Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы отдельных институтов права социального обеспечения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как уже отмечалось ранее, в структуре права социального обеспечения есть подотрасль социального страхования. Ей свойственны особые принципы, определяющие не только право на обеспечение при наступлении страховых случаев, но и организацию и финансовую основ}' социального страхования. При этом на регулирование отношений по предоставлению страхового обеспечения в полной мере распространяются все… Читать ещё >

Принципы отдельных институтов права социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наряду с принципами, в равной степени применимыми ко всем правовым институтам той или иной отрасли права, в системе принципов есть и такие, которые реализуются только в части институтов. При этом чем более сложным, но своей структуре является предмет правового регулирования отрасли, тем большее значение имеют внутриотраслевые принципы. Особенно значимы внутриотраслевые принципы в том случае, если в системе отрасли есть такие подразделения, как подотрасли.

Как уже отмечалось ранее, в структуре права социального обеспечения есть подотрасль социального страхования. Ей свойственны особые принципы, определяющие не только право на обеспечение при наступлении страховых случаев, но и организацию и финансовую основ}' социального страхования[1]. При этом на регулирование отношений по предоставлению страхового обеспечения в полной мере распространяются все общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Те же принципы, которые касаются регулирования организационных и финансовых отношений в сфере социального страхования, закреплены в ст. 4 Закона об основах обязательного социального страхования. К ним относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования. Финансовая система обязательного социального страхования должна быть построена таким образом, чтобы, с одной стороны, имеющихся в ней средств было достаточно при любом наступлении страхового события, с другой — чтобы уплата взносов не была чрезмерно обременительной для страхователя. Для достижения этих целей устанавливается соответствие правил определения базы для исчисления страховых взносов правилам определения величины страхового обеспечения;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика. Это значит, что страховщик ни при каких обстоятельствах не освобождается от обязанности предоставить страховое обеспечение, если у застрахованного возникло право на него и он обратился за обеспечением;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования. Этот принцип определяет уровень (федеральный) и форму (централизованного нормативного) регулирования отношений, возникающих в сфере социального страхования, тем самым подчеркивая, что все права и обязанности сторон данных отношений возникают из закона;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов. Данный принцип призван обеспечить поступление в фонды социального страхования средств, за счет которых осуществляются выплаты по обязательному социальному страхованию. Страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение не только обязанностей по своевременной регистрации у страховщика, но и обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования. Этот принцип касается как страхователя, так и страховщика. Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию; в случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования. Данный принцип означает, что средства обязательного социального страхования являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других страховщиков и изъятию не подлежат.
Наряду с принципами подотрасли социального страхования законодательно закреплены и принципы некоторых его видов.

Так, для социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний особое значение имеет принцип дифференцированности страховых тарифов в зависимости от классов профессионального риска, который обеспечивает справедливое распределение бремени расходов, позволяя исключить возможность перекладывания повышенных расходов организаций, где уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний остается высоким, на организации, работники которых работают в безопасных условиях.

Важен и принцип экономической заинтересованности субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, который обеспечивается системой скидок и надбавок к страховому тарифу, устанавливаемых страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию. Скидки и надбавки могут устанавливаться в пределах 40% страхового тарифа.

Принципами обязательного пенсионного страхования являются:

  • связь условий предоставления и размеров страхового обеспечения с фактической уплатой страховых взносов, что проявляется в установлении зависимости размера страховых пенсий от суммы поступивших за период страхования страховых взносов;
  • дифференциация условий страхового обеспечения в зависимости от условий осуществления трудовой деятельности, местности, в которой осуществлялась работа, обстоятельств социального характера;
  • равенство условий обязательного пенсионного страхования для лиц, подлежащих данному виду страхования в силу закона, и лиц, добровольно вступивших в отношения, но обязательному пенсионному страхованию в случаях, когда, но установленным в законе причинам уплата взносов на данный вид страхования в обязательном порядке не производится (например, при работе за пределами Российской Федерации), и др.

Государственное социальное обеспечение, как уже отмечалось, в качестве подотрасли не сформировалось, поэтому можно говорить только о принципах отдельных его видов. В то же время применительно к некоторым видам действуют общие принципы, такие как адресность, конфиденциальность и фамильяризация.

Принцип адресности является антиподом принципа категориальное™ и действует при определении оснований обеспечения и круга обеспечиваемых. При категориальном подходе право на социальное обеспечение связано с тем, относится ли обеспечиваемый к той или иной категории граждан (инвалидов, детей-сирот, безработных и пр.), при этом его индивидуальная потребность в социальном обеспечении с учетом реальной жизненной ситуации значения не имеет. Адресное обеспечение строится на учете действительной нуждаемости обеспечиваемого лица, что находит свое прямое закрепление в ряде нормативных правовых актов[2].

Размышления

Усиление адресного характера социального обеспечения — одна из современных тенденций развития отношений в этой сфере. Реализация этого принципа особенно актуальна в условиях недостаточности средств, идущих на социальное обеспечение, поскольку это позволяет направить их именно тем, кто особенно нуждается в социальной поддержке. Как вы думаете, какими правовыми средствами должен воспользоваться законодатель для обеспечения адресности социального обеспечения?

Принцип конфиденциальности, т. е. запрета разглашения информации, касающейся личности обеспечиваемого гражданина, реализуется во всех сферах социального обеспечения, но наиболее значим он применительно к предоставлению медицинской и лекарственной помощи и социальному обслуживанию. При организации оказания этих видов социальных услуг информация конфиденциального характера о состоянии здоровья обеспечиваемого лица, его семейном и материальном положении, обстоятельствах, потребовавших оказания социальных услуг, неизбежно становится известной большому числу работников учреждений социального обслуживания и медицинских организаций. Эти сведения рассматриваются как сведения конфиденциального характера, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, и разглашение их влечет дисциплинарную ответственность.

Под принципом фамильяризации (от лат. familia — семья) понимается учет семейного положения гражданина при предоставлении ему обеспечения. Этот принцип действует в двух аспектах. Первый из них заключается в том, что семейное положение гражданина учитывается при онределении права на обеспечение. Наиболее наглядно это проявляется в отношении пособий семьям с детьми, где право на обеспечение связано именно с наличием в семье детей. Но есть и другие примеры: бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется гражданам преклонного возраста, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход; государственная социальная помощь предоставляется с учетом состава семьи и среднедушевого дохода, складывающегося из суммы доходов всех членов семьи; государственные пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, при условии, что они не вступили в новый брак, и т.н. Этот аспект фамильяризации свойственен только государственному социальному обеспечению, поскольку в социальном страховании право на обеспечение возникает при наступлении страхового события, связанного с изменением материального положения в результате утраты или уменьшения заработка, т. е. от семейного положения не зависящего.

А вот проявление второго аспекта фамильяризации — учета семейного положения при определении размера обеспечения — можно найти в сфере и социального обеспечения, и социального страхования. Так, размер страховой пенсии (точнее, фиксированной выплаты к ней) увеличивается при наличии находящихся на иждивении получателя пенсии членов семьи; аналогичное правило действует и в отношении некоторых видов государственных пенсий; государственные пособия на детей в неполных семьях выше, чем в полных; круглые сироты получают дополнительные виды обеспечения и т.и.

В регулировании конкретных видов обеспечения используются и иные принципы.

  • [1] М. Ю. Федорова говорит о наличии трех групп принципов социального страхования: характерные для всей системы в целом; принципы финансирования системы; принципыуправления системой. См.: Федорова М. Ю. Социальное страхование как организационноправовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск, 2000. С. 106.
  • [2] См., например: Статья 3 Федерального закона «О государственной социальнойпомощи», ст. 4 Федерального закона 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой