Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Иные формы устройства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своей деятельности дом ребенка руководствуется законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минздрава России, своим уставом, Положением об организации деятельности дома ребенка, утвержденном приказым Минздрава России от 24.01.2003 № 2. Типовым положением о доме ребенка, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2012 № 344н и Порядком содержания детей-сирот, детей… Читать ещё >

Иные формы устройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пункт 1 ст. 123 СК до принятия Закона об опеке подчеркивал, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, медицинские организации, учреждения социальной защиты населения и аналогичные организации). Подобного рода положение пришло на смену призыву стимулировать устройство осиротевшего ребенка на полное государственное попечение, поскольку польза от так называемого общественного воспитания казалась очевидной. Закрепление в СК данного правила призвано было сломать сложившуюся десятилетиями практику, не вызывавшую сомнения в своей целесообразности.

Тем не менее количество осиротевших детей по-прежнему исчисляется тысячами. Причин тому много, одна из них заключается в том, что детей старшего возраста, особенно подростков, брать в семью остерегаются. Здесь слишком много, как правило, педагогических проблем. К тому же мало желающих взять к себе ребенка-инвалида, несовер;

Защити меня. 2007. № 1. С. 28.

шеннолетнего, сильно отстающего в своем физическом, умственном развитии.

В настоящее время в Российской Федерации для потерявших свою семью, родителей существуют детские учреждения, где ребенок находится на полном государственном обеспечении, двух типов:

  • — предназначенные для постоянного пребывания, но принимающие в порядке исключения ребенка на какое-то время;
  • — предназначенные для временного пребывания, что относится к их главной особенности.

К первым относятся дома ребенка, существующие в системе Минздрава России. Они создаются для оказания медицинской, педагогической, социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В доме ребенка воспитываются дети с рождения и до четырех лет. Дом ребенка обеспечивает:

  • — уход, диагностику, лечение, реабилитацию детей, а также их воспитание, социальную адаптацию ребенка;
  • — организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности;
  • — комплексную оценку состояния здоровья детей;
  • — наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи.

В дом ребенка принимаются, как правило, дети из родильных домов, от которых отказались их матери, не состоящие в браке с отцом ребенка, других медицинских организаций, учреждений системы МВД России. Они содержатся в нем до трехлетнего возраста, а дети с дефектами физического и психического развития — до четырехлетнего возраста. В виде исключения в дом ребенка (общего типа) могут приниматься дети, достигшие трехлетнего возраста, с задержкой физического и психоречевого развития, если их перевод в детский дом в соответствии с заключением специалистов считается преждевременным.

При доме ребенка создается медико-психолого-педагогическая комиссия, которая осуществляет осмотр детей при их поступлении. Эта комиссия определяет комплексную диагностику детей с ограниченными возможностями, методы коррекционного воздействия на развитие ребенка, оценивает динамику состояния его здоровья и дает рекомендации по его дальнейшему устройству в соответствующую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такие рекомендации предопределяют будущую судьбу воспитанника дома ребенка, который может быть переведен в детский дом общего типа либо в дом инвалидов.

В своей деятельности дом ребенка руководствуется законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минздрава России, своим уставом, Положением об организации деятельности дома ребенка, утвержденном приказым Минздрава России от 24.01.2003 № 2. Типовым положением о доме ребенка, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2012 № 344н и Порядком содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 343н.

Дома ребенка относятся к числу медицинских учреждений, управомоченных на защиту прав своих воспитанников. Согласно п. 1 ст. 70 СК они вправе предъявлять иски о лишении родительских прав, а в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 73 СК — иски об ограничении родительских прав.

Пункт 1 ст. 155 СК включает в число организаций, куда может быть устроен ребенок, оставшийся без родительского попечения, образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

К организациям, куда могут быть устроены дети, лишившиеся родительского попечения, относятся детские дома семейного типа которые существенно отличаются от приемных семей. Это учреждения, имеющие свои особенности, свою систему финансирования, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

  • — средства учредителя (учредителей);
  • — имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
  • — добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
  • — другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством РФ.

На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных организаций для детейсирот и детей, лишившихся родительского попечения.

Общее количество детей в детском доме семейного типа (включая родных и усыновленных детей) не должно превышать 12 человек. Причем особенностью детского дома семейного типа является стремление приблизить его к семье, где воспитываются дети всех возрастов и желательно братьев и сестер.

К другим образовательным организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

  • — детский дом (для детей раннего (с полутора до трех лет), дошкольного, школьного, школьных возрастов, смешанный);
  • — детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • — специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья;
  • — специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

Осиротевшие дети подлежат устройству по месту их фактического нахождения. Значит, их гражданство, регистрация по месту проживания или отсутствие всякой регистрации не могут стать препятствием к устройству ребенка, оказавшегося без семьи. Что же касается устройства на полное государственное попечение, то здесь действует п. 2 ст. 155.1 СК, согласно которому временное пребывание ребенка в организации для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка. Устройство ребенка на врсмя в исключительных случаях в указанную организацию не освобождает родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, добавим, приемных родителей и тех, кто воспитывает детей, находящихся под патронатом, от обязанности представлять и защищать их права и интересы.

И, наконец, еще одно добавление, касающееся временного устройства ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3 ст. 155.2 СК). Оно заключается в том, что:

  • • во-первых, подобного рода организация вправе осуществлять временную передачу своих воспитанников в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ;
  • • во-вторых, такая передача не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и др.). Правда, с оговоркой — данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам;
  • • в-третьих, временная передача воспитанника в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ, осуществляется на срок не более чем на один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства, но не более чем на три месяца непрерывного срока.

Детям сиротам и детям, лишившимся родительского попечения, переданным в организацию на полное и постоянное государственное попечение, опекун (попечитель) не назначается. Опекунские функции в таких случаях возлагаются на организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где воспитывается несовершеннолетний.

Дети, ставшие воспитанниками детского учреждения, продолжают быть обладателями всех прав, принадлежащих каждому ребенку в соответствии со ст. 55—57 СК. Вместе с тем, учитывая их особое положение, СК наделяет каждого правом:

  • — на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;
  • — причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;
  • — сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (ст. 155.3).

Для временного пребывания для детей, оказавшихся на улице, предназначены социальные приюты для детей и подростков, которые действуют на основании Примерного положения о социальном приюте для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896. Его назначение — экстренная социальная помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами приют:

  • а) совместно с органами образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;
  • б) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • в) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
  • г) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • д) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте;
  • е) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
  • ж) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;
  • з) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;
  • и) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих организаций для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных организаций.

В социальный приют дети в возрасте от трех до 18 лет принимаются в любое время суток, без всяких документов и справок, что обеспечивает оказание им незамедлительной экстренной помощи, как медицинской, так и социальной. Просить о помещении в приют могут:

  • — ребенок самостоятельно;
  • — родители или другое лицо по их инициативе;
  • — любые органы и организации, столкнувшиеся с фактом пребывания несовершеннолетнего в опасной для него обстановке;
  • — органы опеки и попечительства при отсутствии у них возможности немедленно спасти ребенка.

Другими словами, вход для несовершеннолетнего в приют свободный. Но не допускается содержание в приюте несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушение. В случае поступления таких детей они направляются в соответствующую организацию (ведомства органов внутренних дел, здравоохранения).

Поскольку социальный приют призван оказать экстренную помощь нуждающемуся в том ребенку, его пребывание здесь носит временный характер, о чем специально говорится в п. 12 Примерного положения о социальном приюте. Но точного определения этого срока нет — несовершеннолетний находится в приюте столько, сколько нужно: во-первых, для оказания ему экстренной социальной помощи; во-вторых, для решения вопроса о дальнейшем его устройстве.

Несовершеннолетние содержатся в приюте на полном государственном обеспечении.

Существуют и другие временные учреждения для несовершеннолетних, имеющие свою специфику. Например, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, который занимается, главным образом, профилактикой безнадзорности и беспризорности; Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, функции которого в принципе совпадают с функциями социальных приютов. Но в любом случае можно говорить о системе органов, так или иначе занимающихся проблемами детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения. Однако эффективность их работы умаляется за счет отсутствия координации в их деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой