Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современное российское законодательство: проблемы и тенденции развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная проблема не носит умозрительного теоретического характера. Для доказательства актуальности практического значения поставленной проблемы достаточно обратиться к негативному опыту первоначального накопления капитала и прогрессу приватизации в России 90-х гг. XX в. Если бы правящая элита в лице парламента и правительства была заинтересована в принятии всего комплекса законов, регулирующих… Читать ещё >

Современное российское законодательство: проблемы и тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Динамичные процессы, происходящие в различных сферах жизни российского общества, обусловливают необходимость обновления законодательства. Невысокая эффективность правового регулирования связана с противоречивым влиянием на законодательство разных социальных факторов. С одной стороны, нарастает интенсификация законодательства, его специализация и, как следствие, — увеличение массива нормативных правовых актов. С другой стороны, специализация и дифференциация законодательства порождают противоречия и конкуренцию нормативных правовых актов.

Происходит становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между центром и субъектами в составе РФ. Однако этот процесс протекает достаточно болезненно и противоречиво.

Одна из самых актуальных проблем совершенствования российского законодательства — приведение всего массива нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, оптимизацию соотношения федерального и регионального законодательства. К сожалению, в Российской Федерации пока не соблюдается принцип иерархичности законодательства в соответствии с установленным Конституцией РФ юридическим статусом составляющих его нормативных правовых актов. По-нрежиему не урегулированы вопросы о соотношении законов и указов, о праве Президента РФ восполнять пробелы, имеющиеся, по его мнению, в законодательстве. В целях упорядочсния этого соотношения следует принять закон о нормативных правовых актах РФ, в котором законодательно закрепить перечень вопросов, которые регулируются только законом.

Не менее остры противоречия между федеральным и региональным законодательством. Отсутствие большинства федеральных конституционных законов, предусмотренных Конституцией РФ, отказ от такой формы федеральных конституционных законов, но вопросам совместного ведения Федерации и регионов, как Основы законодательства, способствуют произвольному толкованию субъектами РФ важнейших конституционных положений, что размывает единое правовое пространство. Необходимо законодательно урегулировать вопрос о правовой природе соглашений между органами исполнительной власти РФ и ее субъектами по вопросам разграничения компетенции: могут ли они иметь приоритет перед федеральными законами? Скорее всего нет, и эти соглашения являются исключительной прерогативой законодательных (представительных) органов, а не исполнительных.

Следовательно, отсутствие строгой иерархии в системе нормативных актов, противоречивость, параллелизм и пробелы в законодательстве, отсутствие эффективного механизма реализации принятых нормативных актов и ответственности за их исполнение, неконституционность нормативных актов субъектов РФ порождают необходимость унификации законодательства и создания единого правового пространства.

Среди тенденций в развитии отраслевой структуры законодательства следует отметить противоречивое взаимодействие процессов дифференциации и интеграции. С одной стороны, сформировались такие новые отрасли законодательства, как избирательное, законодательство об образовании, об охране здоровья и т. д. С другой стороны, происходит формирование новых комплексных отраслей: законодательство о банках и банковской деятельности, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и т. д. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные проблемы.

Оценка функциональных задач законодательства должна осуществляться независимо от его ориентации на отрасль права. Такая оценка поможет решить задачу создания слаженного, системно связанного законодательства во всех сферах общественных отношений. Существующие проблемы не могут быть решены только с учетом какой-то одной из них (пусть и кардинальной), например безопасности: экономической, государственной, экологической, технической, информационной.

К этой проблеме примыкает ряд других: развитие методов восстановления нарушенного права; создание системы контроля за применением права и состоянием правонарушений; адекватность законодательства в системе органов государственной власти, особенно в системе исполнительной власти, где пока могут работать люди, совмещая эту работу с коммерческой деятельностью, принципом законности, профессионализма и этики государственных служащих и т. д.

Не менее актуальным представляется внедрение в законодательство компьютерного мониторинга, чтобы сделать всю систему законодательства доступной и понятной для пользователя, в том числе и для государства. Несмотря на указы о правовой информатизации, законодательство по-прежиему формируется по принципу латания дыр. Поэтому необходимы классификаторы актов и норм законодательства по отраслям права, классификаторы актов и норм по предметным областям регулируемых отношений, а также классификаторы различных видов деятельности с распределением их по предметам ведения, компетенции субъектов власти.

Действующий общеправовой классификатор отраслей законодательства страдает рядом известных недостатков. В нем отсутствует организующая основа, не позволяющая однозначно определить, по каким отраслям составляется классификатор — по отраслям регулирования или по отраслям права.

Например, разд. I Конституции РФ «Основы конституционного строя» — это не отрасль права, а правовой институт, и в классификаторе нс нашлось места законодательству о правах граждан и их защите; отсутствует рубрика по проблемам собственности, государственной политики, стратегии управления и регулирования формами собственности, по проблемам приватизации, инвестиций и т. д.

Данная проблема не носит умозрительного теоретического характера. Для доказательства актуальности практического значения поставленной проблемы достаточно обратиться к негативному опыту первоначального накопления капитала и прогрессу приватизации в России 90-х гг. XX в. Если бы правящая элита в лице парламента и правительства была заинтересована в принятии всего комплекса законов, регулирующих способы приобретения собственности, формы их защиты, а также определила ответственность недобросовестного продавца и покупателя, вероятно, не возникал бы постоянно в обществе вопрос о легитимности всех приватизационных сделок и нажитых капиталах узкой группой лиц.

По этой причине российское законодательство нуждается в серьезной систематизации, гармонизации с международным правом в области стандартов, в первую очередь в гуманитарной сфере, т. е. прав человека.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение понятию «правообразование», перечислите его разновидности.
  • 2. Как соотносятся правотворчество и законотворчество?
  • 3. К какой форме правообразования относится референдум?
  • 4. Какова типология правотворчества?
  • 5. Раскройте преимущества и недостатки законодательного процесса в различных странах.
  • 6. На какой стадии законодательного процесса в Российской Федерации не вносятся поправки по существу?
  • 7. Что подразумевается под понятием «юридическая техника», каково его назначение?
  • 8. Как устроена система законодательства, какова его структура?
  • 9. Какие существуют формы систематизации законодательства, в чем их недостатки и преимущества?
  • 10. Каковы тенденции в развитии российского законодательства?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой