Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обоснование эмпирических теорий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эта проблема и этот метод всегда являлись наиболее дискуссионным вопросами философии и методологии науки. Им уделялось, например, большое внимание в позитивистской и постпозитивистской философии науки XX в. С точки зрения позитивистов научная теория по своему содержанию принципиально ничем не отличается от других видов и единиц эмпирического знания, таких, например, как научные законы, факты… Читать ещё >

Обоснование эмпирических теорий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эта проблема и этот метод всегда являлись наиболее дискуссионным вопросами философии и методологии науки. Им уделялось, например, большое внимание в позитивистской и постпозитивистской философии науки XX в. С точки зрения позитивистов научная теория по своему содержанию принципиально ничем не отличается от других видов и единиц эмпирического знания, таких, например, как научные законы, факты и даже протоколы наблюдений. Отличие научной теории от других единиц эмпирического знания состоит лишь в двух моментах: 1) степени общности и 2) логической форме. Эмпирические теории действительно являются наивысшим уровнем эмпирических обобщений в науке, ибо представляют собой множество, систему эмпирических законов. С другой стороны, теория — это не просто множество эмпирических законов, независимых друг от друга, но рационально организованная система законов определенной предметной области. В любой эмпирической теории есть законы и принципы как более фундаментальные и общие (аксиомы), так и менее фундаментальные, частные законы, иногда выводимые из первых. Из последних, в свою очередь, логически выводятся в качестве эмпирических следствий определенные факты, истинность которых должна быть удостоверена с помощью наблюдений и экспериментов. Описанная выше концепция научной теории была подробно разработана в философии науки логического позитивизма в рамках гипотетико-дедуктивной модели научного познания. Насколько универсально это позитивистское понимание научной теории по отношению ко всему множеству теорий реальной науки? Анализ структуры реальной науки показывает, что оно явно не универсально, ибо ему не соответствуют: 1) почти все теории в математике и 2) многие теории в естествознании, социально-гуманитарных и технических науках. Например, под позитивистское понимание научной теории не подпадает большинство фундаментальных физических теорий (например, механика Ньютона, электромагнитная теория Максвелла, специальная и общая теория относительности, молекулярно-кинетическая теория Больцмана, квантовая механика, синергетика и др.). И главная причина здесь заключается в том, что все указанные выше теории имеют дело с описанием свойств и закономерностей не эмпирических объектов, а определенного множества так называемых идеальных объектов (материальная точка, абсолютно изолированная система, идеальный газ, пространство-время и т. д.). Однако, позитивистскому пониманию научной теории отвечает значительное число так называемых феноменологических теорий естествознания и гуманитарных наук (феноменологическая термодинамика, небесная механика, многие теории из химии, биологии, медицины, психологии, физиологии, географии, геологии и др.). Для всех феноменологических теорий (эмпирических по своему содержанию) имеются две фундаментальные методологические проблемы: 1) проблема обоснования, доказательства их истинности или ложности и 2) проблема критериев выбора и оказания предпочтения наилучшей из альтернативных феноменологических теорий в случае их конкуренции в определенной области науки (например, геоцентрическая и гелиоцентрическая теория в астрономии, теории эволюции биологических видов Ламарка и Дарвина, классическая политэкономия А. Смита — Д. Рикардо, экономическая теория Дж. Кейнса и др.).

Наряду с методами открытия нового эмпирического знания столь же важной группой методов эмпирического уровня познания являются методы обоснования и выбора наилучшей из конкурирующих эмпирических гипотез и теорий. Поскольку все основные единицы эмпирического знания — факты, эмпирические законы и теории — представляют собой знание, полученное методами индуктивного обобщения, постольку все они имеют характер эмпирических гипотез или вероятных предположений. Эту особенность эмпирической науки в свое время очень точно подметил Ф. Энгельс: «Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза». Точку зрения, согласно которой индукция не способна быть методом доказательства истинности научных законов и теорий, разделял основоположник неклассической физики А. Эйнштейн. Критикуя взгляд, согласно которому индукция — метод открытия и доказательства научных истин, он писал: «Здесь не существует метода, который можно было бы выучить и систематически применять для достижения цели. Исследователь должен скорее выведать у природы четко формулируемые общие принципы, отражающие определенные общие черты огромного множества экснериментально установленных фактов». Многие современные философы и ученые согласны с такой скептической оценкой доказательных возможностей индуктивного метода познания. Тем не менее по-прежнему остается открытым вопрос о возможности индукции играть роль не метода доказательства, а хотя бы метода подтверждения научных законов и теорий, функцию оценки степени их обоснованности опытными данными и принятия на этой основе рационального решения о наиболее предпочтительной из эмпирических гипотез. Наиболее серьезные попытки создания количественной теории подтверждения законов и теорий эмпирическими данными были предприняты в философии науки XX в. логическими позитивистами (Г. Рейхенбах, Р. Карнап и другие). И понятно, почему. Для них это было делом «философской чести» и последней попыткой эмпиризма спасти свою веру в то, что в науке только степень соответствия любых концепций данным наблюдения и эксперимента может служить подлинным мерилом и критерием оценки их научной состоятельности, обоснованности и приемлемости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой