Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Памятники природы. 
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особой охране подлежат природные объекты рекреационного значения. Весьма широкий круг рекреационных вопросов регулируется наряду с природоресурсным и природоохранным правом законодательством о градостроительной деятельности (забота об инвалидах), труде (регулирование отдыха), физической культуре, спорте, об образовании, обеспечении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения… Читать ещё >

Памятники природы. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с усилением внимания населения к сохранению культурных ценностей и исторического наследия становится важным определение назначения и видов памятников природы, земель, на которых они расположены.

Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут быть федерального и регионального значения. Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации утверждено приказом Минприроды России от 25.01.1993 № 15.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

  • • эталонные участки нетронутой природы;
  • • участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
  • • места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
  • • природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
  • • уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, моренновалунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);
  • • геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
  • • геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
  • • местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
  • • природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
  • • береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
  • • отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, проявления карста, пещеры, гроты).

Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения могут возмещаться за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также средств внебюджетных фондов.

Объекты рекреационного и историко-культурного назначения

Особой охране подлежат природные объекты рекреационного значения. Весьма широкий круг рекреационных вопросов регулируется наряду с природоресурсным и природоохранным правом законодательством о градостроительной деятельности (забота об инвалидах), труде (регулирование отдыха), физической культуре, спорте, об образовании, обеспечении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охоте, о рыболовстве, безопасности людей на воде.

В законодательстве о туристской деятельности в Российской Федерации предусматриваются основные цели регулирования этой деятельности: обеспечение права граждан на отдых, свобода передвижения и иных прав при совершении путешествий, охрана окружающей среды, рациональное использование природного и культурного наследия.

Турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о памятниках природы, истории, культуры, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды.

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания.

Наряду с памятниками природы особой охране подлежат другие объекты историко-культурного назначения, режим которых зависит от масштаба объектов культурного наследия и достопримечательных мест.

Они могут быть федерального, регионального и местного уровня и объявляются таковыми соответственно исполнительными органами государственной власти РФ и субъектов Федерации либо органами местного самоуправления по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области культуры и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

В пределах зон охраны объектов культурного наследия вне пределов поселений могут запрещаться производство земляных, строительных и других работ и иная хозяйственная деятельность без разрешения органов охраны памятников и федеральных органов исполнительной власти в области культуры.

Проекты районной планировки, генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и застройки должны предусматривать охранные зоны, зоны регулируемой застройки и зоны охранного природного ландшафта.

К ограничениям, связанным с обеспечением природопользования, относится право исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления частично или полностью запрещать движение транспортных средств по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или через охранные зоны, если создается угроза существования памятника.

К объектам историко-культурного назначения могут быть отнесены ансамбли и комплексы памятников, представляющие научную, художественную или иную культурную ценность. Они могут быть объявлены историко-культурными заповедниками (Владимиро-Суздальский музей, Соловецкие острова, Кижи, Бородинское поле, Куликовское поле, Политехнический музей, Новодевичье кладбище, Воробьевы горы, Московский Кремль).

Могут быть объявлены заповедными отдельные территории городов и других населенных пунктов, имеющие историческую ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями.

Решение об этом принимают исполнительные органы государственной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области культуры и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

Может устанавливаться особый режим и осуществляться повышенная охрана произведений садово-паркового искусства и природных ландшафтов, отнесенных к памятникам истории и культуры или связанных с ними.

К землям историко-культурного назначения могут быть отнесены согласно ст. 9 Федерального закона от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, в порядке, устанавливаемом земельным законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Отдельные земли историко-культурного назначения могут быть изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на которых и в которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.

Особенности правового режима объектов историко-культурного назначения регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в котором даются определение и классификация памятников, предусматриваются обязанности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по сохранению памятников и соответствующих земель.

Порядок использования объектов историко-культурного назначения определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также строительными нормами и правилами, решениями об объявлении объектов памятниками истории и культуры, достопримечательными местами.

Землеобладатели в случае обнаружения в процессе работ археологических и других объектов, представляющих особую ценность, обязаны сообщить об этом государственным и муниципальным органам и приостановить дальнейшее ведение работ. Особые требования предъявляются к ведению раскопок и разведок памятников археологии.

Такая деятельность допускается при наличии разрешений (открытых листов), выдаваемых и регистрируемых в установленном законодательством РФ порядке.

Учреждения, организации и граждане, ведущие археологические работы, обязаны обеспечивать сохранность редких геологических образований и иных памятников и объектов, представляющих интерес и основание для объявления земель особо ценными.

Осуществление правовых режимов особо охраняемых территорий должно соотноситься с нуждами и целями организации рационального природопользования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой