ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с психичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… отСчСствСнных психологов ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ прСдмСтная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ ряд сущСствСнных ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ. Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π . Π―. Абрамович-Π›Π΅Ρ…Ρ‚ΠΌΠ°Π½, ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π° Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠΌ мСсяцС ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‰ΡƒΠΏΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈΡ‚ΡΠ³ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ случайно Π·Π°Π΄Π΅Ρ‚Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚. ΠŸΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ похлопывания Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с психичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ цСлСнаправлСнная психокоррСкционная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°. Π¦Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π·Π²Π΅Π½ΠΎΠΌ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… тСхнологиях являСтся составлСниС психокоррСкционных ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ. Π’Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡΠΈΡ…ичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ основныС направлСния ΠΈΡ… ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской диагностики: психомСтричСскоС, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠΏΡΠΈΡ…ологичСскоС. НапримСр, ΠΏΡ€ΠΈ психомСтричСском ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ мишСнью психологичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ являСтся ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ психичСского нСдоразвития Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, психокоррСкционная ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ уровня Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… психолого-пСдагогичСских ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… систСм, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ обучСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° опрСдСляСтся ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (восприятия, внимания, памяти ΠΈ ΠΏΡ€.) психокоррСкционныС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ развития ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ. НапримСр, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ восприятия Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ основу формирования ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ.

НСйропсихологичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ базируСтся Π½Π° ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… прСдставлСниях ΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ях развития ΠΈ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ичСском строСнии ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ (Π’Π°ΠΉΠ·ΠΌΠ°Π½, 1976; МикадзС, ΠšΠΎΡ€ΡΠ°ΠΊΠΎΠ²Π°, 1994; ΠŸΡ‹Π»Π°Π΅Π²Π°, Ахутина, 1997; Π‘Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡, 1998; Π‘Π΅ΠΌΠ°Π³ΠΎ М., Π‘Π΅ΠΌΠ°Π³ΠΎ Н., 2000 ΠΈ Π΄Ρ€.). Π’ ΡΡ‚ΠΈΡ… исслСдованиях Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сСнсомоторный ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития являСтся Π±Π°Π·Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ для развития Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, поэтому Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ психокоррСкционной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ большоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ. ВыдСляСтся нСсколько ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ нСйропсихологичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°:

  • 1) Π£Ρ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, энСргоснабТСния ΠΈ ΡΡ‚атокинСтичСского баланса психичСских процСссов;
  • 2) Π£Ρ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обСспСчСния ΠΈ ΡΡ‚атокинСтичСского баланса психичСских процСссов;
  • 3) Π£Ρ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ рСгуляции ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ психомоторных процСссов (Ρ†ΠΈΡ‚. ΠΏΠΎ: М. Π‘Π΅ΠΌΠ°Π³ΠΎ ΠΈ Н. Π‘Π΅ΠΌΠ°Π³ΠΎ).

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΈΡ… ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свою ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ «ΠΌΠΈΡˆΠ΅Π½ΡŒ» воздСйствия.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ уровня Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ уровня — Π·Π°Π΄Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π»Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ€ΠΈΠΉ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΈ ΠΈΡ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия, Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅Π³ΠΎ уровня Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ статуса ΠΏΡ€Π΅Ρ„Ρ€ΠΎΠ½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² ΠΌΠΎΠ·Π³Π°.

Π”Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ психологичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ являСтся Π½Π° Π½Π°Ρˆ взгляд вСсьма пСрспСктивным для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡΠΈΡ…ичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ. Однако слСдуСт ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ΅ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ мСсто Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ психокоррСкционной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ с ΠΏΡΠΈΡ…ичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для эффСктивности психологичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡΠΈΡ…ичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ориСнтация Π½Π° ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ систСмно-структурныС ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ психичСского нСдоразвития, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны — онтогСнСтичСскиС ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ.

Π£Ρ‡Π΅Ρ‚ систСмно-структурных ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ психичСского нСдоразвития Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ позволяСт Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ психокоррСкционных воздСйствий с ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π° ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ тяТСсти ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ структуру Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°. Π­Ρ‚ΠΎ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ достигаСтся ΠΏΡ€ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠΏΡΠΈΡ…ологичСском ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅, психичСскоС Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ — это Ρ‚ΠΈΠΏ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, для ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅ врСмя пораТСния ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… систСм ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΡ… Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈ этой Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ развития — ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌ являСтся Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: абстрактного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, образования понятий, Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ.

ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΎΡ€Ρ„Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² психичСского нСдоразвития Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° всСх Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚. НапримСр, Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ вслСдствиС экзогСнных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ психичСского Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ нСйродинамичСскиС ΠΈ Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π£ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ…ромосомной ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ Π·Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΈΠ½Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, бСссмыслСнная Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. ВсС это Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ синдромологичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ с Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… мишСнСй (симптомокомплСксов), Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ психичСского нСдоразвития.

ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ психокоррСкции Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡΠΈΡ…ичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ онтогСнСтичСскиС ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π²Π° основных направлСния:

  • β€’ Π²ΠΎΠ·Π²Ρ€Π°Ρ‚ ΠΊ Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΠΌ онтогСнСтичСским этапам развития ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ивация этих процСссов Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ нСвострСбованных Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²ΠΎΠ²;
  • β€’ ориСнтация Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ блиТайшСго развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Возрастной Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ с ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.

Как ΡƒΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅, Ρƒ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ возрастС происходят интСнсивныС измСнСния Π² Ρ„изичСском ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. Π£ΠΆΠ΅ Π½Π° Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π±ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… дСйствий, Π° Π½Π° Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΌ — прСдмСтная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ становится Ρƒ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ.

Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… отСчСствСнных психологов ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ прСдмСтная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ ряд сущСствСнных ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ. Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π . Π―. Абрамович-Π›Π΅Ρ…Ρ‚ΠΌΠ°Π½, ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π° Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠΌ мСсяцС ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‰ΡƒΠΏΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈΡ‚ΡΠ³ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ случайно Π·Π°Π΄Π΅Ρ‚Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚. ΠŸΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ похлопывания Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ. По ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ, Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ этапС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ осущСствляСт Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ нСпосрСдствСнного ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π°. Π§Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΎΡ‰ΡƒΠΏΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ дСйствия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° становятся Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ: ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎ притягиваСт ΠΈΠ»ΠΈ отбрасываСт ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚, Ρ€Π°Π·ΠΌΠ°Ρ…ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠΌ, стаскиваСт ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ. Π’ ΡΡ‚ΠΈΡ… дСйствиях Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° появляСтся Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅: ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ пСрСмСщаСтся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС, вовлСкаСтся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствСнно ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. ΠŸΡ€ΠΈΡ‚ΡΠ³ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ случайно Π·Π°Π΄Π΅Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° подкрСпляСтся Π΅Π³ΠΎ нСпосрСдствСнным схватываниСм. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ, достигнутый Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ собствСнного усилия, позволяСт Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΉΡ‚ΠΈ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ рассматривания ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, обслСдования Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ ощупывания Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠΉ, прикосновСния Π³ΡƒΠ±, языка ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, происходит Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Абрамович-Π›Π΅Ρ…Ρ‚ΠΌΠ°Π½ Π . Π―., 1945).

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ, Π° Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΠΌΠΈ, пСрСмСщая ΠΈΡ… ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ. Π­Ρ‚ΠΎ ΡƒΠΆΠ΅ являСтся Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ пространствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ прСдпосылкой для возникновСния Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ этапа — Ρ†Π΅Π»Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ использования ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ воздСйствия ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ. Π£ΠΆΠ΅ Π½Π° ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΠΎΠΌ мСсяцС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, ударяя ΠΈΠΌ ΠΏΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ. На Π΄Π΅ΡΡΡ‚ΠΎΠΌ мСсяцС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΡƒΠ΄Π°Ρ€ΠΎΠΌ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΏΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ послСднСго. На Π΄Π΅ΡΡΡ‚ΠΎΠΌ мСсяцС ΠΎΠ½ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ пространствС. НапримСр, ΠΏΠ°Π»ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠΌΠ΅ΡˆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡˆΠ°Ρ€ΠΈΠΊΠΈ Π² Ρ‡Π°ΡˆΠΊΠ΅. ΠžΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π . Π―. Абрамович-Π›Π΅Ρ…Ρ‚ΠΌΠ°Π½, являСтся Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия «ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹Ρ… свойств ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ²». НапримСр, ΡƒΠ΄Π°Ρ€ ΠΏΠ°Π»ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π΅ΡΡƒ, насаТСнному Π½Π° ΡΡ‚Π΅Ρ€ΠΆΠ΅Π½ΡŒ, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ колСса. ИмСнно Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ скрытого свойства ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, ΡƒΠΆΠ΅ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ дСйствия, воздСйствуя Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ нСпосрСдствСнно Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠΉ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ становлСния ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° развиваСтся ориСнтировочная рСакция Π½Π° Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚, ΠΎΠ½ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹, усваиваСт способы дСйствия с Π½ΠΈΠΌΠΈ. Π£ Π½Π΅Π³ΠΎ формируСтся ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π° ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². ИмСнно этот процСсс формирования поисковых дСйствий ΠΈ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ влияниС Π½Π° Ρ…ΠΎΠ΄ психичСского развития Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ: Π²Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ слова, Π° Π½Π° Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ — Ρ„Ρ€Π°Π·Ρ‹. ΠŸΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ интСрСс ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ.

Π£ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡΠΈΡ…ичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ возрастной ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΏΠ°Π·Π΄Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚. ΠŸΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΊΠ° ΠΈΡ… Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ остаСтся нСустойчивой, ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ, ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ лишниС двиТСния. Как ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ Π½Π΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ся вСдущая Ρ€ΡƒΠΊΠ°, Π½Π΅Ρ‚ согласованности Π² Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚виях ΠΎΠ±Π΅ΠΈΡ… Ρ€ΡƒΠΊ.

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ дСйствиями Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠΏΡΠΈΡ…ичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ своСврСмСнно Π½Π΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°ΡŽΡ‚, Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ возрастС Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ лишь манипуляции, Ρ‚. Π΅. Ρ…Π°ΠΎΡ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅, Π½Π΅Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго эти манипуляции Π½Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ дСйствия. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ с ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π½Π΅ ΡƒΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ дСйствиям взрослого, Ρ‚. Π΅. ΠΎΠ½ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°ΡŽΡ‚ основным способом усвоСния общСствСнного ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°. ВсС это Π² Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стСпСни ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ влияниС Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ восприятия ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ свойств ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ основныС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ психологичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ этих Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅:

  • β€’ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡΠΈΡ…ичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ сСнсорных эталонов с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ развития Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ-практичСских дСйствий;
  • β€’ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ цСлостности, константности, прСдмСтности ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ восприятия.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ