Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное партнерство в сфере труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие социального партнерства содержится в ст. 23 ТК, согласно которой социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов… Читать ещё >

Социальное партнерство в сфере труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения гл. 6 студент должен:

знать

  • • сущность и содержание понятий «социальное партнерство», «коллективный договор», «соглашение», «органы социального партнерства» ;
  • • правовой статус сторон социального партнерства;
  • • уровни социального партнерства;
  • • формы участия работников в управлении организацией;
  • • санкции юридической ответственности сторон социального партнерства;

уметь

  • • оперировать юридическими понятиями «социальное партнерство», «коллективный договор», «соглашение», «коллективные переговоры», «стороны социального партнерства», «органы социального партнерства» ;
  • • осуществлять правовую экспертизу коллективных договоров и соглашений;
  • • правильно оформлять и составлять проекты коллективных договоров и соглашений;

владеть навыками

  • • составления условий коллективных договоров и соглашений;
  • • ведения коллективных переговоров;
  • • анализа условий коллективных договоров и соглашений;
  • • принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина посредством коллективных договоров и соглашений.

Понятие социального партнерства

Стремительное развитие рыночного гражданского оборота требует поиска новых эффективных моделей правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Преобладание договорного характера регулирования указанных отношений над централизованным (государственным) позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство, являясь компромиссом их интересов, сглаживает антагонизм труда и капитала, т. е. оно означает переход от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству.

Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», который в целях создания системы социального партнерства ввел в практику заключение генеральных отраслевых и региональных отраслевых соглашений по социально-экономическим вопросам; на уровне предприятий — коллективных договоров; на уровне отрасли — региональных отраслевых и иных социально-экономических соглашений. Названный Указ расширил сферу договорного регулирования и круг его участников.

Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе о коллективных договорах и соглашениях. Впервые в истории трудового права России этот закон урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях. Так, указанный Закон в соответствии с Конвенцией МОТ № 98 «О применении принципов нрава на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.) впервые ввел термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры» .

1 мая 1999 г. был принят Закон о РТК, согласно которому впервые на законодательном уровне возникло регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров, а также была сформирована правовая основа деятельности РТК.

С 1 февраля 2002 г. вопросы социального партнерства в сфере труда регулируются разд. II ТК, который с момента признания утратившим силу Закона о коллективных договорах и соглашениях стал практически единственным правовым актом, регулирующим рассматриваемую сферу на федеральном уровне.

Понятие социального партнерства содержится в ст. 23 ТК, согласно которой социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Являясь правовым актом, обладающим высшей юридической силой, ТК окончательно сформулировал определение термина «социальное партнерство», который до недавнего времени употреблялся и в иных аспектах (например, в рамках взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти, взаимного консультирования и обсуждения ими различных вопросов и др.). Учитывая, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения выступают предметом трудового права, можно сделать вывод о том, что социальное партнерство направлено на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования предмета трудового права.

Как и любой правовой институт, институт социального партнерства строится на основе основных начал и положений — принципов. Нам представляется целесообразным классифицировать такие принципы по следующим основаниям:

  • 1) принципы, основанные на субъектном составе сторон социального партнерства:
    • а) равноправие сторон;
    • б) уважение и учет интересов сторон;
    • в) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
    • г) полномочность представителей сторон;
  • 2) принципы, связанные с достижением целей социального партнерства:
    • а) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
    • б) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
    • в) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
    • г) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • 3) принципы, связанные с государственными гарантиями социального партнерства (содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе);
  • 4) правовые принципы (соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права);
  • 5) принципы контроля и ответственности сторон социального партнерства:
    • а) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • 6) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Стороны социального партнерства следует отличать от сторон трудовых отношений. В первом случае такими сторонами являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, во втором — индивидуальный работник и индивидуальный работодатель.

Особенности органов власти (государственного и местного самоуправления) проявляются в том, что указанные субъекты не всегда могут выступать сторонами социального партнерства, а только в следующих случаях:

  • 1) когда они являются работодателями;
  • 2) когда они уполномочены работодателями быть их представителями;
  • 3) когда соответствующее объединение работодателей, относящихся к бюджетной сфере, не создано.

В других случаях участие органов власти в социальном партнерстве должно быть предусмотрено трудовым законодательством. Так, например, если соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджетов различных уровней, то в этом случае участие соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Российская Федерация представляет собой федеративное государственное образование, объединяющее 83 субъекта. Административно-территориальное деление Российской Федерации, деление экономической сферы деятельности на отрасли послужило основанием для выделения уровней социального партнерства по следующим видам и основаниям:

  • 1) федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда на всей территории РФ;
  • 2) межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • 3) региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
  • 4) отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • 5) территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • 6) локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Указанная классификация уровней социального партнерства представляется логичной и вполне обоснованной, поскольку связана с существующей в Российской Федерации системой органов власти различного уровня, которые могут выступать стороной социального партнерства и осуществлять правовое регулирование в пределах своей компетенции. Так, на региональном уровне вопросы социального партнерства могут регулироваться законами субъектов РФ с учетом сложившихся особенностей региона. Например, правоотношения в сфере социального партнерства в Москве в целях регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия регулирует Закон от 11.11.2009 № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве». Указанный правовой акт субъекта РФ определяет круг участников социального партнерства: соответствующие профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК, соответствующие объединения работодателей Москвы, а также органы исполнительной власти Москвы.

Представляя собой одну из форм выражения трудового права, названный Закон устанавливает объект социального партнерства — социально-экономические и социально-трудовые отношения между сторонами социального партнерства и его предмет — принятые обязательства сторон и способы их реализации, обусловленные взаимными интересами.

Реализация принципов, целей и задач социального партнерства возможна в установленных ТК формах. На практике такие формы проявляются в виде:

  • 1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • 2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • 4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Более подробно указанные формы будут рассмотрены далее.

Юридическая природа сторон социального партнерства (как отдельных категорий работников, так и работодателей) позволяет говорить об их специфических особенностях.

Так, к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств РФ такие особенности устанавливаются федеральными законами. Например, согласно п. 2 ст. 9 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие могут состоять в общественных организациях, в том числе в профсоюзах, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Однако создание и деятельность таких профсоюзов военнослужащих регулируется федеральным законом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой