Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Преподавание психологии в школах Советского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1947/48 и 1948/49 учебных годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах Москвы, Ленинграда и многих других крупных городов Советского Союза. Первый год преподавание психологии велось в 10-х классах, а на весь курс отводилось всего 33 учебных часа. Практика показала, что этого количества часов явно недостаточно для действительного усвоения знаний по психологии. С 1948/49… Читать ещё >

Преподавание психологии в школах Советского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология как учебный предмет в средних школах Советского Союза была вновь введена в 1947 г. Этому предшествовало широкое обсуждение проблемы в научной и педагогической среде, анализ опыта преподавания психологии в дореволюционной школе. В научно-педагогических журналах был опубликован ряд статей, которые обосновывали необходимость введения курсов логики и психологии в школе.

Исторический экскурс

В 1947/48 и 1948/49 учебных годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах Москвы, Ленинграда и многих других крупных городов Советского Союза. Первый год преподавание психологии велось в 10-х классах, а на весь курс отводилось всего 33 учебных часа. Практика показала, что этого количества часов явно недостаточно для действительного усвоения знаний по психологии. С 1948/49 учебного года преподавание психологии было переведено в 9-е классы, а количество часов увеличено до 66. В 1949/50 учебном году преподавание психологии было введено во всех городских средних школах, а в 1950/51 учебном году — во всех сельских средних школах.

Преподавание логики и психологии вводилось во всех средних школах Советского Союза. Это потребовало быстрой подготовки необходимых педагогических кадров. Вначале подготовка шла путем привлечения на краткосрочные курсы более опытных учителей, в основном литературы, истории и биологии. На этих курсах преподавались психология, философия, методика преподавания психологии, физиология нервной системы и органов чувств. Такая подготовка считалась недостаточной, поэтому в течение всего года в Ленинграде и Москве проводились семинары для учителей психологии, на которых подробно разбиралась каждая тема курса, а также давались консультации по разнообразным вопросам содержания и методики преподавания курса. При институтах усовершенствования учителей для преподавателей психологии были созданы курсы повышения квалификации.

В дальнейшем при некоторых факультетах педагогических вузов были созданы отделения психологии и логики. Студент, заканчивавший вуз, например, по специальности «русский язык», получал также дополнительную квалификацию учителя психологии и логики.

Исторический экскурс

Теплое Борис Михайлович (1896—1965) — советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, занимался проблемой способностей. Результаты его работ в этой области составляют классическую часть учебников по общей психологии, посвященных индивидуальным различиям. Б. М. Теплов — автор учебника для средней школы, который использовался в 50-х гг. XX в.

Преподавание психологии в школах Советского Союза.

Учебник, подготовленный профессором Тепловым, был написан в соответствии с программой и рекомендован для обучения психологии в школе и переиздавался несколько раз. В нем ясно и доступно излагались основные разделы психологии. Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников.

В дальнейшем, однако, положение психологии как учебного предмета осложнилось. В 1958 г. Верховный Совет СССР издал закон о развитии образования. Период обязательного образования был расширен с семи до восьми лет. Еще один год обучения — 9-й класс — был добавлен к старшим классам. Школам было дано распоряжение установить тесные связи с промышленными предприятиями и готовить выпускников к практической деятельности. Школьные учебные планы были пересмотрены для того, чтобы соответствовать требованиям современной науки и технологии. Психология как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ.

После исключения психологии как обязательного предмета некоторые школы использовали для ее преподавания факультативные часы. В течение нескольких лет психология и педагогика стояли на первых местах среди предметов, изучаемых факультативно.

Исторический экскурс

С 1965/66 учебного года Министерство просвещения Эстонии рекомендовало использовать в 10— 11 -х классах по одному факультативному часу для преподавания психологии и педагогики. Эти занятия посещали в различные годы от 53 до 72% старшеклассников.

В 1980;е гг. в 20 школах Эстонии в качестве эксперимента в учебный план были включены такие предметы, как психология, введение в семейное воспитание и этика. Курсы были взаимосвязаны по годам обучения следующим образом: курс психологии в 9-м классе готовил учащихся к изучению основ семейного воспитания в 10-м и этики в 11-м классе. Этот цикл в совокупности назывался «граждановедение» .

В России психология как факультативный предмет начала активно включаться в учебные планы школ в конце 1980;х и в 1990;е гг. Школы получили свободу в определении перечня изучаемых предметов и имели возможность гибкого учебного планирования. Психология становилась в те годы областью знаний, популярной в обществе, учащиеся проявляли к ней большой интерес и охотно выбирали для изучения. Преподавание психологии имело положительное влияние на воспитание и развитие старшеклассников1.

Эпилог

В истории преподавания психологии в средних учебных заведениях было несколько периодов, когда психология включалась в учебный план в качестве обязательного предмета. С некоторыми перерывами психология преподавалась в средних учебных заведениях европейских стран, США и России с начала XIX в. Дефицит соответствующего учебно-методического обеспечения и отсутствие специальной подготовки у преподавателей, а также изменение целей среднего образования были причинами временного прекращения ее преподавания.

В XIX в. психология как область знаний изучалась в рамках курсов философии, логики, словесности, литературы. В начале[1] XX в. эмпирическая психология пришла на смену философии как в науке, так и в преподавании психологии. Психология стала изучаться как самостоятельный предмет с опорой на научные факты, однако учебный курс наполнялся разным содержанием в зависимости от методических предпочтений авторов. В этот период появляются работы, в которых рассматриваются вопросы методики преподавания психологии.

Преподавание психологии в России в XX в. было драматичным. Два раза (в 1905 и 1947 гг.) психология вводилась в качестве обязательного предмета в школьную программу, однако спустя несколько лет исключалась. Тем не менее некоторые школы использовали для преподавания психологии факультативные часы. Во второй половине XX в. во многих странах начали разрабатываться программы, ориентированные на личностное и социальное развитие школьников.

  • [1] См.: Герасимова В. С. Роль факультатива по психологии для старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 88—92.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой