Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Права и свободы личности как объект правозащитной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституция определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1), идеи, ценности и принципы которого должны быть положены в основу всего конституционно регулируемого пространства. Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гарантии утверждаются как основной и определяющий критерий правового характера законодательства и практики его применения. Принцип… Читать ещё >

Права и свободы личности как объект правозащитной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституция определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1), идеи, ценности и принципы которого должны быть положены в основу всего конституционно регулируемого пространства. Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гарантии утверждаются как основной и определяющий критерий правового характера законодательства и практики его применения. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции, адресован всем ветвям государственной власти, связывает и обязывает ее. Принцип связанности государства правами и свободами устанавливается в ст. 2: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Чрезвычайно важным принципом представляется и введение прямого запрета антиправового (правонарушающего) закона: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55).

Чтобы смоделировать структуру системы прав человека, т. е. выявить классы и виды прав, необходимо определить критерии (признаки, основания деления) их классификации[1]. В связи с этим встает несколько вопросов. Что такое критерий классификации? Какие и сколько критериев (оснований) классификации прав следует считать существенными? Другими словами, по каким основаниям следует распределять права человека на отдельные классы (группы)?

Исчерпывающие ответы на эти вопросы юридическая наука пока не дала. Элементы системы прав человека и гражданина, в том числе и классы прав, в общей теории права, в конституционном праве, к сожалению, на монографическом уровне никем не выделялись и не изучались. Этот факт объясняется невероятным разнообразием прав человека и субъектов этих прав, а также огромным разнообразием оснований (критериев) деления прав как целого на части.

Критерии классификации прав человека. В научной и справочной литературе термин «критерий» определяется как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных; признак, на основании которого производится оценка; это мерило суждения, оценки[2]. Поэтому число критериев не может быть произвольным. По нашему мнению, здесь надо учитывать два основных условия:

  • 1) критерий, выдвигаемый в качестве основания классификации, должен выражать наиболее характерную, существенную черту круга прав человека;
  • 2) критерий должен обладать способностью выступать в качестве основания классификации. Ведь далеко не все признаки прав могут быть положены в основу классификации.

Какие же критерии могут служить основанием классификации нрав человека по классам (родам)? Науке известно большое число классификационных критериев, которые позволяют раскрыть все множество прав человека. Одни из них широко используются в теории и правоприменительной практике, другие применяются только в официальной деятельности, третьи известны лишь научному поиску[3].

Анализ литературы по теории прав человека показывает, что в зависимости от цели классификации и от личных научных пристрастий авторов структура системы прав человека моделируется как совокупность, делящаяся на классы по критериям (основаниям), которые избрал и обосновал тот или иной автор классификации (рис. 2.1).

Используемые в юридической науке основания классификации прав человека.

Рис. 2.1. Используемые в юридической науке основания классификации прав человека.

1. Источник происхождения прав человека. В настоящее время юристы выделяют два важнейших источника: 1) саму природу или факт рождения человека (это положение обосновывают сторонники естественного права) и 2) законы государства (так утверждают апологеты позитивного права). В зависимости от названных источников происхождения нрава человека делят на а) естественные и б) позитивные.

Естественно-правовая концепция во многом основана на идее отрицания роли государства как дарителя прав человека. Она обосновывает внегосударственное происхождение естественных прав человека и утверждает, что они существуют независимо от государственного признания. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения основополагающие права оно не может.

Юридический позитивизм, напротив, отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Источник прав человека сводится исключительно к законодательству. Свои права, считают позитивисты, каждый человек обретает в силу установлений государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

2. Исторический этап провозглашения. Исходя из этапов провозглашения, права человека подразделяют на три поколения. Концепция «трех поколений» получила распространение в середине 1970;х гг. В ее основе временной критерий, который позволил человечеству и позволяет до сих пор актуализировать многие права человека как ценности, ранее не осознававшиеся людьми[4].

Первое поколение включает в себя провозглашенные ранними буржуазными революциями прирожденные (естественные, личные) и политические права. Они были подготовлены естественно-правовой доктриной, возникшей во времена Античности и развитой последующими поколениями мыслителей. На правовом уровне они впервые были закреплены в Декларации прав Вирджинии от 12.06.1776. Это право на жизнь, равенство перед законом и судом, свободу от произвольного ареста, свободу мысли, совести и религии и др. Данные права довольно долго назывались «негативными», т. е. выражающими независимость человека в определенных действиях от власти государства, обозначающими пределы его невмешательства в область природно-суверенного самовыражения личности и назывались «права свободы». Следует отметить, что Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 и сегодня оперирует конструкцией «право на свободу»: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9), право па свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу ассоциации (ст. 22)[5]

Второе поколение прав человека возникло в конце XIX — начале XX в. как результат резкой поляризации буржуазного общества и остро вставшей необходимости смягчить противоречия между богатыми и бедными, властью и индивидом.

Общепризнанным является тот факт, что второе поколение прав человека возникло на основе социалистических учений. Выступления трудящихся, акции протеста приобрели социалистическую направленность, выдвигались требования расширения социальных прав человека. Это вынудило правительства западных стран принимать правовые и экономические меры, улучшающие социально-экономическое положение населения. Таким образом, появление и развитие экономических, социальных и культурных прав во многом обязано социалистическим идеям. Они — следствие борьбы угнетенных за улучшение своего уровня жизни. Если еще учесть, что социально-экономические права наиболее последовательно отразили в себе присущие российскому обществу коллективистские начала, то можно считать, что именно Россия может рассматриваться родиной социально-экономических прав[6]. Эти права стали называть «позитивными», потому что для их реализации требовалась позитивная, созидательная деятельность государства. Процесс окончательного признания и утверждения экономических, социальных и культурных прав как прав второго поколения произошел с принятием Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966.

Третье поколение прав возникает после Второй мировой войны в период освобождения многих стран от колониальной зависимости, интернационализации и глобализации гуманитарных, экологических проблем. Права третьего поколения называют по-разному («права солидарности», «нрава народа», «права нации», «права национальных меньшинств», «права общности, ассоциации»), но суть их одна — это коллективные права[7], которые существуют наряду с правами человека (индивидуальными правами).

Первым глобальным универсальным международным правовым актом, который содержал основы прав народов, был Устав ООП от 26.06.1945. В него было включено право народов на самоопределение (ст. 1). Дальнейшее развитие и закрепление коллективные права получили в таких международных правовых документах, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14.12.1960, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Сейчас активно формулируются права человека четвертого поколения — личностные (соматические). Существуют разные точки зрения относительно того, какие права принадлежат этому поколению, а именно: 1) права, связанные с клонированием и другими открытиями в области биологии; 2) права на информацию и информационные технологии; 3) права, связанные с развитием общества и научнотехническим прогрессом[8].

В комплекс соматических прав включают права: на жизнь, смерть, изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, на искусственное репродуцирование, стерилизацию, аборт, клонирование. Выделение в качестве самостоятельного класса данных прав основывается на фундаментальной мировоззренческой уверенности в праве человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его модернизацию, реставрацию и даже фундаментальную реконструкцию, изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами.

  • 3. Связь индивида с государством. По этому основанию права индивидов делятся на права человека и права гражданина. Такое деление показывает, какие нрава относятся к человеку как члену гражданского общества, и какие принадлежат гражданину — члену политической общности в лице государства.
  • 4. Характер осуществления прав. Этот критерий лежит в основе деления прав на две группы: первую составляют те из них, которые реализуются в конкретных правоотношениях, т. е. в таких, в которых субъект реализует свои права собственными положительными действиями (право на труд, отдых, материальное обеспечение, объединение, воинскую обязанность и пр.); вторую образуют права и свободы, реализуемые преимущественно вне правоотношений или, как еще говорят, в правоотношениях общего типа (право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни и др.). Лишь их нарушение может породить конкретные правоотношения {{Королей, Е. А. Нрава человека как правовое явление // Проблемы конституционного развития России на современном этапе. Рязань, 1994. С. 12—16.}}.
  • 5. Юридическая сила прав. По этому критерию права человека делят на конституционные и производные от конституционных — отраслевые. Конституционные, составляя юридическую базу для всех отраслевых, выступают для них, как уже отмечалось, определяющими, обладают по отношению к ним высшей юридической силой. В свою очередь, закрепленные в текущем законодательстве права при необходимости конкретизируют, развивают конституционные. Подобная практика призвана служить гарантией полноты и правомерности реализации последних, в частности тех, которые касаются вопросов государственного участия в получении гражданами материальных благ (заработной платы, пенсий, пособий, жилищ и др.), охраны здоровья населения и т. д. Тем самым никак не умаляется значение конституционных прав и свобод, имеющих в Российской Федерации прямое действие, и, следовательно, используемых личностью вполне законно и при отсутствии детализации текущим нормотворчеством.
  • 6.Отраслевая принадлежность. Этот критерий позволяет отнести те или иные права к определенной отрасли права. Деление прав человека и гражданина по отраслевому принципу широко используется законодательством и юридической наукой. Поскольку в основе деления нрава на отрасли лежит предмет правового регулирования — особенный круг общественных отношений, постольку это положение распространяется и на права, закрепляемые конкретной отраслью права.
  • 7. Цель участия субъекта в правоотношениях. Участие индивида в отношениях, имеющих цель управлять делами государства или найти признание и защиту у государства, порождает публичные правоотношения, а участие в отношениях равных субъектов нрава с целью решения частных дел — частные правоотношения. Права субъектов указанных групп отношений соответственно делятся на права публичные и частные. Такое деление прав, открытое еще римскими юристами и поддержанное российскими учеными прошлого, принято и современными юристами[9].
  • 8. Функциональное назначение прав. Подобно материальным и процедурно-процессуальным нормам права, которые регулируют права человека, последние делят права на материальные и процедурно-процессуальные. К числу материальных прав и свобод относятся те из них, которые закрепляют за человеком и гражданином возможности пользоваться материальными и духовными благами и отвечают на вопрос «кто?» или «что?». К категории процессуальных прав относят те из них, которые осуществляют функцию обеспечения материальных прав и свобод, их защиту от возможных нарушений, а также восстановление, если они уже были нарушены и отвечают на вопросы: как, каким образом? Следовательно, они определяют процедуру реализации, а в случае защиты нарушенного (оспоренного) права в суде — процесс их восстановления. Процессуальные права по отношению к материальным правам и свободам имеют отчетливо выраженный служебный характер.
  • 9. Степень возможного ограничения нрава. По этому критерию права человека делят па абсолютные и относительные. Если основные абсолютные права не только не могут быть отчуждены, но и ограничены (например, право на жизнь, право на достоинство), то основные относительные нрава, хотя и не могут быть отчуждены, но могут быть ограничены при определенных обстоятельствах (например, право на свободу передвижения). Ведь демократия немыслима не только без самых широких прав для граждан, но и без определенных ограничений, установленных против различного рода антиобщественных явлений, ибо «подлинная свобода осознает свои границы». Обеспечение оптимума (не максимума) прав всем возможно только при условии ограничения прав и свобод каждого. Ничем не ограниченная реализация прав и свобод одного гражданина неизбежно приведет к ущемлению прав и свобод других граждан, к конфликту между ними[10].
  • 10. Множественность субъекта нрав. Указанный критерий позволяет делить все права на индивидуальные, т. е. права отдельно взятого человека или гражданина (право на жизнь, право на честь и деловую репутацию и др.). Коллективные права — это не сумма прав индивидов, входящих в общность. Они принадлежат не отдельным личностям, а общности в целом (рис. 2.2).

Наличие индивидуальных и коллективных прав никем не оспаривается. Однако спор вызывает положение о приоритетности индивидуальных или коллективных прав.

Так, Е. А. Лукашева, оценивая их соотношение, считает «единственно правильным» положение, суть которого состоит в том, что коллективные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их. Если коллективные права общности ведут к ущемлению прав индивида, то такая общность антигуманна и противоправна[11]. Другой позиции придерживаются приверженцы социалистической идеологии. Они настаивают на особой важности коллективных прав и считают, что только при обеспеченности прав коллектива можно гарантировать права индивида.

Как всегда, истина — где-то посредине: чтобы достичь равновесия и устойчивости всей системы прав человека, индивидуальные и коллективные права должны дополнять друг друга, а не конкурировать между собой.

Характерные особенности прав человека, распределенные по критерию множественности субъекта прав.

Рис. 2.2. Характерные особенности прав человека, распределенные по критерию множественности субъекта прав.

11. Степень распространенности прав на тот или иной круг людей. По данному критерию все права человека и гражданина делят на общие и специальные. Общие права закрепляются в Конституции и иных законах и распространяются на всех живущих в России вне зависимости от любых факторов. Специальные права зависят от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов и обстоятельств. Выделяются, к примеру, права работников и работодателей, государственных служащих, женщин, предпринимателей, потребителей, несовершеннолетних, пенсионеров, ветеранов, беженцев, лиц, имеющих почетные звания, и т. д. Обычно такого рода права уточняют, дополняют общие права и свободы человека и гражданина, устанавливают обоснованные социальные гарантии и меры социальной поддержки.

По глубине конкретизации специальные права также могут различаться. Так, в области государственной службы можно назвать права министра, депутата, руководителя учреждения, военнослужащего, сотрудника полиции, налогового инспектора и т. д.

12. Сфера жизнедеятельности человека. Данный критерий классификации нрав человека является общепринятым в международном и внутригосударственном праве и наиболее распространенным в правовой литературе. Но нашему мнению, целесообразно выделить шесть сфер жизнедеятельности человека: 1) индивидуальной свободы и личной безопасности; 2) публичных отношений, не связанных с осуществлением власти и управления; 3) публично-властных отношений; 4) собственности и хозяйственно-экономической деятельности; 5) материального и биологического бытия человека или сфера его достойного существования; 6) удовлетворения духовных потребностей.

Соответственно названным сферам Конституция «косвенно» выделяет шесть классов (групп) прав человека: 1) прирожденные, неотчуждаемые права; 2) гражданские; 3) политические; 4) экономические; 5) социальные и 6) культурные. По этому пути идет и международное сообщество. Однако Международный пакт о гражданских и политических правах делит все права в зависимости от сферы жизнедеятельности человека на пять классов: 1) гражданские; 2) политические; 3) социальные; 4) экономические; 5) культурные. В сущности, такая классификация не противоречит Конституции, ибо под гражданскими правами согласно Международному пакту о гражданских и политических правах понимаются одновременно и прирожденные, неотчуждаемые права и собственно гражданские — публично-невластные. Иначе говоря, речь может идти лишь о большей конкретности выделения классов прав человека в Конституции.

  • [1] Стремоухое А. А. Юридический статус специального субъекта права (теоретико-правовой аспект): дис.канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 65.
  • [2] Бугров Л. 10. Понятие и классификация коллективных соглашений в российском трудовом праве // Государство и право. 2002. № 4. С. 40.
  • [3] Глухарева Л. И. Нрава человека в современном мире (социальнофилософские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003. С. 36.
  • [4] Права человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 136—142.
  • [5] Коркунов Н. М. Общественное значение права. СПб. 1892. С. 76; История политических и правовых учений / под ред. О. Э. Лейста. М. 2002. С. 495.
  • [6] Бондарь II. С. Нрава человека в Конституции России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. С. 177.
  • [7] Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.1992 К<> 47/135); Золян С. Права национальных меньшинств и СБСЕ // Российский бюллетень по правам человека. М., 1994. Выи. 4. С. 149—155; Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О. И. Тиунова. М., 2005. С. 15.
  • [8] Рудинский Ф. Л/. Права человека в современном мире // Марксизм и современность. 2000. № 1. С. 34—37.
  • [9] Тихомиров 10. А. Публичное право. М., 1995. С. 126—134.
  • [10] Томин В. Т. Принципы, пределы, основания ограничения нрав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: материалы «круглого стола» // Государство и право. 1998. № 8. С. 53.
  • [11] Права человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. С. 141.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой