Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Маржинальный анализ прибыли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Факторный анализ рентабельности осуществляют либо способом цепных подстановок, либо способом пропорционального деления. Факторами здесь могут служить объем реализованной продукции (V"), ее структура (Удв), себестоимость (Сс), средний уровень цен реализованной продукции (Ц) и финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ФР). При расчете… Читать ещё >

Маржинальный анализ прибыли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности предприятия и установление объемов выпуска, при котором производство будет рентабельным. Для этого необходимо определить безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия, где гарантирована необходимая сумма прибыли. Выручка от реализации продукции за вычетом переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы (переменные и постоянные), нс получая прибыли, принято называть критическим объемом производства («мертвой точкой»). Используя маржинальный анализ, который получил также название Direct-Costing, находим такой объем производства и реализации продукции, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период. Точка критического объема производства (ТКОП) показывает, что общая сумма маржи с переменной себестоимостью возмещает общую сумму постоянных затрат за определенный период. Определение порога прибыли (ТКОП) осуществляется двумя способами: графическим (break-even-chart) и алгебраическим решением. Рассмотрим подробнее каждый из этих способов.

Графический способ. На основании данных об объеме реализации продукции, постоянных и переменных затрат, прибыли строится график. По оси абсцисс показывается объем реализации продукции в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции) и в стоимостном выражении (если выпускается несколько видов продукции). По оси ординат показываются постоянные и переменные затраты, т. е. полная себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации. График позволяет определить точку пересечения затрат и выручки от продаж. Данная точка, где затраты равны выручке, и является точкой критического объема производства (ТКОП).

На рис 6.2 видно, что все, что реализовано левее ТКОП (точки безубыточности), — убыточно (зона убытков), все, что правее ТКОП, — прибыльно (зона прибыли). Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж — это зона безопасности, которая показывает, на сколько фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли.

Рис. 6.2. Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли.

Алгебраический способ. Для решения проблемы этим способом используют модель формирования финансового результата по методу CVP (затраты — объем — прибыль). Прибыль (П) рассчитываем следующим образом: объем продаж в натуральном выражении К умножаем на цену товара Ц, далее отнимаем сумму переменных затрат К • ПР (ПР — переменные расходы единицы продукции) и сумму постоянных затрат 3п0СТ:

Маржинальный анализ прибыли.

Зная, что в ТКОП сумма прибыли будет равна нулю, получим уравнение: Маржинальный анализ прибыли.

Отсюда:

Маржинальный анализ прибыли.

Таким образом, безубыточный объем реализации продукции равен делению постоянных затрат на маржинальный доход на одно изделие. Следовательно, безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен необходимо снижать объем реализации продукции, чтобы компенсировать постоянные издержки предприятия, и наоборот.

На рис. 6.2 зона прибыли уходит в бесконечность, что невозможно в действительности. На рис. 6.3 показаны кривые валового дохода и себестоимости продукции, которые дважды пересекаются.

Кривые валового дохода и себестоимости продукции.

Рис. 6.3. Кривые валового дохода и себестоимости продукции.

Первая точка пересечения — точка безубыточности, во второй точке пересечения выпуск продукции вновь становится убыточным. Между двумя точками пересечения находится зона прибыльности (безопасности). Определить зону безопасности можно по формуле.

Маржинальный анализ прибыли.

где Кпл — планируемый объем выпуска продукции; Кбез— безубыточный объем выпуска продукции.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько планируемый объем выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Планируемый объем, как правило, зависит от производственной мощности предприятия и его маркетинга, т. е. изучения рынков сбыта.

Увеличение переменных затрат на единицу продукции и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным вариантом считается такой, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции и увеличить зону безопасности. Немаловажное значение при этом отводится анализу выбора цены выпускаемой продукции.

Пример

В табл. 6.5 показан анализ выбора цены выпускаемой продукции исходя из маржинального дохода предприятия и цены конкурента. В расчете предусмотрено, что постоянные расходы за период производства на весь объем составили 15 000 тыс. руб., а максимальная мощность производства равна 10 000 шт. изделий.

Таблица 6.5

Анализ выбора цены изделия

Показатель.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Цена конкурента.

1. Возможная цена покупателя, руб.

И.

2. Скидки для оптовой и розничной торговли, руб.

4,4.

3,6.

2,8.

3. Переменные издержки в ед. продукции, руб.

4. Выручка для производителя продукции на ед. изделия (стр. 1 — - стр. 2), руб.

6,6.

5,4.

4,2.

5. Маржинальный доход на единицу изделия, руб.

4,6.

3,4.

2,2.

4,0.

6. Критический объем продаж, шт.

3260,9.

4411,8.

6818,2.

7. Прибыль на весь объем производства, тыс. руб.

Из данных таблицы видно, что самым неэффективным вариантом является третий: во-первых, здесь самый маленький размер получаемой прибыли; во-вторых, критический объем продаж близок к уровню производственной мощности, что означает незначительную зону прибыльности предприятия.

Самая большая величина прибыли возможна по первому варианту, однако здесь цена выпускаемого изделия выше цены конкурента, т. е. велик риск затоваривания. Следовательно, оптимальным вариантом в данном расчете является второй: во-первых, здесь критический объем продаж составляет 44,1% от максимальной мощности предприятия, что предопределяет значительную зону прибыльности; во-вторых, цена изделия в данном варианте ниже цены конкурента, что также сокращает риск потерять прибыль.

При анализе прибыли важно разделить влияние внешних и внутренних факторов. Взаимосвязь слагаемых прибыли можно отразить с помощью следующей схемы, предложенной А. Д. Шереметом и Р. С. Сайфулиным:[1]

Маржинальный анализ прибыли.

Доходность предприятия есть произведение промышленной производительности (g/Z) на финансовую производительность (дефлятор цены) (Ц/С). Последний показатель характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции за счет повышения себестоимости в результате роста цен на ресурсы.

Выполнение плана прибыли также зависит от деятельности предприятия, не связанной с реализацией продукции. Производится анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности, и разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия, является рентабельность. Показатель рентабельности характеризует как эффективность работы в целом, так и доходность различных направлений (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д.

Показатели рентабельности (R) можно объединить в три основные группы:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов. Исчисляются отношением прибыли до налогообложения (П), или чистой (ЧП) прибыли, к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (3):

Маржинальный анализ прибыли., или Маржинальный анализ прибыли.

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж. Рассчитываются делением прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, на сумму полученной выручки (ВР):

Маржинальный анализ прибыли.

или.

Маржинальный анализ прибыли.

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Исчисляются как отношение прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (?ИК)или его отдельных слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного и т. д.:

Маржинальный анализ прибыли.

или.

Маржинальный анализ прибыли.

В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и определяют факторы, оказывающие существенное влияние на его величину. Показатели рентабельности оценивают прибыльность не только всех направлений деятельности предприятия, но также определяют эффективность управления, показывают, какова доля прибыли в выручке от продаж (валовом доходе).

При расчете рентабельности основной деятельности и рентабельности реализованной продукции к затратам на ее производство используется только прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Данные показатели определяют эффективность только производственного процесса. Величину прибыли на предмет достаточности можно оценить как по абсолютной величине, динамике изменений (растет, надает), так и по коэффициенту прибыльности продаж (отношение прибыли к выручке от реализации).

Может быть так, что продвижение продукции организовано нормально и предприятие получает достаточно большой объем выручки, а прибыль все равно невысока. Причиной этого могут быть, например, поставщики, повышающие цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги. В этом случае вариант снижения затрат — поиск поставщиков, устанавливающих не слишком высокие цены. Но вместе с тем высокие затраты могут зависеть не только от поставщиков, но и от самого предприятия. Их причиной могут быть большие затраты на освещение, отопление, потребление воды, что особенно характерно для крупных предприятий. Для небольших компаний существенными могут быть телефонные счета, командировочные расходы и т. п. В этом случае снижения затрат можно добиться простой процедурой «контроля за выключателями», а общение по телефону вполне возможно заменить электронными сообщениями, которые помимо экономии позволят усилить контроль за исполнением распоряжений руководства. В некоторых случаях снижение затрат требует более радикальных мер — сокращения производственных фондов предприятия, т. е. масштабов компании. К таким мерам нередко приходится прибегать предприятиям, которые были созданы еще в советское время и рассчитаны на объемы производства в десятки раз большие, чем им удается производить сейчас. Не полностью загруженные производственные фонды становятся слишком дорогими для предприятия они требуют слишком больших (по сравнению с выручкой) затрат на ремонт и обслуживание, уплаты налога на имущество, увеличения амортизационных начислений. С целью сокращения затрат многие крупные предприятия сегодня продают свои вспомогательные производства. Рентабельность реализованной продукции к затратам на се производство показывает, насколько эффективно используются материальные ресурсы предприятия в процессе его производственной деятельности. Прибыль, заработанная предприятием, остается в его распоряжении не в полном объеме. Часть заработанной прибыли может уйти на погашение штрафов, пеней за просроченные задолженности или срывы контрактов, часть — на всевозможные празднования и приобретения личного характера. Сокращение непроизводственных расходов, оплачиваемых из прибыли, также может стать путем оптимизации прибыли и, следовательно, улучшения финансового положения компании.

Коэффициент покрытия, или коэффициент валовой прибыли, — это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью (прямыми переменными издержками) и объемом продаж. Этот коэффициент показывает долю валовой прибыли (маржи) в объеме продаж и влияет на принятие управленческих решений.

Факторный анализ рентабельности осуществляют либо способом цепных подстановок, либо способом пропорционального деления. Факторами здесь могут служить объем реализованной продукции (V"), ее структура (Удв), себестоимость (Сс), средний уровень цен реализованной продукции (Ц) и финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ФР). При расчете рентабельности капитала кроме вышеперечисленных факторов учитывается среднегодовая сумма капитала, которая зависит от скорости его оборота — коэффициента оборачиваемости (К^). Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

  • [1] Шеремет А. Д., Сайфулип Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой