Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обычаи о цене товара, его количестве, качестве, таре и упаковке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основании этого обычая — то очевидное соображение, что если бы покупателю зачем-нибудь понадобилась многооборотная тара или многоразовая упаковка (например, для затаривания или упаковывания собственных товаров), то он ее просто купил бы с помощью отдельного самостоятельного договора. Покупка многооборотной тары вместе с помещенным в нее товаром, как правило, не имеет коммерческого смысла… Читать ещё >

Обычаи о цене товара, его количестве, качестве, таре и упаковке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

(6) Цена товара, определяемого весом, всегда считается за чистый вес — вес-нетто (без тары и упаковки)[1]. В тех случаях, когда цена товара определяется по весу-брутто, т. е. по весу с тарой или упаковкой, тара и упаковка считаются принадлежностью товара и предполагаются купленными, в том числе тогда, когда они являются многооборотными[2].

Основание этого обычая — то очевидное соображение, что стоимость единицы товара никогда не совпадает со стоимостью единицы тары и упаковки, как правило — превышает ее. Соответственно, платить за тару (тем более — за упаковку) по цене находящегося в ней товара было бы слишком накладным для покупателя. Поэтому цена многооборотной тары включению в цену товара вообще не подлежит, цена же тары одноразовой, а также цена упаковки должна быть высчитана отдельно и присоединена к цене самого товара, составляя, таким образом, общую договорную цену уже не просто товара, а товара затаренного или упакованного.

Если количество затаренного (упакованного) товара определяется путем его взвешивания в таре (упаковке), то с измеренного таким образом веса сбрасывается определенный соглашением процент, величина которого обычно колеблется от 1 до 10% и зависит от вида товара, тары и упаковки: обычно чем меньше удельный вес товара и больше удельный вес тары — тем он выше, и наоборот. Два гипотетических примера: при продаже, скажем, свинцового лома, упакованного в матерчатые мешки, деревянные, пенопластовые или пластиковые тонкостенные коробки, скидка с общего веса на тару будет минимальной; напротив, продавая тряпичные, деревянные, пенопластовые или пластиковые изделия, упакованные в какие-нибудь особенно тяжелые (свинцовые) ящики, — очень высокой.

(7) Фактическое количество товара, определяемого мерой или весом и прибывшего морем, обычно считается соответствующим условию договора, если оно отклоняется от предусмотренного договором в ту или другую сторону не более чем па 10%; для льна, пакли и пеньки — не более чем на 5%[3]; для хлеба, семян и лесных товаров разница между тяжелым и легким пределом возможного к поставке веса не может превышать 3,333…%. «…например, если будет запродана рожь в 120 фунтов, то поставленный… товар не должен быть одновременно ни легче 118 фунтов, ни тяжелее 122 фунтов»[4]. Данные правила применяются даже в том случае, если количество товара обозначено в договоре определенным числом (например, 600 т сахара-песка, 10 тыс. т щебня и т. п.) и договор не содержит оговорки «около» или «приблизительно» .

Констатированный обычай не преследует целью (и не может) заменить собой правила о нормах естественной убыли товара при хранении или транспортировке. Понятие естественной убыли предполагает, что товар был отправлен (положен на хранение) точно в надлежащем количестве, но вследствие своих особенных свойств либо условий перевозки (хранения) количество это уменьшилось. Иными словами, категория естественной убыли применяется в строго определенной ситуации (при отгрузке товара в надлежащем количестве) и предполагает лишь возможность уменьшения количества товара против отправленного (но никогда не предполагает возможности его увеличения). Понятия о нормах «естественного прироста», насколько нам известно, вообще не существует.

Констатированный обычай имеет в виду совсем другую ситуацию, а именно — отгрузку товара в количестве, не вполне соответствующем условию договора, — в количестве бо?льшем (!) или меньшем, чем-то, что предусмотрено договором. Возникновение такой ситуации может быть обусловлено самыми разными причинами — от чисто технических, вроде расхождений в настройке весов пункта отправления (сдачи) и пункта назначения (приемки) товара, до абсолютно сознательного (намеренного) действия. Чем же оно может быть объяснено? Отгрузка в чуть большем количестве обыкновенно объясняется либо стремлением продавца вполне очистить свои складские помещения от имеющегося товара, либо расчетом на сверхнормативные потери товара в пути (если он не оправдается — если продавец, так сказать, «перебдел» — то приедет больше положенного товара). Положим, отгружается 60 тыс. т энергетического угля; но завершении нагрузки в бункере остается еще около 40 т. Куда их, спрашивается, девать? Конечно, если предполагается складировать в бункер новую партию однородного угля — можно и в бункере оставить, но как быть, если бункер надо вполне очистить, скажем, для хранения чего-то другого? Или бункер был арендован, закончился срок аренды, и бункер необходимо вернуть арендодателю? Логично просто догрузить покупателю 60 тыс. т еще 40 тыс., по возможности — распределив их по имеющимся вагонам (догрузив их).

Отгрузка же в количестве чуть меньшем против договорного обычно преследует целью оптимизировать процессы исполнения нескольких однородных обязательств. Пусть, например, необходимо отгрузить 30 тыс. т энергетического угля одному покупателю и 40 тыс. т — другому; при этом в бункерах поставщика имеется только 65 тыс. т. Как быть? 5 тыс. т недостающего угля — это почти 17% объема первой поставки и 12,5% второй. Отгрузить сполна одному, сполна не догрузив другому — будем иметь ненадлежащее исполнение обязательства. Выход напрашивается сам собой: понемножку недогрузить обоим, скажем, 2 тыс. т — первому и 3 тыс. т — второму. В первом случае недогруз составит менее 7% общего количества, во втором — ровно 7,5%. Да, недогруз образуется и там и там, но торговый обычай, допускающий нс более чем 10%-ное отклонение от предусмотренного договором количества товара в меньшую сторону, позволит считать оба акта исполнения надлежащими.

Ну с поставщиком — дело понятное, с ним вопросов нет. Но почему покупатель мог бы согласиться на подобные систематические отклонения от обусловленного договором количества? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо принять во внимание опять-таки системный, организованный характер деятельности любых коммерсантов — как поставщиков, так и покупателей, — ввиду которого сегодняшний недогруз весьма вероятно будет компенсирован завтрашним перегрузом, и наоборот. Конечно, системный характер деятельности может свидетельствовать и об ином: систематическая поставка товара с недогрузом должна, разумеется, разрушать презумпцию расчета на последующее восполнение недопоставки и отменять применение рассматриваемого обычая. На него может рассчитывать только поставщик, который преследует абсолютно нормальные, правомерные цели; во всяком случае, его перегруз или недогруз не обусловливается стремлением «нагадить» покупателю.

Точно так же и последний, будучи лицом добросовестным (не преследующим цели доставления неудобств продавцу), разумным и, к тому же, вполне защищенным следующим торговым обычаем (сейчас мы про него будем говорить), по предположению, не имеет достаточных оснований возражать против такого исполнения, поскольку пи принятие немного большего количества товаров, ни, наоборот, получение немного меньшего количества при стандартных условиях делового оборота сколько-нибудь существенных затруднений обычно не создает и убытков не влечет.

Разумеется, иной случай — когда точное соответствие количества поставленного товара условию договора для покупателя действительно принципиально — может быть предусмотрен договором или доказываться покупателем. В последнем случае придется доказать еще и то, что продавец знал об этой его покупательской особенности в момент заключения договора или хотя бы в момент отгрузки товара.

(8) Стоимость разницы между договорным и фактическим количеством товара, не превышающая 5% общего количества, компенсации не подлежит[5]. Бо? льшая разница рассчитывается по договорной цене[6], а если товар является биржевым — то по биржевой цене дня поставки. Она должна быть сполна оплачена (может быть удержана) покупателем[7].

Этот обычай — органичное дополнение и разъяснение предыдущего: если разница, не превышающая 5%, еще может быть сочтена (или, по крайней мере, предположена) несущественной во всех смыслах слова, то разница более высокая — это уже серьезно, даже с учетом последующих встречных действий (недогруза против перегруза, и наоборот). Пусть у покупателя нет возможности возврата лишних, допустим, 7,5% товара, равно как и требования допоставки 7,5% в случае, когда их недостает, но стоимость таких излишков должна быть уплачена, а недостатка — удержана. В противном случае создаются предпосылки к вполне коммерческому (рыночному) обогащению за чужой счет без достаточного на то основания — результат, наступления которого частное право не терпит.

Особое внимание нужно обратить на то, что разница, подлежащая компенсации, компенсируется в полном объеме, а не в сумме сальдо подлежащей и нс подлежащей компенсации разниц. В нашем примере: покупатель 40 тыс. т угля, которому поставщик недогрузил 3 тыс. т (7,5% общего количества), вправе заплатить на 7,5% меньше, чем причитается с пего по договору. На том основании, что разница в 5% и менее удержанию не подлежит, поставщик не вправе требовать, чтобы покупатель ограничил размер удержанной суммы только 2,5% цены контракта.

(9) Засоренность хлеба и семян не должна превышать 2%, из которых примесь земли, пыли, соломы и плевел — не более 1%; за каждый процент засоренности сверх нормы следует 2%-ная (для ячменя — 1%) скидка с общей цены, причем, предельный общий объем засоренности не должен превышать 5% переданного товара[8].

Здесь мы имеем объяснение одного из аспектов обычая, приведенного выше под номером 7. Почему для некоторых товаров (в том числе хлеба и семян) процент возможного (правомерного) отклонения фактического количества товара от договорного ниже чем 10%, применяемые по общему правилу? В свете обычая, рассматриваемого теперь, ответ очевиден: засоренность товара так же (наряду с его возможным недогрузом) является фактором, уменьшающим его количество. Следовательно, применение общего (10%) правила нельзя допускать для таких товаров, самый состав которых предполагает неизбежность засоренности; иной подход требовал бы допустить возможность отклонения количества товара в меньшую сторону уже не на 10, а па 12−15%, т. е. довольно значительно.

(10) Качество товара, определенного мерой или весом, проверяется посредством лабораторного анализа проб; среднее качество товара, поставленного несколькими партиями (на нескольких судах, в нескольких вагонах, цистернах, на нескольких платформах и т. п.), — путем лабораторного анализа пробы, полученной посредством смешения одинаковых объемов проб из различных партий — так называемой генеральной пробы[9].

Обычай представляет собой конкретизацию общефилософского правила о том, что в капле воды отражается мир. Подобно тому, как по капле воды можно сделать заключение о существовании и свойствах, по крайней мере, рек, озер, морей и океанов — точно так же по пробе можно сделать вывод о свойствах всей партии товара, а по нескольким пробам — и о свойствах всего товара (нескольких его партий) в целом. Не обязательно видеть океан и пробовать его воду на вкус, чтобы знать о его существовании и о том, что он соленый. Точно так же необязательно перелопачивать вагоны пшеницы или переливать цистерны нефти для того, чтобы понять, насколько то и другое является качественным — достаточно проанализировать взятую пробу.

Точно понимать основание данного обычая важно прежде всего потому, что именно этим основанием определяется самое понятие о пробе, а также и об образце товара, отличие которого от пробы состоит в том, что образец используется при заключении договора для целей контроля за его исполнением. Соответствие товара условиям договора в таком случае будет определяться по соответствию свойств пробы фактически переданного товара свойствам того образца, по которому договор был заключен.

Очевидно, что (1) проба должна заключать в себе такое количество товара, которое минимально необходимо для определения его общих свойств, и (2) она должна забираться случайным образом. Так, очевидно, что одно зерно пшеницы никак не может быть сочтено пробой, ибо ero анализ не позволит сделать вывод ни о качестве самого товара (данное конкретное зерно может быть здоровым, другие — нет), ни о ero загрязненности; очевидно и то, что нет никакого смысла забирать на пробу мешок пшеницы — вполне достаточно пробы в 1−1,5 тыс. зерен. Точно так же понятно, что пробу молока нет смысла брать ни в верхней части емкости — там, где собирается жир, ни в нижней — там, где отстаивается вода: первая будет в пользу продавца, вторая — покупателя, но ни одна из них не покажет истинного положения дел. Способность пробы это положение отразить — вот критерий, которому должны соответствовать сама проба и метод ее забора.

(11) Многоразовые средства затаривания и упаковки должны быть возвращены продавцу и могут удерживаться покупателем у себя не дольше срока возможного по закону ответственного хранения товара с последующей ответственностью за любые (в том числе случайные) их повреждения и гибель; одноразовые же средства затаривания и упаковки, наоборот, предполагаются купленными и возврату не подлежат[10].

В основании этого обычая — то очевидное соображение, что если бы покупателю зачем-нибудь понадобилась многооборотная тара или многоразовая упаковка (например, для затаривания или упаковывания собственных товаров), то он ее просто купил бы с помощью отдельного самостоятельного договора. Покупка многооборотной тары вместе с помещенным в нее товаром, как правило, не имеет коммерческого смысла, следовательно, предполагается не совершенной. Исключение составляет редкий случай покупки по весу-брутто без скидки за тару (обычай № 6). Ну, а коль скоро тара и многоразовая упаковка не куплены (не проданы) — они остаются в собственности продавца, а покупателем лишь нанимаются на время, нормально необходимое для их использования по назначению, т. е. для обеспечения сохранности полученного от продавца товара. С отпадением такой необходимости договор найма считается прекращенным, многооборотная тара и многоразовая упаковка — находящимися у покупателя без правового основания — отсюда все остальные правила, между прочим — в значительной степени восполняющие ст. 517 ГК РФ.

  • [1] Невзоров А. С. Указ. соч. С. 200. См. также ст. 56 Венской конвенции; констатированный здесь обычай отличается от ее предписания только сферой применения.
  • [2] Невзоров А. С. Указ. соч. С. 203.
  • [3] Баринов Э. А. Валютно-кредитные отношения во внешней торговле. М., 1998. С. 128; Коммерческая энциклопедия М. Ротшильда: настольная справочная книга по всем отраслям коммерческих знаний. В полной переделке сообразно потребностям русских предпринимателей и с добавлением б новых русских отделов / под ред. С. С. Григорьева. Т. IV. СПб., 1899. С. 268; Невзоров А. С. Указ, соч. С. 198, 199; Рамзайцев Д. Ф. Указ. соч. С. 62.
  • [4] Коммерческая энциклопедия. Т. IV. С. 271. См. также: Мейер Д. И. Указ, соч. С. 13−14; Невзоров А. С. Указ. соч. С. 197−198. Ср. со ст. 466, 511 ГК РФ или ст. 51, 52 Венской конвенции.
  • [5] Невзоров А. С. Указ. соч. С. 197.
  • [6] На этот случай даже аккредитив рекомендуется открывать нс на твердую сумму, а на сумму с оговоркой «около», означающей, что «…сумма, предъявленная к оплате, может отклоняться от суммы аккредитива в пределах 10%» (Лавров С. Н., Фролов Б. А. Указ. соч. С. 76); без нее сумма, потребованная по аккредитиву, может отклоняться не более чем на 3% и лишь в меньшую сторону (там же. С. 78).
  • [7] Коммерческая энциклопедия. Т. IV. С. 272; Невзоров А. С. Указ. соч. С. 199−200.
  • [8] Коммерческая энциклопедия. Т. IV. С. 272.
  • [9] Там же. С. 272−273; Невзоров Л. С. Указ. соч. С. 219.
  • [10] Невзоров А. С. Указ. соч. С. 201. Ср. со ст. 517 действующего ГК РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой