Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предусматривая для рассматриваемого состава преступления ряд квалифицирующих признаков, законодатель относит к их числу и совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а» ч. 2 ст. 282). Применение насилия может служить основанием для вменения данного квалифицирующего признака вне зависимости от того, в отношении кого именно оно было направлено и повлекло ли причинение… Читать ещё >

Вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отличие от УК РСФСР I960 г. УК РФ это деяние рассматривает как самостоятельное преступление в виде организации вооруженного мятежа либо активного участия в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.

Объект преступления. Чаще всего им признается внутренняя безопасность Российской Федерации, либо конституционный строй и территориальная целостность Российской Федерации. Существуют и иные формулировки основного объекта данного преступления: государственная безопасность, основы политической системы РФ и др.

Объективная сторона преступления охватывает действия, характеризуемые как организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем. К организации вооруженного мятежа могут относиться, например, действия, направленные против законной власти и выражающиеся в руководстве подготовкой вооруженного мятежа, планировании его проведения, разработке воззваний, привлечении или склонении к участию в мятеже других лиц, финансировании этой деятельности, снабжении оружием, либо в руководстве действиями участников в момент проведения мятежа. В отличие от организации мятежа, активное участие в нем предполагает совершение действий, непосредственно связанных с применением силы к представителям власти, оказанием им вооруженного сопротивления, захват правительственных помещений или складов с оружием, блокирование работы учреждений и т. п.

Организация вооруженного мятежа или активное участие в нем считаются оконченным преступлением с момента совершения действий, независимо от того, состоялось или по каким-либо причинам не состоялось фактическое вооруженное выступление. В юридической литературе существует, однако, и другое мнение: вооруженный мятеж следует признавать оконченным преступлением с момента вооруженного выступления мятежников с требованиями свержения или изменения конституционного строя или нарушения целостности государства. По мнению сторонников этой точки зрения, действия организатора, которые фактически не привели к вооруженным выступлениям против законной власти, должны квалифицироваться как приготовление к вооруженному мятежу.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, реализуемым в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации. Первая цель подразумевает стремление к свержению или насильственному изменению не любого существующего, а только соответствующего Конституции РФ строя. Вторая — нарушение территориальной целостности Российской Федерации — это намерение изменить границы территории РФ в нарушение порядка, установленного Конституцией РФ.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся организатором или активным участником вооруженного мятежа. Иные лица могут нести уголовную ответственность за конкретные преступления, совершенные в процессе подготовки или осуществления вооруженного мятежа, в том числе за организацию, руководство и участие в незаконном вооруженном формировании (ст. 208); незаконное приобретение, ношение, хранение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Диверсия (ст. 281 УК РФ). При принятии УК РФ 1996 г. законодатель посчитал ошибочным исключение в 1994 г. из УК РСФСР 1960 г. статьи, устанавливающей уголовную ответственность за диверсию, определяемую как разрушение или повреждение взрывом, поджогом или иным способом предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи либо другого государственного или общественного имущества, совершение массовых отравлений или распространение эпидемий и эпизоотий с целью ослабления советского государства. Восстанавливая вновь данный состав преступления, ч. 1 ст. 281 УК РФ гласит: совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Объект преступления. Имея в виду субъективную направленность этого преступления, его объектом в юридической литературе обычно признают экономическую безопасность и обороноспособность страны.

По мнению некоторых авторов, в качестве предмета преступления в данном случае могут выступать перечисленные в ст. 281 элементы экономической инфраструктуры:

  • 1) предприятия, под которыми понимают различные промышленные и иные имущественные комплексы (заводы, комбинаты, фабрики и т.н.);
  • 2) сооружения, т. е. различные постройки (административные здания, склады, дамбы, каналы и т. д.);
  • 3) пути и средства сообщения, к которым относят не только сами транспортные средства, но и существующие транспортные коммуникации — постоянные маршруты движения транспортных средств с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающей безопасность движения транспорта;
  • 4) средства связи — технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи (ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»);
  • 5) объекты жизнедеятельности населения, под которыми имеют в виду имущественные комплексы, предназначенные для обеспечения широкого круга лиц водой, теплом, электричеством, газом и другими жизненного важными для них услугами.

Объективная сторона преступления сформулирована как совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Обращает на себя внимание то, что в отличие от ранее действующей (до 1994 г.) ст. 68 УК РСФСР 1960 г. данная формулировка не включает в объективную сторону состава преступления действия, направленные на массовое уничтожение людей, причинение телесных повреждений либо другого вреда их здоровью, а также массовые отравления и распространение эпидемий и эпизоотий. Тем самым законодатель ограничил понятие диверсии совершением только таких действий, обязательным признаком которых является их направленность на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения. С учетом этого иными действиями, о которых идет речь в ст. 281 УК РФ, могут рассматриваться, например, устройство оползней, обвалов, затоплений, аварий или катастроф.

Для квалификации рассматриваемого преступления в качестве оконченного не требуется наличия самого факта уничтожения или повреждения предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения. Достаточно установить, что осуществление взрыва, поджога или иных действий было направлено на уничтожение или повреждение указанных объектов.

Если совершенные действия реально причинили значительный имущественный ущерб либо повлекли наступление иных тяжких последствий, то это служит основанием для вменения п. «б» ч. 2 ст. 281. Особо квалифицированным видом диверсии может признаваться совершение деяния, повлекшего за собой причинение смерти человеку.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом (по отношению к причинению смерти человеку возможен также косвенный умысел), реализуемым в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Наличием этой цели диверсия отличается от террористического акта, отличительным признаком которого является осуществление взрыва, поджога или иных действий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

При совершении диверсии организованной группой, характеризующейся признаками, предусмотренными ч. 4 ст. 35 УК РФ, и отсутствии последствии в виде умышленного причинения смерти человеку вменяется п. «а» ч. 2 ст. 281 УК РФ.

Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). Впервые устанавливая уголовную ответственность за данный вид деяния, ч. 1 ст. 282 первоначально объявлялись преступлением действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием СМИ. В настоящее время возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства признаются действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием СМИ.

Объект преступления. В юридической литературе он нередко определяется как некоторого рода общественные отношения: характеризующие конституционный принцип запрета пропаганды или агитации, возбуждающих национальную, расовую, религиозную или социальную ненависть и вражду, а также дискриминацию и унижение людей по политическим, этническим, социальным и иным признакам; гарантирующие признание и уважение достоинства личности независимо от каких-либо физических или социальных признаков и т. п. Среди иных формулировок объекта можно встретить и такие, в которых им признаются, например, конституционные права и свободы граждан, а также их честь и достоинство; конституционный принцип равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Объективная сторона преступления включает в себя деяния, совершаемые в активной форме. Связывая их с направленностью на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам иола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, ст. 282 не конкретизирует содержание этих действий, которые фактически могут выражаться либо в распространении различным способом определенного рода идей, взглядов, призывов, требований, либо в совершении действий, связанных с разрушением памятников или культовых мест, воспрепятствованием отправлению национальных или религиозных обрядов, нападениями на представителей той или иной социальной группы.

Относя к действиям, направленным на возбуждение ненависти либо вражды, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц, Пленум Верховного Суда РФ одновременно разъясняет, что критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды. При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам рекомендуется учитывать положения ст. 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 г., и практику Европейского Суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в СМИ должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11).

Согласно ст. 282 УК РФ обязательным условием ее применения является совершение такого рода действий публично или с использованием СМИ либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. При этом действиями, совершенными публично, нужно признавать не только распространение соответствующих идей и взглядов среди широкого круга лиц, но и совершение действий, последствия от которых могут через некоторое время оказать воздействие на многих людей; использование СМИ предполагает использование любого периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы или иной формы периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»); использование информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, означает использование технологической системы, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Предусматривая для рассматриваемого состава преступления ряд квалифицирующих признаков, законодатель относит к их числу и совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а» ч. 2 ст. 282). Применение насилия может служить основанием для вменения данного квалифицирующего признака вне зависимости от того, в отношении кого именно оно было направлено и повлекло ли причинение какоголибо физического вреда здоровью потерпевшего. Под угрозой применения насилия принято понимать психическое воздействие, оказываемое путем выражения намерения прибегнуть к ограничению свободы, причинению физического вреда или лишению жизни человека. Как разъясняется в и. 9. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11, в отличие от предусмотренных гл. 16 УК РФ насильственных преступлений против жизни и здоровья, совершаемых по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, п. «б» ч. 2 ст. 116, п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ), насилие, применяемое при совершении преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, является не только выражением ненависти в отношении конкретного потерпевшего, но и направлено на достижение специальной цели — возбуждение ненависти или вражды в других людях (о чем, например, может свидетельствовать применение в общественных местах в присутствии посторонних лиц насилия в отношении потерпевшего (потерпевших) по признаку принадлежности к определенной расе или национальности, сопровождаемое расистскими или националистическими высказываниями).

Учитывая, что в ч. 1 ст. 282 УК РФ говорится о действиях, преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного действия, направленного на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам их принадлежности к определенным полу, расе, национальности, языку или в зависимости от происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, вне зависимости от того, повлекли ли такие действия желаемые для виновного результаты в виде возбуждения ненависти или вражды либо унижения достоинства человека или группы лиц.

При совершении деяния с применением насилия или с угрозой его применения, п. «а» ч. 2 ст. 282 не охватываются такие последствия насилия, как лишение жизни потерпевшего, причинение тяжкого вреда его здоровью или вреда здоровью средней тяжести (в отношении последнего последствия данное утверждение является дискуссионным).

Субъективная сторона преступления характеризуется в юридической литературе неоднозначно. Соглашаясь с тем, что данный состав преступления предполагает лишь прямой умысел, авторы расходятся во мнениях относительно места и роли, цели и мотивов в данном преступлении. Полагая, что использованный законодателем термин «направленные» раскрывает особенности объективной стороны состава, некоторые авторы утверждают, что цели и мотивы, с которыми действует виновный, могут быть различными; квалифицирующего значения они не имеют. На наш взгляд, более обоснованной является позиция, сторонники которой, связывая с понятием направленности специфику не объективной, а субъективной стороны, в качестве цели преступления рассматривают возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

Аналогичная позиция нашла отражение и в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11, в котором указано: преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе. Вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным ст. 282 УК РФ, или административным правонарушением (ст. 20.29 КоАП РФ), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы. В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по ст. 282 УК РФ.

Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Иные признаки (гражданство, национальная принадлежность, и т. д.) не имеют значения обязательных для данного состава преступления.

Совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 2) или организованной группой (п. «в» ч. 2) в ст. 282 отнесено к числу квалифицированных видов преступления. При вменении первого признака следует учитывать, что использование служебного положения может иметь место со стороны не только должного лица, но и государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ. Использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими действий, направленных, в частности, на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11).

Согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ для квалификации деяния в качестве преступления, совершенного организованной группой, должно быть установлено, что оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ). Это преступление впервые был сформулировано в ч. 1 ст. 280 УК РФ 1996 г. как публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации. Федеральный закон от 25.07.2002 № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“» существенно расширил основания уголовной ответственности за данное преступление, признав его основным составом публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Объект преступления. В юридической литературе представления о нем неоднозначны. Не имея цели перечислить все имеющиеся в ней формулировки, можно указать среди них такие, в которых в качестве объекта данного преступления признается, например: внутренняя безопасность; политическая система РФ, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законных представителей; права и свободы человека и гражданина, конституционный строй и политическая система РФ, целостность и безопасность страны; закрепленный Основным Законом конституционный строй РФ, включающий ее политическую систему и иные основополагающие принципы общественного устройства; общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности; экстремистская деятельность (экстремизм).

Объективная сторона преступления предполагает совершение деяния, характеризуемого в ст. 280 УК РФ как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Подразумевая любое устное, письменное, изобразительное либо иное обращение к другим людям, данная статья признает его уголовно наказуемым при наличии двух условий. Одно из них — это обращение, содержащее призывы к осуществлению такой деятельности, к которой ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» относит:

  • 1) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • 2) публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность;
  • 3) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • 4) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • 5) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • 6) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • 7) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • 8) совершение преступлений по мотивам, указанным в и. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ;
  • 9) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • 10) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • 11) публичное, заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • 12) организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • 13) финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Обращая внимание на необходимость выяснения наличия первого условия, в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 отмечается, что ст. 280 УК РФ предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т. д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по ст. 282 УК РФ при наличии иных признаков этого состава преступления. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу предписаний ч. 3 ст. 17 УК РФ подлежат квалификации не по ст. 280 УК РФ, а в зависимости от обстоятельств дела по ч. 1 или 2 ст. 205.2 УК РФ.

Другое обязательное условие уголовной наказуемости рассматриваемого вида призывов — их публичность. Таковыми должны рассматриваться призывы, выражающиеся, например, в устном обращении к некоторому широкому кругу лиц на собраниях, митингах, вывешивании лозунгов в публичном месте или их демонстрации при проведении шествия, пикирования или других массовых мероприятий, разбрасывании листовок и т. д. Часть 2 ст. 280 УК РФ особо выделяет случаи, когда публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности совершаются с использованием радио, телевидения, печати, других СМИ либо информационно-телекоммуникационных сетей, т. е. технологической системы, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности признаются оконченным преступлением с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет. Поскольку данное преступление не отнесено к числу тяжких или особо тяжких, приготовление к нему (написание листовок, их размножение, хранение и т. п.) не может влечь уголовной ответственности.

Субъективная сторона преступления охватывает возможность совершения преступления лишь с прямым умыслом. На наш взгляд, необходимым признаком любого призыва является его цель: склонение другого лица к определенному поведению. Применительно к ст. 280 УК РФ обязательной целью публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности является стремление виновного к склонению широкого круга лиц к участию в любой форме в деятельности, признаваемой экстремисткой ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ). Разработчики Федерального закона от 28.12.2013 № 433-ФЗ, дополнившего УК РФ этим составом преступления, исходили из того, что действующим российским уголовным законодательством территориальная целостность государства не рассматривается в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны, выступая лишь выступает лишь как факультативный объект, причинение вреда которому способно повысить степень общественной опасности того или иного преступления. Принятие данного Закона имело своей целью устранение данного пробела.

Объект преступления. В юридической литературе им предпочитают называть не столько саму по себе территориальную целостность государства, сколько некоторого рода связанные с ней общественные отношения: складывающиеся по поводу обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, гарантирующие целостность территории РФ, и т. п.

Объективная сторона преступления сконструирована по типу формального состава, в котором деяние характеризуется как публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Как и во всех иных случаях, призыв представляет собой осуществляемое в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращение к другим лицам, с целью побудить их к определенному поведению. В отличие от уголовно наказуемых публичных призывов к осуществлению экстремистской или террористической деятельности, в данном случае имеет место цель побуждения к действиям, направленным именно на нарушение территориальной целостности Российской Федерации: к разделу территории РФ, к выходу из состава Российской Федерации, к уступке территории РФ, к отчуждению территории РФ и т. д.

Помимо направленности побуждения других лиц к определенной деятельности (действиям), другим обязательным признаком призывов, о которых речь идет в ст. 280.1 УК РФ, является их публичность. Если исходить из п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11, то вопрос о публичности любого призыва следует решать с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например, на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т. п.). При этом необходимо иметь в виду то, что некоторые способы публичного обращения должны влечь за собой квалификацию деяния по ч. 2 ст. 280.1 УК РФ. Один из таких способов — совершение деяния с использованием СМИ, под которыми понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (ст. 2 Закон РФ «О средствах массовой информации»). Другой способ — совершенные деяния с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, т. е. технологической системы, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Как и любое иное преступление, сконструированное по типу формального состава, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, должны квалифицироваться как оконченное преступление с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось или не удалось побудить других граждан к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Субъективная сторона преступления предполагает совершение деяния (призывов) с прямым умыслом и с целью возбудить побудить других граждан к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения деяния 16-летнего возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой