Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая особый характер нарушений прав и свобод граждан, закон возлагает на прокурора обязанность принимать меры по возмещению ущерба, причиненного пострадавшим от незаконных действий. Эти меры достаточно разнообразны. Одним из типичных и наиболее эффективных средств, направленных на возмещение ущерба, является предъявление прокурором иска в интересах пострадавших в суд или заявления… Читать ещё >

Полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор наделен в целом таким же объемом полномочий, которые он имеет в сфере надзора за исполнением законов (табл. 6.1).

Полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов в вопросах соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Глава 1 «Надзор за исполнением законов» (ст. 22).

Глава 2 «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (ст. 27).

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод.

Принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Использовать полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре.

Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, принимать меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона.

Возбуждать производство об административном правонарушении или незамедлительно передавать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения.

В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными.

Предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав.

Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов в вопросах соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Глава 1 «Надзор за исполнением законов» (ст. 22).

Глава 2 «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (ст. 27).

в п. 1 ст. 21 Закона, освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Вносить представление об устранении нарушений закона.

Совпадая по форме с правами прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, указанные полномочия различаются по содержанию решаемых задач. Законодателем особо оговорено, что, помимо общих полномочий, присущих прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов, прокурор при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина наделен специальными полномочиями, являющимися важными гарантиями защиты прав и свобод личности.

Специфическим для данной отрасли надзора является прежде всего право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан. Заявления и жалобы служат основным поводом, определяющим необходимость прокурорского вмешательства. Сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также из государственных органов и различных организаций.

Рассмотрение поступающих в прокуратуру сообщений (жалоб, заявлений) позволяет прокурору установить состав правонарушения, определить меры, необходимые для пресечения фактов нарушения прав, устранения причин и условий, способствующих выявленным правонарушениям. В случае неполноты содержащихся материалов прокурором производится проверка сообщений в целях получения необходимой информации о факте нарушения прав, обстоятельствах их совершения, а также о лицах, допустивших нарушения прав и свобод граждан. Результаты проверки обусловливают выбор правовых средств прокурорского реагирования.

Информация в прокуратуру может поступать в разнообразных формах (сообщения в СМИ, материалы органов контроля и т. д.), но наиболее часто прокурор получает сведения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина в ходе личного приема граждан. Потребность в реализации данного полномочия возникает в тех случаях, когда восстановление нарушенных прав требует обращения в органы, облада-

ющие соответствующей компетенцией, а заявитель необходимой для этого информацией не обладает и не может обладать в силу своего образовательного уровня, недоступности платной консультативноюридической помощи либо иных причин.

Согласно ст. 46 Конституции каждому гарантировано право судебной защиты прав и свобод. Вместе с тем судебная форма защиты прав, свобод и законных интересов граждан ни в коей мере не умаляет существующие альтернативные способы защиты нарушенных прав. Ситуация, при которой прокуроры ограничиваются только лишь разъяснением права обращения в суд, не всегда находит понимание у заявителя. Кроме того, отсутствие прокурорского реагирования в таких случаях приводит к затягиванию сроков разрешения спора по поводу нарушенного права.

Нельзя не считаться с тем, что обстоятельства большинства нарушений прав и свобод человека и гражданина таковы, что не требуют применения сложной процедуры судебного разбирательства. Поэтому прокурор может предложить более оперативный путь разрешения правового конфликта, указав тот конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы. В его силах также разъяснить содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права. Причем такое разъяснение он может адресовать не только пострадавшему, но и, хотя закон его к этому не обязывает, тому органу, должностному лицу, по вине которых последовало нарушение прав и свобод конкретного гражданина.

Определенную специфику имеет реагирование прокурора на нарушения прав человека и гражданина, имеющие характер административного правонарушения. Прокурор вправе не только лично возбудить дело об административном правонарушении, но и передать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Закон обязывает прокурора принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. Это требование отражает особый характер данных нарушений, посягающих на самые важные социальные ценности — интересы человека. Обязанность принятия мер по пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина указывает на необходимость оперативного реагирования прокурора на ставшие ему известными факты незаконных действий должностных и иных лиц, органов государственной власти, местного самоуправления, руководителей и органов управления коммерческих и некоммерческих организаций. Меры профилактического характера направлены на устранение причин и условий, способствующих нарушениям прав граждан. По смыслу закона они должны применяться по каждому факту установленного прокурором нарушения. Наряду с этим меры по предупреждению нарушений также должны применяться на основании обобщенных данных о состоянии законности в сфере соблюдения прав и свобод граждан в целом, по отдельным их видам и группам. При проведении предупредительной работы прокурорами особое внимание обращается на практику исполнения законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Учитывая особый характер нарушений прав и свобод граждан, закон возлагает на прокурора обязанность принимать меры по возмещению ущерба, причиненного пострадавшим от незаконных действий. Эти меры достаточно разнообразны. Одним из типичных и наиболее эффективных средств, направленных на возмещение ущерба, является предъявление прокурором иска в интересах пострадавших в суд или заявления в арбитражный суд. Прокурор вправе предъявить иск, если речь идет о защите интересов лиц, ограниченных в возможности самостоятельно отстаивать свои права в силу своего возраста, состояния здоровья, а также когда нарушение прав и свобод касается неопределенного круга лиц.

Вместе с тем заслуживает поддержки позиция, согласно которой укрепление механизма защиты прав, свобод и интересов личности объективно делает необходимым расширение компетенции прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Так, в случае выявления незаконного правового акта индивидуального применения прокурор обязан принести на него протест. Однако в случае отклонения протеста прокурор не вправе оспорить такой акт в судебном порядке. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 45 ГПК, в соответствии с которой прокурор имеет возможность обращения в суд в защиту лишь определенного круга граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. Как представляется, подобное ограничение противоречит ст. 2 Конституции, в соответствии с которой признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства.

Таким образом, возникает ситуация, при которой органы прокуратуры обязаны рассматривать любые обращения о нарушениях закона, но предоставленные прокурорам полномочия по их устранению оказываются ограниченными. Поэтому в целях повышения эффективности надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина было бы целесообразно внести в ГПК и АПК изменения, предоставляющие прокурорам полномочия по обращению в суд после отклонения протестов, принесенных на правовые акты, которые были приняты указанными в ст. 26 Закона о прокуратуре органами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой