Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международно-правовые аспекты регионального сотрудничества в области прав человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совет Европы (СЕ) является одной из старейших международных организаций, в рамках которой принято более 150 конвенций по различным аспектам защиты прав человека, среди которых следует выделить: Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительные Протоколы к ней (к настоящему моменту принято 14 протоколов); Европейскую социальную хартию 1961 г., пересмотренную в 1996 г… Читать ещё >

Международно-правовые аспекты регионального сотрудничества в области прав человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Универсальное сотрудничество в области прав человека дополняется региональным сотрудничеством, что зачастую придает большую эффективность защите прав человека, учитывая пространственную специфику проблем в данной области. Региональное сотрудничество главным образом осуществляется в рамках Совета Европы, ОБСЕ, СНГ, АС, ЛАГ, ОАГ, ОИС.

Совет Европы (СЕ) является одной из старейших международных организаций, в рамках которой принято более 150 конвенций по различным аспектам защиты прав человека, среди которых следует выделить: Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительные Протоколы к ней (к настоящему моменту принято 14 протоколов); Европейскую социальную хартию 1961 г., пересмотренную в 1996 г.; Европейскую культурную конвенцию 1954 г.; Европейскую хартию местного самоуправления 1985 г.; Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.; Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств 1992 г.; Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств 1995 г.; Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей 1996 г.; Конвенцию о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины 1997 г. и Дополнительный протокол 1998 г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. является основополагающим договором, на обязательность выполнения которого государства выражают согласие при принятии их в члены СЕ. Конвенция рассматривается в качестве одного из самых эффективных договоров в области прав человека. Конвенция и протоколы закрепили не только перечень прав и свобод человека, гарантируемых всем лицам, находящимся под юрисдикцией государств-участников, по и действенный механизм обеспечения их соблюдения (Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека). Одни протоколы к Конвенции дополнили перечень прав, закрепленных в самой Конвенции: право собственности, право на образование, право на свободные выборы (Протокол № 1); запрет лишения свободы за неисполнение договорных обязательств, свобода передвижения, запрет высылки граждан, запрет коллективной высылки иностранцев (Протокол № 4); запрет смертной казни (Протоколы № 6, 13); право на справедливый судебный процесс, право на обжалование приговоров по уголовным делам, право на компенсацию в случае судебной ошибки, право не быть судимым и наказанным дважды, равноправие супругов (Протокол № 7); запрет дискриминации в пользовании правами (Протокол № 12). Другие протоколы внесли изменения в Конвенцию (Протоколы № 2, 9−11), в частности, реорганизовав контрольный механизм. Так, Протокол № 2 наделил Европейский суд по правам человека правом выносить консультативные заключения о толковании Конвенции и протоколов к ней по запросу Комитета министров. Протокол № 11 упразднил Комиссию по правам человека, и Европейский суд по правам человека стал единственным органом по рассмотрению жалоб и представлению консультативных заключений. Протокол № 14 касается усиления контрольной функции Конвенции и вносит значительные изменения в судебную процедуру и порядок выборов судей. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), действующий на основании Конвенции, протоколов, а также Правил процедуры (регламента), компетентен рассматривать межгосударственные жалобы, жалобы от любого физического лица, группы лиц и неправительственных организаций о нарушениях положений Конвенции и протоколов к ней исключительно государствами — участниками Конвенции и соответствующих протоколов, имевших место только после их ратификации. Условиями приемлемости жалобы являются: 1) исчерпание всех внутренних средств правовой защиты; 2) подача жалобы в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальными властями; 3) жалоба не должна быть анонимной; 4) жалоба не должна быть аналогичной жалобам, уже рассмотренным Судом, и не должна быть предметом другой международной процедуры; 5) жалоба должна быть достаточно обоснованной и правомерно поданной; 6) жалоба должна быть совместима с положениями Конвенции или Протоколов к ней. На любой стадии разбирательства Суд может исключить жалобу из списка, если: 1) заявитель не намерен добиваться рассмотрения жалобы; 2) вопрос был урегулирован; 3) дальнейшее рассмотрение жалобы является неоправданным. Для рассмотрения переданных дел Суд образует Комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую палату в составе 17 судей. Решения Суда являются обязательными для исполнения соответствующими государствами. Надзор за исполнением решений осуществляет Комитет министров СЕ. Согласно Уставу СЕ неисполнение решений может привести к приостановлению членства государства, а, но решению Комитета министров — к исключению государства из Совета Европы.

Для защиты прав человека в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) важное значение имеет Заключительный акт 1975 г. В его Декларации принципов сформулировано в качестве одного из них — уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, а также равноправие народов и право народов распоряжаться своей судьбой. Один из четырех разделов Заключительного акта посвящен сотрудничеству в гуманитарных и других областях и закрепил формы такого сотрудничества посредством установления контактов: 1) контакты на основе семейных связей; 2) воссоединение семей; 3) браки между гражданами различных государств; 4) поездки по личным и профессиональным причинам; 5) развитие туризма; 6) встречи молодежи; 7) спортивные контакты; 8) контакты между государственными учреждениями, неправительственными и общественными организациями.

Знаковым событием стало принятие Хартии основополагающих прав Европейского союза 2000 г. Статья 6 Лиссабонского договора подтверждает, что ЕС признает нрава, свободы и принципы, закрепленные в Хартии и юридическую силу Хартии.

В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) приняты: Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 г., Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г., Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, 1994 г. Статья 33 Устава СНГ 1993 г. предусматривает создание консультативного органа СНГ — Комиссии по правам человека, в компетенцию которой входит наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, принятых государствами-членами в рамках СНГ. Комиссия состоит из представителей государств — членов СНГ и действует на основании Положения о Комиссии по правам человека СНГ 1993 г.

В рамках Организации американских государств (ОАГ) основные принципы в области прав человека изложены в Уставе ОАГ 1948 г., Американской декларации прав и обязанностей человека и Американской конвенции о правах человека 1969 г. Американская конвенция о правах человека закрепляет исключительно гражданские и политические права (ст. 3−25) в более узком объеме, чем Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., и лишь обязанность принять меры по реализации экономических, социальных, культурных прав (ст. 26). В соответствии с данным документом созданы Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. Позднее были приняты дополнительные протоколы об экономических, социальных и культурных правах 1988 г. и об отмене смертной казни 1990 г., а также две конвенции: против пыток 1985 г. и о насильственных исчезновениях 1994 г.

В рамках Африканского союза (АС) принята Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., особенность которой состоит в отдельном закреплении прав человека (ст. 1−18) и прав народов (ст. 19−24), а также обязанностей государства (ст. 25, 26) и обязанностей человека (ст. 27−29) в данной сфере. Кроме этого, Африканская хартия учредила Африканскую комиссию по правам человека. Позднее были приняты Африканская хартия прав ребенка 1990 г., Протокол о правах женщин в Африке 2003 г., Протокол о создании Африканского суда по правам человека и народов 1998 г. (который начал работу в 2006 г.), Протокол о создании Африканского суда по правам человека и народов 1998 г. (начал работу в 2006 г.), Протокол о создании Суда справедливости АС 2003 г. В 2008 г. протокол 1998 г. и протокол 2003 г. были заменены новым протоколом, имеющим целью создания единого судебного органа — Суда справедливости и прав человека, состоящего из 16 судей. Новый орган открыт не только для государств и межправительственных организаций, но и для Африканской комиссии по правам человека, национальных органов в области прав человека и аккредитованных неправительственных организаций.

В Азии отсутствует единая система защиты прав человека и не принято ни одного юридически обязательного акта по правам человека. Это связано с неоднородностью стран этой части света, что объясняется различием религий, менталитета, культуры, истории, правового сознания и т. д. Кроме того, причиной является и отсутствие соответствующей региональной международной организации. Среди актов, принятых в Азиатском регионе, можно отмстить Азиатско-Тихоокеанскую декларацию прав человека и народов 1988 г. Она предусматривает ряд прав человека, которые в целом основаны на Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

В последнее время обращено внимание на процесс международно-правового и национально-законодательного уточнения преференциальных прав местных жителей Арктического региона.

Определенную специфику имеют акты по правам человека, разработанные и принятые в результате сотрудничества исламских государств. Среди них также нет юридически обязательных документов. В 1981 г. была принята Всеобщая исламская декларация прав человека, одобренная Исламским советом, не являющимся межгосударственной организацией. В целом, Декларация отражает исламский подход к правам человека. Датская декларация по правам человека в исламе 1983 г. принята в форме резолюции Организацией Исламской конференции (с 2011 г. переименована в Организацию Исламского сотрудничества). В ней государства — члены ОИК признают, что фундаментальные права и свободы в соответствии с исламом являются неотъемлемой частью исламской религии и что никто не имеет права отменять, нарушать или игнорировать их; они являются божественными повелениями; все люди равны в достоинстве и основных обязанностях без какой-либо дискриминации; все люди являются подданными Аллаха, и никто не имеет превосходства над другим, за исключением на основе набожности. В 1990 г. ОИК была принята Каирская декларация по правам человека в исламе. Согласно документу, она является руководством для государств-членов в области прав человека. Каирская декларация подчеркивает, что «соблюдение прав человека в исламе превращается в акт поклонения, а нарушение — в отвратительный грех каждого человека в отдельности». На 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИС в 2011 г. была принята резолюция о создании Постоянной независимой Комиссии по правам человека ОИС. Однако в полномочия Комиссии не входит рассмотрение индивидуальных жалоб.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой