Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системность в журналистском образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, употребление понятия «система» обязывает нас рассматривать сложный комплекс элементов, — считает С. Г. Корконосенко, — а не какую-то малочисленную группу вопросов, случайно оказавшихся в поле нашего зрения. Во-вторых, все элементы комплекса неизбежно и необходимо связаны между собой, влияют друг на друга и даже — не могут полноценно действовать вне этой связи. Для иллюстрации: лекции… Читать ещё >

Системность в журналистском образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опережающее развитие образования

Отвечая на вызовы информационного общества, сегодня, как никогда ранее, образование журналиста должно быть системным. Поэтому столь актуальной становится формирование системы непрерывного журналистского образования.

«Во-первых, употребление понятия „система“ обязывает нас рассматривать сложный комплекс элементов, — считает С. Г. Корконосенко, — а не какую-то малочисленную группу вопросов, случайно оказавшихся в поле нашего зрения. Во-вторых, все элементы комплекса неизбежно и необходимо связаны между собой, влияют друг на друга и даже — не могут полноценно действовать вне этой связи. Для иллюстрации: лекции выполняют свое учебное назначение, если они дополняются интенсивными практическими занятиями; знания по истории журналистики придают глубину и основательность изучению опыта современной прессы, учебник „оживает“ в сочетании с талантом лектора и т. п. В-третьих, система высшего журналистского образования поддерживает прочные связи не только внутри себя, но и вовне. Иначе говоря, она зависит от множества внешних обстоятельств: от общественно-политической обстановки в стране, от состояния редакционной и педагогической практики, от качества школьного среднего образования, от общей напряженности интеллектуальной жизни в окружающем ее сегодня мире и др.»[1]

В данном случае исследователь говорит о высшей школе как элементе системы непрерывного образования, которая в свою очередь является системным образованием. Но ее параметры присущи и всей системе в целом. Как целостность система непрерывного журналистского образования формируется многими факторами, которые в значительной степени определяют методику преподавания на уровне медиакласса, вуза и системы повышения квалификации, также состоящую из разных подразделений. В их число входит кадровый потенциал той или иной формы образования, нормативная база, качественные и количественные характеристики аудитории, организационно-административные, материально-финансовые, учебно-методические и другие ресурсы.

Естественно, и опыт показывает, что насколько важно, чтобы каждая форма системы непрерывного журналистского образования работала на опережение. Особенно это имеет отношение к вузу, который формирует и научное, и практическое знание, переводит его в методику обучения.

«Высшее образование всегда будет „хуже“ практики, если оно ориентировано на то, чтобы догнать сегодняшний (или даже вчерашний) день (опыт). И наоборот: оно будет пользоваться повышенным спросом, если в качестве ориентира выдвинет лишь назревающие тенденции, или журналистику будущего — ближайшего и отдаленного. Опережающее развитие образования превращает его в мощное средство профилактики периодически возникающих кризисов печати»[2].

Сегодня, когда ситуация в медийной отрасли изменяется с быстрым распространением цифрового ТВ в Европе и США, когда неизбежен его приход и в Россию, можно упредить возможность возникновения критических ситуаций, которые неоднократно возникали в истории нашей журналистики. Достаточно вспомнить, что в ряду мер по их преодолению оказались более или менее глубокие реформы профессионального образования. Так, считают исследователи, тягчайший кризис печати разразился в начале 1920;х годов. «Страна стояла перед угрозой свертывания прессы в провинции, в бедственном положении оказались и многие столичные издания. Одной из главных составляющих кризиса была острая нехватка квалифицированных кадров. Между тем социально-исторические обстоятельства требовали не то, чтобы сокращения газетного производства, а его резкого роста в количественном и качественном отношениях. Именно тогда появились первые институты журналистики, разнообразные курсы и школы газетных работников. Они позволяют насытить расширяющуюся сеть печати сотрудниками, подготовленными к выполнению новых задач»[3].

Подобная ситуация наблюдалась в начале 1930;х годов. Тогда волевым политическим решением была создана обширнейшая система низовых редакций. Однако вряд ли могли появиться тысячи районных, фабрично-заводских и сельских газет, редакций радио, если бы их организация не была подкреплена параллельным развертыванием сети профессиональных учебных заведений[4].

Послевоенный период был столь же тяжелым для отечественной журналистики, так как многие профессиональные работники фронтовой печати с войны просто не вернулись. Оставшиеся в живых далеко не все были в состоянии трудиться. Как итог, война лишила прессу основной массы подготовленных сотрудников. Именно системное преобразование подготовки журналистских кадров в стране позволило справиться с этой ситуацией. Именно в эти годы появились многие из ныне существующих отделений и факультетов журналистики в университетах.

В последующие годы системный подход к образованию позволял преодолевать отставание отрасли. Так, в конце 1960;х годов наметилось растущее отставание профессионального качества прессы от уровня культурного развития и запросов общества. Тогда были внесены изменения в организацию и содержание университетской подготовки журналистов.

«Хорошо известно, — отмечают исследователи, — что решения о модернизации образования принимались политическим руководством государства, в условиях жесткой административной системы управления. Но нас сейчас меньше всего занимают механизм выполнения и идейно-политическая направленность этих действий. Важно, что меры принимались своевременно, они не давали развиться опасным тенденциям, а то и помогали подавить их на стадии зарождения. Ясно обнаруживала себя взаимосвязь между переломным состоянием практики и адекватной реакцией со стороны системы подготовки кадров.

К сожалению, эта закономерная связь разорвалась на рубеже 80—90-х годов, когда и социально-политическая среда, и общественная психология, и сама журналистика стали меняться самым радикальным образом. По нашему определению, с этого момента отечественная пресса стала развиваться спонтанно, т. е. без должного идейно-теоретического обоснования и вне регулирующего влияния каких-либо институтов — будь то государство, корпоративное самоуправление, общественные советы по делам печати и др."1

Результаты системного кризиса подготовки кадров отрасль переживает сегодня, когда оказалась не готовой к техническому перевооружению. Последние десятилетия она проявила себя консервативной и неповоротливой. Ослабли связи со средствами массовой информации, которые осваивали рыночные механизмы и не спешили заниматься благотворительностью, когда речь шла о любой из форм обучения.

Более того, и само обучение становилось бизнесом для многих СМИ. Они самостоятельно организовывали курсы, школы, медиаклассы и даже институты. «Экономическая газета» является организатором совместно с Торгово-промышленной палатой курсов, ориентированных на обучение региональных журналистов. Газета «Известия» помимо курсов для журналистов открыла школу по подготовке абитуриентов в вузы.

Не получая должной помощи от отрасли, системе подготовки кадров оставалось лишь полагаться только на саму себя. Как следствие, она предлагала те структурные образования, предметы и специальности, которые пользовались спросом у населения. Так как в основном еще работали стереотипы престижности профессии, шли учиться «на журналиста», а заодно на PR-специалиста, рекламиста и т. д. Система журналистского образования стала стремительно расширяться, предлагая в основном платную форму обучения.

Интенсивно развиваются в последние годы факультеты журналистики Воронежского и Чувашского государственных университетов, отделение журналистики Курского государственного университета.

Но, как считают исследователи, «наиболее квалифицированные кадры готовятся в трех вузах: на журфаках Московского, СанктПетербурского и Уральского (в Екатеринбурге) университетов. Все учебники, все нововведения, все спецкурсы осваиваются именно там.

Новые кафедры и факультеты в подготовку журналистов не привнесли ничего нового"[5].

Более того, они во многом способствовали резкой девальвации журналистского образования. Конечно, определенным образом повлияло на это и снижение авторитета профессии.

«Назовите журналистов первого ряда, журналистов-личностей! В свое время это было легко: Анатолий Аграновский, тогдашний Василий Песков, Татьяна Тэсс, Александр Бовин — список длинный. Есть сегодня журналисты такого уровня? Приходят на ум имена политологов, политтехнологов, появляющиеся во многих изданиях. Но это ведь не журналистика»[6].

Время определяли и программы с Валентиной Леонтьевой, Петром Капицей, Юрием Николаевым и многими другими. Разные эфиры, широкий диапазон тональности — все это создавало то неповторимое информационное поле страны, для которого готовила кадры существующая на то время система образования.

Признанными лидерами общественного мнения были и остаются такие издания, как «Комсомольская правда» 1960—1970;х годов, пришедшая ей на смену «Литературная газета» 1980;х годов, затем «Московские новости», «Огонек» периода перестройки, «Аргументы и факты» начала ельцинской эпохи, «Московский комсомолец» и «Коммерсант», означившие начало настоящего времени.

Безусловно, другое время — иные подходы, но нарушен системный подход, и журналистская наука, привыкшая к заданному «на вечные времена» социальному миропорядку и не предусмотревшая альтернативных сценариев, не сумела его восстановить. К сожалению, она сама «на довольно долгий срок впала в методологическую растерянность. Не без влияния этого фактора отечественная пресса ощутимо растеряла и авторитет в своей стране и за рубежом, и профессиональную культуру, и ареалы распространения. Несомненно, что в ней прибавилось динамизма и появилось много новых точек роста, открылись яркие таланты, созданы небывалые прежде типы СМИ. И тем не менее, ее состояние в течение ряда лет уже привычно характеризуется как кризисное»[7].

Вывод напрашивается сам собой: привнесение системности в подготовку кадров с учетом надвигающей цифровизации есть непременное условие развития как отрасли в целом, так и непосредственно системы непрерывного журналистского образования, работающей на нее.

  • [1] Корконосенко С. Г. Указ. соч. С. 10—11.
  • [2] См.: СвитичЛ. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога.М., 1997. С. 8—13.
  • [3] Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Указ. соч. С. 8—13.
  • [4] См.: Там же.
  • [5] Ненашев М. Ф. И здесь будут учить профессии, но совсем не так, как другие //Журналист. 2005. № 9. С. 57.
  • [6] Ненашев М. Ф. Указ. соч. С. 57.
  • [7] Корконосенко С. Г. Указ. соч. М., 2001. С. 37.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой