ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

БихСвиористская тСория Π”ΠΆ. Уотсона

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π¦Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ классичСского Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° состоит Π² ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ: Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психики происходит ΠΏΡ€ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ окруТСния. Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… дСтского развития ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ условий, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΡΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ‚. Π΅. ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ стимулами ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π½Π° ΠΈΡ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ рСакциями. Π‘Ρ€Π΅Π΄Π° Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

БихСвиористская тСория Π”ΠΆ. Уотсона (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ± ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ повСдСнчСских Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ психологамибихСвиористами. Π”ΠΆ. Π‘. Уотсон (1878−1958), Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ манифСста Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ направлСния «ΠŸΡΠΈΡ…ология с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния бихСвиориста», считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ психология Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΎΠ²Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ, поэтому Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ΅ ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½ΠΎΠ΅ наблюдСнию ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΡŽ[1]. Π’ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ΅ схСма «ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ» — рСакция» (S — R) рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ образования Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚аСтся достаточной для описания процСсса образования повСдСнчСского Π°ΠΊΡ‚Π° любой слоТности. Главная Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π°, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π°Ρ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, — это воздСйствия ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды.

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ это ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Уотсон обратился ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ повСдСния ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π΅Π² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ΅Π» ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ рассмотрСн ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ кусочСк мяса, способный Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ нСбольшоС число простых Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ»[2]. Он ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ» ΠΈΠ· Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‹ΡˆΠ΅ΠΉ всСго Ρ‚Ρ€ΠΈ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния (Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ): Π³Π½Π΅Π² (Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ограничСния Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π½ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ), страх (ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ€Π΅ ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠΌ Π·Π²ΡƒΠΊΠ΅ ΡƒΠ΄Π°Ρ€Π° ΠΌΠΎΠ»ΠΎΡ‚ΠΊΠ° ΠΏΠΎ ΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ бруску), любовь (проявлСния ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΡ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ поглаТиваниями, похлопываниями). ΠŸΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎ Π½Π°Π΄ этими инстинктивными рСакциями Π½Π°Π΄ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ условныС Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΊ повСдСния. Из Π²ΡΠ΅Ρ… Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ся Ρ‚Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π°ΠΈΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΠΌ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ.

Уотсон ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π», ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ бСзусловного рСагирования Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ рСакция страха Π½Π° Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ стимул. 11-мСсячному ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΡƒ, извСстному Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ психологии ΠΏΠΎΠ΄ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅ΠΌ «ΠœΠ°Π»Π΅Π½ΡŒΠΊΠΈΠΉ ΠΠ»ΡŒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ сначала Π½Π΅ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π» страха ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ крысой, стали ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π±Π΅Π»ΡƒΡŽ крысу (условный стимул), сопровоТдая Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡŽ Π³Ρ€ΠΎΠΌΠΊΠΈΠΌ ΡƒΠ΄Π°Ρ€ΠΎΠΌ Π² Π³ΠΎΠ½Π³ (бСзусловный стимул). НСсколько ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠΉ Π³Ρ€ΠΎΠΌΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ сигнала Π² ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π½ΠΈΠΈ с ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·ΠΎΠΌ крысы ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π»ΠΈ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ΅, ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π» ΠΏΠ»Π°ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ‚рСмился ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒΡΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎ ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ сильного страха (обусловлСнной Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ). К Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΆΠ΅ рСакция страха Ρƒ ΠΠ»ΡŒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π° Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Π½Π° ΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² стимулов, Π² Ρ‡Π΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ сходных с ΠΊΡ€Ρ‹ΡΠΎΠΉ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ ΠΊΡ€ΠΎΠ»ΠΈΠΊΠ°, ΡˆΡƒΠ±Ρƒ, Π²Π°Ρ‚Ρƒ, Π±Π΅Π»Ρ‹Π΅ волосы ΠΈ Π±ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹. (Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ способ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ дСтской психики, Π±Π΅Π· ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… послСдствий, Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π» ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΡƒΡŽ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΡƒ. ПозТС Π±Ρ‹Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ этичСскиС Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния психологичСских исслСдований ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ вопрос ΠΎ ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ психологом ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… этичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ²[3].).

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² экспСримСнтов с ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π°ΠΌΠΈ, бихСвиористы ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ особой ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ срСды (стимуляции), Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния ΠΈ ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ появлСния ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡ нСподходящих (страхов, ΠΊΠ°ΠΏΡ€ΠΈΠ·ΠΎΠ², избалованности).

ΠžΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, «ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ» Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ярко нарисованный Уотсоном: «Π­Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ ΠΏΠ»Π°Ρ‡Π΅Ρ‚, ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ… случаСв, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° испытываСт Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ боль, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΡƒΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ всСцСло Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ быстро выучиваСтся ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ малСнькиС трудности, встрСчаСмыС ΠΈΠΌ Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСдС, Π° Π½Π΅ Π±Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π·Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ своСврСмСнно Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΠ΅Ρ‚ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ для прСодолСния ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π΅Π²Π·Π³ΠΎΠ΄ ΠΈ Ρ‚рудностСй, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ для взрослых приятным совмСстноС ΠΏΡ€Π΅Π±Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ с Π½ΠΈΠΌ, ΠΎΡ…ΠΎΡ‚Π½ΠΎ Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ, Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Сндуя Π½Π° ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ, Сст Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ°Ρ‚, ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…Π°Π΅Ρ‚, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ врСмя, Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ…Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ возрасту Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡŽΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для Π½Π΅Π³ΠΎ — СстСствСнноС Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ возраста, ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ† Π² Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΠΌ возрастС оказываСтся Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°Ρ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ прСпятствия ΠΈ Π½Π΅Π²Π·Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ»ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Π² Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Π΅ Π·Π° Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ поставлСнных Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ»[4].

Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΡƒΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΉ для взрослых («Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ ΠΏΠ»Π°Ρ‡Π΅Ρ‚», «ΡƒΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ всСцСло Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ», «Π±Ρ‹ΡΡ‚Ρ€ΠΎ выучиваСтся», Π° «Π½Π΅ Π±Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π·Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌ», «ΡΠ²ΠΎΠ΅Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚», «Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Сндуя Π½Π° ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ»), Π½Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ собой Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΎΡ‚Π»Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π½Π΅ ΠΎΡΡ‚аСтся мСста активности, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ.

Уотсон ΠΌΠ΅Ρ‡Ρ‚Π°Π» ΠΎ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΠΈΡΠ°Π» ΠΎΠ± ΡΡ‚ΠΎΠΌ Π² ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΅ΠΌΡƒ Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠ°Π½Π΅Ρ€Π΅: «Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ, нСсомнСнно, Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π±Ρ‹, Ссли Π±Ρ‹ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π»Π΅Ρ‚ Π½Π° Π΄Π²Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, воспитываСмых с ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ цСлями) ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ²ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ эти Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ интСнсивному ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ воспитаниС, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ»[5].

Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ «ΠŸΡΠΈΡ…ологичСский ΡƒΡ…ΠΎΠ΄ Π·Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ» Уотсон Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ» Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ условия, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ физичСски ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСски Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ ΠΆΠ΅ΡΡ‚ΠΊΠΎΠΌ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ΅ дня, ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚Ρ‹ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия нСподходящих стимулов, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎ Π΄ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΡ… нСТности ΠΈ Π»ΡŽΠ±Π²ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ (Π΄Π°Π±Ρ‹ ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΡΠ½ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρƒ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΡ всСдозволСнности Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ).

Уотсон катСгоричСски заявлял ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ силС воздСйствия окруТСния Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ, строго Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ повСдСния Ρƒ Π²ΡΠ΅Ρ… людСй. Он Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ· Π΄ΡŽΠΆΠΈΠ½Ρ‹ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π΅Π² ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ срСды ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΠ³ΠΎΠ΄Π½ΠΎ: ΠΈΠ»ΠΈ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… людСй, с ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ вкусами ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ спСциалистом Π² ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ области — Π²Ρ€Π°Ρ‡ΠΎΠΌ, Ρ‚ΠΎΡ€Π³ΠΎΠ²Ρ†Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΠΎΡ€ΠΎΠΌ.

Π’ Ρ‚Π°Π±Π». 9 ΠΎΡ‚ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° тСория Уотсона.

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 9

Π‘ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌ Π”ΠΆ. Уотсона

Основной ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ исслСдования.

Π’Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ наблюдаСмоС, доступноС наблюдСнию ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ исслСдования.

НаблюдСниС, ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ понятия.

ПовСдСниС, бСзусловная рСакция, бСзусловный стимул, обусловлСнный стимул, обусловлСнная рСакция.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ.

Ѐокус Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ с Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚СтичСских Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ Π½Π° Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠ΅ внСшнСго окруТСния. Π—Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ повСдСния ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ…, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… факторовстимулов: базовая схСма «ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ» — рСакция». ΠžΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½Π°Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ научСния, ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°: Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ = Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ развития.

Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€, Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π¦Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅.

ΠžΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·ΠΌ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ возмоТностСй обучСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ внимания ΠΊ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΠΌ срСды.

НаправлСния ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.

  • 1. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… (психологичСских) Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² повСлСния.
  • 2. Π˜Π³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ спСцифики собствСнно чСловСчСского развития, поиск ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… закономСрностСй повСдСния всСх ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ².
  • 3. ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ прСдставлСний ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅.
  • 4. ΠŸΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ обучСния — Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚» воздСйствия.
  • 5. ΠΠ΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния

Π¦Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ классичСского Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° состоит Π² ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ: Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психики происходит ΠΏΡ€ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ окруТСния. Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… дСтского развития ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ условий, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΡΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ‚. Π΅. ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ стимулами ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π½Π° ΠΈΡ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ рСакциями. Π‘Ρ€Π΅Π΄Π° Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ нСпосрСдствСнноС физичСскоС ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ обстановка, ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ситуаций; ситуации состоят ΠΈΠ· Π½Π°Π±ΠΎΡ€ΠΎΠ² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… стимулов, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Π½Π° Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΠΈ Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. Π’Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅, срСдовыС воздСйствия (Π½Π°Π±ΠΎΡ€Ρ‹ стимулов), Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ содСрТаниС повСдСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π΅Π³ΠΎ развития.

ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ классичСского обусловливания Π΄ΠΎ Π½Π°ΡΡ‚оящСго Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ считаСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π½ΠΎ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΎ лишь Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ, Π½Π΅ ΡΠ°ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ слоТными Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ повСдСния. ΠšΠ»Π°ΡΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ обусловливаниС ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ рСспондСнтного повСдСния, Ρ‚. Π΅. ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π½Π° ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ стимул, всСгда ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΡƒΠΊΠΎΠ» ΠΈΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠΉ — ΠΎΡ‚Π΄Π΅Ρ€Π³ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€ΡƒΠΊΠΈ).

Π‘Π»Π°Π±ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Уотсона — Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ классичСском обусловливании происходит связываниС ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² Ρ€Π΅ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚ΡƒΠ°Ρ€Π΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… стимулов. НаучСниС слоТным Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌ, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ активности самого Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ матСматичСских Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Π° Π½Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ инструмСнтС), ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния классичСского обусловливания вСсьма Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ. ВыяснСниС вопроса ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΆΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ для ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния, ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ научСния.

  • [1] Π‘ΠΌ.: Уотсон Π”ΠΆ. Π‘. Π‘ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌ //Π₯рСстоматия ΠΏΠΎ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ психологии. ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ кризиса (Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ 10-Ρ… — сСрСдина 30-Ρ… Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠ² XX Π².) / ΠΏΠΎΠ» Ρ€Π΅Π΄. П. Π―. Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½Π°, А. Н. Π–Π΄Π°Π½. М., 1980. Π‘. 34−46.
  • [2] Уотсон Π”ΠΆ. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ…ΠΎΠ΄ Π·Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ. М., 1930. Π‘. 31.
  • [3] Π‘ΠΌ.: ΠšΡ€Π°ΠΉ/. Π“. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ развития. Π‘. 54−56.
  • [4] Уотсон Π”ΠΆ. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ…ΠΎΠ΄ Π·Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ. Π‘. 9.
  • [5] Π’Π°ΠΌ ΠΆΠ΅. Π‘. 12.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ