Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культура Серебряного века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1910 г. возникает и другое модернистское течение в русской литературе и искусстве — футуризм. Футуристы стремились создать «искусство будущего» (отсюда и название этого течения). Они отрицали традиционную культуру, ее моральные и художественные ценности. Эти принципы были изложены в своеобразном манифесте футуристов под названием «Пощечина общественному вкусу» (1912). Главное требование… Читать ещё >

Культура Серебряного века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало XX в. обычно называют Серебряным веком русской культуры, главным образом в сфере литературы и искусства. Социальные и военные потрясения, которые произошли в этот относительно небольшой период истории, оказали огромное воздействие на культуру страны. Россия прочно вошла в систему мировых держав, тесно связанных между собой экономическими, политическими и культурными узами. Усилилась интеграция русской культуры в общемировую. С одной стороны, в России находили широкое применение новинки научно-технического прогресса передовых стран (телефон, кинематограф, граммофон, автомобиль, летательные аппараты), достижения точных наук; широкое распространение в искусстве получили различные направления — импрессионизм в живописи, модерн в архитектуре, символизм, футуризм, акмеизм в литературе. С другой стороны, мировая культура существенно обогатилась достижениями русской науки, литературы и искусства. Исследовательская и педагогическая деятельность ряда русских ученых проходила в зарубежных научных центрах и университетах, а русские композиторы, оперные певцы, мастера балета выступали в прославленных театрах Италии, Франции, Германии, Англии, США и других стран; весьма популярными за рубежом были периодические выставки русских художников.

Долгое время наша учебная и исследовательская литература, подчеркивая достижения русских ученых в области естественных наук, выдвигала необоснованное утверждение о «кризисе» наук гуманитарных, об «упадке» (декадансе) в литературе и искусстве. На самом же деле в эту бурную эпоху возникла потребность отойти от привычных канонов и стереотипов, найти принципиально новое в научном и художественном истолковании действительности. Отсюда появление разнообразных концепций в гуманитарных науках и художественных стилей в литературе, музыке, живописи, скульптуре, архитектуре. Все это, по существу, является показателем не «упадка», а расцвета русской культуры.

В русской литературе начала XX в. ведущую роль по-прежнему играли Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк и А. П. Чехов, придерживавшиеся традиций критического реализма. Эти традиции продолжили и писатели нового поколения — А. М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин. Но наряду с этим направлением, особенно в предреволюционное десятилетие и преимущественно в поэтической среде, возникают литературные кружки и объединения символистов, акмеистов, футуристов, стремившихся отойти от традиционных эстетических норм и представлений.

Символизм как разновидность модернистского направления в литературе и искусстве сложился во Франции в 80—90-е годы XIX в. Для него характерны художественное выражение посредством «символа», метафоры, иносказания; стремление «сделать прорыв к скрытой реальности», требование «чистого», «свободного» искусства. Одним из первых организованных выступлений русских символистов стал сборник «Русский символизм» (1893), в котором были представлены так называемые старшие символисты — Д. С. Мережковский и В. Я. Брюсов. Позже на арену художественной словесности вышли «младосимволисты» — А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, 3. Н. Гиппиус, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), В. И. Иванов и др. В 1904—1905 гг. издавался журнал символистов «Весы». Особенность поэтов-символистов — высокая «техника стихосложения», «изобретательство» необычных слов и выражений.

Символизму противостоял возникший в 1910 г. в поэзии акмеизм (от греч. «акмэ» — высшая степень, расцвет). Главным идеологом русского акмеизма считается поэт Н. С. Гумилев. Видными представителями этого направления были А. А. Ахматова (Горенко), О. Э. Мандельштам, С. М. Городецкий. Они провозгласили освобождение от поэзии символизма, возврат к материальному миру, к конкретной предметности, точному значению слова. Для акмеистов был характерен культ реального земного бытия. Вместе с тем в их поэзии прослеживается склонность к эстетизму, камерности, поэтизации человеческих чувств. Камерность, лиричность, психологизм особенно звучали в поэзии А. Ахматовой; экзотическая и историческая тематика отличала лирику Н. Гумилева.

В 1910 г. возникает и другое модернистское течение в русской литературе и искусстве — футуризм. Футуристы стремились создать «искусство будущего» (отсюда и название этого течения). Они отрицали традиционную культуру, ее моральные и художественные ценности. Эти принципы были изложены в своеобразном манифесте футуристов под названием «Пощечина общественному вкусу» (1912). Главное требование футуристов — абсолютная свобода творчества. К этому течению принадлежали поэты В. В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, Игорь Северянин (И. В. Лотарев). С футуризмом было связано и начало поэтического творчества В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, Б. Л. Пастернака. Каждого из названных писателей и поэтов отличала яркая неповторимая индивидуальность. Даже примыкая к тому или иному модному течению, они сохраняли творческое своеобразие. Ряд выдающихся поэтов, захваченных вихрем революционных событий, отходили от символизма, футуризма и других модернистских увлечений. Так, в творчестве Брюсова, Блока, Маяковского, Мандельштама стали звучать социальные мотивы. В это время в русскую литературу входили М. И. Цветаева, С. А. Есенин, М. А. Волошин.

В русской музыке конец XIX — начало XX в. ознаменованы появлением талантливых композиторов А. К. Глазунова, С. И. Танеева, А. С. Аренского, В. А. Лядова, И. Ф. Стравинского, А. Н. Скрябина. Глазуновым были созданы широко известные балеты «Раймонда», «Барышня-крестьянка», «Времена года»; Танеевым — опера «Оресгея» и ряд произведений камерной музыки, романсы, симфонии; Стравинским — на темы русского фольклора — балет «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная»; Скрябиным — симфонические произведения «Божественная комедия», «Поэма экстаза», «Прометей», сонаты, прелюдии, этюды; Аренским — оперы «Сон на Волге» и «Воевода»; Лядов получил известность благодаря циклу фортепьянных, вокатьных и оркестровых миниатюр. К началу XX в. относится становление выдающегося пианиста, композитора и дирижера Большого театра С. В. Рахманинова. Виртуоз-балалаечник и композитор В. В. Андреев в 1896 г. создал первый оркестр русских народных инструментов.

Большую роль в развитии русского балета и оперного искусства играл петербургский Мариинский и московский Большой театры. На рубеже XIX—XX вв. с помощью меценатов создаются и частные оперы. Среди них широкую известность получила частная опера С. И. Мамонтова, в которой в полной мере раскрылся талант Ф. И. Шаляпина. Певцами мирового значения на русской оперной сцене были также А. В. Собинов и А. В. Нежданова. Видный театральный деятель и художник С. П. Дягилев с 1907 г. в Париже стал проводить ежегодные «Русские сезоны» — выступления русских композиторов, певцов, артистов балета. Дягилевская балетная труппа гастролировала в Лондоне, Риме, Берлине и Ныо-Йорке.

Дальнейшее развитие в это время получила русская живопись. К новому поколению передвижников принадлежали братья А. М. и В. М. Васнецовы, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин, И. И. Бродский, В. А. Серов, К. Ф. Юон.

Их передвижничество этого периода выражалось в произведениях жанровой живописи на сюжеты из жизни крестьян, рабочих, быта города. Серов создал серию ярких по реалистичности портретов современников, в том числе императоров Александра III и Николая II. Глубокой поэтичностью отличаются полотна братьев Васнецовых на исторические и сказочные сюжеты.

В 1898 г. возникло творческое объединение художников «Мир искусства» (просуществовало до 1924 г.). В него вошли А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев. К объединению примыкали К. А. Коровин, И. И. Левитан, И. Э. Грабарь и Н. К. Рерих. «Мирискуссники» выступали за высокую живописную культуру, поиск новых форм выражения. Их произведения отличались яркой декоративностью, тонким чувством стиля. Большой интерес они проявляли к исторической тематике (картины Лансере и Бенуа на темы придворного быта XVII—XVIII вв.).

С. П. Дягилев издавал большой иллюстрированный журнал «Мир искусства», проводивший идею защиты «искусства для искусства». Периодически устраивались выставки художников этого объединения.

В начале XX в. возникают новые модернистские направления в русской живописи, представители которых создают свои творческие объединения. Идеи символизма были характерны для объединения «Голубая роза» с его утонченным психологизмом. В 1910—1912 гг. оформилось объединение художников импрессионистского направления иод названием «Бубновый валет» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк). Их произведения отличались яркой декоративностью, игрой цвета, гротескностью. Значительное внимание художники уделяли натюрморту.

Своеобразным было творчество М. В. Нестерова. В картинах «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Великий постриг» художник на фоне русской природы изображает монашескую Русь, поэтические религиозные образы. Произведения М. А. Врубеля отличает драматическая напряженность (например, «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный»). Работы Б. М. Кустодиева — это красочные сцены купеческого и мещанского быта дореволюционной России. Кустодиев был замечательным театральным художником и мастером портрета. Широко известен написанный им портрет Ф. И. Шаляпина.

Внедрение в архитектуру России конца XIX — начала XX в. достижений промышленного прогресса и технических новшеств способствовало возведению сооружений, характерных для индустриального развития страны: заводских корпусов, железнодорожных вокзалов, торговых центров, банков, «доходных домов» и т. д. Ведущим становится стиль модерн, которому присущи свободное развитие объема, асимметрия и вместе с тем монолитность сооружений. Модерн отличался и характером оформления зданий — применением мозаики, витражей, керамики, скульптуры. В то время усовершенствовалась строительная техника. Стекло, сталь, железобетон, облицовка гранитом стали широко применяться в зданиях различного назначения. Но наряду с сооружениями в стиле модерн возводились здания культового, торгового, административного и общественного назначения в древнерусской и византийской стилизации: храм Воскресения Христова (архитектор А. А. Парланд) на Екатерининском канале в Петербурге (на месте смертельного ранения императора Александра II, отсюда народное название «Спас на крови»), Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ, архитектор А. Н. Померанцев), Исторический музей (архитектор В. О. Шервуд), Московская городская дума (Д. Н. Чичагов), храм Христа Спасителя в Москве (архитектор К. Тон).

В русской скульптуре начала XX в. заметно влияние импрессионизма. Представители этого направления — скульпторы П. П. Трубецкой и А. С. Голубкина. Наиболее известное произведение Трубецкого — конный памятник Александру III в Петербурге. Для творчества Голубкиной характерно обобщенно-символическое изображение фигуры в движении. К этому времени относится и начало творческого пути крупнейшего скульптора XX в. С. Т. Коненкова. Для раннего этапа его творчества характерны сюжеты из древнегреческой и славянской мифологии, русского быта. Впоследствии Коненков стал создавать монументальные композиции и скульптурные портреты своих современников.

Выдающихся успехов достигли на рубеже XIX—XX вв. русские ученые. Так, «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский заложил основы современной аэродинамики, создал труды по теории авиации, изобрел аэродинамическую трубу и в 1904 г. под Москвой основал Аэродинамический институт. Жуковский получил известность и благодаря своим трудам по астрономии, математике, гидродинамике и гидравлике, прикладной математике. Преподаватель математики и физики в калужской гимназии К. Э. Циолковский в опубликованной в 1903 г. работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» заложил фундамент теории движения ракет и реактивных приборов.

Русского академика В. И. Вернадского называли «Ломоносовым XX века». Он получил мировую известность, написав труды, которые определили ряд новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Ученый не только первым предсказал фантастическую способность расщепленного атома («лучистой энергии»), но и предупредил об огромной опасности неосторожного обращения с ней. Им были заложены основы современной экологии.

Мировое признание достижений русских ученых выразилось в присуждении им престижных премий и присвоении почетных званий членов зарубежных академий наук. В 1904 г. Нобелевскую премию получил академик И. П. Павлов за исследования в области физиологии пищеварения, в 1908 г. — И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой