Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Судебная власть в системе разделения властей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие судебной власти впервые появилось в Конституции США 1787 г. В первых российских конституциях (1925 и 1937 гг.) категория «суд» упоминалась лишь в связи с закреплением права граждан РСФСР на свободное использование родного языка в суде. В российском конституционализме глава, посвященная суду, впервые появилась в Конституции РСФСР 1978 г. (гл. 21 «Суд и арбитраж»). Конституция РФ… Читать ещё >

Судебная власть в системе разделения властей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие судебной власти впервые появилось в Конституции США 1787 г. В первых российских конституциях (1925 и 1937 гг.) категория «суд» упоминалась лишь в связи с закреплением права граждан РСФСР на свободное использование родного языка в суде. В российском конституционализме глава, посвященная суду, впервые появилась в Конституции РСФСР 1978 г. (гл. 21 «Суд и арбитраж»). Конституция РФ 1993 г. содержит гл. 7, которая уже называется «Судебная власть». Содержание гл. 7 Конституции РФ конкретизировано федеральными конституционными законами: от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» .

Судебная власть — это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судебными органами путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров в интересах защиты прав и свобод граждан.

Являясь ветвью государственной власти, судебная власть обладает всеми признаками государственной власти: публичностью, принудительной силой, общеобязательностью решений.

Вместе с тем, будучи специфической формой государственной власти, она обладает особыми признаками, отличающими ее от других ветвей государственной власти: законодательной и исполнительной. В числе таких специфических признаков:

  • — цель судебной власти — разрешение споров в интересах защиты прав и свобод граждан;
  • — субъекты достижения данной цели судебной власти — судебные органы;
  • — организационные формы решения стоящих задач — конституционное, гражданское, уголовное, административное судопроизводство;
  • — соблюдение процессуальных форм разрешения споров, создающих гарантии законности и справедливости, принимаемых судебными органами решений;
  • — соблюдение принципов гласности, состязательности и, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве;
  • — решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Основными функциями судебной власти являются: осуществление правосудия, правозащитная и правовосстановительная.

Ведущим направлением судебной деятельности является правосудие, которое означает такой порядок и результат разрешения споров в интересах защиты прав и свобод граждан, который соответствует всем требованиям закона.

Судебная власть — одна из трех разновидностей государственной власти, с которыми она находится в определенном взаимодействии.

Можно выделить следующие формы взаимодействия судебной, законодательной и исполнительной властей.

  • 1. Законодательная власть на основе Конституции РФ определяет судебную систему, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел, осуществляет финансово-бюджетный контроль. Судьи высших судов назначаются законодательной властью (Советом Федерации Федерального Собрания РФ).
  • 2. Исполнительная власть осуществляет подготовку и переподготовку судебных кадров, обеспечивает материальную базу судов и их функционирование.
  • 3. Президент РФ представляет к назначению судей высших судебных органов и сам назначает всех федеральных судей нижестоящих судов, осуществляет право помилования, участвует в осуществлении деятельности судебной власти.
  • 4. Законодательная и исполнительная власть не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти.
  • 5. Судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти, разрешать конфликты между государственными органами, субъектами Федерации, рассматривать жалобы граждан, физических и юридических лиц[1].

В 2002 г. Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» был учрежден новый для России правовой институт — судейское сообщество.

Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

  • — Всероссийский съезд судей;
  • — конференции судей субъектов РФ;
  • — Совет судей РФ;
  • — советы судей субъектов РФ;
  • — общие собрания судей судов;
  • — Высшая квалификационная коллегия судей РФ;
  • — квалификационные коллегии судей субъектов РФ;
  • — Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • — экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

  • 1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • 2) защита прав и законных интересов судей;
  • 3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • 4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Принципами организации и деятельности органов судейского сообщества являются коллегиальность, гласность, независимость судей и невмешательство в судебную деятельность.

Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

Кроме судей в состав квалификационных коллегий судей входят представители общественности. Так, в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ 10 членов коллегии — представители общественности — назначаются Советом Федерации и один член коллегии — представитель Президента РФ — назначается Президентом РФ.

В числе полномочий квалификационных коллегий: рассмотрение заявлений кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей и представление Президенту РФ своих заключений; рассмотрение заявлений кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представление соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ своих заключений; присвоение судьям первого и высшего квалификационного класса и др.

  • [1] См.: Колесников Е. В., Селезнева Н. М. Статус суда в Российской Федерации: конституционные вопросы. Саратов, 2008. С. 43−44.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой