Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы знаний о третейском судопроизводстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, согласно позиции Конституционного Суда (Постановление от 26.05.2011 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального Закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33… Читать ещё >

Основы знаний о третейском судопроизводстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ст. 11 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.

Третейские суды, являясь альтернативой государственным юрисдикционным органам, призваны разрешать споры из гражданских правоотношений и в данном качестве хорошо известны в нашей стране на протяжении веков. Уже в Договорной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича Донского с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, датируемой 1362 г., предусматривалась возможность разрешения спорных правоотношений в третейском суде.

Впервые законодательное закрепление институт третейского судопроизводства получил в Соборном Уложении 1649 г., в текст которого было включено уложение XV.5 «О третейском суду» .

Поиски эффективного негосударственного механизма разрешения гражданско-правовых споров продолжали активно вестись в нашей стране в XVII—XVIII вв., на рубеже которых было принято около 20 нормативных актов, в той или иной мере регулирующих процедуру третейского судопроизводства. В обоснование необходимости подобного института в 1803 г. в докладе Александру I автор Устава Третейского совестного суда Г. Державин, отмечал, что «польза от учреждения суда сего весьма важна и ощутительна» .

Официальная история третейских судов в России начинается с 15 апреля 1831 г. с утверждения императором Николаем I Положения «О третейском суде Российской Империи», которое впоследствии вводилось в Свод законов Российской Империи 1833,1842 и 1857 гг. С принятием Устава гражданского судопроизводства в него была включена специальная глава «О третейском суде», нормы которой детально регулировали третейское судопроизводство.

С первых дней существования советской власти институту третейского судопроизводства также уделялось должное внимание. Уже в Декрете СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» содержалось указание о возможности «по всем спорным гражданским, а также частноуголовным делам» обращаться в третейский суд, порядок деятельности которого определялся Декретом ВЦИК от 16 февраля 1918 г. «О третейском суде». Особое развитие данная форма защиты гражданских прав получила в период нэпа, у предпринимателей, заинтересованных в быстром, профессиональном и конфиденциальном разрешении их споров по коммерческим операциям.

В ГПК РСФСР 1923 г. содержалась специальная гл. XXII, посвященная третейским записям и решениям. В качестве приложения № 1 к этой главе в текст Кодекса было включено Положение о третейском суде.

В 1930 г. была образована Морская арбитражная комиссия, а в 1932 г. — Внешнеторговая арбитражная комиссия, являвшиеся специализированными третейскими судами, призванными разрешать в рамках своей компетенции внешнеэкономические споры.

С принятием в 1964 г. ГПК РСФСР в него в качестве приложения № 3 было также включено Положение о третейском суде, регулировавшее порядок разрешения споров между физическими лицами в третейском суде, создаваемом для рассмотрения одного конкретного дела (ad hoc).

В ходе экономических и политических реформ, проводившихся в нашей стране в конце 90-х гг. XX в., возникла необходимость в более детальном регулировании третейского судопроизводства. Результатом этого стало утверждение 24 июня 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ № 3115−1 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, нормы которого регулировали порядок разрешения в третейских судах (как ad hoc, так и постоянно действующих) споров из внутрироссийских гражданских правоотношений между юридическими лицами. Процедура разрешения гражданско-правовых споров из международных правоотношений закреплялась в Законе о международном коммерческом арбитраже.

Однако указанные три нормативных акта содержали ряд пробелов и противоречий, что сдерживало развитие отечественных третейских судов и создавало трудности в их практической деятельности.

Процесс развития института третейского судопроизводства активно продолжается и в наши дни. Об этом свидетельствует планомерное развитие законодательства, регулирующего их юрисдикционную деятельность, и как закономерное следствие — рост численности третейских судов и количества рассматриваемых ими дел.

В настоящее время третейское судопроизводство в нашей стране регулируется двумя специальными нормативными актами: Законом о международном коммерческом арбитраже и Законом о третейских судах.

Наряду с названными специальными законами ряд аспектов деятельности третейских судов в Российской Федерации закреплен в нормах действующих ГПК и АПК. Кроме того, возможность разрешения отдельных категорий споров в третейских судах предусматривается многочисленными материально-правовыми нормативными актами (ГК, КВВТ, КТМ, Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.).

Необходимо также учитывать правовые позиции высших судебных инстанций относительно спорных вопросов, связанных с полномочиями третейских судов на рассмотрение отдельных категорий гражданских дел.

Так, согласно позиции Конституционного Суда (Постановление от 26.05.2011 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального Закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости) «в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации») третейские суды вправе разрешать споры, касающиеся недвижимого имущества (в том числе об обращении взыскания на имущество, заложенное по договору об ипотеке). Их решение является основанием для государственной регистрации соответствующих прав.

Верховный Суд в свою очередь разъяснил, что третейские суды вправе разрешать споры, возникающие в сфере защиты прав потребителей (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ IV квартал 2011 г., Определение № 19-В11−24).

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации могут образовываться третейские суды двух видов: постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора — ad hoc. Если первые из них образуются организациями — юридическими лицами, то третейские суды ad hoc создаются самими сторонами спорного правоотношения. Постоянно действующие третейские суды в своей деятельности наряду с федеральным законодательством руководствуются своими внутренними правилами (уставами, регламентами, положениями), которые утверждены организацией-учредителем и нормы которых регулируют третейское судопроизводство. Фактически эти правила заменяют третейским судам нормы федерального процессуального законодательства и в совокупности с Законом о третейских судах являются для них приоритетными при осуществлении юрисдикционной деятельности.

Предпосылкой для обращения в третейский суд является заключенное сторонами правоотношения соглашение о третейском суде (ст. 5 указанного Закона), которое бывает двух видов: третейская оговорка (включаемая непосредственно в текст иного документа — договора, контракта и т. п.) и третейское соглашение (представляющее самостоятельный документ). И то и другое соглашение о третейском суде не могут быть аннулированы в одностороннем порядке. В соглашении о третейском суде, составляемом в простой письменной форме, наряду с прочими необходимыми реквизитами (наименования и адреса сторон, предмет спора, дата и место составления и т. п.) в обязательном порядке должно быть указано официальное наименование третейского суда, в котором стороны собираются разрешить спорное правоотношение. Данное требование обусловлено тем, что, во-первых, во многих субъектах РФ существуют десятки третейских судов и, во-вторых, у каждого из них свои правила, которые могут существенно отличаться друг от друга.

После заключения соглашения о третейском суде и возникновения предусмотренного им спора о праве заинтересованная сторона обращается в третейский суд путем подачи искового заявления, которое должно отвечать общим требованиям гражданского процессуального законодательства. Наряду с этим в исковом заявлении отражаются сведения о наличии заключенного соглашения о третейском суде, и оно прилагается к исковому заявлению.

При подаче искового заявления истец не уплачивает государственной пошлины. Им уплачивается на расчетный счет третейского суда ее аналог — третейский сбор, размер которого устанавливается каждым третейским судом самостоятельно.

Одной из характерных отличительных особенностей третейских судов от судов общей юрисдикции и арбитражных судов[1] является порядок формирования состава третейского суда для разрешения спора. В соответствии с нормами гл. III Закона о третейских судах стороны сами выбирают третейских судей. Истец и ответчик могут выбрать по обоюдной договоренности кандидатуру одного третейского судьи (обязательно с высшим юридическим образованием), и в таком случае дальнейшее рассмотрение дела производится единолично третейским судьей. Если подобной договоренности сторонам достичь не удалось, то каждая из них избирает равное количество третейских судей (имеющих любое образование), которые избирают себе председательствующего (обязательно с высшим юридическим образованием).

Законодательство содержит ряд требований и ограничений к кандидатурам третейских судей (ст. 8 Закона о третейских судах).

Если сторона (стороны) по каким-либо причинам не осуществляет выбор кандидатуры третейского судьи либо если избранные сторонами третейские судьи не избирают себе председательствующего, за них это вправе сделать председатель постоянно действующего третейского суда, если подобное его право закреплено в правилах. В третейском суде ad hoc в подобной ситуации рассмотрение дела прекращается, и спор впоследствии может быть передан на рассмотрение в компетентный государственный суд (ст. 10 Закона о третейских судах).

После того как состав третейского суда сформирован, происходит рассмотрение дела, которое осуществляется в соответствии с требованиями рассматриваемого Закона. При этом следует учитывать то обстоятельство, что этот Закон содержит большое количество норм и положений диспозитивного характера, которые могут быть изменены как правилами постоянно действующего третейского суда, так и по взаимному соглашению сторонами.

В процессе рассмотрения дела третейский суд в первую очередь решает вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции на рассмотрение данного дела. При положительном разрешении этого вопроса начинается непосредственно рассмотрение дела, а при отрицательном — выносится определение о прекращении производства по делу (ст. 17 и 38 Закона о третейских судах).

В отличие от гражданского и арбитражного процессов в третейском судопроизводстве одним из основополагающих начал является принцип конфиденциальности (ст. 18 Закона о третейских судах), означающий, что третейский судья не вправе разглашать сведения и не может быть допрошен об обстоятельствах рассмотренного дела (ст. 22 Закона о третейских судах). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27 указанного Закона само рассмотрение дела происходит в закрытом судебном заседании. Отступления от этих правил допускаются исключительно при наличии обоюдного согласия сторон.

В процессе рассмотрения дела одна из сторон вправе обратиться в суд с заявлением о принятии принудительных обеспечительных мер. Данное заявление подается в суд по месту осуществления третейского судопроизводства или по месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры. Рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер по иску, рассматриваемому третейским судом, производится в обычном порядке, установленным гражданским и арбитражным процессуальным законодательством (ст. 25 Закона о третейских судах).

В остальном процедура рассмотрения дела в третейском суде аналогична рассмотрению дела в суде первой инстанции и завершается принятием решения, которое в отличие от судебных решений по общим правилам третейского судопроизводства является окончательным и обжалованию не подлежит. Однако, несмотря на то что третейские суды — негосударственные юрисдикционные органы, на их решения наряду с решениями иных юрисдикционных органов могут быть выданы исполнительные листы, подлежащие принудительному исполнению. В этой связи действующее законодательство предусматривает опосредованный судебный контроль за соблюдением третейскими судами процессуальных правил рассмотрения и разрешения споров. Однако при этом следует учитывать, что суды не вправе контролировать всю деятельность третейских судов или пересматривать по существу принимаемые ими решения. В сферу их компетенции в данном случае входит лишь проверка соблюдения третейским судом порядка совершения отдельных действий процессуального характера, перечень которых императивно установлен законодательством.

  • [1] Далее в параграфе вместо понятий «суд общей юрисдикции» и «арбитражный суд» используется общее понятие «суд» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой