Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

БАГЛАЙ Марат Викторович

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формы поддержки СО НКО со стороны государства тоже самые разные: гранты и субсидии; льготы по налогам и сборам; благоприятные условия для участия НКО в государственных и муниципальных закупках; государственные заказы; образовательная и информационно-консультационная поддержка. Ключевым инструментом такой поддержки является Программа поддержки СО НКО, которая реализуется под эгидой… Читать ещё >

БАГЛАЙ Марат Викторович (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Крупный государственный деятель, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки и заслуженный юрист РФ. В феврале 1995 г. М. В. Баглай был избран судьей Конституционного Суда РФ, с 1997 но 2003 гг. замещал должность его председателя. В 1993 г. был введен в состав Конституционного совещания, разработавшего проект нынешней Конституции РФ. По его инициативе в Конституционном совещании была представлена идея социального государства, которая затем в редакции ст. 7 Конституции РФ стала конституционной нормой. Принципиально прозвучало его выступление «Социальное государство: понятие и функции» на международном научном конгрессе «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ» в апреле 1994 г.

Автор ряда монографий и научных статей на темы зарубежного государственного права и отечественного конституционного права. В 1994 г. вышла его монография «Дорога к свободе», учебник «Конституционное право Российской Федерации» выдержал множество изданий. Достоинство научно-методологической концепции учебника заключается в том, что М. В. Баглай предлагает не традиционную, а свою, достаточно новаторскую логику изложения проблематики государственного права, анализирует споры ученых по поводу понятийного аппарата, проводит сравнительный анализ различных конституционных теорий. Особое внимание уделяет проблематике социальных прав человека и гражданина, социальной защиты малоимущих и обездоленных.

Социальное государство предполагает социальную солидарность, когда по общему согласию богатые платят за бедных, здоровые — за больных, трудоспособные берут на себя расходы на содержание нетрудоспособных. Но при этом это не «всеобщий собес», распределяющий блага нуждающимся или тем, кто выдает себя за нуждающихся. Социальное государство — созидатель высокоэффективного и в меру справедливого социального рыночного хозяйства, источник сильной социальной политики, механизм правовой защиты и социальной поддержки уязвимых слоев населения.

Резюмируя сказанное, можно констатировать, что социальное государство — эго правовое демократическое государство, высшей ценностью которого является человек. Это государство, которое создает и гарантирует необходимые условия для достойной жизни и свободного развития человека, всесторонней самореализации творческого потенциала каждого. Его базовые ценности — гуманизм, законность, семья, свобода, социальная справедливость, социальная солидарность, социальная ответственность, достойный труд, моральный долг, негативное отношение к коррупции и бюрократизму.

В юридической науке пока не сложилось единого мнения относительно признаков и приоритетов социального государства. Ученым еще предстоит определиться, где та черта (критерии), за которой государство может считаться поистине социальным. Тем не менее многое уже устоялось и может быть представлено в качестве его основных характеристик.

  • 1) это государство, для которого высшей ценностью является человек, его жизнь и личное достоинство. Анализируя этот признак, мы исходим из базового положения демократического правового государства о том, что народ — первооснова и первоисточник власти, главный носитель суверенитета и источник коллективных и личных прав и обязанностей. Человек, его благополучие и процветание, интересы, основные права и свободы социальным государством рассматриваются в качестве важнейшей обязанности и цели государства, а если это требуется, то и властного вмешательства в частную жизнь. Одновременно, кстати, эти права и свободы являются пределом такого вмешательства[1];
  • 2) внутренняя и внешняя политика социального государства направлена на защиту праву свобод и законных интересов человека и гражданинау всех тех, кто честно живет, плодотворно трудится, искренне заботится не только о своем, но и об общем благе. Речь прежде всего идет о правах и гарантиях на свободу и неприкосновенность личности и частной жизни, на труд, свободное предпринимательство, социальную защиту семьи, материнства и детства, социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование, благоприятную экологическую среду.

Без социальных прав все остальные права становятся бесполезными. Эффективно действовать они могут только вместе[2], причем при наличии: а) социально ориентированного бизнеса; б) сильной государственной политики социального партнерства; в) оптимальных социальных нормативов, стандартов и тарифов; г) эффективного механизма социальных страховых отчислений и налогообложения; д) эффективного механизма производства и предоставления качественных государственных и муниципальных услуг;

  • 3) каждое государственно-управленческое решение социального государства, каждый принимаемый закон или подзаконный акт носит правовой характер. Обосновывая это положение в качестве одного из ведущих признаков социального государства, мы исходим из того, что неправовое государство социальным быть не может в принципе. Правовое и социальное государство — не антитезы, а единство, сформировавшееся в результате длительного исторического развития государственных систем, признающих приоритет прав и свобод человека и гражданина[3]. Правовые и социальные начала, исторически эволюционируя, не только дополняют и уравновешивают друг друга, но и наполняют понятие государства высоким гуманистическим содержанием;
  • 4) социальное государство может быть эффективным лишь при условии, если оно инновационно ориентировано, если не только поспевает за научно-техническим прогрессом, но и его предвосхищает и стимулирует. В условиях усиливающегося дефицита естественных ресурсов, а сейчас еще и резко активизировавшейся политики сдерживания и экономических санкций, успешно реализовать социально значимые программы можно лишь при условии самой активной поддержки экономических, техникотехнологических, структурно-управленческих, информационных и иных инноваций;
  • 5) социальное государство, реализуя свои управленческие полномочия, обеспечивает социальную ориентацию не только государственного, но и частного секторов экономики. В условиях социального государства «рыночная экономика и бизнес не могут не быть социально ориентированными«х и социально ответственными. Любой хозяйствующий субъект своими налогами активно участвует в финансировании социальной сферы и реализации конкретных социальных программ, обеспечивает людей рабочими местами, оплачивает труд своих работников, занимается спонсорством, благотворительностью и меценатством. Не говоря уже о производстве качественной продукции и услуг для потребителей, создании новых рабочих мест, инвестициях в жилищное строительство, здравоохранение, профессиональное образование и туристически-рекреационную сферу;
  • 6) социальное государство проводит активную социальную политику в соответствии с международными социальными стандартами, национальным законодательством и реальными возможностями страны. Направленность такой политики хорошо известна — высокие социальные стандарты, эффективная система социальной защиты и социального обеспечения, стабильность социальной структуры и духовно-нравственных устоев общества. Предмет приоритетного управляющего воздействия — трудовые отношения, социальное партнерство, миграционная стратегия, ЖКХ, инвестиции в человека, здравоохранение, физическая культура и спорт, демография;
  • 7) социальное государство основано на взаимной ответственности власти, общества, бизнеса и гражданина. Социальная ответственность означает, что государственные органы, государственные корпорации, органы местного самоуправления всей своей юридической, политической и управленческой деятельностью несут ответственность за реализацию принятых социальных программ, обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры, контролируют соблюдение социальных стандартов. В свою очередь частный сектор и персонально каждый человек несут свою часть ответственности в части соблюдения законов[4]

и других правовых норм, добросовестном отношении к труду на каждом рабочем месте, передачи части своих доходов (в виде налогов и фиксированных платежей) на общественные и социальные нужды. Перед близкими ответственность гражданина выражается в носильной заботе о материальном достатке членов семьи, воспитании подрастающего поколения и содержании престарелых родителей;

8) социальное государство заботится о сохранении природы, оздоровлении окружающей среды и укреплении экологической безопасности. Все проблемы качества жизни и здоровья людей решаются не за счет истощения и загрязнения природных ресурсов, возрастания техногенной опасности производства, а на основе сохранения природных систем. В том числе путем сдерживания необузданных аппетитов капитала, поддержания сбалансированной целостности и развития народно-хозяйственного комплекса на основе равноправного доступа к природным ресурсам как ныне живущих, так и будущих поколений.

Задачи социального государства вытекают из его целей и могут быть представлены следующим образом:

  • 1) производство общественных благ, по качеству и количеству достаточных для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, а значит, «его сохранения и развития»;
  • 2) приумножение жилого фонда, повышение качества и доступности услуг жилищного комплекса и коммунальной службы, оптимизация ипотечного кредитования;
  • 3) нейтрализация негативных последствий рыночной стихии и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего безработицы и коррупции;
  • 4) повышение эффективности системы социальной защиты, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • 5) совершенствование действующих и поиск новых форм благотворительности и социальной помощи, включая сети социального торгового обслуживания;
  • 6) противодействие бюрократизму и безответственности.

Ученые говорят также о критериях социального государства. Их можно представить следующим образом:

  • а) уровень и соотношение доходов и расходов населения;
  • б) уровень гарантированности социальных прав и свобод человека и гражданина;
  • в) доля ВВП, направляемая на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей населения;
  • г) базовые демографические показатели, прежде всего продолжительность жизни, соотношение рождаемости и смертности;
  • д) гарантированность социально согласованных стандартов достойной жизни, прежде всего стандарта достойного труда и достойного пенсионного обеспечения;
  • е) степень социальной ориентированности и социальной ответственности бизнеса;
  • ж) качественные характеристики социальной инфраструктуры, в том числе качество и количество больниц, поликлиник, дошкольных и общих образовательных учреждений, баз отдыха и т. д.

Перечисленные критерии являются важнейшим управленческим инструментом гармонизации общественных и частных интересов, непременным условием проведения сильной социальной политики.

К числу ведущих субъектов государственного управления с полномочиями социальной направленности относятся:

  • а) глава государства и соответствующие структуры его администрации;
  • б) федеральное правительство;
  • в) министерства и подведомственные им службы, агентства, фонды и специализированные учреждения;
  • г) службы социального обеспечения и социальной защиты;
  • д) уполномоченные по правам человека;
  • е) органы государственного надзора и судебного контроля;
  • ж) соответствующие органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

Особую роль играют фонды пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудно переоценить также роль профсоюзов, общественных палат, социально ориентированных неправительственных некоммерческих организаций, церкви, благотворительных и других общественных организаций.

Указанные структуры в пределах своих статусных полномочий и материально-финансовых возможностей добиваются реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, защищают людей всеми находящимися в их распоряжении средствами. Особо значима правозащитная и социально-защитная деятельность профессиональных союзов.

В последние годы заметно активизировалась деятельность социально ориентированных неправительственных некоммерческих организаций (далее — СО НКО), усиливается их правовая, материально-финансовая, информационно-аналитическая и образовательная поддержка со стороны государства. Это стало возможным после подписания распоряжения Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р о Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации и целого пакета федеральных законов, позитивно влияющих на формирование благоприятных условий для работы СО НКО. Заметным общественным событием стал состоявшийся в декабре 2015 г. VI съезд некоммерческих организаций России.

Основные функции НКО: проблемы правозащитной деятельности и взаимодействия гражданского общества с властями; реализация социально значимых проектов и социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения; содействие в преодолении последствий экологических, техногенных или иных катастроф; охрана окружающей среды и защита животного мира; участие в общественном контроле; охрана и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное и природоохранное значение; оказание юридической помощи нуждающимся; пропаганда здорового образа жизни, содействие развитию физической культуры и спорта.

Формы поддержки СО НКО со стороны государства тоже самые разные: гранты и субсидии; льготы по налогам и сборам; благоприятные условия для участия НКО в государственных и муниципальных закупках; государственные заказы; образовательная и информационно-консультационная поддержка. Ключевым инструментом такой поддержки является Программа поддержки СО НКО[5], которая реализуется под эгидой Минэкономразвития России. Программа работает по двум основным направлениям: а) субсидии из федерального бюджета на реализацию образовательных, информационных и методических функций НКО, а также на оплату труда добровольцев; б) субсидии на софинансирование социальных программ региональных СО НКО. Сумма государственных субсидий достаточно солидная — ежегодно не менее 1 млрд руб.[6]

  • [1] См.: Енгибарян Р. В. Сравнительное конституционное право: учеб, пособие. М. :Юристъ, 2005. С. 122; Теория государства и права: учебник / под ред. М. II. Марченко. М., 1996. С. 189.
  • [2] См.: Бауман 3. Есть ли у левых будущее? // Прогнозис. 2007. № 4. С. 118.
  • [3] См.: Лукашева Е. А. Права человека и социальное государство // Общая теория правчеловека. М.: Норма, 1996. С. 115.
  • [4] Социальная политика государства: материалы Всероссийской конференции «Проблемы регулирования социальной политики государства: состояние и перспективы». Москва.14 апреля 1997 г. М., 1997. С. 54.
  • [5] См.: постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставленииподдержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
  • [6] См.: Распоряжения Президента РФ от 3 мая 2012 г. № 216-рп «Об обеспечении в 2012 годугосударственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующихв развитии институтов гражданского общества»; от 5 апреля 2016 г. № 68-рп «Об обеспечениив 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой