Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание в международных перевозках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспедиторский сертификат получения груза (Forwarder's Certificate of Receipt — FIATA FCR) является документом экспедитора, которым он, по сути, выражает согласие на исполнение экспедиторского поручения. Выдача указанного документа экспедитором означает, во-первых, получение им груза и, во-вторых, хорошее состояние груза. С этого момента груз переходит в ведение экспедитора с вытекающими из этого… Читать ещё >

Источники, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание в международных перевозках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Транспортно-экспедиционное обслуживание в международных перевозках не нашло нормативной регламентации в специальных международных конвенциях или соглашениях. Попытки регулирования этого вида международных транспортных услуг были предприняты ФИАТА. В разное время ею разработан ряд экспедиторских документов, из которых на практике наиболее широко применяются такие, как поручение на экспедирование, экспедиторский сертификат получения груза и экспедиторская складская расписка. Подготовка и принятие ФIIАТА поручения на экспедирование (FIATA Forwarding Instruction — FFI) является важным шагом перехода от практиковавшейся произвольной формы этого документа к использованию стандартного бланка. Значение применения указанной формы обусловлено тем обстоятельством, что она выполняет фактически роль оферты. Поэтому FFI содержит все данные, необходимые для принятия решения о заключении договора международной транспортной экспедиции. Поручение на экспедирование включает такие специфические пункты, которых нет в других транспортных документах, как описание условий страхования, условия документарного аккредитива, страна происхождения товара, инструкции по обработке опасных грузов. Необходимо отметить, что риски, возникающие при неполноте и неправильности данных FFI, несет клиент.

Экспедиторский сертификат получения груза (Forwarder's Certificate of Receipt — FIATA FCR) является документом экспедитора, которым он, по сути, выражает согласие на исполнение экспедиторского поручения. Выдача указанного документа экспедитором означает, во-первых, получение им груза и, во-вторых, хорошее состояние груза. С этого момента груз переходит в ведение экспедитора с вытекающими из этого правовыми последствиями. Отметка о факте перехода контроля над грузом с безотзывными инструкциями доставить его в пункт назначения и вручить получателю содержится на лицевой стороне FCR. Отмена инструкций возможна только путем возвращения экспедитору оригинала его FCR.

К документам, подтверждающим заключение договора международной транспортной экспедиции, относится экспедиторская складская расписка (Forwarder s Warehouse Receipt — FIATA FWR), если экспедитор берет на себя обязательство по хранению груза. Поскольку национальное законодательство обычно содержит императивные нормы, регулирующие складские операции, при оформлении FWR не следует допускать противоречий между ним и указанными императивными нормами страны экспедитора. В том случае, когда национальные законы предусматривают выдачу такого документа, как «складское свидетельство — варрант» (п. 2 ст. 912 ГК РФ закрепляет двойное складское свидетельство, состоящее из складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта)), FWR не выдается. В связи с многообразием различных национальных норм в сфере складского хранения, по мнению А. С. Кокина и Г. А. Левикова, «FWR подготовлен, скорее всего, как макет складского документа» .

Среди других документов ФИАТА следует отметить такие, как декларация грузоотправителя на перевозку опасного груза (SDT), экспедиторский сертификат перевозки груза (FCT), экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении (FBL), экспедиторская накладная перевозки грузов в смешанном сообщении (FWB)2. Кроме того, в 1996 г. ФИАТА приняла Типовые правила, касающиеся услуг грузового экспедирования.

Правила носят рекомендательный характер. Целью их принятия явилось обеспечение унификации экспедиторских операций на международном рынке транспортных услуг. Правила адресованы национальным экспедиторским ассоциациям для использования при подготовке национальных законодательных актов о транспортном экспедировании.

Типовые правила состоят из четырех частей. Первая содержит общие положения, вторая посвящена ответственности грузового экспедитора, третья — обязанностям и ответственности клиента, четвертая — вопросам юрисдикции. Общие положения включают определение таких понятий, как услуги грузового экспедирования, грузовой экспедитор, клиент, груз, ценный груз, опасный груз и др. Так, услуги грузового экспедирования определяются как услуги любого рода, относящиеся к перевозке, накоплению и объединению, хранению, обработке, упаковке или распределению товаров, а также связанные с ними вспомогательные и консультативные услуги по таможенным, финансовым вопросам, вопросам декларирования товаров по требованию властей, обеспечения страховки товаров и снабжения документами, относящимися к товарам.

В приведенном определении содержится перечень видов услуг, оказываемых при грузовом экспедировании.

В ч. 1 Правил регулируется также вопрос о такой услуге, как страхование. Основное положение, касающееся ее осуществления, заключается в том, что экспедитор выполняет эту услугу только в тех случаях, когда клиент дает об этом точно выраженные указания в письменном виде. Большое значение имеет закрепление отдельной статьей ч. 1 Типовых правил полномочий экспедитора в случае нечеткости, неконкретности, неполноты указаний клиента об оказании услуг.

Так, при неточных или неконкретных указаниях клиента либо даче им указаний, не соответствующих контракту, экспедитор вправе действовать так, как он считает нужным, на риск и за счет клиента. Экспедитор на свое усмотрение выбирает или заменяет транспортное средство, маршрут перевозки, процедуры, которые необходимо соблюдать при обработке, укладке, хранении и транспортировке груза, если иное не оговорено в контракте.

В ч. 2 Типовых правил закреплены принципиальные положения об ответственности экспедитора, не являющегося принципалом, а также являющегося таковым и выступающего в качестве перевозчика; о степени и пределах его ответственности, сроках исковой давности. Они содержат указание на основания ответственности экспедитора, как осуществляющего перевозку, так и оказывающего другие услуги, в том числе хранение, грузопереработку, упаковку, распределение груза и некоторые другие. Правилами установлен порядок определения размера компенсации.

Вместе с тем в Правилах перечисляются случаи, когда ответственность экспедитора отсутствует. Часть 2 Типовых правил, касающихся услуг грузового экспедирования, завершается регулированием порядка подачи претензий экспедитору в случае потери или повреждения груза. Указывается, что Правила применяются в том числе и при предъявлении претензии служащему, агенту или другому лицу, которое экспедитор привлек для предоставления услуг.

Часть 3 Типовых правил посвящена исключительно клиенту. В ней достаточно детально регулируются вопросы ответственности клиента, а также его обязанностей. Что касается обязанностей, то это прежде всего полная уплата экспедитору всех причитающихся ему денежных сумм за оказанные услуги без каких-либо отсрочек. В случае дополнительных расходов, возникших при оказании экспедиционных услуг в связи с непредвиденными обстоятельствами, клиент обязан полностью их возместить при условии, что экспедитор действует, исходя из оптимальных интересов клиента.

Одной из важнейших обязанностей клиента является обеспечение экспедитора необходимой информацией, касающейся общей характеристики груза, его маркировки, нумерации, веса, объема и качества. Особые требования предъявляются к обязанностям клиента применительно к опасному грузу. Речь идет о предоставлении экспедитору точных данных, характеризующих этот груз. В круг обязанностей клиента входит также компенсация экспедитору всей ответственности, которую тот брал на себя в процессе предоставления услуг (п. 5.1 Правил). Кроме того, клиент обязан возмещать убытки по общей аварии.

Регламентирована ответственность клиента в отношении убытков в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации или инструкций для экспедитора, а также в связи с передачей ему опасного груза. В соответствии с Типовыми правилами клиент должен отвечать перед экспедитором, во-первых, за все потери или повреждения, затраты, расходы и официальные издержки, возникшие из-за неточности или неполноты информации или инструкций, переданных экспедитору. Во-вторых, клиент ответственен за вред, причиненный передачей груза, вызвавшего смерть или личный вред, повреждения собственности, загрязнение окружающей среды или любой другой убыток.

Часть 4 Типовых правил — заключительная — определяет сферу юрисдикции по спорам в связи с оказанием экспедиционных услуг. Иски против экспедитора могут предъявляться только в том месте, которое является местонахождением основного коммерческого предприятия экспедитора. При этом споры должны решаться в соответствии с законами страны, где находится это место. Данные положения действуют только в той степени, в какой они не противоречат обязательным положениям международных конвенций или национальных законов, регулирующих услуги транспортного экспедирования.

В целом же Типовые правила, касающиеся услуг грузового экспедирования, применяются в том случае, если их положения включены в контракт со ссылкой на Типовые правила.

На практике многие экспедиторские фирмы и компании на основании Типовых правил разрабатывают свои Стандартные условия предоставления экспедиторских услуг, которые официально публикуются. Обычно Стандартные условия состоят из трех частей. Первая (общая) часть содержит общие положения, относящиеся ко всем услугам, оказываемым экспедиторской фирмой. В ней фиксируется важный момент о том, что если экспедитор выдает от своего имени транспортный документ, то положения этого документа являются преобладающими.

Общая часть определяет также случаи, когда экспедитор является принципалом, а когда — агентом. В качестве принципала он выступает, когда имеется на то его письменное согласие, а при отсутствии такового — когда он осуществляет перевозку, а также когда груз находится действительно в его распоряжении или под его контролем.

Во всех остальных случаях согласно Стандартным условиям экспедитор действует как агент. Вместе с тем в документе специально выделяется положение о том, что экспедитор всегда действует как агент, если оказывает услуги, касающиеся таможенных требований, налогов, лицензий, сертификатов происхождения грузов и других услуг подобного рода.

Общая часть закрепляет отдельные права экспедитора, устанавливает ограничения его ответственности и случаи освобождения от ответственности. Выделяется право экспедитора вступать в договорные отношения с третьими лицами для выполнения взятых на себя обязательств по контракту с клиентом без уведомления об этом последнего. Закреплено также право экспедитора совершать по своему усмотрению действия для достижения целей контракта. Кроме того, Стандартными условиями он наделен правом отклоняться от инструкций клиента, если, по его мнению, существуют достаточно весомые причины сделать это в интересах клиента.

Наконец, экспедитор имеет залоговое право в отношении грузов и документов, относящихся к грузам и находящихся в его распоряжении, в размерах причитающихся с клиента или владельца груза сумм. При этом, уведомив клиента письменно, он вправе продать или реализовать имеющиеся в его распоряжении грузы.

Ответственность экспедитора в соответствии со Стандартными условиями обычно ограничивается стоимостью утраченного или поврежденного груза или из расчета не более 2 СДР за 1 кг брутто груза. В отношении задержки доставки груза штрафная санкция не должна превышать вознаграждения экспедитору за обслуживание груза.

Стандартные условия закрепляют основания освобождения экспедитора от ответственности. Экспедитор не несет ответственности за гибель груза или ущерб, возникший в связи:

  • 1) с упущениями клиента или лица, действующего от его имени;
  • 2) действиями экспедитора в соответствии с инструкциями, полученными от клиента или лица, уполномоченного давать эти инструкции;
  • 3) недостатками тары, упаковки или маркировки груза, за исключением случаев, когда затаривание, упаковка или маркировка выполнялись экспедитором;
  • 4) обработкой, погрузкой, разгрузкой, хранением груза клиентом или лицом, действующим от его имени;
  • 5) естественными свойствами груза;
  • 6) пожаром, наводнением, бурей, другими природными катаклизмами;
  • 7) восстаниями, гражданскими волнениями, забастовками, локаутами;
  • 8) любой причиной, избежать которой экспедитор не может и последствия которой он не имеет возможности предотвратить применением всех разумных усилий.

Общая часть Стандартных условий регулирует также обязанности клиента. Прежде всего, он обязан гарантировать экспедитору, что он является владельцем груза либо уполномоченным агентом владельца груза. В обязанность клиента входит представление экспедитору полной и достоверной информации, необходимой последнему для исполнения своих обязанностей. Еще одна обязанность клиента заключается в строгом соблюдении требований, предъявляемых к подготовке груза к перевозке, в том числе требований к его затариванию, упаковке и маркировке.

Отдельно выделена обязанность клиента давать письменные инструкции экспедитору при оказании им услуг, касающихся опасных грузов и грузов, требующих определенного температурного режима. Такая же обязанность возлагается на него при поручении экспедитору заключения страхового договора, а также выдачи письменных деклараций по грузам. В обоих случаях он должен предварительно согласовать позиции по условиям выполнения полученных услуг.

И, наконец, на клиента возлагается обязанность возмещать расходы и считать экспедитора невиновным в отношении претензий по общей аварии, которые могут быть ему предъявлены.

Как следует из анализа общей части Стандартных условий, в ней прослеживается однобокий подход к регулированию прав и обязанностей сторон экспедиционного контракта. Здесь закреплены права экспедитора и обязанности клиента, по не урегулированы обязанности экспедитора и права клиента. В этом состоит существенный недостаток Стандартных условий.

Вторая часть Стандартных условий определяет полномочия экспедитора как агента. В этом качестве он действует от имени клиента. В обеспечение экспедиционных услуг экспедитор заключает контракты с третьими лицами. Клиент со своей стороны обязан возмещать все его расходы, связанные с оказанием экспедиционных услуг. Кроме того, он обязан считать экспедитора невиновным в отношении любой ответственности.

Третья часть Стандартных условий, посвященная регулированию правового статуса экспедитора как принципала, закрепляет важное положение об источниках, которыми необходимо руководствоваться при решении вопроса о его ответственности. Суть данного положения в том, что, если доказано, где произошла гибель или повреждение груза, ответственность экспедитора должна определяться нормами международных конвенций или национального законодательства, которые применялись бы в случае заключения клиентом прямого контракта с действительным исполнителем услуг.

В том случае, когда место гибели или повреждения груза не установлено, вопрос о пределах ответственности экспедитора-принципала решается так же, как он урегулирован в общей части Стандартных условий. Другими словами, она не должна превышать стоимости груза или 2 СДР за 1 кг брутто утраченного или поврежденного груза.

В заключение характеристики Стандартных условий следует отметить, что действие их положений распространяются на операции, выполняемые только экспедиторской компанией, разработавшей этот документ, причем в части, не противоречащей международным конвенциям и национальному законодательству, действующим в месте разрешения спора.

Источником, регулирующим транспортно-экспедиционную деятельность российских экспедиторов при международных перевозках, являются принятые в 2001 г. Генеральные условия экспедиторов Российской Федерации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой