Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования… Читать ещё >

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевым для развития сферы образования является нормативное правовое регулирование экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Закон об образовании подробно регламентирует данные вопросы, включая в себя отдельную ст. 20, посвященную непосредственно им.

Согласно ч. 1 данной статьи экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития России, реализации приоритетных направлений государственной политики России в сфере образования. Фактически, законодательно четко закрепляется связь между развитием системы образования и основными направлениями социально-экономического развития, а также приоритетными направлениями государственной политики — что представляет систему образования как одну из общественных систем, которая должна быть согласована с направлениями развития общества, направлениями политики.

При этом законодательно понятия экспериментальной и инновационной деятельности четко разделяются.

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ. Ни региональные, ни муниципальные органы власти не вправе регулировать вопросы экспериментов в образовании. Уровень регулирования — исключительно федеральный. Примером может служить, например, постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 756 «О проведении в 2013—2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования».

Инновационная же деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Инновационная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. Согласно ч. 3 ст. 20 Закона об образовании при реализации инновационного проекта или программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, ФГТ.

В рамках инновационной деятельности инновационные проекты и программы могут реализовываться:

  • • организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • • иными действующими в сфере образования организациями;
  • • их объединениями.

Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

Для того чтобы обеспечить условия для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, субъекты инновационной деятельности могут признаваться федеральными или региональными инновационными площадками. Федеральные и региональные инновационные площадки составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Важным моментом является то, что статуса муниципальной инновационной площадки законодательство не предусматривает.

Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно Порядку формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 23.07.2013 № 611, основными направлениями деятельности инновационных площадок являются:

  • 1) разработка, апробация и (или) внедрение:
    • — новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;

примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;

новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социальноэкономического развития Российской Федерации;

  • — методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научнопедагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
  • — новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
  • — новых институтов общественного участия в управлении образованием;

новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;

2) иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Таким образом, законодательство защищает участников образовательной деятельности в ходе ведения экспериментальной, инновационной деятельности в образовании — что обусловлено тем, что в рамках экспериментов, инновационных программ и проектов есть риск ущерба интересам обучающихся. В первую очередь устанавливается ряд обязательств, которые призваны гарантировать права обучающихся. Кроме того, устанавливается высокий (федеральный, региональный) уровень регулирования соответствующей деятельности.

Вместе с тем закономерно от экспериментальной и инновационной деятельности законодатель не отказывается, поскольку, несмотря на потенциальные риски, именно в рамках подобных видов деятельности возможно развитие системы образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой