Административная ответственность за нарушение специальных процедур учета
Грубое нарушение должностным лицом учетного органа правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности квалифицируется по ст. 15.11 КоАП РФ. Правила ведения бухгалтерского учета установлены не только рассмотренным выше законодательством, но и ведомственными нормативными правовыми актами. Технико-юридические критерии учета, установленные актами индивидуального применения… Читать ещё >
Административная ответственность за нарушение специальных процедур учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К отличительным особенностям специальных учетных процедур относятся и особые меры административной ответственности, применяемые к должностным лицам публичных органов.
- 0 Ненадлежащее использование должностными лицами публичных органов информации, регистров бухгалтерского учета и внутренней отчетности, повлекшее ее разглашение, квалифицируется по ст. 13.14 КоАП РФ. Информация регистров и отчетности содержит сведения, относимые к коммерческой тайне. Должностные лица учетных органов обязаны обеспечить надлежащий правовой режим защиты такой информации и осведомляются о правовых последствиях его нарушения. Деяние, предусмотренное ст. 13.14 КоАП РФ, устанавливается при наличии признаков вины в форме неосторожности. Умышленное разглашение информации, относимой к коммерческой тайне, влечет за собой применение мер уголовной ответственности.
- 0 Грубое нарушение должностным лицом учетного органа правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности квалифицируется по ст. 15.11 КоАП РФ. Правила ведения бухгалтерского учета установлены не только рассмотренным выше законодательством, но и ведомственными нормативными правовыми актами. Технико-юридические критерии учета, установленные актами индивидуального применения (методическими указаниями и иными), не относятся к таким правилам; их нарушение влечет за собой применение мер дисциплинарной ответственности. Ведомственные нормативные правовые акты, относимые к рассматриваемым правилам, включают в себя положения (стандарты), планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению[1].
Нарушение должностным лицом учетного органа правил представления бухгалтерской отчетности, установленных ст. 14, 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете», инструкциями Минфина и иными ведомственными нормативными правовыми актами, также квалифицируется по ст. 15.11 КоАП РФ. К таким нарушениям относятся:
- • несоблюдение форм ведения отчетности, а также порядка их заполнения, установленных инструкциями Минфина;
- • непредставление бухгалтерской отчетности органам государственной статистики[2];
- • нарушение учетным органом сроков представления отчетности в вышестоящий орган исполнительной власти[3].
Меры административной ответственности, установленные ст. 15.11 КоАП РФ, применяются также к руководителю учетного органа, при нарушении им:
- а) порядка хранения учетных документов, к которым относятся первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность. Порядок хранения такой документированной информации определяется правилами организации государственного архивного дела[4];
- б) минимальных сроков хранения учетных документов, установленных ч. 1 и 2 ст. 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Таким образом, специальные учетные процедуры отличаются от ординарных процедур учета:
- 1) по статусу учетных органов, к которым относятся Минфин, Минкультуры, Росимущество, правоохранительные органы (в части учета ограниченно оборотоспособного имущества). В отличие от ординарных учетных процедур, осуществляемых главным образом Росимуществом и его территориальными органами, основные полномочия в сфере специального учета отнесены к ведению Минфина;
- 2) источникам правовой регламентации, к которым относятся законодательство о бухгалтерском учете и ведомственные нормативные правовые акты;
- 3) статусу мер административной ответственности, установленных применительно к данному правонарушению (ст. 15.11 КоАП РФ). В части ординарных процедур учета применение санкций ad hoc не предусмотрено.
- [1] По смыслу п. 3 ч. 1, ч. 7—10 ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» методические указания относятся к актам индивидуального применения.
- [2] Обязанность представления отчетности органам государственной статистики установлена ч. 1 ст. 18 указанного Федерального закона.
- [3] Все бюджетные организации (в том числе и учетные органы) обязаны представлятьданную информацию вышестоящему органу исполнительной власти в установленные имсроки (ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
- [4] См. ч. 1 ст. 29 указанного Федерального закона. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного правилами ст. 15.11 КоАП РФ применительно к нарушениюпорядка и сроков хранения учетных документов, является руководитель учетного органа: именно на него возложена ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров и бухгалтерской отчетности (там же, ч. 1 ст. 7).