Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характерные особенности китайской экономической модели

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] «Три представительства» включают Коммунистическую партию Китая как выразителяинтересов рабочего класса, передовые производственные силы, передовую культуру, коренные интересы широких слоев народа. Идея «трех представительств» фактически расширяетсоциальную базу существующего политического строя — за счет представителей индивидуального и частного капитала. Частным предпринимателям после марта… Читать ещё >

Характерные особенности китайской экономической модели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Китайская экономическая модель складывалась постепенно и в своем развитии прошла два этапа. На первом этапе (с начала 1980;х гг. до начала XXI в.) осуществлялась постепенная, поэтапная реформа действовавшей до этого модели социально-экономического развития, т. е. «уравнительного социализма» с административно-командными методами руководства, к социализму с использованием товарно-денежных отношений на основе директивного планирования, к «социалистической рыночной экономике». В результате возникла двухсекторная экономика, включающая государственный сектор, постепенно сжимающийся количественно, но сохраняющий благодаря господству Коммунистической партии Китая контролирующие функции. И частный сектор, растущий в объемах, влиянии на национальную экономику и общество, более эффективный, но находящийся в подчиненном положении у государства. К 2005 г. государственный сектор давал примерно 30%, а частный сектор — 70% ВВП.

На втором этапе, на рубеже веков, страна вступила в период непосредственного перехода от прежней модели развития к «социализму с китайской спецификой». Эта специфика проявляется в том, что теоретической основой нового строя провозглашается не только марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, но и идея о «трех представительствах»[1], а также «научная концепция развития». Стержневая идея этой концепции — переход от экстенсивной, ресурсоемкой, экологической, слабо социально ориентированной модели к интенсивной, инновационной, ресурсосберегающей и сильно социально ориентированной модели. Фактически это означает отказ от реформы модели сложившегося социализма в КНР и переход к созданию новой модели «специфически китайского социализма». Эта модель в ее современных трактовках и реализации еще сохраняет ряд.

«родовых пятен», но вектор ее развития свидетельствует о все большем отходе от первоначальных принципов. При этом она отличается от других моделей перехода от социализма к капитализму главным образом тем, что переход осуществляется не к капитализму, а к более справедливому социально-экономическому строю, во многом основанному на китайских реалиях, конфуцианских традициях, максимальном использовании механизмов глобализации. Кроме того этот переход осуществляется не путем «шоковой терапии», ускоренного разрушения основных действующих механизмов, а постепенно, поэтапно, с максимальным использованием проверенных, но еще не устаревших механизмов.

К основным методологическим основам формирования китайской модели развития следует отнести прежде всего градуалистский подход к развитию, без «скачков» и «шоков», тем более что страна имеет собственный опыт «большого скачка» конца 1950;х гг. Градуализм выражается в широко известной и применяемой в КНР формуле: «переходя реку, нащупывать камни», т. е. осуществляя те или иные реформы, осторожно постепенно двигаться, выверяя каждый шаг и, если необходимо, отступить назад. Исторический опыт научил китайцев минимизировать риски и начинать реформу с самых слабых звеньев, т. е. там, где реформы явно необходимы. В этой связи экономическая реформа в КНР началась с деревни, сельского хозяйства.

Важным элементом градуалистского подхода стало применение принципа ступенчатости в повышении благосостояния народа — «сначала богатеет часть населения, а затем остальные». На следующем этапе этот принцип изменился, призывая к переходу «от получения выгоды для части населения к выгоде для всех».

Базовой методологической основой является прагматизм, в основе которого лежит так называемая «теория кошки» Дэн Сяопина. Суть ее — «неважно какого цвета кошка — белая или черная, — важно, чтобы она ловила мышей». Иными словами, полезно все, что полезно для развития экономики, повышения жизненного уровня народа и усиления мощи государства. Главное — развитие, в целях которого можно использовать административные, рыночные методы, в том числе экономические модели западных теоретиков в макроэкономике, например, кейнсианские и неокейнсианские теории экономического роста с их традиционным инструментарием, в практике китайских реформ. Однако такой внешний прагматизм не означает всеядности. «Кошка должна ловить мышей» под неусыпным руководством и контролем хозяина, т. е. государства. На этот счет также есть изречение: рынок — это воздушный змей, парящий в небе, но в твердых руках хозяина этого змея.

Важной предпосылкой и условием китайской модели является социальная стабильность. Нужные стране реформы порождают разного рода противоречия, требующие регулярного эффективного разрешения в пользу общества с минимальной ценой социальных издержек. Каждый шаг в реформе должен приносить заметную пользу для общества, не допускать появления дисбалансов, напряжения, потери стабильности. При этом стабильность это не застой в целях сохранения режима, а условие эффективного развития. Более чем 30-летний опыт осуществления социальноэкономических реформ в КНР показывает, что этот принцип в основном реализуется, хотя и далеко не без проблем.

В практике перехода от административно-командной системы управления страной к социализму рыночного типа в китайской модели все более заметным становится использование двух элементов. Во-первых, заимствование эффективных рыночных институтов и механизмов с последующей их адаптацией и «китаизацией». Л во-вторых, внедрение в модель «китайского социализма» конфуцианских канонов и идеалов.

Заимствование, копирование и адаптация передовых институтов и моделей, товарных образцов и т. д. и их дальнейшая адаптация и развитие свойственно ряду стран Северной и Юго-Восточной Азии и представляет собой один из элементов стратегии «догоняющего развития». Однако, пожалуй, лишь в КНР заимствование, копирование и адаптация в широком смысле подняты на уровень развития по принципам «экономики Шаньчжая» как части китайской модели строительства нового общества.

Метод «Шаньчжая» — это не просто копирование, а копирование инновационное. Это процесс интеграции новых технологий, комбинация, симбиоз тех или иных зарубежных разработок для производства собственного оригинального продукта. «Шаньчжай» не следует отождествлять с фальсификацией товаров, пиратскими копиями, прямым воровством интеллектуальной собственности. По мнению китайских исследователей этого феномена, «Шаньчжай» рассматривается как эффективный способ преодолеть существенный технологический разрыв, сохраняющийся между развитыми странами и Китаем. Особенно в условиях дефицита собственных инновационных разработок.

Что касается конфуцианских канонов, то они всегда занимали определенное место в политической культуре коммунистической партии Китая.

Один из них — построение общества малого достатка (сяокан), заимствованное из конфуцианского канона «Ли Цзи». Руководство КНР решило, что в такой специфической стране, как Китай, имеющей богатейшее идеологическое наследие и традиции политической культуры, не следует ограничивать себя рамками европейских и иных теорий социализма. Конфуцианские каноны, созвучные социалистическим идеям, дают широчайшие возможности для интерпретации этих идей и, соответственно, возможности для внесения собственного вклада в общемировую теорию социализма.

В целом китайская модель — в значительной степени симбиоз многих, прежде всего восточноазиатских моделей экономического развития стратегий хозяйствования, конкретных социально-экономических механизмов. Это не умаляет ее оригинальности и значимости. Однако Китай пока не стремится ее рекламировать как образец для подражания. Во многом это связано с тем, что китайские обществоведы пока еще находятся на стадии углубленного осмысления, кристаллизации и превращения конкретных идей, механизмов, подходов, реализуемых в экономической политике, в полноценную специфическую модель «социализма с китайской спецификой».

  • [1] «Три представительства» включают Коммунистическую партию Китая как выразителяинтересов рабочего класса, передовые производственные силы, передовую культуру, коренные интересы широких слоев народа. Идея «трех представительств» фактически расширяетсоциальную базу существующего политического строя — за счет представителей индивидуального и частного капитала. Частным предпринимателям после марта 1999 г., когда в Конституцию КНР «были внесены поправки об индивидуальных и частных предпринимателяхкак важной составной части социалистической рыночной экономики», было разрешеновступать в Коммунистическую партию Китая, занимать посты в структурах законодательной власти.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой