Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционная реформа – перестройка главных институтов государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Треть состава избиралась в «общественных организациях», причем их «делегатами». В округах на каждый мандат депутата пришлось 230,4 тыс. избирателей. В «общественных организациях» выборы 750 депутатов были проведены при участии 16,2 тыс. делегатов. Иными словами, здесь на один мандат приходилось 21,6 избирателей (в 10 с лишним тысяч раз меньше, чем в округах). Меньшим было и число кандидатов… Читать ещё >

Конституционная реформа – перестройка главных институтов государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На XIX конференции КПСС (28 июня — 1 июля 1988 г.) были приняты резолюции, определявшие основные направления конституционной реформы.

Высшие органы государственной власти и управления

В соответствии с конституционной реформой 1988 г. были изменены структура верховных органов власти и избирательная система.

Был учрежден новый высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов СССР, который собирался один раз в год. Он избирал из своего состава Верховный Совет СССР, Председателя и первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР. Съезд состоял из 2250 депутатов, из них 750 от территориальных и 750 от национально-территориальных округов, а также 750 от общесоюзных общественных организаций (100 — мандатов КПСС, 100 — профсоюзам, 75 — комсомолу и т. д.). Рабочих и колхозников среди народных депутатов было 23,7%. Резерв в виде трети мандатов давал руководителям КПСС гарантированное большинство, так как и распределение мандатов по общественным организациям, и подбор в них персонального состава кандидатов находились еще под контролем партийных органов.

В правовом отношении новый избирательный закон содержал множество противоречий, и его искусственность была очевидной. «Советские женщины» имели 75 мандатов, а «советские мужчины» ни одного — только потому, что существовал Комитет советских женщин.

Формально Конституция СССР с поправками 1988 г. и новый избирательный закон были менее демократическими, чем конституции 1936 г. и 1977 г. Выборы народных депутатов не были равными, прямыми и свободными.

Треть состава избиралась в «общественных организациях», причем их «делегатами». В округах на каждый мандат депутата пришлось 230,4 тыс. избирателей. В «общественных организациях» выборы 750 депутатов были проведены при участии 16,2 тыс. делегатов. Иными словами, здесь на один мандат приходилось 21,6 избирателей (в 10 с лишним тысяч раз меньше, чем в округах). Меньшим было и число кандидатов на место депутата (1 или 2). Если бы на выборах от КПСС (как одной из «общественных организаций») было бы выдвинуто столько же кандидатов на место, как в округах, никто из ее руководства не стал бы депутатом. На выборах не соблюдался и принцип «один человек — один голос». Академик, будучи членом ЦК КПСС и членом Филателистического общества СССР, голосовал четыре раза: в округе и в трех общественных организациях (некоторые категории граждан могли голосовать десяток раз).

Верховный Совет СССР — постоянно действовавший законодательный и распорядительный орган, который избирался тайным голосованием народными депутатами СССР из их числа сроком на пять лет с ежегодным обновлением 1/5 состава. Он состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей.

Избранный в 1989 г. Верховный Совет СССР был первым за советское время, среди депутатов которого практически не было рабочих и крестьян, подавляющее большинство составляли ученые, журналисты и работники управления. Обе палаты Верховного Совета СССР создавали в качестве постоянных рабочих органов комиссии и комитеты.

В марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР. Вместо обычного для советской системы «коллегиального главы государства» (Президиума Верховного Совета СССР) был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями.

Президент СССР был главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент СССР представлял Верховному Совету СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности Председателя Правительства СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. Президент СССР имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с Верховным Советом СССР. Поначалу был создан и Президентский совет, который был упразднен в ноябре 1990 г. ввиду неработоспособности.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Решения этого Совета принимались большинством не менее 2/3 голосов. Президент СССР должен был избираться прямыми выборами, но в первый раз «в порядке исключения» он был избран народными депутатами СССР.

20 марта 1991 г. был принят закон, по которому упразднялся Совет министров СССР и создавалось правительство нового типа — Кабинет министров СССР при Президенте СССР, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой