Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Категория колонов. 
Римское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности правосубъектности покоренного населения. В период республики Рим из маленькой общины становится огромным государством. К началу республиканского периода Рим приобрел доминирующее влияние в Латинском союзе. Рим противопоставляет себя этому союзу, но латинские общины (civitates) не потеряли своей самостоятельности, сохранили свое управление и свое законодательство; граждане этих общин… Читать ещё >

Категория колонов. Римское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период республики и принципата колоном являлся свободный арендатор земли, состоящий в договорных отношениях с ее собственником. С течением времени правовое положение колонов менялось. В течение III в. колон закреплялся на земле фактически, а с IV в. — юридически. Арендная плата постепенно заменялась натуральной оплатой, барщиной. Колонами чаще всего становились рабы, «квазиколоны». Колоны были правоспособны, могли заключать договоры, иметь семью, наследовать, предъявлять иски к третьим лицам, но не к хозяину земли. Колон не имел права самовольно оставлять землю, но и сама земля не могла быть продана без колона. Следует определять колонат как зародыш феодализма, а самих колонов приравнять к крепостным крестьянам.

Особенности правосубъектности покоренного населения. В период республики Рим из маленькой общины становится огромным государством. К началу республиканского периода Рим приобрел доминирующее влияние в Латинском союзе. Рим противопоставляет себя этому союзу, но латинские общины (civitates) не потеряли своей самостоятельности, сохранили свое управление и свое законодательство; граждане этих общин имели полную гражданскую правоспособность, могли торговать и вступать в обязательственные отношения с римскими гражданами. Они платили Риму так называемый «налог кровью», т. е. в случае войны были обязаны поддерживать его своими войсками, не безвозмездно, а за определенную часть военной добычи (как правило, за половину).

Постоянные возмущения тиранией Рима приводили к восстаниям, и в 338 г. до н.э. Латинский союз перестал существовать. Рим установил с отдельными общинами федеративные отношения. Территории, завоеванные Римом за пределами Лациума, присоединяются к римской территории на правах общественных земель римского народа — ager publicus, которые либо сдаются в аренду прежним собственникам, либо употребляются для учреждения колоний. Рим не строил крепостей, но рассыпанные колонии римских граждан на завоеванных территориях создавали своеобразные опорные пункты римской власти, законности и цивилизации. Колонисты получали внутреннее самоуправление, продолжали считаться римскими гражданами, но в политической жизни не участвовали — для этого им надо было приехать в Рим и участвовать в голосовании на собрании триб.

Как правило, в зависимости от способа вхождения того или иного когда-то самостоятельного народа в состав Римского государства, жители наделялись различной полнотой правосубъектности. Справедливой считалась война за интересы Рима, несправедливой она признавалась со стороны тех народов, которые оказывали римлянам вооруженное сопротивление или нападали на союзников Рима.

Самая привилегированная форма правоспособности — полное римское гражданство, включая политические права. Другая категория получала правоспособность только в сфере гражданских (имущественных) правоотношений (они платили Риму налоги, исполняли повинности, главным образом военные, и назывались муниципиями). Наиболее многочисленной была группа общин, которые сохранили свою политическую самостоятельность и строили свои взаимоотношения с Римом на основе международного договора (foedus), данные отношения назывались foederatus.

Существовало два рода таких федеративных отношений — равноправие и подчинение Риму в вопросах внешней политики. Но и в том, и в другом случае жители этих федераций перестают рассматриваться как враги Рима (hostes), а получают статус «socii», или «peregrine», и пользуются государственной защитой на территории Рима (патронат им больше не нужен). Разумеется, как неримские граждане они не вправе участвовать в квиритских (чисто римских) сделках, и не могут обращаться в суд. Но постепенно для их защиты в Риме создаются особые нормы права (ius peregrine) и особые магистратуры — претор перегринов. Следствием установления этого магистрата является исчезновение института клиентелы.

Последнюю категорию населения составляли так называемые дедиции — государства, потерпевшие поражение в войне с Римом и сдавшиеся на его милость без всяких условий. Такая община полностью теряла свой статус, а ее жители — правоспособность. Единственный благоприятный для них элемент — это признание за ними статуса «peregrine», а не «hostes», но никакой правосубъектностью эти лица не обладали. Если государство было разгромлено римлянами, добровольная сдача не была принята (или не предлагалась), то в этом случае Рим оккупировал эту общину, вся земля становилась собственностью Рима, а ее жители — рабами.

Неиталийские земли именовались провинциями. Провинции первоначально рассматривались не с точки зрения определенной территории (Азия, Африка), а с точки зрения продолжающейся военной оккупации. Из Рима для управления провинциями присылались проконсулы или пропреторы, наделенные высшей военной, административной и судебной властью. Юридически вся провинциальная земля рассматривалась как собственность римского народа, а местное население — как ее владельцы, по типу арендаторов. Такие земли и их владельцы облагались налогами, которые не платили италики. Жители провинций находились в статусе перегринов; порядок управления и общее устройство провинции определялось на основе эдикта пропретора и закона о провинции (например, Закон Помпея для Вифинии) соответственно.

Самое тяжелое положение было именно у жителей провинций, нещадно обложенных налогами, обираемых как публиканами (откупщиками налогов), так и высшей администрацией — пропреторами, проконсулами, которые за время управления такими провинциями не только возвращали себе средства, потраченные ими при исполнении должностей эдила, претора и консула, но и значительно наживались при этом.

Жители покоренных провинций, правда, имели право обращаться в суд в Риме с жалобой на действия должностных лиц, и иногда эти жалобы удовлетворялись.

В 212 г. законом императора Каракаллы все подданные Римской империи (за исключением низших слоев населения — дедициев) получили право римского гражданства.

Полноправными субъектами римского права являлись только лишь физические лица. Но для решения своих частноправовых целей они могли объединяться и образовывать юридические лица.

Необходимость в таких организациях, аккумулирующих труд и (или) деньги нескольких физических лиц, объективно возникает на определенном этапе экономического развития государства. Юридическое лицо — субъект, существующий мысленно, субъект, созданный правом. Поэтому признается правоспособность юридических лиц, или организаций.

Римское право не знало ни детальной правовой разработки этого понятия, ни самого этого термина, но тем не менее отдельные юридическое нормы, касающиеся этого института, римскими юристами разработаны были.

Несомненной заслугой римских юристов была сама мысль о юридическом лице как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, обособленной от имущества физических лиц.

Причины появления юридических лиц:

  • — необходимость объединения капиталов ввиду недостаточности их у отдельного лица для получения прибыли в дальнейшем (например, отдельные лица — публиканы — объединяли капиталы, платили в римскую казну весь налог, требуемый с отдельной провинции, а затем взыскивали его и делили полученные деньги между собой пропорционально вложенным средствам);
  • — для уменьшения риска потерь капитала (так, объединяя средства для ведения морской торговли, каждый из участников рисковал только той долей капитала, которую вложил в дело);
  • — для обхода законодательных запретов (в частности, сенаторам и нобилям запрещалось заниматься торговлей, но они обходили этот запрет, создавая юридические лица, в которых юридическими участниками были иные лица, которым разрешалось заниматься торговлей, но на самом деле фактическими участниками были как раз те, кто не входил в состав этого юридического лица).

Существует несколько определений юридического лица.

  • 1. Юридическое лицо — это организованный союз лиц, обладающих самостоятельным имуществом (государство, жреческие коллегии, корпорации ремесленников и т. д.).
  • 2. Юридическое лицо — общеполезное учреждение, объединяющее имущество участников для достижения определенной цели, которая не противоречит интересам государства.
  • 3. И. А. Покровский определял, что «юридическое лицо — это цель, для осуществления которой нормой права предоставлена способность к имущественным сделкам».

Таким образом, можно сделать вывод, что юридическое лицо в Древнем Риме — это организованный союз лиц, обладающих самостоятельным имуществом, предназначенный для достижения определенной цели, не противоречащей закону.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой