ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π’Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ психолингвистики ΠΈ лингвистики

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Лингвистика (языкознаниС) Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ понимаСтся ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅ — основном срСдствС ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ся (119, с. 21). ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ лингвистики являСтся ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ Π°ΠΊΡ‚Ρ‹, Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ). Но Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ выдСляСт Π² Π½Π΅ΠΉ Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ всякой Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ любого Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ ситуации… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π’Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ психолингвистики ΠΈ лингвистики (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Помимо психологии, психолингвистика Ρ‚Π΅ΡΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ связана ΠΈ ΡΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΅Π΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ — лингвистикой.

Лингвистика (языкознаниС) Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ понимаСтся ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅ — основном срСдствС ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ся (119, с. 21). ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ лингвистики являСтся ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ Π°ΠΊΡ‚Ρ‹, Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ). Но Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ выдСляСт Π² Π½Π΅ΠΉ Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ всякой Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ любого Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² любой ситуации, Ρ‚. Π΅. срСдства, Π±Π΅Π· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π΅ строСниС Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π°ΠΊΡ‚Π°. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ лингвистики являСтся систСма языковых срСдств, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Π² Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ (ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ). ΠŸΡ€ΠΈ этом Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ языкознании дСлаСтся Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ Π½Π° ΡΠΈΡΡ‚Смности этих срСдств, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… строСниС любого языка[1], Π° Π² ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠΉ лингвистикС — Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ спСцификС Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка.

Π“Π»Π°Π²Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ соврСмСнного языкознания сводятся ΠΊ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ. ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, измСнилась сама Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° понятия «ΡΠ·Ρ‹ΠΊ». Если Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π² Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π΅ интСрСсов лингвиста стояли сами языковыС срСдства (Ρ‚.Π΅. Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅, грамматичСскиС, лСксичСскиС), Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ стало ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ всС эти языковыС срСдства ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ осущСствляСт процСсс общСния, прилагая ΠΈΡ… ΠΊ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² языка ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Ρ осмыслСнный ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ тСкст (сообщСниС). Но ΡΠ°ΠΌΠΎ это понятиС значСния Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ общСния: ΠΎΠ½ΠΎ выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ основная когнитивная (ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ) Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ΅ восприятиС ΠΌΠΈΡ€Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ качСствС Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… схСм, эталонных ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ², Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ситуаций ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π±Ρ‹Π²ΡˆΠ΅Π΅ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… понятий лингвистики, всС большС прСвращаСтся Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ΅, ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ (1, 146).

Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ исслСдования соврСмСнной лингвистики являСтся «ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°» тСкста — основной ΠΈ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. И ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΊΠ° всС большС интСрСсуСтся ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ тСкстами, ΠΈΡ… ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСской структурой, Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ спСциализациСй.

Как ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ А. А. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π², психолингвистика ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ тСсныС связи с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ языкознаниСм (ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ лингвистикой). ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΎΠ½Π° постоянно взаимодСйствуСт с социолингвистикой, этнолингвистикой ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠΉ лингвистикой, Π² ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ с Ρ‚ΠΎΠΉ Π΅Π΅ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ, которая занимаСтся вопросами ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ лингвистики.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΊΠ° — Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ молодая, Π² 2013 Π³. Π΅ΠΉ исполнилось 60 Π»Π΅Ρ‚. Для Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ это возраст становлСния ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия. Однако, нСсмотря Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒ «ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ возраст» ΠΈ Π½Π° Π½Π΅ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ для этого ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° развития любой Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ «Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΈ роста», Π½Π° ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС своСго развития психолингвистика прСдставляСт собой ΡƒΠΆΠ΅ достаточно ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΡƒΡŽΡΡ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ опрСдСляСтся двумя основными Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ.

Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ основу Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ составили Π΄Π²Π΅ Π΄Ρ€Π΅Π²Π½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ области Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ Π΅ΠΉ ΡΠ²ΠΎΠΈ достиТСния ΠΏΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π°ΠΌ исслСдования. Π’Π°ΠΊ, ΠΈΠ· ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΠΏΡΠΈΡ…олингвистику (разумССтся, Π² Ρ‚рансформированном Π²ΠΈΠ΄Π΅) вошли Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Ρ‹ психологии Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ психология Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, психология общСния, частично — возрастная, пСдагогичСская ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ психология, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ тСорСтичСскиС ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ: тСория Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, тСория Π·Π½Π°ΠΊΠ° ΠΈ ΡΠΈΠΌΠ²ΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, тСория ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Из ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΡΠΈΡ…олингвистикС ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ «Π°Ρ€ΡΠ΅Π½Π°Π»» Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ структурной лингвистики, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ языкознания, практичСской лингвистики (тСория ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ языку), сСмиотики ΠΈ — ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌ объСмС — лингвистики тСкста.

Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, психолингвистика, Π΄ΠΎ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° своСго возникновСния ΠΈ ΡƒΡ‚вСрТдСния ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ области Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свою достаточно Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈ Π½Π°ΡΡ‹Ρ‰Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ событиями ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ.

  • [1] НаиболСС ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ лингвистики см.: ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π΅ языкознаниС / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. А. Π•. Π‘ΡƒΠΏΡ€ΡƒΠ½Π°. Минск, 1983.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ