Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретическая часть. 
История зарубежной литературы эпохи Возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяя теоретические предпосылки современного видения эпохи Возрождения, наметим основные аспекты последующего разговора: Какие общетеоретические положения современной филологии следует учесть, обращаясь к конкретному чтению ренессансных текстов. Что представляют собой новые методики изучения эпохи на примере «нового историзма»; Какие новые перспективы открываются в самом понятии… Читать ещё >

Теоретическая часть. История зарубежной литературы эпохи Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Теоретические предпосылки

Предваряя практический разговор о ключевых проблемах и произведениях Возрождения, целесообразно начать с размышления о том, что поменялось в культурной репутации эпохи, как мы теперь ее видим. Это тем более необходимо, что в конце XX в. репутация Ренессанса в культурном сознании претерпела значительные перемены. Общая ревизия ценностей, сопровождающих западную цивилизацию, затронула Возрождение едва ли не в первую очередь, поскольку сочли, что именно к ренессансному утопизму и гуманизму восходят те социокультурные пути, которые оказались необратимо исчерпанными, и те проекты, в которых усмотрели истоки трагических потрясений, пережитых не только европейской, но и мировой цивилизацией.

Поэтому естественно, что культура Возрождения оказалась одной из лабораторных площадок, на которых начали отрабатывать новые исследовательские практики и принципы историкокультурного понимания. Это сопровождалось более или менее осознанной надеждой на то, что если мы изменим интерпретацию событий, в которых усматриваем истоки исторической трагедии, то, быть может, устраним и неизбежность последствий, разорвем порочный круг.

Главным казалось отказаться от прежних схем, от строительства глобальных проектов. К Возрождению возвращались с тем, чтобы подвергнуть сомнению саму идею Ренессанса как эпохи, обращенной в прошлое и предопределяющей будущее. Вопреки готовым интерпретациям предложили обратиться к фактам как таковым, исходить из реальности заново прочитанного исторического текста. Именно с этой идеей на материале эпохи Возрождения возникла одна из наиболее влиятельных культурологических школ последнего времени — американский " новый историзм" (new historicism). Историзм провозгласил себя «новым» вопреки старому способу описания событий, и прежде всего бросая вызов существующим концепциям. Но в какой мере, стремясь быть «новым», он оказался таковым?

Когда прежние понятия кажутся устаревшими, можно попытаться обойтись без них, а можно попробовать вдохнуть в них новую жизнь, полагая, что в нашем непонимании виновны не понятия, а сужение их значений, выхолощенность содержания. В нашей культуре поводом к такого рода «возрождению Возрождения» послужило и то, что классические работы по эпохе (включая основополагающую книгу Якоба Буркхардта «Культура Возрождения») были заново, а порой и впервые переведены и, следовательно, стали доступны, не понаслышке известны широкому кругу читателей, в первую очередь преподавателей и студентов. Новое открылось не только в сенсационности современных методик, но и в перечитывании классических работ.

Определяя теоретические предпосылки современного видения эпохи Возрождения, наметим основные аспекты последующего разговора:

  • 1) какие новые перспективы открываются в самом понятии «Возрождение» ;
  • 2) что представляют собой новые методики изучения эпохи на примере «нового историзма» ;
  • 3) какие общетеоретические положения современной филологии следует учесть, обращаясь к конкретному чтению ренессансных текстов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой