999.Luxemburg, 2002.
  • [2] Regulation (EC) of the European Parliament and of the Council of 26 May2003 on the establishment of a common classification of territorial units for statistics (NUTS).
  • [3] Так, например, в среднем население региона первого уровня административно-территориального деления в Германии почти в четыре раза больше, чемв Нидерландах, и в 15 раз превышает эти показатели в Литве.
  • [4] Regulation 1083/06 O.J. 2006 L210/25, amended OJ. 2008 L348/19; Regulation1828/06 laying down general provisions on the various Funds // OJ. 2006. L 371/1.
  • [5] Такие Ориентиры были приняты перед 1 февраля 2007 г. в соответствиисо ст. 177 ДФЕС.
  • [6] Decision 2006/769 // OJ. 2006. L 321/47.
  • [7] Decision 2006/609 // OJ. 2006. L 347/26.
  • [8] Кузнецов А. В. Еврорегионы: полвека «малой» интеграции // СовременнаяЕвропа. 2008. № 2. С. 48−59.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой