Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы централизации (децентрализации) управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Договорных ценах, которые используются, если имеется возможность заключения соглашения между подразделением-покупателем и подразделением-продавцом; этот метод обычно применяется в условиях нестабильности рыночных цен. Трансфертная цена — стоимостная оценка продукции (услуг), используемая при передаче этой продукции (услуг) от одного подразделения компании другому подразделению той же компании… Читать ещё >

Проблемы централизации (децентрализации) управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выделение центров прибыли в организации часто воспринимается как свидетельство децентрализации управления, а наличие центров затрат рассматривается как признак централизованного управления. Однако проблема централизации (децентрализации) управления не решается таким путем. В управленческом учете централизация (децентрализация) является характеристикой[1][2]

сферы полномочий, которыми наделяются менеджеры, а не сферы ответственности.

Централизация (децентрализация) управления — характеристика степени самостоятельности при принятии решений, которая предоставлена менеджеру центра ответственности.

С учетом данного определения становится понятно, что центры прибыли могут быть подсистемами жестко централизованной структуры управления, если руководители этих центров не наделяются полномочиями принимать самостоятельные решения в отношении управления затратами и (или) доходами. И наоборот, в организациях с высокой степенью децентрализации управления руководители центров затрат также наделяются полномочиями принятия самостоятельных решений в отношении подконтрольных ресурсов и видов деятельности.

Централизация и децентрализация в качестве разных способов организации управления обладают рядом и преимуществ, и недостатков. При этом то, что рассматривается в качестве преимуществ децентрализации (например, возможность использования более точной информации, ускорение процесса принятия решений, более тесные контакты с клиентами, развитие творческих способностей руководителей и т. д.), как правило, иллюстрирует недостатки централизации, поскольку в этом случае перечисленные свойства не обнаруживаются. И наоборот, слабости децентрализации (вероятность возникновения оппортунистического поведения, дублирование операций, возрастание затрат и пр.) демонстрируют достоинства централизации, препятствующей их появлению. Но считается, что по мере роста компаний преимущества децентрализации перевешивают недостатки.

Проблемой, возникающей в условиях децентрализованного управления, является решение о выборе метода определения стоимостной оценки продуктов (услуг), по которой они поставляются одним подразделением компании другому подразделению той же компании. Такая стоимостная оценка получила название трансфертной цены.

Трансфертная цена — стоимостная оценка продукции (услуг), используемая при передаче этой продукции (услуг) от одного подразделения компании другому подразделению той же компании.

Значимость проблемы трансфертного ценообразования определяется теми задачами, которые призвана решать трансфертная цена. К числу этих задач обычно относят:

  • • способность оценивать деятельность подразделений;
  • • обеспечение согласованности действий различных подразделений компании;
  • • мотивацию руководителей центров ответственности и др.

К сожалению, в зависимости от условий, в которых осуществляется деятельность различных компаний, одновременное достижение этих целей не всегда возможно.

Существует несколько разновидностей трансфертной цены, в зависимости от способа ее определения. Выделяют способы, основанные1:

  • • на рыночной цене, который используются, когда аналогичный продукт можно приобрести на внешнем рынке;
  • • затратах; при этом возможно использование в качестве основы цены различных категорий затрат (переменных производственных, полных производственных или полных);
  • • договорных ценах, которые используются, если имеется возможность заключения соглашения между подразделением-покупателем и подразделением-продавцом; этот метод обычно применяется в условиях нестабильности рыночных цен.

В табл. 13.3 приведена сравнительная характеристика методов трансфертного ценообразования.

Таблица 133

Сравнение методов трансфертного ценообразования1

Критерий.

На основе рыночной цены.

На основе затрат.

В результате переговоров.

Достижение согласованности целей.

Да, если рынок конкурентен.

Часто, но не всегда.

Да.

Оценка результатов согласованности целей.

Да, при наличии конкурентного рынка.

Возникает трудность, если цены выше полных затрат.

Да, если цены рассчитаны в результате аргументированных переговоров.

Мотивация менеджеров.

Да.

Да, если основой являются бюджетные затраты.

Да.

Автономия подразделений.

Да, при наличии конкурентного рынка.

Нет.

Да, потому что цена получена в результате достигнутых соглашений между руководителями подразделений.

Другие.

Рынок может быть несовершенным или в состоянии спада.

Полезен для определения полных затрат на продукты и услуги, легок для внедрения.

Переговоры занимают время, их результаты могут быть пересмотрены в случае изменения условий.

Поскольку не существует четкого правила выбора трансфертной цены, на практике для ее определения могут применяться комбинации различных методов.

  • [1] Кокинз Г. Управление результативностью: как преодолеть разрыв между объявленнойстратегией и реальными процессами: пер. с англ.
  • [2] CamillasJ. С. Budgeting for Profit: How to Exploit the Potential of Your Business. Radnor, Pennsyvania, 1984.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой