Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод социогуманитарных наук

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это можно пояснить следующим образом. Основной стратегией, позволяющей накапливать фактуальный материал естественных наук, является манипуляционная практика. Она особенно ярко выражена в идее эксперимента (см. параграф 2.4): изучаемый объект помещается в специально подобранные условия и подвергается воздействию через независимые переменные в расчете, что объект через реакцию зависимых переменных… Читать ещё >

Метод социогуманитарных наук (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Представление о едином научном методе, общем и для естественных, и для социогуманитарных наук, называется «методологический монизм». Противоположное утверждение состоит в том, что социально-гуманитарные науки должны рассматриваться по собственным методологическим стандартам. Иными словами, их отличает особый, специфически «гуманитарный» метод.

Но что представляет или должен представлять собой этот «гуманитарный метод»? Наиболее общее соображение заключается в том, что мы не можем относиться и к человеку, и к сфере и плодам его деятельности как к нейтральным природным объектам.

Это можно пояснить следующим образом. Основной стратегией, позволяющей накапливать фактуальный материал естественных наук, является манипуляционная практика. Она особенно ярко выражена в идее эксперимента (см. параграф 2.4): изучаемый объект помещается в специально подобранные условия и подвергается воздействию через независимые переменные в расчете, что объект через реакцию зависимых переменных обнаружит свои естественные закономерности. Однако в случае гуманитарного исследования мы в общем случае не можем непосредственно манипулировать изучаемым объектом.

Возьмем следующий пример: социальное исследование какой-то непривычной для нас культуры, общественной жизни. При проведении такого исследования мы ведь не занимаем позицию наблюдателя природных явлений. Нам ничего не даст описание регулярностей тех движений или тех звуков, которые издают окружающие люди. Тем более нам не поможет то, что мы можем «заставить» их издать какие-то сочетания звуков. Исследователь должен предпринять нечто совсем другое: он должен понять иную форму жизненного уклада. А это возможно лишь в случае, когда он изучит язык этих людей, их принятые формы поведения, поймет смыслы, которые они связывают с тем или иным предметом, ритуалом или социальным образованием.

Иными словами, исследователь должен вступить в диалог с изучаемой культурой, «войти» в ее поле значений. Это же касается и проблем, связанных с менее экзотическими случаями. Когда мы изучаем какой-то современный социальный институт, особенности поведения современного человека и т. п., то условием, создающим саму возможность исследования, является наличие некоего базиса исходного понимания того, что вообще представляет собой изучаемое явление, что оно означает для участника современной общественной жизни.

Отсюда можно заключить следующее: существует или нет некий особый «гуманитарный метод», но исходные черты гуманитарного познания, действительно, отличаются от естественно-научного. Основой гуманитарного исследования является интерпретативная практика. Из осознания этого момента, специфичного для гуманитарных наук, родилось противопоставление объяснения и пониманияГ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой