Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативные события в политике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При работе с внешней целевой аудиторией данный коммуникативный проект также играл и продолжает выполнять важную роль. Прежде всего, победа СССР в 1945 г. изменила геополитическое устройство мира, усилила влияние СССР и коммунистических партий в мире, активизировала развитие национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах. Многие на Западе не были удовлетворены итогами Второй… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ И ЕГО МЕСТО В СФЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО
    • 1. 1. Феменология коммуникативного события
    • 1. 2. Роль коммуникативных событий в политике
    • 1. 3. Коммуникативные события: примеры политизации
  • Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СОБЫТИЙ В ПОЛИТИКЕ
    • 2. 1. Проектирование коммуникативных событий
    • 2. 2. Роль СМИ и СМК в конструировании и репрезентации коммуникативных событий
    • 2. 3. Способы оценки эффективности коммуникативных событий
  • Глава 3. ГОДОВЩИНА ПОБЕДЫ ВО II МИРОВОЙ ВОЙНЕ КАК КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
    • 3. 1. Политический и коммуникативный потенциал Второй мировой войны
    • 3. 2. Празднование победы в Великой отечественной войне как успешный коммуникативный проект

Коммуникативные события в политике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

N.

Содержание научной проблемы и ее актуальность.

В современном мире в связи с повышением динамики политических процессов и усложнением политического дизайна коммуникативная природа события требует особого внимания. События последних лет наглядно подтверждают, что именно коммуникативное взаимодействие основных акторов российской политической жизни не просто влияет, но во многом формулирует политическую повестку дня.

В центре диссертационного исследования — изучение природы, содержания, места и значения коммуникативного события в российском политическом процессе.

Поставленная проблема имеет два важнейших аспекта: практико-политический и научно-исследовательский. Практико-политический аспект проблемы связан с изучением объективного политического процесса, в рамках которого политическое формируется за счет привлечения внимания целевой аудитории к политическому событию. Научно-исследовательский — заключается в необходимости изучения процессов сближения и соединения коммуникативного и политического взглядов на природу политического и таким образом формируется на стыке коммуникатологии и политологии как междисциплинарная проблема, требующая одновременно актуализации знания о формировании политического пространства, а также о структуре, функциях и способах существования коммуникативного политического события.

Изучение поставленной проблемы в научном плане позволяет сформировать современное видение политического и исследовать коммуникативные процессы в качестве неотъемлемой составной части современной политической реальности. Особое внимание в исследовании будет уделено изучению механизмов и способов конструирования политически актуальных событий, что до сих пор оставалось за пределами специальных интересов экспертного сообщества.

Таким образом, поставленная проблема позволит выйти на решение чрезвычайно значимых и актуальных вопросов, отражающих характерные черты современной политики.

Историография проблемы.

К настоящему времени в историографии сложились определенные традиции в исследовании коммуникативного события как особой научной проблемы.

1. Лингвистическая традиция.

В работах В. Шмида, Т. А. Дейка, Ю. Н. Караулова, Н. Д. Арутюновой, В. И. Тюпы и других коммуникативное событие представлено в нарраторской традиции. В. Шмид в «Нарратологии», определяя признаки событийности, на первое место выносит понятие «релевантности изменения», его значимости1. Этот критерий тождественен подходу в политической науке, где определяющим фактором коммуникативного события становится возможность внесения изменений — у Ю. М. Лотмана называясь «значимым уклонением от нормы», а у И. Гофманапротиворечием фреймам «первичной организации опыта».

В рамках лингвистической традиции необходимо выделить работы российских ученых A.A. Смирнова и В. П. Руднева. A.A. Смирнов, автор статьи «История слова «событие» «, утверждает, что окончательное значение этого понятия сформировалось к 80-м гг. XX в. под влиянием журналистского понимания происшествия как новости, чего-то из ряда вон выходящего2. По мнению В. П. Руднева, что-либо становится событием только тогда, когда оно описано как событие, рассказ о нем. Кроме того, оно обязательно должно быть окрашено модально, вносить изменения в сознание целевой аудитории3. Это утверждение перекликается с подходом социологов.

2. Социологическая традиция.

Шмид В. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — С. 12.

2Смирнов A.A. История слова «событие» [Электронный ресурс]: //Текстология. URL: http://www.textology.ru 168 (дата обращения 19.03.2011).

3Руднев В. Феноменология события // Логос. — М., 1993. -No 4.

По мнению П. Бурдье, для того чтобы изменить мир, необходимо изменить способы, по которым он формируется, т. е. его видение4. Эта тенденция была отмечена еще в 1922 г. У. Липпманом в книге «Общественное мнение», главный посыл которой заключается в том, что события нужно создавать, а не ждать, пока они могут произойти5.

Известный американский социолог Д. Бурстин также отмечал, что спонтанные события уже не удовлетворяют возросший спрос на информацию, и революция в СМИ, произошедшая в XX в., способствовала становлению бизнеса производства иллюзий, формирующих взгляд человека на мир6. Несмотря на то что ряд исследователей прослеживают зарождение событийной коммуникации еще в начале XIX в., большинство специалистов в сфере public relations сходятся во мнении, что основателем приема «создания событий» был Э. Бернейз, который в 1923 г. организовал общенациональный конкурс скульптур из кусочков мыла для компании Procter&Gamble.

В «Социальном конструировании реальности» П. Бергман и Т. Лукман делят события на два типа:

1) те, которые происходят непосредственно с индивидом;

2) те, о которых индивид узнает, не принимая в них участия.

И те и другие события оцениваются посредством типизаций, которые закладываются с самого рождения. Однако в первом случае, в отличие от отдаленных форм взаимодействия, схемы типизации часто меняются из-за влияния других участников события, которое они могут оказывать в ходе последующего взаимодействия7. Таким образом, мнение о событиях, которые происходят с индивидом в его реальной жизни, меняется легче, чем о тех, в которых он не принимал непосредственного участия, а о которых узнал, например, из средств массовой информации и коммуникации. СМИ и СМК занимают важное место в коммуникативном подходе.

4Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Социология политики. М.: Sociologos, 1993. -С.87.

5Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуновой. — М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. — С.322.

6Boorstin D.J. The Image. A Guide to Pseudo-Events in America: 25th ed. -N.Y.: Vintage Books, 1992. — P. 5.

7Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.-С.54.

3. Коммуникативная традиция.

В рамках данного подхода существует большое количество значимых для изучения коммуникативных событий работ, однако, прежде всего, необходимо выделить классиков теории коммуникации: «Структура и функция коммуникации в обществе» Г. Лассуэла с формулой коммуникации, «Математические теории коммуникации» К. Шеннона и У. Уивера с линейной моделью и термином «энтропия», означающим информационный шум, который необходимо учитывать при конструировании коммуникативного события. Работы М. Маклюэна с идеей глобального коммуникационного воздействия («мир — глобальная деревня») и делением на «горячие» и «холодные» СМИ. Он подчеркнул основополагающую роль СМИ, правильное использование которых является наиболее важным фактором успеха коммуникативных событий.

Важными представляются работы П. Ф. Лазерсфельда и Р. Мертона, в особенности их тезисы о двухступенчатом потоке коммуникации и лидерах о мнений. Часто знание о двухступенчатом потоке позволяет сэкономить временные, материальные и другие виды ресурсов при конструировании и репрезентации коммуникативных событий.

Р. Барт внес большой вклад в коммуникатологию своей теорией о «мифе». Ее суть заключается в том, чтобы изменить реальность и создать такой образ действительности, который соответствует ожиданиям носителей мифологического сознания. Во время одной из своих знаменитых лекций он заметил, что власть гнездится в любом дискурсе, даже если он рождается в сфере безвластия9. Этот важный тезис подтверждает то, что, вследствие интереса политических институтов к интерпретации всех происходящих событий и, в соответствии с этим, их политизации, практически любое событие может попасть в политическое пространство и, следовательно, стать политическим.

4.Традиция политических исследований.

8Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию исследования. М., 2003. — С. 243.

9Барт Р. Лекция // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989. — С. 545.

В политической мысли прошлого кроется правильное понимание современных политических феноменов — такой рефрен встречается у классиков политической теории, таких, как Л. Страус, Э. Вогелина, X. Арендт, и других, рассматривавших событие в качестве единицы анализа. О событии также говорил и Г. Зиммель, отмечая, что оно — «исторический элемент», поскольку является более поздним, чем другое событие, и более ранним, нежели третье10.

Этот подход схож с историческим: у Дж. Коллингвуда, Ф. Броделя, К. Гемпеля прошлое представлено как цепочка событий, каждое из которых принимается за факт. Однако политическое событие не может представать фактом в силу своей модальности и коммуникативных свойств.

Организовать мир и деятельность человека невозможно без объяснения и коммуникации, в том числе и без событийной коммуникации. Отсюда интерес властных кругов к событийному инжинирингу.

В последние годы, как отмечает М. Н. Грачев, политическая коммуникация стала вызывать особый интерес у научного сообщества. И причины здесь три: политическая коммуникация передает информацию, изменяет мнения и поведение информируемых. Последний этап является основой властно-управленческих отношений в обществе11.

По мнению К. Дойча, основная задача политики заключается в воспроизводстве, получении и переработке информации, которая позволяет политическим субъектам налаживать взаимодействие с обществом12. От успеха этих отношений зависит эффективность политической деятельности.

Многие исследователи, например, Г. Алмонд, Д. Истон, Г. Вудрот, Л. Пай, Ю. Хабермас, М. Ю. Гончаров и др., оценивают политику как систему непрерывных коммуникативных процессов и действий. В связи с этим проектирование и репрезентация коммуникативных событий в политической среде должны вызывать особый интерес, поскольку обладают тем коммуникативным.

10 Зиммель Г. Проблема исторического времени / Пер. А. М. Руткевича // Зиммель Г. Избранное. — Т. 1. Философия культуры. — М.: «Юрисгь», 1996. — С. 519.

Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. — М.: Прометей, 2004. — С.39.

2Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. — М., 1993. — С.273. потенциалом, который необходим для успешного функционирования политической системы.

Н. Луман в книге «Власть» определял общество как систему событий, связь между которыми определяется смыслом, оказывающим влияние на различные.

1 ^ сферы поведения индивидов. От того как эти события будут интерпретированы, зависит общественное поведение.

По мнению эстонского политолога И. Сильдмяэ, событие обязательно должно содержать в себе «сценарий», в котором есть субъект, средства, объект, время, обстоятельства или условия, причина, цель и результат. Но далеко не всегда все эти составляющие события могут быть известны, и если информация о каком-либо из них отсутствует, это еще не значит, что события не существует.

Проблема аполитичности и отсутствия доверия к власти российского общества отражена в работах H.A. Бердяева, A.B. Соколова, В. Н. Лысенко, исследованиях С. Мендельсон и Т. Герберта. Ж.-М. Коттре основной задачей политической коммуникации назвал установление доверия для достижения общественного консенсуса."Власть, которая не смогла бы стать властью в аполитичном обществе, всегда утверждает обратное"14. Поэтому даже самые авторитарные правители считали необходимым демонстрировать свою легитимность. Конструирование и репрезентация событий, в качестве способа донесения информации до населения, могут стать одной из форм социального контроля и путем легитимации власти.

Кроме того, роль коммуникативных событий в политике не ограничивается формированием легитимности. Государству необходимо обеспечить предсказуемость поведения как людей, так и общественных и политических институтов. Как не без основания отмечал Э. Дюркгейм, назначение государства состоит в том, чтобы направлять «неразумную мысль» толпы с помощью «более продуманной мысли"15.

3Луман Н. Власть. — М.: Издательство «Логос», 2005. — С. 13.

14Попцов О. Тревожные сны царской свиты. — М., Совершенно секретно, 2000. — С. 273.

15 Цит. по: Тихомиров Л. А. Монархическая государственности. — М., 1992. — С.33.

К. Шмитт считал, что невозможно избежать политики, так как необходимость политического заложена в самой природе человека, поэтому различные сферы жизни могут обрести политическое значение16. У Н. Винера «человек коммуникационный» ориентируется не столько на свои чувства, сколько на внешние события: он живет за счет поступающей извне информации, сбор и анализ которой ему жизненно необходим17.

Отсюда вывод: поскольку событийность и связанная с ней информация жизненно необходимы для любого индивида, а политический потенциал есть практически у любой сферы, из которой берется информация, создание коммуникативного события в политике обладает возможностями для решения задач властных структур.

Таким образом, на основе анализа рассмотренной литературы можно выявить те выводы и оценки авторов, на которые можно опираться в данном исследовании, а также определить его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

.

Цель работы — исследование коммуникативного содержания политического события.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— выявить феменологическое содержание и определить место коммуникативного события в политическом пространстве;

— изучить способы проектирования и репрезентации коммуникативных событий в политике;

— исследовать национально значимое событие как коммуникативный проект в политическом дизайне современной России.

Объект — коммуникативная природа политического события.

Предмет — основные способы проектирования и репрезентации коммуникативных событий в политике.

16 Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. — 1992. -№ 1. — С. 35.

17 Цит. по: Грачев М. Н. К вопросу об определении понятий «политическая коммуникация» и «политическая информация» // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. -2003. -№ 4. — С. 35.

Эмпирическая база исследования.

К первой группе источников относятся официально-документальные материалы, подразделяющиеся на международные и внутригосударственные. Это международные договоры и соглашения, официальные документы иностранных государств, решения международных организаций, итоговые декларации конференций. Среди подобных источников — Устав ООН, Олимпийская Хартия, резолюции Совета Безопасности ООН, внешнеполитические концепции государств. Они позволяют проанализировать публично декларируемые позиции государств и организаций по широкому ряду вопросов, в том числе по поводу различных коммуникативных проектов, а иногда и сами являются элементом коммуникативного события или проекта. Это и внутригосударственные материалы, такие, как конституция страны разных лет, федеральные законы, указы органов власти, которые нередко являются частью коммуникативных проектов и событий и используются для решения важных политических, экономических, идеологических и других задач.

Вторая группа источников представлена материалами периодической печати, такими, как газеты («Российская газета», «Ведомости», «Правда» и др.), журналы («Эксперт», «Коммерсантъ», «Советник», «Российское военное обозрение» и др.), сборники («Вестник Российского университета дружбы народов», «Вопросы психологии», «Критика и семиотика», «Русская Америка», и др.). Публикации в данных изданиях отражают интерпретации событий и мнения экспертов и журналистов, связанные с коммуникативными событиями и событиями, имеющими отношение к празднованию Дня Победы.

Третья источниковая группа представляет собой результаты статистических исследований (базы данных фонда «Общественное мнение», портал статистических данных, Всероссийского центра исследования общественного мнения, Федеральной службы государственной статистики и др.). Данные этих исследовательских центров содержат результаты социологических опросов, отражающие общественное мнение. Эта информация является формой обратной связи и позволяет выявлять эффективность коммуникативных событий в политике.

Четвертая группа — материалы интернет-ресурсов. К ним относятся новостные сайты информационных агентств («Росбизнесконсалтинг», «Лента.ру», «Интерфакс», РИА «Новости», ИТАР-ТАСС и др.), предоставляющие возможность оперативно отслеживать информацию по различным коммуникативным политическим событиям, сравнивать их репрезентацию, в частности, мнения российских и западных СМИ.

К этой же группе относятся профильные сайты и информационные порталы (Центр исследований маркетинговых коммуникаций, портал по брендингу, «Бизнес — портал», «Бизнес-форум», Полит.ру, и др.), позволяющие получить специализированную информацию, необходимую для политической и коммуникатологической оценки событий.

Еще один подвид четвертой источниковой группы — специализированные сайты. К ним относятся интернет-ресурсы международных государственных организаций (ООН, Европейский союз, НАТО, ОБСЕ, Межгосударственный Союз городов-героев и др.) — сайты президента и государственных организаций (Совет безопасности РФ, Управление делами президента, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания, Служба внешней разведки и др.). На этих сайтах опубликована официальная информация, отражающая государственную точку зрения на коммуникативные события.

К специализированным сайтам относятся и ресурсы, посвященные Второй мировой войне: «Сайт в защиту георгиевской ленты», «Сайт о войне», Государственные архивы РФ, хранящие фотодокументы о Великой Отечественной войне 1941;1945 гг., «Непридуманные рассказы о войне», «Вторая мировая война», «Военная история» и др. В этой группе источников представлена информация, позволяющая сделать анализ коммуникативных событий, связанных с Великой Отечественной войной.

К этой же группе относятся сайты российских PR-агентств («Ньютон», «Рекламастер», «Positive relations», «Михайлов и партнеры», Imageland PR и другие), размещающие публикации с мнениями экспертов и журналистов, связанные с коммуникативными событиями, а также предлагающие услуги по организации коммуникативных событий.

Гипотеза.

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что современное политическое событие реализуется как коммуникативный акт.

Научная новизна исследования заключается в следующих позициях:

1. Выделены признаки коммуникативного события:

— формирование на основе актуальных для жизни человека и общества проблем;

— включение новых способов и приемов актуализации информации, ее конкретизации и персонификации, направленных на изменение отношения человека или целых групп к социальной действительности;

— выстраивание на основе привлечения в рамках единого информационного поля большого числа людей;

— обладание потенциалом непосредственного и опосредованного воздействия;

— ориентация на широкий общественный резонанс;

— построение за счет актуализации фактов и данных прошлого, современного и прогнозируемого будущего;

— конструирование таким образом, чтобы реальность и возможность соединялись как значимые компоненты;

— выстраивание в качестве важнейшего инструмента социализации.

Эти признаки коммуникативного события является важным инструментом воздействия на целевую аудиторию, особенно в такой сфере, как политика.

2. Сформулировано определение коммуникативного политического события: событие, которое способно повлиять на политические убеждения широких слоев населения и информацию о котором легко получить без дополнительных материальных и временных затрат.

3. Разработана технология эффективного конструирования коммуникативного политического события, основанная на планомерном выстраивании единой общности в качестве целевой аудитории, обладающей сходными базовыми ценностными ориентирами, являющимися базой для его репрезентации. Само по себе конструирование событий без работы над их репрезентацией в большинстве случаев не будет эффективным, поскольку в политике основополагающее значение имеют не реальные действия, а то, какую трактовку они получили в обществе.

4. Оценена роль СМИ в конструировании и репрезентации коммуникативных событий. Функционирование любой политической системы зависит от того, насколько успешно она управляет мнениями и, как следствие, поведением общества. Информация, которой руководствуется индивид для совершения каких-либо поступков, необходимых властным структурам, в большинстве случаев берется из СМИ. Поэтому СМИ сегодня — важный актор политического процесса, обладающий потенциалом обеспечения устойчивости политической системы.

5. В качестве национально значимого для политического дизайна современной России коммуникативного события исследовано использование властями победы во Второй мировой войне. В настоящее время в политологии Вторая мировая война признана основополагающим событием XX в. и всей послевоенной истории. Анализ коммуникативного проекта Победы позволил выявить важные политические, экономические, идеологические и другие задачи, которые с его помощью решались и продолжают решаться руководством страны. В послевоенные годы это, прежде всего мотивирование людей на восстановление в кратчайшие сроки экономики страны, легитимация правящей власти, а также база для развития идеологии и ее экспансии за пределы СССР. В постсоветский период основной задачей этого проекта стала консолидация общества. Тема победы, вызывающая патриотические чувства, актуализировалась властями в сложные экономические и политические периоды в целях отвлечения внимания от существующих проблем. Педалирование темы победы стало важным направлением для внешнеполитической деятельности страны — это событие помогло усилить политический вес и влияние на международной арене.

Теоретико-методологические основания исследования.

В основу теоретического анализа должна быть положена в первую очередь идея коммуникативной цепочки Г. Лассуэла «Источник — Сообщение — КаналПолучатель (Коммуникант) — Обратная связь"18. Если ей следовать, то коммуникативное событие может выступать как в роли сообщения, так и в роли самостоятельного канала коммуникации. В современных условиях эксформации и жесткой конкуренции на информационном пространстве канал коммуникации сам должен служить источником информации, быть не только средством, но и своеобразным актором, привлекая к себе еще больше внимания. Этим объясняется возросший интерес к формированию и интерпретации событий.

Основополагающим исследованием политической власти в рамках коммуникативного подхода считаются работы Т. Парсонса — «On the Concept of Political Power» и «Sociological Theory and Modern Society», где он охарактеризовал власть как «медийное средство». Т. Парсонс смотрел на политику как на механизм выбора коллективных целей, принятия решений и привлечения необходимых ресурсов для достижения поставленных целей19.

Институт власти, осуществляя коммуникативную политику, апеллирует к совершенно разным целевым аудиториям: народу, бизнес-элите, правящим кругам и общественному мнению других государств. В этой связи важна работа К. Дойча «Нервы управления. Модель политической коммуникации», в которой отражен его коммуникативный подход к работе политических институтов.

Помимо указанных, при написании исследования также будут использованы работы по теории коммуникации, политической психологии, политической социологии, public relations.

В качестве основных исследовательских методов будут применяться:

— метод системного анализа, позволяющий рассматривать каждое из событий как систему, состоящую из множества элементов, обладающих причинно-следственными связями, выявить закономерности в их конструировании,.

18Lasswell H. The structure and function of communication in society // The communication of ideas. -N.Y., — 1949. — P. 43.

19 Parsons T. Sociological Theory and Modern Society. -N.-Y.: Free Press, 1967. — P. 39. коррелирующие с возможностью их применения в качестве эффективного средства коммуникации;

— сравнительно-аналитический метод, который дает возможность сопоставить внутренние элементы коммуникативных событий, выявить влияние отдельных факторов на успешность коммуникативного события;

— бихевиористский метод, позволяющий определить изменения в поведении целевых аудиторий, вызванные принятием информации коммуникативного события;

— метод контент-анализа, позволяющий работать с публикациями СМИ и политическими документами, не искажая результаты обработки информации за счет взаимодействия с общественным или субъективным фоном проводимого исследования, а также дающий представление о тех объектах, которые нет возможности наблюдать;

— метод ивент-анализа или анализа событийных данных, сформированный исследователями в 60-е гг. под влиянием Ч. Тилли. Этот метод позволяет систематизировать события, собирать информацию о характере политических изменений, а также определять состояние политического процесса на момент его исследования как результат различных действий участников событий.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, Зх глав, заключения, приложений, списка источников и исследовательской литературы. Во введении содержится актуальность, объект, предмет, научная новизна, формируются задачи, цель работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования демонстрируют исключительную важность и эффективность такого инструмента политических процессов, как коммуникативное событие.

На основании анализа источников и литературы было сформировано следующее определение коммуникативного события в политике — событие, способное повлиять на политические убеждения широких слоев населения, и информацию о котором легко получить без дополнительных материальных и временных затрат.

Для исследования политической сути коммуникативного события в работе, было, прежде всего, было выявлено феменологическое содержание и определено место коммуникативного события в политическом пространстве.

Выявлены признаки коммуникативного события: обеспечение «со-бытности» большого числа людей в одном месте и в одно времяобщественный резонансвключение в зону своего влияния не только непосредственных участников, но и тех, кто только получил о нем непосредственную информациюзаключение в себе новой информации, способной повлиять на мнение и поведение целевой аудиторииобладание любой формы временности и лежать на пересечении времени и пространстваиметь возможность быть сконструированным и являться инструментом социализации. На основании этих признаков был сделан вывод о важности коммуникативного события как эффективного инструмента воздействия на целевую аудиторию, особенно в такой сфере, как политика.

С помощью коммуникативного события в политике возможно повлиять на политические убеждения значительной доли населения с относительно малыми материальными и временными затратами, поэтому коммуникативные события в политике играют важнейшую роль.

В политике и политическом коммуникативные события занимают центральное место, через них выявляются главные признаки политического.

В исследовании проанализированы механизмы их проектирования и репрезентации. В силу большого информационного потенциала указанные коммуникативные события занимают одно из центральных мест в выстраивании отношений между властью и обществом. Изучение данных механизмов особенно важно с учётом возрастающей динамики политических процессов, а также в связи с усложнением процесса политизации событий.

Коммуникативное значение конкретного события может быть определено исключительно в частном порядке, так как реакция общества на внешний вызов зависит от текущей ситуации, степени актуальности данного события, уровня, масштаба полученного от него резонанса, предыстории развития события, человеческого фактора и целого комплекса иных критериев, не поддающихся универсализации и усредненному обобщению.

Важно, что коммуникативное событие может возникнуть самостоятельно, без предшествующей подготовки. Практически все резонансные события и явления, изначально не являющиеся политическими, неизбежно приобретают политический характер в результате того, что сфера политического интегрирует в себя все остальные сферы общественной жизни. Для усиления влияния коммуникативного события, увеличения общественного резонанса, продления срока действия и т. д., требуется создание специализированного управления. Следует также отметить, что система управления может быть и обратно-направленной, т. е. иметь целью уменьшение значения события.

Проектирование и репрезентация коммуникативных событий должны быть выстроены исходя из четкой цели их создания и применения. Цель должна описывать желаемый результат, точно определять целевую аудиторию, быть измеряемой, включать сроки, в которые она должна быть достигнута и опираться непосредственно на результат, а не на средства его достижения. При соблюдении всех перечисленных условий становится возможным расширить спектр влияния коммуникативного события и добиться эффекта его ретрансляции.

Данный эффект подразумевает сохранение резонанса при постепенном временном отдалении исходного события. При ретрансляции отношение общественности к событию фактически переносится на новые события с целью усиления их общественного значения.

Показательным примером является коммуникативный проект, связанный с ключевым событием XX века в истории России — победой в Великой Отечественной войне. Это национально значимое событие в данной работе исследовано как важный коммуникативный проект в политическом дизайне современной России.

С помощью переноса значения данного события на различные сферы жизнедеятельности общества, отдельные события и длительные явления на протяжении десятилетий оказывается определенное воздействие на общество.

Так, при помощи данного коммуникативного проекта в послевоенный период СССР решалась важная задача сплочения народа на базе идеологии, а также создавались условия для ее дальнейшего развития и сохранения жизнеспособности политического режима. Кроме того, мощнейший стимул, которым стала победа для населения во всех сферах жизни, а также благодаря программам по продолжению фронтовых подвигов в форме развития народного хозяйства, позволил властям в быстрые сроки восстановить разрушенную во время войны экономику Советского Союза на волне всеобщего энтузиазма, в значительной мере естественного, но и во многом подпитываемого с помощью государственной пропаганды.

После прекращения существования СССР правящая элита постсоветской России использовала данный коммуникативный проект для консолидации разрозненного многонационального общества, потерявшего после исчезновения СССР те основы, которые обеспечивали его единство. Проект прославления победы в Великой Отечественной Войне был практически единственной темой, по которой в обществе наблюдался консенсус, и которая была одинаково близка и важна для всех групп и прослоек населения. Благодаря усилиям властей эта тема стала, пожалуй, основным консолидирующим многонациональное и многоконфессиональное общество фактором. Кроме того, тема победы, вызывающая гордость за страну и чувство патриотизма, актуализировалась властями в сложные экономические и политические периоды, с целью отвлечения внимания общества от насущных экономических и политических проблем.

При работе с внешней целевой аудиторией данный коммуникативный проект также играл и продолжает выполнять важную роль. Прежде всего, победа СССР в 1945 г. изменила геополитическое устройство мира, усилила влияние СССР и коммунистических партий в мире, активизировала развитие национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах. Многие на Западе не были удовлетворены итогами Второй мировой войны, и это послужило причиной развязывания «холодной войны» и созданию таких политических институтов, как Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского Договора (ОВД), ООН. Поэтому педалирование такого важного события, как победа, стало одним из ключевых направлений сначала советской, а затем российской международной политики. Тема победы позволила обрести СССР, а затем его преемнице России, большой политический вес и положение сверхдержавы, имеющей право вето в Совете Безопасности ООН, а также обладающей влиянием в других международных организациях, принимающих важные для мировой политики решения и влиять на ход истории.

Главным рефреном прославления победы, работающим как для внутренней, так и для внешней аудитории, являются торжественные парады 9 мая в Москве и других городах России. Это тщательно подготавливаемое коммуникативное событие служит для решения таких задач, как напоминание себе и миру о завоеванной победе, демонстрации боевой мощи страны и поднятия престижа, это дань уважения к ветеранам и закладка фундамента памяти и преемственности для молодого поколения, поднятие патриотического духа и рост гордости за свою страну, объединение многоконфессионального общества вокруг единой идеи.

Таким образом, значение коммуникативного события «Победа в Великой Отечественной войне» для России сложно переоценить, так как в условиях многочисленных кризисов конца XX — начала XXI веков данное событие единственное сохраняет авторитет и может быть использовано как для политического сплочения нации и решения внутренних задач, так и для воздействия на международное сообщество.

Показательно, что применительно к данному коммуникативному событию нельзя указать даже приблизительные сроки, в которые оно могло бы быть исчерпано. Данное обстоятельство делает возможным предположение о том, что именно указанное коммуникативное событие должно лежать в основе политико-коммуникативного процесса создания и продвижения национальной идеи, -концепции духовно-нравственного сплочения российской нации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники на русском языке
  2. X. Массы и тоталитаризм / X. Арендт // Вопросы социологии. -1992.-Т. 1.
  3. Арендт X. Vita Activa или о деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. СПб.: Алетейя, 2000.
  4. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1984. — Т.4.
  5. Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М., 1999.
  6. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988.
  7. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергман, Т. Лукман. М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.
  8. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергман, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995.
  9. В.П. День Победы : очерки о Великой Отеч. войне 1941−1945 гг. (цифры, факты, док.) / В. П. Бородин. М., 2000. — 319 с.
  10. Всеобщая декларация прав человека // Права человека. Основные международные документы. М., 1989.
  11. Ф.И. Смысл и Событие. Брешь в «культурном слое» Электронный ресурс. / Ф. И. Гиренок // Евразия: полит, партия. Электрон, дан. — М., 2009.- Режим доступа: http://eurasia.com.ru/terror/bresh.html, свободный.
  12. Е.П. Маркетинг: словарь-справочник / Е. П. Голубков. М.: Экономика — Дело, 2001.
  13. Т.Ф. Новый словарь русского языка : Толково-словообразовательный: в 2 т. / Т. Ф. Ефремова. М., 2000. — Т. 2. — 1088 с.
  14. Задачи Межгосударственного Союза Городов-Героев и Городов
  15. Воинской Славы Электронный ресурс. / Сайт Межгосударственного Союза Городов-Героев. Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.gorodageroi.ru/soyz/sheli/, свободный.
  16. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания / науч. ред. А. А. Стриженко. Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. техн. ун-та им. И. И. Ползунова, 2003. — 323 с.
  17. М. Солдаты погоды / М. Ивин // За Калужской заставой. 2011. -№ 38 (705). — нояб. — 16 с.
  18. Д., Бекетов А. Настольная энциклопедия Public Relations / Д. Игнатьев, А. Бекетов. 2-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 496 с.
  19. Д. Всероссийский центр изучения общественного мнения сообщил россиянам, как они должны проголосовать на декабрьских выборах / Д. Камалягин // Псковская губерния. 2011. — № 35 (557). — 14−20 сент.
  20. Конституция Российской Федерации Текст.: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. — 39 с.
  21. Д., Хебрейкен Д. Интернет: Энциклопедия / Д. Крейнак, Д. Хебрейкен. СПб.: Питер, 1999. — 555 с.
  22. Кремлевский кинотеатр. 1928 1953. Документы / отв. сост. К. М. Андерсон, JI. В. Максименков. — М.: РОССПЭН, 2005.
  23. Олимпийская хартия / МОК. М., 1990. — 87 с.
  24. И.Н. СМИ и общественное мнение Электронный ресурс. / И. Н. Панарин // Панарин. СОМ официальный сайт И. Н. Панарина. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.panarin.com/doc/8A свободный.
  25. Положение о почетном звании «Город-Герой», утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1965. — N 19. — ст. 248, пункт 7.
  26. Распоряжение Мэра Москвы от 19 апреля 1993 г. № 261-РМ О строительстве храма Памяти Русской Православной Церкви Электронный ресурс. / Московский Портал. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.moscow-portal.info/lawl/mixfc/dwedud.htm свободный.
  27. Результаты исследования общественного мнения о проведении досуга россиянами на сайте ВЦИОМ Электронный ресурс. Электрон, дан.- 2008. -Режим доступа: http://wciom.ru/zh/printq. 23.03.2008, свободный.
  28. Р., Виноградова Е., Мусатов А. Желание покупать. Ритейлоры вызывают его с помощью изображений, музыки и запаха. / Р. Сагдиев, Е. Виноградова, А. Мусатов // Ведомости. 2006. — № 17 (1544). — 2 февр. — лист Б5.
  29. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1955. — Вып. 11. — С. 44−45.
  30. . Национальные особенности охоты за голосами. Так делают президентов / Ж. Сегела. М., 1999. — 264 с.
  31. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. Т. 5. Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско (25 апреля 26 июня 1945 г.). Сборник документов. — М., 1980.
  32. Стенографический отчёт о заседании Российского организационного комитета «Победа» от 27.01.2009 Электронный ресурс. / Сайт Президента России. Электрон, дан. — Режим доступа: Ы1: р://президент.рф #5е1=21:1,22:31,свободный.
  33. Указ Президента РФ «Об установлении постоянного поста почетного караула в г. Москве у Вечного огня на могиле Неизвестного солдата» от 12 декабря 1997 г. № 1277 // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997.-N50.
  34. Указ Президента Российской Федерации «О юбилейной медали „60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.“ // Собрание законодательства Российской Федерации». 2004. — 24 марта — N 10.
  35. Указ Президента Российской Федерации «О юбилейной медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. — 9 марта — N 10. — Ст. 1199.
  36. Указ Президиума ВС СССР от 08.05.1945 «Об объявлении 9 мая Праздником Победы» // Ведомости ВС СССР. 1945. — N 26.
  37. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1965 г. «Об объявлении 9 мая нерабочим днем» // Ведомости Верховного Совета СССР. -1965.-N50.-Ст. 226.
  38. Указ Президиума ВС СССР от 07.05.1965 N 3545-У1 «Об учреждении юбилейной медали Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг.» // Ведомости ВС СССР. — 1965. — N 19. — Ст. 247.
  39. Устав Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси. Лондон, 8 августа 1945 г.
  40. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» // Российская газета. 1995. — 25 янв. — N 19.
  41. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — N 21. — Ст. 1928.
  42. Федеральный закон Российской Федерации «О Знамени Победы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. — 14 мая — N 20. -Ст. 2369.
  43. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 29 декабря 2004 г. N 200-ФЗ // Российская газета. 2004. — 31 дек. -N292.
  44. Федеральный закон «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2006. 15 мая — N 20. — Ст. 2158.
  45. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // Российская газета. 2004. — 31 авг. — N 188.
  46. Федеральный закон «Об учреждении юбилейной медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1993. — 12 авг. — N 32. — Ст. 1238, 1239.
  47. Филиппов В. PR-программы для коммерческих структур / В. Филиппов // Лаборатория рекламы, маркетинга и Public relations. 2004. — № 1.
  48. С. 2−7. Пресс-релиз: Правильная IT-инфраструктура института «Нефтепроект».
  49. Чем заняться в августе //AiRUnionMagazine. 2008. — авг. — С. 12.
  50. К. Математические теории коммуникации / К. Шеннон, У. Уивер. М., 1949.
  51. Д. Крестовый поход в Европу / Пер. с англ. Федотова Е.М.- Смоленск: Русич, 2000. 528 с. Источники на иностранных языках
  52. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. The Conference of Berlin. 1945. — Vol. 2. — P. 480.
  53. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. The Conferences at Malta and Yaltal945. Washington, 1955. — P. 95.
  54. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. The Conferences at Washington and Quebec. 1943. — P. 626.
  55. Lasswell H. The structure and function of communication in society / H. Lasswell // The communication of ideas. N.Y., 1949.
  56. Lasswell H. The use of Content Analysis in Studying Social Change / H. Lasswell //Social Science Information. 1968. — N 1.
  57. Lazarsfeld P.F. The People’s Choice / P.F. Lazarsfeld, В. H. Berelson Gaudet. N. Y.: Free Press, 1944.
  58. Parsons T. On the Concept of Influence / T. Parsons // Public Opinion Quarterly. 1963. — Vol. 27. — N 1. — P. 37−62.
  59. Parsons T. Sociological Theory and Modern Society / T. Parsons. N. Y.: Free Press, 1967. — P. 39.
  60. Roosevelt and Churchill. Their Secret Wartime Correspondence / Roosevelt, Churchill. N. Y., 1975.
  61. United Nations Dag Hammarskjold Library Electronic resource. -Electronic data. Mode access: http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r64.shtml, free.
  62. The Foreign Office and the Kremlin. British Documents on Anglo-Soviet Relations 1941−1945. L., 1984. — P. 74−75.
  63. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика/ Пер. с англ. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт" — ИНФРА-М, 2002. — XII — 493 с.
  64. Д.И. Политическое событие как экономия и предел власти: опыт категоризации / Д. И. Аксеновский // Вестник РГГУ. М., 2008.
  65. И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина — Ассоц. авт. и изд. «Тандем». М.: Гном-Пресс, 1997.
  66. Арендт X. Vita Activa или о деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. СПб.: Алетейя, 2000.
  67. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — 830 с.
  68. Р. Введение в философию истории / Р. Арон // Избранное: Введение в философию истории: пер. с фр. М.: ПЕРСЭ- СПб.: Унив. кн., 2000. — С. 213−524. — (Книга света).
  69. С. Молодежь у вас удивительная! / С. Бабашова, С. Попова, М. Салахитдинова // Труд. 2007. — 27 июля — № 132.
  70. А. Обстоятельства, 4. «Что именует имя Саркози?» / Пер. JI. Фокина. СПб.: Академия исследования культуры, 2008. — 192 с.
  71. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М., 1994.
  72. Р. Лекция. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.
  73. Р. Миф сегодня / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс — Универс, 1994. — С. 72−130.
  74. А.Н., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора: Материалы к словарю. М., 1991.
  75. С. Слухи, которые работают на вас. Секреты профессионального использования / С. Беззубцев. Спб.: Питер, 2003. — 192 с.
  76. И.А. Рядом со Сталиным / И. А. Бенедиктов, А. Т. Рыбин. -М.: Алгоритм — Эксмо, 2010. 42 с.
  77. H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. М., 2005. — С. 14.
  78. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. М., 1990.
  79. . НЛП-практик : полный сертифицированный курс. Учебник магии НЛП / Б. Боденхамер, М. Холл. Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. — 272 с.
  80. . Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. М., 2000. — С. 73.
  81. . Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийяр // Поэтика и политика: альманах Российско-французского центра социологии и философии института социологии РАН. М.: Институт экспериментальной социологии, 1999. С. 76.
  82. . Символический обмен и смерть / Пер. С. Н. Зенкина. М., 2000.
  83. . Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 2001. — 218с.
  84. Ф.А. Паблик рилейшнз, или Стратегия доверия / Ф. А. Буари. -М.: ИНФРА-М, 2001. 178с.
  85. П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. М.: Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры» — Ин-т экспериментальной социологии, 2002.
  86. П. Символическое пространство и символическая власть / П. Бурдье // Современная зарубежная социология (70−80-е годы). М., 1993.
  87. С.А. Связи с общественностью: Учеб. пособ. / С. А. Варакута, Ю. Н. Егоров. М.: ИНФРА-М, 2004. — 246 с.
  88. М.А. Основы теории коммуникации. Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. -М.: Гардарики, 2005. 615 с.
  89. М. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1996.
  90. А. Толкование эмоциональных концептов / А. Вежбицкая //Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.
  91. А. Квадратура круга, или Специальные события как инструмент связей с общественностью / А. Векслер // Советник. -2003. № 3.
  92. Вендлер 3. Факты в языке / 3. Вендлер // Философия, логика, язык — общ. ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М., 1987.
  93. И.Л. Приемы рекламы и public relations. Программы-консультны: 400 примеров, 200 учебных задач, 20 Практических приложений / И. Л. Викентьев. Спб.: консалтинговая фирма «ТРИЗ-ШАНС» — Изд. дом «Бизнес — Пресса», 2004. — 380 с.
  94. В.А. Новые награды Президента и Правительства Российской Федерации: сходство и различие / В. А. Винокуров // Конституционное и муниципальное право. 2009. — N 22.
  95. Встать к стене спиной, держать руки на виду! // Коммерсантъ. 2011. -22 авг. — № 33 (937).
  96. В. Власть протокола / В. Выжутович // Российская газета. Столичный выпуск. 2009. — 6 февр. — № 4844.
  97. К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений / К. С. Гаджиев. М.: Логе, 2001. — 488 с.: ил.
  98. К.С. Политическая философия / К. С. Гаджиев — отд-ние экон. РАН — науч. ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999. — 606 с.
  99. М.А. Интерпретации политических событий в процессе европейской интеграции: между словом и делом / М. А. Гордеева, Я. В. Лапицкая // Вестник РГГУ. 2008. — № 1.
  100. М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография / М. Н. Грачев. М.: Прометей, 2004. — 228 с.
  101. М.Н. Средства коммуникации как инструмент преобразования социально-политической действительности / М. Н. Грачев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология — 2001. — № 3.
  102. И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман — институт социологии РАН. 2004. — 752 с.
  103. Ю. Как правильно организовать спецсобытие Электронный ресурс. / Ю. Гуляев // Портал лесопромышленника. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.drevesina.com/materials.htm/a2/b62A свободный.
  104. Г. Д 12 Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубович. М.: Логос, 1999. — 224 с.
  105. Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Дейк. М., 1989.
  106. . Логика смысла / Ж. Делез. Екатеринбург, 1998.
  107. Э. Беседы о масс-медиа / Э. Деннис. М.: Вагриус, 1997.
  108. А. Телевизионные новости как коммуникативное событие / А. Дерябин // Дискурс. 1998. — № 7.
  109. К. Нервы управления. Модель политической коммуникации / К. Дойч.-М., 1993.
  110. Г. Проблема исторического времени / Пер. A.M. Руткевича // Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. — М.: Юристъ, 1996.
  111. М. Россия сверяет время Бориса Ельцина / М. Иванов // Коммерсантъ. 2011. — 3 февр. — № 18 (4559).
  112. Исторический Парад армии-победительницы // Правда. 1945. — 25 июня — № 151 (9992).
  113. История Второй Мировой войны. Т. 10. Завершение разгрома фашистской Германии. -М.: Воениздат, 1979. 544 с.
  114. П.К. Кремль во время войны / П. К. Ионочкин // Следствие продолжается. Кн. четвертая 65 -й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается — сост. В. В. Егерев. 400 с.
  115. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием-2 / С.Г. Кара-Мурза, C.B. Смирнов. М.: Эксмо — Алгоритм, 2009. — 528 с.
  116. Ю.Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса / Ю. Н. Караулов, В. В. Петров // Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. -М., 1989.
  117. Д. Теория личности: психология личных конструктов / Д. Келли. СПб.: Речь, 2000.
  118. Коломейцева Е. Возврат от инвестиций в специальные мероприятия
  119. Электронный ресурс. / Е. Коломейцева // Сайт «Ивентмаркетинг.ру». -Электрон, дан. Режим доступа: http://eventmarket.ru/?menu= articleid=358, свободный.
  120. Э.В. Связи с общественности: Учебное пособие для высшей школы / Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов. М.: Академический проект, 2005.-416 с.
  121. В.Г. Основы паблик рилейшнз / В. Г. Королько. М.: Рефл-бук — К.: Ваклер, 2001. — 528 с.
  122. А. Легендарный парад / А. Кочуков // Красная звезда. 2001. — 6 нояб.
  123. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. СПб, 2002. — 288 с.
  124. О. В. Социология общественного мнения / О. В. Кузьмен. -Новосибирск, 1996.
  125. С.Е. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации /С.Е. Кургинян, А. П. Ситников. М.: КГ «Имидж-Контакт», 2001.
  126. Й. Корпоративная религия : Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой / Й. Кунде. Спб.: Стокгольмская школа экономики в Спб., 2002. — 270 с.
  127. С.П. Античная философия : Учеб. пособие / С. П. Кушнаренко, Я. В. Кушнаренко. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. — 56 с.
  128. Ю.А. Механизмы и функции общественного доверия / Ю. А. Левада // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. — № 3.
  129. Р. «Я» и Другие / Перевод с англ. Е. Загородной. — М.: Независимая фирма «Класс», 2002. — 192 с.
  130. С. А ведь мы были первыми / С. Лесков // Известия. 2007. — 4 окт. — № 181/27 465. — Лист 5.
  131. У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуновой. -М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
  132. С.Ф. Избирательные технологии: история, теория, практика / С. Ф. Лисовский, В. А. Евстафьев. М.: РАУ Университет, 2000.- 220 с.
  133. А.П. От редакции / А. П. Логунов // Вестник РГГУ. № 1.
  134. А.Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. унта, 1982.
  135. Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Ю. М. Лотман // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
  136. Ю.М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман // Семиосфера. -СПб., 2000.
  137. Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  138. Н. Власть / Н. Луман. М.: Праксис, 2001. — 250 с.
  139. М. Понимание Media: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Г. Николаева. Жуковский — М.: Канон-Пресс- Ц — Кучково поле, 2003.-464 с.
  140. М. Телевидение. Робкий гигант / М. Маклюэн // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1997.
  141. К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М., 1994.
  142. Марат Ж-П. Избранные произведения / Ж-П. Марат. М., 1956. — Т. 1.
  143. Г. Одномерный человек / Пер. с англ. М., 1994.
  144. Р. Советский Союз. Последние годы жизни Конец советской империи / Р. Медведев. М.: ACT — ACT Москва — Полиграфиздат, 2010. — 640 с.
  145. Мид Дж.Г. От жеста к символу / Дж.Г. Мид //Американская социологическая мысль. Тексты. М.: Институт бизнеса и политики, 1996.
  146. A.A. Гармония и дисгармония личности / A.A. Милтс. М.: Изд-во полит, лит., 1990. — 222 с.
  147. A.A. Гармония и дисгармония личности / A.A. Милтон. М.: Изд-во полит, лит., 1990.
  148. Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике / Ю. Б. Молчанов. М.: Наука, 1977.
  149. С. Век толп / С. Московичи. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.
  150. Н.И. Итоги и уроки Второй мировой войны / Н. И. Никифоров // Российское военное обозрение. 2010. — сент. — окт. — № 9−10 (79).
  151. Т.М. «Событие» как категория текста и его грамматические характеристики / Т. М. Николаева // Структура текста. М.: Наука, 1980.
  152. А. О георгиевских ленточках / А. Привалов // Эксперт. -2007.-N18.
  153. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002. — 240 с.
  154. Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию / Т. В. Науменко // Вопросы психологии. 2003. — № 6.
  155. Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз / Д. Ньюсом, Д. Тёрк, Д. Крукеберг. 7-е изд. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт" — ИНФРА-М, 2001. — 628 с.
  156. Д. Огилви о рекламе / Д. Огилви. М.: Эксмо, 2003. — 232 с.
  157. Д. В. Основы политической психологии / Д. В. Ольшанский. М., 2001. — 332 с.
  158. A.C. Антикризисный PR и консалтинг / A.C. Ольшевский. СПб .: Питер, 2003. — 432 с.
  159. A.C. Негативные PR технологии / A.C. Ольшевский, A.C. Ольшевская. М.: Инфра-М, 2004. — 329 с.
  160. И.Н. СМИ и общественное мнение Электронный ресурс. / И. Н. Панарин // Панарин. СОМ официальный сайт И.Н. Панарина». Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.panarin.c0m/d0c/8/, свободный.
  161. В.А. Понятие «факт» в исторической науке: методологический анализ / В. А. Пироженко // Наука та наукознавство. 2001. -№ 1.
  162. Платон. Государство / Платон // Филеб, Государство, Тимей, Критий. -М., 1999.
  163. Г. В. К вопросу о роли личности в истории / Г. В. Плеханов // Избр. филос. произв.: в 5 т. М., 1956. — Т. 2.
  164. Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе / Е. Поликарпова. М., 2002.
  165. .Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1979.
  166. И. Великая оболганная война 2. Нам не за что каяться!: Сборник / А. Дюков, Д. Макеев, И. Пыхалов, О. Россов и др. — ред.-сост. А. Дюков. — М.: Яуза — Эксмо, 2008. -432 с.: ил.
  167. П. Время и рассказ. Т.1. Интрига и исторический рассказ / П. Рикер. М.: Унив. КН., 2000. — 312 с.
  168. A.B. Событие и среда / A.B. Родин // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. — № 4.
  169. В. Феноменология события / В. Руднев // Логос. М., 1993. — N4.
  170. А.Н. Образ врага: от биологии к политологии / А. Н. Савельев // Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. Мн., 2004.
  171. А. Русский Пиар в бизнесе и политике / А. Санаев. М.: Ось-89, 2005. — 240 с.
  172. В. Парад победителей / В. Сапрыков // ВПК. 2008. — 7 мая -№ 18 (234).
  173. И.Я. Знания (когитология) / И. Я. Сильдмяэ. Таллинн, 1987, — 120 с.
  174. В. Великая победа и дипломатия 1941−1945 / В. Сиполс. М.: Новина, 2000.-384 с.
  175. А.П. Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций / А. П. Ситников, М. В. Гундарин. М.: ИМИДЖ — Контакт, 2003. — 256 с.
  176. A.A. История слова «событие» Электронный ресурс. / A.A. Смирнов // Текстология. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.textology.ru/article.aspx7aIcH свободный.
  177. Д. Они снимали «За Родину!» / Д. Смирнова // Искусство кино. 2000. — май — № 5.
  178. .В. Неизвестный Жуков: портрет без ретуши в зеркале эпохи / Б. В. Соколов. Мн.: Родиола-плюс, 2000.
  179. .Н. Тайны Смоленской площади / Б. Н. Сопельняк. -М.: Терра-Книжный клуб, 2003. 672 с.
  180. Ю.А. Статус факта (события) и оценки в текстах массовой коммуникации / Ю. А. Сорокин //Политический дискурс в России-4. М., 2000.
  181. К. Исторический факт и историческое событие / К. Субири // Человек. 2002. — № 2.
  182. В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Киев: Радянська школа, 1974.
  183. А. Вторая мировая война. В кн.: Вторая мировая война. Два взгляда / А. Тейлор. — М., 1995.
  184. К. Итоги Второй Мировой войны. Выводы побежденных / К. Типпельскирх, А. Кессельринг, Г. Гудериан и др. — Пер. с нем. СПб.: Полигон- М.: ACT, 1998. — 640 с.
  185. А. Фантазии женщины средних лет: Роман / А. Тосс. М.: Издательский дом «Элиот», 2005.
  186. В.И. Очерк современной нарратологии / В. И. Тюпа // Критика и семиотика. Новосибирск, 2002. — Вып. 5.
  187. Тульчинский Г. PR фирмы: технология и эффективность / Г. Тульчинский. Спб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
  188. А.Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  189. А.Н. Наука и современный мир / Уайтхед А. Н. // Избранные работы по философии. М., 1990.
  190. A.B. Образ врага в советской пропаганде. 1945−1954 гг. Монография / A.B. Фатеев — отв. ред. Петрова Н.К.- Ин-т рос. истории РАН, 1999.
  191. А.Ф. Пространство политических событий / А. Ф. Филиппов //Полис.-2005.-№ 2.
  192. C.JI. Духовные основы общества: введение в социальную философию / СЛ. Франк. М., 1999. — 436 с.
  193. М. Власть и тело / М. Фуко // Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис. -2002.
  194. М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997.
  195. Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма / Ю. Хабермас // Thesis. 1993. — № 1. — Вып. 2.
  196. Ю. Ядерное оружие СССР: пришло из Америки или создано самостоятельно?. Харитон // Известия. 1992. — 8 дек. — № 265.18.
  197. У. Вторая мировая война. Книга 3. Т. 6 / У. Черчилль М.: Воениздат, 1991.
  198. А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации / А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2003. — 248 с.
  199. А.П. Политическая лингвистика / А. П. Чудинов. М., 2006.
  200. Р. Охота на власть / Р. Шайхутдинов. М: Россельхозакадемия, 2005. — 484 с.
  201. Н.В. «Полиическое событие» как область интерпретации российского экспертного сообщества / Н. В. Шатина // Вестник РГГУ. 2008. -№ 1.
  202. Е. Утопия и утопическое мышление / Е. Шацкий. М., 1991.
  203. Д.А. Политическая реклама как фактор формированияполитического события маркетинга Электронный ресурс. / Д. А. Щебет // Рекламное агентство «ADV energy». Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.adv-energy.com.Ua/infos/v/295, свободный.
  204. Е.Б. Личность и политика / Е. Б. Шестопал. М., 1988.
  205. Е.Б. Политическая психология / Е. Б. Шестопал. М: Айрис Пресс, 2007.
  206. М. Событие и исторический факт: попытка разведения понятий Электронный ресурс. / М. Шильман. Электрон, дан. — Режим доступа: http://abuss.narod:ru/texthtml/factum.htm, свободный.
  207. В. Нарратология / В. Шмид. М.: Языки славянской культуры, 2003.-312 с.
  208. К. Понятие политического / К. Шмитт // Вопросы социологии. 1992.-Т. 1,-Вып. 1.
  209. М. Пёс на кителе Сталина или четвероногие спасатели / М. Штейнберг //Русский глобус. 2010. — март — № 3.
  210. Н.П. Кто брал Рейхстаг. Герои по умолчанию / Н. П. Ямской. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  211. Boorstin D.J. The Image. A Guide to Pseudo-Events in America: 25th ed / DJ. Boorstin. -N.Y.: Vintage Books, 1992.
  212. Bryant A. Triumph in the West, 1943−1946 / A. Bryant.
  213. Cutlip S.M. Effective public relations / S.M. Cutlip, A.H. Center, G.M. Broom. 1994. — P. 300.
  214. De Santis H. The Diplomacy of Silence. The American Foreign Service, the Soviet Union, and the Cold War, 1933−1947 / H. De Santis. Chicago: University of Chicago Press. — 1980.
  215. Deutsch K.W. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control / K.W. Deutsch. L.: Free Press of Glencoe, 1963.
  216. Easton D. Children in the Political System / D. Easton, J. Dennis. N.Y., 1996.
  217. Fairclough N. Media Discourse / N. Fairclough. L., 1995.
  218. Harding L. Welsh Guards in VE day march in Red Square, Moscow / L. Harding // The Guardian May 9. 2010.
  219. Harris T.L. The Marketer’s Guide to Public Relations / T.L. Harris. John Wiley & Sons, Inc., 1991.-220 p.
  220. Hendrix J.A. Public Relations Cases / J.A. Hendrix. California, 1988. -448 p.
  221. Hetherington M. The Political Relevance of Political Trust / M. Hetherington // American Science Review. 1998. — Vol. 92. — N 4.
  222. High D. Brand Valuation: Measuring and Leveraging your Brand / D. High // Brand Finance pic. 2000. — May — Use Return of Investments for Quantifying Marketing Results // Musing by Marketing Resources Ltd. — 1998. — Winter.
  223. Lang K. The Mass Media and Voting / K. Lang, G. Lang //Reader in Public Opinion and Communications — eds. Berelson B., Janowitz M. N. Y.: Free Press, 1966.
  224. Levy C. Allies Join Russians in Victory Day Celebration / C. Levy // The New York Times. -2010. May 9.
  225. Little D.D.C. Models and Managers: The Concepts of Decision Calculates / D.D.C. Little // Management Science. 1970. — Vol. 16. — № 8.
  226. McQuail D. Mass Communication Theory / D. McQuail. L., 1996.
  227. Poster M. The Mode of information: Poststructuralism and Social Context / M. Poster. Cambridge: Polity Press, 1990.
  228. Rothwell V. Britain and the Cold War. 1941−1947 / V. Rothwell. L., 1982.
  229. The Cold War and its Origins, 1917−1960, 2 vols. Garden City, N.Y., 1961.
  230. Imageland PR. URL: http://www.imageland.ru
  231. Newsru.com. URL: http://www.newsru.com
  232. Pro-VisionCommunications. URL: http://www.pvc.ru
  233. Regions.ru. URL: http://www.regions.ru
  234. Агентство маркетинговых коммуникаций. URL: http://www.mca
  235. Европейский союз. URL: http://europa.eu
  236. ИД «Коммерсант». URL: http://www.kommersant.ru
  237. Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru
  238. Исследования рынков РБК. URL: http://marketing.rbc.ru
  239. ИТАР-ТАСС. URL: http://www.itar-tass.com
  240. Сайт НАТО. URL: http://www.nato.int
  241. Сайт ОБСЕ. URL: http://www.osce.org
  242. Сайт ООН. URL: http://www.undp.org/content/undp/en/home
  243. Портал о политике. URL: http://www.politmnenie.ru
  244. Портал статистических данных. URL: http://statistika.ru
  245. Постоянное представительство России при ООН. URL: http://www.russiaun.ru
  246. Правительство Москвы «Электронная Москва». URL: http://mosopen.ru
  247. РИА «Новости». URL: http://www.rian.ru
  248. Росбалт. URL: http://www.rosbalt.ru
  249. Сайт в защиту георгиевской ленты http://www.za-lentu.ru 10.03.2012
  250. Сайт Президента России. URL: ИЦр://президент.рф
  251. Сайт службы внешней разведки http://svr.gov.ru/history/stage06.htm
  252. Сайт Центра исследований маркетинговых коммуникаций http://www.effcon.ru/serv.htm .http://www.effcon.ru/serv.htm. 06.04.2006
  253. Сайт Совета безопасности РФ. URL: http://www.scrf.gov.ru
  254. Сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ. URL: http://www.council.gov.ru
  255. Сайт Управления делами президента. URL: http://www.udprf.ru
  256. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
  257. Фонд «Общественное Мнение». URL: http://fom.ru
  258. Центр исследований маркетинговых коммуникаций. URL: http://www.effcon.ru
  259. Электронный словарь. URL: http://slovari.yandex.ru/1. Публикации автора:
  260. A.A. Событие как инструмент политической коммуникации // Вестник РГГУ. 2008. — № 1. — С.141−149.
  261. Костюченко Сиполс. A.A. Корпоративная культура в деятельности современной российской компании / A.A. Костюченко // Менеджмент сегодня. 2005. — № 3. — С. 45−49.
  262. Костюченко Сиполс. A.A. Корпоративные университеты на российском рынке / A.A. Костюченко // Управление развитием персонала. -2006.-№ 1.-С. 18−26.
  263. A.A. Событийная коммуникация как инструмент выстраивания доверия к власти / A.A. Сиполс // «Новая Россия»: проблемы доверия в современном российском политическом сообществе: сб. науч. статей. В 4-х ч. М.: РГГУ, — 2007. — Ч. 4. — С. 149 — 154.
  264. A.A. Коммуникативные события как инструмент эффективного управления человеческими ресурсами в сфере ИТ / A.A. Сиполс электронный ресурс. // Информационный портал PC Week http://www.pcweek.ru / 27.08.2012.
Заполнить форму текущей работой