Общая характеристика деятельности тьютора
![Реферат: Общая характеристика деятельности тьютора](https://westud.ru/work/6456217/cover.png)
Поскольку ДО предполагает непрерывное обучение взрослых, то после окончания курса ожидается продолжение учебы. Шаг к продолжению обучения взрослые делают самостоятельно. Но в принятии такого решения, как правило, участвует тьютор. На этом этапе обучающемуся часто требуется помощь в определении индивидуальной направленности обучения, распределении сил для учебы, мотивировке к освоению новых… Читать ещё >
Общая характеристика деятельности тьютора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- • Роль тьютора в решении проблем обучающегося
- • Функции тьютора в работе с обучающимися в системе ДО
Роль тьютора в решении проблем обучающегося
Попытаемся полнее ответить на вопрос: «Зачем обучающемуся нужен тьютор?» Для начала попробуйте встать на место обучающихся, входящих в среду ДО, которая организована специально для них с целью удовлетворения их образовательных потребностей. Мысленно взгляните на тьютора глазами обучающихся.
Задание
Составьте перечень предполагаемых ожиданий, которые может связывать с тьютором обучающийся, только что пришедший на обучение в ДО и не знающий еще особенностей организации процесса образования.
«Я ожидаю, что тьютор_.
Пусть эти приблизительные ожидания послужат отправной точкой вашего исследования действительных задач тьютора по отношению к обучающимся в системе профессионального ДО. После обсуждения этих отношений вы сможете сравнить степень расширения ваших собственных представлений о тьюторской деятельности. Рассмотрим подробнее деятельность тьютора с точки зрения его роли по отношению к обучающимся в среде ДО. Мы уже знаем, что ключевые особенности среды ДО образуются под влиянием одной цели — максимально способствовать удовлетворению и развитию образовательных потребностей ее непростых обучающихся. Этому и служат заботливые «руки» тьюторов.
Как мы выяснили, тьютор появляется рядом с обучающимся практически с первого (вводного) этапа движения обучающегося в среде ДО. Но главной его задачей является все же сопровождение обучающегося на основном этапе — этапе собственно образовательного процесса (рис. 2.10), на котором тьютор и обучающиеся вместе поднимаются по лестнице роста компетентности обоих. И все же главный в «связке» при восхождении — обучающийся.
![Пространство деятельности тьютора в образовательном процессе.](/img/s/8/90/1497290_1.png)
Рис. 2.10. Пространство деятельности тьютора в образовательном процессе
«Лестница», по которой восходят обучающиеся и тьютор, состоит из нескольких «ступеней»:
- • обучение работе с учебными материалами,
- • самостоятельное изучение учебных материалов,
- • выполнение контрольных заданий и упражнений,
- • участие в конференциях и тьюториалах,
- • участие в выездной школе,
- • сдача экзаменов,
- • вовлечение в дальнейшее обучение.
На каждой ступени обучающийся испытывает некоторые трудности. Ранее мы уже обсуждали трудности его становления как субъекта собственной учебной деятельности: он стремится к партнерским взаимоотношениям, но пока не знает, «как учиться?» — не знает требований курса, особенностей учебных материалов и заданий и т. д. Здесь-то ему и нужен помощник. Этот помощник — тьютор.
Рассмотрим объективные трудности обучающихся в образовательном процессе в ДО, чтобы точнее определить задачи помощника-тьютора.
Работа с учебными материалами
Учебные материалы для обучающихся в ДО имеют некоторые особенности, поскольку «несут» основной заряд той силы, которая совершает развивающую работу в сознании обучающихся. В соответствии с основными идеями и принципами построения ДО учебные материалы являются не столько носителями определенной учебной информации, сколько организаторами мыслительной работы, мыследеятельности обучающихся. В лучших вариантах воплощения принципов ДО учебные материалы имеют особые свойства:
- • используют различные каналы восприятия обучающихся;
- • обеспечивают управление познавательной деятельностью обучающихся;
- • вносят в образование необходимую информацию;
- • создают условия для включения обучающихся в деятельность;
- • побуждают обучающихся не к запоминанию, а к мышлению, рассуждению, анализу, применению знаний в профессиональной деятельности;
- • инициируют обучающихся к взаимодействию с коллегами и с тьюторами;
- • побуждают обучающихся к созданию собственных образовательных продуктов;
- • обеспечивают рефлексию профессиональной и учебной деятельности обучающихся;
- • предоставляют обратную связь.
Все это достигается благодаря, во-первых, разнообразию средств обучения, в которых представлен учебный материал, во-вторых, особому типу использования средств обучения, в-третьих, рациональному сочетанию различных видов учебных материалов в курсах, вы как человек, осваивающий данный курс, уже, наверное, заметили некоторые особенности построения изучаемых вами учебных материалов и их отличие от традиционных учебников. Попробуйте выделить эти особенности, отметив, например, отличия:
- • в структуре_;
- • в стиле изложения_;
- • в практической направленности_;
- • другие_.
Детальное рассмотрение различных средств, используемых в ДО, поможет вам яснее увидеть эти особенности. В табл. 2.3 приводится краткая характеристика основных средств обучения, применяемых в ДО.
Таблица 2.3
Типы и виды основных средств обучения, используемых в ДО.
Номер | Средства обучения |
Традиционные: учебники и учебные пособия на бумажных носителях. | |
Учебники и учебные пособия на видеокассетах для воспроизведения на видеомагнитофоне. | |
Учебники и учебные пособия на аудиокассетах для воспроизведения на магнитофоне. | |
Компьютерные: средства обучения на CD-ROM и в виде файлов, пересылаемых посредством компьютерных телекоммуникаций, новейшие мультимедийные средства, обучающие программы, E-mail — электронная почта, электронные библиотеки, электронные энциклопедии, справочники, словари и т. п., базы данных, доступные и в оператив; |
Номер | Средства обучения |
ном режиме, электронные доски объявлений, чертежные доски или средство передачи изображения с экрана монитора одного пользователя на монитор другого. | |
Телекоммуникационные: интернет-конференции для организации дискуссий и семинаров в оперативном режиме, интернет-конференции как дискуссии и семинары, распределенные по времени (обсуждение происходит между группой участников этих конференций, поэтому вся информация доступна всей группе; материалы могут храниться достаточно долго), консультации по электронной почте, аудиоконференции и видеоконференции, проводимые по видеоканалам и компьютерным сетям, интернет-телефон — использование сети Internet для голосовой двусторонней связи, телефонные консультации, радиосредства обучения. | |
Средства очного обучения: очные встречи обучающихся и тьюторов на тьюториалах и в воскресных школах. |
Ясно, что не все средства одинаково знакомы обучающимся. Поэтому одна из трудностей на начальном этапе — освоение навыков работы с различными средствами обучения. Но есть еще и другая трудность.
Дело в том, что практически все средства обучения являются интерактивными, предполагая активное участие обучающегося, в ходе которого между обучающимися и средствами обучения возникает взаимодействие. В табл. 2.4 дана краткая характеристика некоторых средств обучения в ДО с точки зрения их интерактивности.
Краткая характеристика интерактивности средств обучения в ДО.
Таблица 2.4
Средство обучения | Характеристика интерактивности |
Учебник на бумажном носителе. | Интерактивность создается специально организованным диалогом авторов концепций и курсов с обучающимися, встроенными заданиями читателю, связками между различными разделами учебника, побуждением к анализу, интригами и другим. Работа с таким учебником — особенный труд. |
Электронная почта. | Экономически и технически является наиболее эффективной технологией осуществления обратной связи обучающегося с преподавателем, позволяя оперативно передавать информацию на большие расстояния, обеспечивать интерактивность и оперативную обратную связь. |
Видеоконференции с использованием компьютерных сетей. | Предоставляют самую дешевую видеосвязь при среднем уровне качества. Их целесообразно использовать для проведения семинаров в небольших (5—10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения есть возможность совместного управления экра; |
Средство обучения | Характеристика интерактивности |
ном компьютера: создание рисунков и схем на расстоянии, передача фотографического и рукописного материала. | |
Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу. | Совмещают высокое качество видеоизображения и низкую стоимость проведения видеоконференции. Эта технология может оказаться эффективной при относительно небольшом объеме занятий (100—300 часов с использованием в год) и большом числе обучаемых (1000—5000 обучающихся), видеокомпрессии при проведении обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курса и образовательных программ. |
CD (компактдиски). | Предоставляет доступ к объемным источникам информации. На CD-ROM могут быть размещены основные содержательные блоки конкретного курса, необходимые программы для сопровождения образовательного процесса. Интерактивность создается организацией гиперссылок, тестами с паролями и другими программными приемами. |
Интернет. | Предоставляет огромные возможности для интерактивности: организации совместных проектов; доступа к различным источникам информации; организации полноценного общения, а также проведения компьютерных конференций по отдельным содержательным аспектам курсов. |
Интерактивные базы. | Систематизируют массивы данных (БД), которые могут быть доступны посредством сетевых и телекоммуникаций. Пользуясь таким ресурсом, разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные БД как для обучающихся, так и для преподавателей. Другим вариантом является предоставление доступа к внешним БД. Число БД, доступных через компьютерные сети, быстро растет. |
Электронные журналы. | Периодические издания, которые распространяются по подписке через компьютерные сети, за рубежом становятся все более важным источником получения информации и обучения. Обучающиеся используют их как неотъемлемую часть курса или как дополнение к работе. |
Компьютерные обучающие программы. | Программное обеспечение, которое можно использовать на удаленном компьютере через компьютерные сети — посредством модемной связи или Telnet-услуг в Интернет. |
Признаемся, что мы сами не всегда умеем работать с этим многообразием средств обучения. А некоторых обучающихся все же приходится специально обучать работе с такими материалами.
Самостоятельное изучение учебных материалов Самостоятельная работа с учебными материалами обычно вызывает у обучающихся наибольшие трудности, о чем свидетельствует небольшая подборка их отзывов:
«Читаю тексты, и кажется, что все понятно, но применить на практике ничего не могу».
«Я не понимаю, зачем в текстах так много отсылок к каким-то другим материалам. Не чтение, а клоунада какая-то».
«Все очень интересно, но из всего этого очень трудно выделить главное».
«Мне не нравится голос, записанный на видеои на аудиокассетах. Не могли найти приятнее?».
«Замечательный текст. Только после заданий я пытаюсь сверить свое решение с тем, которое предложено в учебнике. Очень часто мои рассуждения не совпадают с тем, что я нахожу в учебнике. Или я не прав, или что-то напутано в учебнике».
«Я не понимаю многих картинок, которые вы тут нарисовали. Нельзя ли было рисовать проще?»
«Материал так хорошо структурирован. Но ведь в жизни все по-другому».
«Не знаю, когда лучше все это читать: вечером, или утром, или в метро?»
Многие из этих трудностей исчезают по мере приобретения обучающимся опыта работы с учебными материалами. Но на начальном этапе помощь нужна практически всем.
Выполнение контрольных заданий и упражнений
Поскольку в основе ДО лежит деятельностный подход к обучению и образованию, то в учебных материалах курсов всегда много заданий к обучающимся, побуждающих их к различным видам деятельности. Например:
- • задания — тесты в виде ключей к последующему самостоятельному изучению материала;
- • тесты в виде контроля успеваемости обучающихся;
- • тесты в виде поводов к углублению изучения;
- • тесты как мотивирующие и/или интригующие элементы курса, изменяющиеся в ходе развития задания;
- • ключевые задания, без которых курс не осваивается;
- • задания, выполнение которых может свидетельствовать об успешности освоения курса и делает возможным дальнейшее изучение материала;
- • задания, которые тьютору желательно проверять и комментировать — в интерактивном режиме;
- • задания, результаты выполнения которых полезны для групп обучающихся или для других обучающихся.
Из-за различий в начальных уровнях образования, в особенностях психики, а также в реальном опыте преодоления сложностей обучающиеся часто испытывают затруднения в выполнении заданий. Тьютор должен быть готов прийти на помощь.
Участие в конференциях и тьюториалах
Тьюториал или конференции могут иметь различные цели и формы проведения. Но во всех случаях главное — это коллективная деятельность обучающихся и тьютора, а может быть и нескольких тьюторов, направленная на приобретение опыта применения концепций и развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся. Всегда это — некое коллективное действо, некое социальное и психологическое событие, к которому не все готовы. Основные трудности, которые обучающиеся чаще всего испытывают на тьюториалах:
- • начальный шаг к выполнению некоей деятельности,
- • публичное выступление обучающегося,
- • выбор поведения в группе,
- • коллективное решение по поводу предложенных заданий,
- • общение с незнакомыми людьми и т. д.
Далее мы будем специально рассматривать трудности обучающихся и способы их преодоления. Здесь же попытайтесь представить себе сложность начального периода вхождения обучающегося в ДО, когда ему впервые приходится участвовать в тьюториале.
Участие в выездной школе
Выездная школа — это тоже коллективная деятельность тьюторов и обучающихся, но с глубоким погружением в учебный материал. Погружение в любую среду всегда сопряжено с некоторым риском встречи с инородной средой. В выездных школах этот риск усиливается, поскольку речь идет о погружении в несколько сред:
- • в интеллектуальную среду — перед обучающимися ставятся непростые интеллектуальные задачи;
- • в социальную среду — в группах собираются обучающиеся из разных социальных групп;
- • в коммуникативную среду — многие задания выполняются в динамичных групповых процессах;
- • в пространственную среду — чаще всего, причем не случайно, выездные школы проводятся за городом, в местах, заметно отличающихся от привычных для обучающихся;
- • в особую временную среду — в выездных школах создается особенный временной режим жизни и деятельности, поддерживающий повышенный тонус обучающихся;
- • в эмоциональную среду — тип заданий, поведение людей, необычность обстановки и многое другое создают повышенный эмоциональный фон во время проведения этих школ.
Не подготовленные к такому событию обучающиеся нуждаются в поддержке и заботе со стороны внимательного тьютора.
Сдача экзаменов
Известно, что «от сессии до сессии живут студенты весело». Экзамен — особое событие в жизни обучающихся. В ДО экзамен, как правило, отличается от традиционных с их «билетами» и заученными текстами. Деятельностный подход к обучению и развитие профессиональных навыков побуждают строить экзамены так, чтобы можно было проверить не столько знания, сколько умения и способности обучающихся. Поэтому экзамен становится для обучающихся небольшим экспериментом воплощения эффективных идей курсов и демонстрации своего уровня компетентности. Особый характер экзамена побуждает обучающихся и готовиться к нему особо. Тьютор здесь просто необходим для придания экзамену не только контрольной функции, но и развивающей.
Вовлечение в дальнейшее обучение
Поскольку ДО предполагает непрерывное обучение взрослых, то после окончания курса ожидается продолжение учебы. Шаг к продолжению обучения взрослые делают самостоятельно. Но в принятии такого решения, как правило, участвует тьютор. На этом этапе обучающемуся часто требуется помощь в определении индивидуальной направленности обучения, распределении сил для учебы, мотивировке к освоению новых предметов. Тьютор в данном случае становится консультантом по развитию, добрым наставником и… доброжелательным проблематизатором.
Задание Попробуйте составить приблизительный перечень задач, которые может решить хороший тьютор, чтобы помочь обучающимся адаптироваться в среде ДО. При составлении этого перечня достаточно пока ориентироваться на рассмотренные нами трудности обучающихся.
Сформулированные вами задачи, скорее всего, уточняют место тьютора в решении проблем обучающихся. Вероятнее всего, вы отметили следующие задачи:
- • побуждение обучающихся занять отведенное им в образовательной программе место, т. е. ввести обучающихся в позицию субъекта учебной деятельности, в позицию самообучающегося;
- • раскрытие обучающимся замысла образовательной программы (осветить путь);
- • понимание ожиданий, потребностей, исходного уровня развития обучающихся и помощь им в прокладывании собственного пути движения в программе (для чего учиться?);
- • обучение обучающихся способам эффективной учебной деятельности (как учиться?);
- • создание условий для интеграции в образовательном процессе трех сред: учебной, социальной, профессиональной;
- • создание условий для «встречи» двух субъектов — обучающегося и тьютора путем согласования позиций (места в образовательном процессе), зон свободы и ответственности, ожиданий, ограничений, целей и способов работы.
Практически это выглядит так.