Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление конкурентоспособностью предприятий атомной промышленности на принципах экологического маркетинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные автором выводы уточняют и дополняют ряд теоретических положений по проблеме экологического маркетинга вообще, и атомного экологического маркетинга, в частности. Они могут быть использованы атомными корпорациями для разработки маркетинговой стратегии, призванной обеспечить конкурентное… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 1. 1. Конкурентные преимущества ядерной энергетики и их использование в управлении конкурентоспособностью предприятий атомной.. промышленности
    • 1. 2. Зарубежный опыт управления конкурентоспособностью предприятий атомной энергетики
    • 1. 3. Использование принципов экологического маркетинга как условия обеспечения конкурентоспособности предприятий атомной энергетики
  • 2. МИРОВОЙ РЫНОК ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ В УСЛОВИЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Основные тенденции развития мирового энергетического рынка
    • 2. 2. Особенности использования экологического маркетинга в атомной промышленности (на примере Госкорпорации «Росатом»)

    2.3 Предложения по совершенствованию стратегии продвижения ядерных технологий и обеспечению конкурентоспособности предприятий Госкорпорации «Росатом» на рынке атомной энергопромышленности (на примере ГК «Росатом»).

    3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ.

    3.1 Особенности методического подхода к оценке эффективности экологического маркетинга на предприятиях атомного энергокомплекса.

    3.2 Разработка методики оценки эффективности экологического маркетинга предприятий атомной промышленности.

    3.3 Апробация методики оценки эффективности экологического маркетинга на предприятиях ГК «Росатом «.

Управление конкурентоспособностью предприятий атомной промышленности на принципах экологического маркетинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. В последние десятилетия экологическое предпринимательство становится важной социально-этической областью и новым элементом управления рыночной деятельностью предприятий, в том числе в атомной промышленности, стали ориентировать деятельность своих маркетинговых служб на серьезный учет и практическое использование экологических аспектов. Всё активнее в структуре маркетинга предприятий атомной отрасли начинает развиваться его новая разновидность, которая получила название «атомный экологический маркетинг».

Однако эта деятельность в сфере атомной промышленности должна быть в полной мере адекватна требованиям формирующегося глобального рынка ядерной энергетики и обеспечивать выгодное конкурентное позиционирование отечественных атомных предприятий на внутреннем и внешних рынках.

В этой связи разработка принципов экологического маркетинга для предприятий атомной отрасли является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности, социальной и экологической ответственности предприятий атомной отрасли. Одним из наиболее приоритетных направлений развития экологически ориентированного отраслевого предпринимательства в атомной промышленности является обеспечение управляемости процесса внутриорганизационного экологического маркетинга на основе интеграции экологического фактора в систему ценностных предпочтений хозяйствующего субъекта, формирования и реализации инструментария экологического маркетинга, ориентированного на долговременность экологических целей предприятия.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические и методологические предпосылки для исследования данной темы содержатся в трудах известных зарубежных и отечественных специалистов, посвященных общетеоретическим проблемам маркетинга в целом и, в частности, особенностям экологического маркетинга: И. Ансоффа, Г. Асселя, Ф. Котлера, Ж.

Ж. Ламбена, С. Минетта, М. Портера, Хеймо Туомала, X. Хершгена, а также Е. О. Адамова, Е. П. Голубкова, Т. П. Данько, А. В. Лукиной, Н. Д. Прохорова, В. И. Рачкова, М. Э. Сейфуллаевой, Б. А. Соловьева, Ю. В. Яковца и др.

Однако при значительном количестве переводной и отечественной литературы по избранной теме, многие вопросы остаются малоисследованными.

Так, несмотря на существование различных теоретических концепций, можно констатировать, что в настоящее время целостной и полноценной теории атомного экологического маркетинга не существует. Более того, еще не найден исчерпывающий ответ на вопрос о том, в чем заключаются специфические особенности атомного экологического маркетинга по сравнению с маркетингом классическим. В связи с этим анализ сущности атомного экологического маркетинга и его особенностей может способствовать созданию необходимой теоретической базы для оценки влияния атомного экологического маркетинга на конкурентоспособность атомных предприятий России.

Многие проблемы такой прагматической деятельности, как маркетинг-менеджмент ядерных предприятий, мы также считаем малоисследованными.

По нашему мнению, новые условия мирохозяйственного развития требуют ясного и четкого формулирования новых целей, задач и стратегий маркетинговой деятельности предприятий атомной промышленности, использующих концепцию атомного экологического маркетинга.

Объектом исследования выступает российская атомная Госкорпорация «Росатом» и предприятия энергокомплекса России.

Предмет исследования — совокупность экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе совершенствования маркетинговой деятельности предприятий атомной промышленности России в целях обеспечения конкурентоспособности.

Цель диссертационной работы заключается в развитии понятийного и методического аппарата и обосновании методических подходов к оценке эффективности экологического маркетинга предприятий атомной энергетики как фактора обеспечения конкурентоспособности предприятий данной отрасли.

Для достижения данной цели потребовалась постановка и решение следующих задач:

— исследовать теоретические основы экологического управления промышленным предприятием;

— изучить теоретические подходы к изучению сущности и содержания экологического маркетинга;

— проанализировать зарубежный и отечественный опыт формирования экономических механизмов управления повышением эффективности функционирования предприятий атомной промышленности на основе экологического маркетинга и возможность его адаптации к российским условиям;

— определить особенности атомного экологического маркетинга и разработать последовательность проведения маркетинговых исследований на предприятиях атомной энергетики;

— разработать унифицированный алгоритм методики оценки эффективности экологического маркетинга на предприятиях атомной промышленности;

— апробировать предложенную методику эффективности экологического маркетинга на предприятий ГК «Росатом».

Теоретической и методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам классического маркетинга, специфике экологического маркетинга, мирового и отечественного рынка ядерной энергетики. Наряду с монографиями и диссертационными исследованиями в работе использованы нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий атомной сферы, специальные публикации в периодических изданиях России и ряда зарубежных государств по исследуемой проблеме, а также внутренние материалы корпорации «Роса-том».

Методической основой диссертационного исследования явились методы общей теории экономических систем, экономической и математической ' статистики, технико-экономического и логического анализа, экономико-математическое моделирование.

Источниками аналитических и статистических данных послужили официальные данные статистики России и ЕС, статистика спроса и предложения на рынке ядерной энергии, отчеты МАГАТЭ и других авторитетных международных организаций по вопросам ядерной энергетики, а также результаты апробации методики оценки эффективности экологического маркетинга на предприятиях ГК «Росатом».

Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании теоретико-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятий атомной промышленности на основе использования эффективных методов и принципов экологического маркетинга, а также определении подходов к оценке эффективности экологического маркетинга на предприятиях атомного энергокомплекса.

Научная новизна подтверждается следующими^ полученными' автором научными результатами, выносимыми на защиту:" .

1. Систематизированы и дополнены существующие теоретические подходы к изучению сущности экологического маркетинга как совокупности принципов, методов и средств управления по обеспечению длительного, успешного и устойчивого функционирования компании путём роста ее акционерной стоимости на основе разработки и производства конкурентоспособной продукции, предоставления высококачественных услуг, эффективного сбыта товара, рекламы, ценообразования и комплексного учёта всех бизнес-процессов, происходящих на рынке ядерной энергетики (п. 3.1 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

2. Изучены особенности атомного экологического маркетинга и разработана методика проведения маркетинговых исследований на предприятиях атомной энергетики, учитывающая особенности деятельности организаций и особенности формирования внутреннего рынка (п. 3.7 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

3. Предложен методический подход к оценке эффективности экологического маркетинга на предприятиях атомной промышленности, приемлемый для использования на любом этапе жизненного цикла продукции и, прежде всего, на этапах внедрения продукции на рынок — рост объема продаж — насыщения рынка продукцией — спад объема продаж и прибыли (п. 3.3 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

4. Выполнена апробация разработанного методического подхода к оценке влияния экологического маркетинга на повышение уровня разработки, производства и реализации поликристаллического кремния на Заводе полупроводникового кремния (ЗПК) ФГУП «Горно-химический комбинат» (п. 3.1 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

Результаты исследования, как нам представляется, важны не только с теоретической точки зрения, но могут иметь и практическое значение для повышения эффективности маркетинговой деятельности компании «Роса-том» и обеспечения его конкурентного позиционирования на внутреннем и внешнем рынках.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные автором выводы уточняют и дополняют ряд теоретических положений по проблеме экологического маркетинга вообще, и атомного экологического маркетинга, в частности. Они могут быть использованы атомными корпорациями для разработки маркетинговой стратегии, призванной обеспечить конкурентное позиционирование отечественных ядерных предприятий на внешних рынках. Теоретические положения диссертационного исследования могут быть также использованы в учебных курсах для подготовки студентов и аспирантов по маркетингу в отраслях и сферах производства.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены и одобрены на научнопрактических конференциях различного уровня, в том числе: международной научно-практической конференции «Экономический рост в России: перспек1 тивы и проблемы» (г. Орел, 2004 г.), международной научно-практической конференции «Экономика России: теория и практика возрождения» (г. Москва, 2008 г.), международной конференции молодых ученых «Новейшие изменения и актуальные проблемы территориального развития современной России и стран СНГ» (г. Орел, 2006 г.), региональной научно-практической конференции «Вопросы эффективного использования объектов интеллектуальной собственности в инновационной деятельности предприятий» (г. Орел, 2007 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Современные проблемы исследования социокультурной сферы» (г. Орел, 2007 г.), международная конференция молодых ученых «Региональная социально-ориентированная политика: особенности и эффективность на различных уровнях территориальной организации» (г. Орел, 2008 г.), региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы взаимодействия власти, бизнеса и ВУЗов в условиях финансово-экономического кризиса» (г. Орел, 2009 г.).

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 10 публикациях общим объемом 3,2 п. л., в том числе 4 в изданиях, рекомендуемых ВАК России, которые отражают основное содержание диссертации.

Структура и объем диссертации

Структура и содержание диссертации определяются общей концепцией, целью, поставленными задачами, логикой исследования и раскрываются во введении, трех главах, содержащих 9 параграфов, заключении, списке литературы и приложении. Основная часть содержит 163 страницы машинописного текста, 23 таблицы, 12 рисунков. Библиография содержит 151 источник.

Выводы: представленные в таблице 22 данные показывают следующее:

1. Итоговое значение обобщённого показателя комплексной оценки поликристаллического кремния после внедрения мероприятий ЭМ на ФГУП «ГХК» возрос с 0,87 до 0,91, что подтверждает своевременность и качество проведения мероприятий, связанных с решением экологических вопросов. Проведенные мероприятия ЭМ обеспечивают хорошие перспективы сбыта поликристаллического кремния на рынке;

2. Выход на рынок продукции целесообразен, однако, учитывая конкуренцию, ФГУП «ГХК» целесообразно усилить рекламу своих лучших достижений в области экологических мероприятий, а также по производству и реализации поликристаллического кремния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами диссертационное исследование позволяет сделать ряд важных выводов и предложений.

Управление конкурентоспособностью предприятий атомной промышленности должно осуществляться в соответствии с внешними условиями функционирования исследуемой системы, а так же с учетом её внутренних свойств.

Анализ внутренних свойств свидетельствует о наличии безопасности ядерных объектов. Но внешняя среда пока ещё скептически оценивает это свойство: недаром целые страны отказываются в законодательном порядке от использования ядерной энергетики. Нужно убедить их в ошибочности такой позиции.

Конкурентоспособность предприятий атомной промышленности во многом зависит от того, насколько успешно органами управления будет использоваться такое конкурентное преимущество, как экологическая безопасность. Как следует из вышеизложенного материала, это преимущество уже существует. Однако в сознании мировой и российской общественности, природоохранных организаций это преимущество пока ещё в необходимой степени не осознано и не закреплено.

Проведенный в диссертации анализ показывает, что в процессе управления конкурентоспособностью предприятий атомной промышленности за рубежом на необходимость решения данной проблемы также не обращают должного внимания. По нашему мнению, решить эту проблему можно только на основе эффективного использования в ядерной энергетике принципов экологического маркетинга.

К числу наиболее значимых конкурентных преимуществ предприятий атомной промышленности относится экологическая безопасность (коэффициент весомости составляет 0,26). Наиболее полно в России используются такие конкурентные преимущества, как включённость атомной энергетики в стратегические планы развития страны в целом, экологическая безопасность, а также широкий и постоянно увеличивающийся спектр применения ядерных технологий и продукции.

Выявлено противоречие, свойственное использованию конкурентных преимуществ предприятий атомной промышленности: с одной стороны, экологическая безопасность ядерной энергетики представляет собой реально существующее преимущество, с другой стороны, это преимущество адекватно не осознаётся и не воспринимается общественностью.

Важнейшим средством повышения конкурентоспособности отечественного производства в области захоронения РАО является использование позитивного опыта различных стран по применению концепции экологического маркетинга на предприятиях ядерной энергетики, в частности, по решению проблем обращения с РАО, планированию и проведению работ, контролю за их выполнением, организации взаимодействия предприятий.

Необходимым условием обеспечения конкурентоспособности предприятий атомной промышленности является использование в ядерной энергетике принципов экологического маркетинга. Экологический маркетинг в ядерной энергетике определяется в диссертации как система управления производственно-коммерческой деятельностью атомного предприятия, направленная на обеспечение конкурентоспособности и приоритетного сбыта электроэнергии экологически чистых производств, а также других наукоёмких товаров путём неукоснительного соблюдения требований радиационной и экологической безопасности и рационального природопользования.

Иными словами, экологический маркетинг в атомной отрасли есть совокупность принципов, методов и средств управления по разработке, производству и эффективному сбыту конкурентоспособной продукции и высококачественных услуг, на основе комплексного учёта происходящих на рынке процессов, обеспечивающая длительное, успешное и устойчивое функционирование компании «Росатом» и роста ее акционерной стоимости.

В предлагаемой схеме организации системы экологического маркетинга в атомной энергетике сделан отсутствующий в настоящее время акцент на активное использование возможностей коммуникационной политики по обеспечению лояльности общества к ядерной промышленности.

Профессионально выстроенная структура маркетинга позволяет максимально эффективно использовать рыночные возможности ядерных технологий и обеспечения их конкурентоспособности на рынке атомной энергопромышленной продукции, а также внутренний потенциал Атомэнергопром1 комплекса в целях его развития и роста.

Привлекательность атомной энергетики на энергетическом рынке обусловливается факторами экономического характера (ресурсными, технологическими и т. д.).

К 2025 г. страна будет иметь:

— экономически эффективный источник стабильный рынок электроэнергии для устойчивого экономического развития и обеспечения качества жизни;

— надежную энергетическую безопасность в части независимости от мировых цен на сырьеI.

— возможность маневра по замещению природного газа для экспорта и улучшения структуры «топливной корзины».

Экологический маркетинг обеспечивает более полный учет экологических факторов в интересах сохранения окружающей среды и жизнедеятель ности населения персонала АЭС.

В зависимости от характера и условий деятельности предприятий и финансово-экономического состояния экологический маркетинг должен проводиться в рамках того типа маркетинга, который в данный период наиболее приемлем для этого предприятия.

Ускоренное развитие атомной энергетики в России резко повышает требования к организационному аспекту обеспечения экологической безопасности, снижения радиофобии населения и региональных администраций. Конкурентоспособность атомной электрогенерации в значительной мере обеспечивается экологическим маркетингом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Экологическая доктрина Российской федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р
  2. Киотский протокол к рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата. 1998 год.
  3. Конвенция по предотвращению и контролю интегральных выбросов (Official Journal L257, 10/10/1996, Р.0026−0040)
  4. Конвенция по сохранению природной среды обитания и Дикой фауны и флоры (Official Journal L206, 22/07/1992, Р.0007−0050)
  5. Директива 85/337/ЕС по воздействию определенных проектов на окружающую среду (Official Journal LI75, 05/07/1985, Р.0040−0048)
  6. Национальный доклад Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из Конвенции о ядерной безопасности (к четвертому Совещанию по рассмотрению в рамках Конвенции о ядерной безопасности). МАГАТЭ, 2007
  7. Основы экологической политики Минатома России (Приказ Министра Минатома России от 19.02.2003 № 67)
  8. О стратегии развития атомной энергетики России до 2030 года и на период до 2050 года, http://www.wdcb.ru mining articls strategia. html
  9. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. Пр-2196.
  10. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
  11. Федеральный закон от 1 декабря-2007г. N Э17-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“
  12. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ „О радиационной безопасности населения“
  13. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ „Об охране окружающей среды“
  14. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ „О техническом регулировании“ (
  15. Федеральный закон „О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории“
  16. Стратегия развития атомной энергетики в первой половине 21 века. Одобрена Правительством РФ, Протокол от 25 мая 2000 г. № 17
  17. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р
  18. Международные стандарты в области систем экологического менеджмента серии ISO 14 000. http://www.klubok.net/pageid268.html
  19. ГОСТ Р ИСО 14 001−98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению, http:// gosts.org index.html
  20. Институт проблем безопасного развитая атомной энергетики, учебный курс „Рекомендации о возможном использовании стандарта ISO-14 001 для предприятий Росатома“. http://www.ibrae.ac.ru/russiarLindex.htnil
  21. ГОСТ Р ИСО 14 004−98 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования, http:// gosts.org index.html
  22. ГОСТ Р ИСО 14 010−98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы, http://gosts.org/index.html
  23. ГОСТ Р ИСО 14 011−98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой, http://gosts.org/index.html
  24. ГОСТ Р ИСО 14 012−98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии, http://gosts. org/index.html
  25. ГОСТ Р ИСО 14 031−2001 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования, http ://go sts. org/index.html Монографии и книги
  26. Адамов Е. О, И. Х. Ганев, НИКИЭТ им. Н. А. Доллежаля, Экологически безупречная ядерная энергетика, Москва, 2007
  27. Т.А., Хаскин В. В. Экология. М., 1998.
  28. Т.Д., Батоян В. В., Моисеенков О. В., Хаскин В. В. Основные критерии экоразвития. — М.: Российская экономическая академия, 1994.
  29. , Д.А. Бизнес-стратегия: от изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных стратегий. — М.: Эксмо, 2007. — 201с.
  30. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999
  31. Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М: Инфра-М, 1999
  32. С.JI. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан. Диссертация к.ю.н. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 1999.
  33. Белая земля. Мировая энергетическая программа, 1977. Экспертный совет Ассоциации „Белая земля“
  34. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: ИНФРА-М, 1995.
  35. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. М., 1997.
  36. С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. — М.: Центр экополитики, 1996.
  37. А. Этапы формирования стратегического потенциала предпри-ятия//Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 6, С.95−102.
  38. М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). Учебник. —М.: „Юристь“., 1998.
  39. М.М. Экологическое право. — М., 1998.
  40. М.М., Голиченков А. К., Кловач Е.В» Сидоров В. И. Правовые основы обеспечения безопасности в промышленности. В сборнике «Обеспечение безопасности населения и территорий». — М.: ИГЛ РАН. 1994.
  41. А. Перспективы развития исследований по комплексному региональному анализу риска и безопасности человека и окружающей среды. // Управление риском. 1997, № 4.
  42. М.И. Судебная защита экологических прав. — М.: Центр экологической политики России, 1996.
  43. А.Ю., Винокуров Ю. Е., Галкин Ю. Ю., Серов Г. П. и др. Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. М.: МНЭПУ, 1999.
  44. Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. —М., 1999.
  45. Ю. Мирный атом: тридцать лет спустя.//"3везда". 10 октября, 1997.
  46. Э.В. и др. Экология и экономика природопользования.— М., 1998.
  47. С. Ключевые аспекты экономической безопасности. // «Экономика и жизнь». 1996. № 33.
  48. Глобальная экологическая проблема // Под ред. Морозова Г. И.—М., 1988.
  49. В.В., Лисочкина Т. В., Некрасова Т. П. Экономические основы экологии. —СПб., 1997.
  50. А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — М.: 1993.
  51. Е.П. Основы маркетинга. М: Финпресс, 2004
  52. Е.П. и др., Маркетинг: выбор лучшего решения. М., Экономика, 1993
  53. А.Б., Угольницкий Г. А. Введение в моделирование эколого-экономических систем. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1990,112с.
  54. В.Е. Экономическая и социальная география России.— Ростов-на-Дону, 1997.
  55. Т.П. Управление маркетингом. /Учебник. М: Инфра-М, 2001
  56. И.С. Автоматизированные системы радиационного мониторинга окружающей среды.—Киев, 1990.
  57. .В. Об экологических правоотношениях. В сборнике Правовые проблемы охраны окружающей среды./ Под ред. Жевлакова Э.Н.— М: «Юридический бюллетень предпринимателя»., 1998.
  58. .Г., Пролуэктов Р. А. Управление экологическими системами. —М.: Наука, 1988. 296 с.
  59. Д.В. Макроэкономический анализ показателей взаимодействия производственной и природоохранной деятельности.— М.: ЦЭМИ АН СССР. 1991.
  60. О.В. методический подход к анализу экономического потенциала организации с позиции конкурентоспособности //Известия Уральского государственного экономического университета. 2005. -№ 11.- С.55−63.
  61. Инициатива «3R»: Японский план действий //Экология производства. -2005.-№ 12.
  62. М.Е. Теория и практика маркетинга в США. М.: Экономика, 2001.
  63. А.М., Беллер Г. А., Бусыгина В. М. и др. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Учебное пособие по экологическому аудированию. ч.1,2.—М.: «Тройка», 1998.
  64. В.И., Цицкишвили М. С., Яламов Ю. И. Основы экологии.—М., 1997.
  65. Кобелев О А., Исайчев ГА. и др. К вопросу исследования проблембезопасности России // «Военная мысль». 1994. Вып.9.
  66. Ф. Основы маркетинга М.- Прогресс, 1990. — 736 с.
  67. Ф. Маркетинг менеджмент пер с англ., СПб: Питер Ком, 1998. — 896с.
  68. Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: Издательство «Олимп-Бизнес», М. 2006 224с.
  69. И.И., Махутов Н. А., Хетагуров С. В. Безопасность и риск: эко-лого-экономические аспекты. С-Петербург.: Изд. Санкт-Петербургского государственного университета экономки и финансов, 1997.
  70. .Н., Яковец Ю. В., Глобальная энергоэкологическая революция XXI века. М., Инс-т экономических стратегий, 2007
  71. А.И., Кузъменок Н. М. Глобальная экология и химия. — Минск, 1991.
  72. Ю.Н. Основы всеобщей экологии.— Ростов-на-Дону, 1992.
  73. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб: Питер, 2004л
  74. О. Энергетическая безопасность—забота не только России, но и наших соседей. // «Российская газета». 12.05.96.
  75. А.В. Экологический фактор в современном маркетинге, дис. насоиск. уч. степ. канд. эк. наук. М. РЭА им. Г. В. Плеханова, 2003. — 135с.1
  76. Н.Н., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. —М.: «Тройка», 2000.
  77. В.Н. Хрестоматия по курсу менеджмент и маркетинг в экологии. М. Экономика, 2001
  78. Макаров С. В" ШагароваЛ.Б. Экологическое аудирование промышленных производств. Под ред. проф. А. Ф. Порядина. М.: НУМЦ, 1997.
  79. Маркетинг. Под ред. М.Бейкера. СПб.: Питер. 2002. -1200с.
  80. В.Н., Серов Г. П. Экологическая безопасность производств: методология исследования и направления обеспечения.-М.:ВНТИЦ.1993.
  81. Г. А. Основы экологического страхования. — М.: «Наука». 1996.
  82. С. Промышленный маркетинг. М: Вильямс, 2003
  83. А.И. Экологическая безопасность России. М., 1999.
  84. А.И. Экологический менеджмент: системно-институциональный подход. М.: РАГС, 2000.
  85. А.М., Хоружная Т. А. Экология.—М. 1999.
  86. НортК. Основы экологического менеджмента. М., 1993.
  87. Ответственность за ядерный ущерб. Серия «Новое в юридической науке и на практике».—М:. Институт государства и права РАН, 1997.
  88. Г. А. Правовые основы охраны окружающей среды и использования ее ресурсов.—Ростов-на-Дону, 1997.
  89. Е.Н. Основы экологической информатики.—М.: Изд-во РАГС, 1999.
  90. Е.Н., Митин А.и. Введение в экологическое моделирование. — М.: Изд-во РАГС, 1999.
  91. Р.С. Экономический механизм экологического менеджмента.—Изд-во РАГС, 1998.
  92. , М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 30
  93. М. Конкуренция. М, 2001
  94. Е.В., Клюев Ю. Б. Методы маркетинговых исследований. Екатеринбург: Урал.гос.-техн.ун-т, 2006.
  95. Н. К., Васильев А. П., Подземное захоронение промстоков через укрупненные скважины, сооруженные с использованием подземных ядерных взрывов. М.- ИздАТ, 2007
  96. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь М. Издательский Дом «ИНФРА-М», 2007 — 713с.
  97. В.И. и др., Эффективность ядерной энерготехнологии, М., 2008
  98. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т.(Т. Г. А-Ж. 688 с: ил.- Т. 2: З-О. — 720 с: ил. Т. 3: П-Я. — 704 с: ил.) — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, М.:2002
  99. ЮО.Рыбальский Н. Г. и др. Экология и безопасность. Том 2. Экологическая безопасность. — М.: ВНИИПИ, 1993.
  100. Саттон Дэйв, Том Кляйн. Новая наука маркетинга. Маркетинговое управление предприятием. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. — 240 с.
  101. Справочное пособие по экологической оценке. М.: Центр международных проектов, 1995.
  102. Словарь маркетинговых терминов. Бетси Энн Тоффлер, Джейн Имбер. Пер со 2-го англ. изд. Пивовар А. Г. — М.: ИНФРА. 2000 — 429с.
  103. ЮЗ.Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг/Учебник для вузов.1. М: ЮНИТИ, 2004
  104. Ю4.Соловьев Б. А. Маркетинг/ Учебник для MB А. М: Инфра-М, 2005
  105. Тоффлер Бэтси Энн, Джейн Имбер. Словарь маркетинговых терминов. Серия: Библиотека словарей «Инфра-М» М. 2000 — 432с.
  106. Об.Угольницкий Г. А. Управление эколого-экономическими системами.— М.: Вузовская книга. 1999.132с.
  107. Ю7.Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия.—М., 1998.
  108. , Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник. 6-е изд., испр., и доп. М.: Дело, 2004. — С. 113
  109. Ю9.Хван Т. А., Хван П. А. Основы экологии.— Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.—256с.
  110. Ю.Хершген X. Маркетинг. М: Инфра-М, 2000
  111. В.Н. Экономика. Экология. Право. —Ростов-на-Дону, 2000.
  112. С.К. и др. Безопасность России. — М., 1999.
  113. Экологическое право России. Учебник /Под ред. Ермакова В. Д., Сухарева, А .Я. М.: ИМПЭ, 1997.
  114. Экологическое право России. Учебник /Под ред. Петрова В. В. М.: БЕК, 1995 (1998).
  115. М.Б. Формирование конкурентных стратегий предприятий на основе концепции маркетинга. Автореф. дис. доктора экономических наук. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2006. 38с.
  116. Публикации в периодических изданиях
  117. А.А., Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия// Маркетинг в России и за рубежом, 2003. № 4
  118. О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с
  119. Е.П., Современные тенденции развития маркетинга, //Маркетинг в России и за рубежом, 2000. № 4
  120. Инициатива «3R»: японский план действий. //Экология производства",, 2005. № 12
  121. Т.П., О.В. Котова. Векторы инновационного развития в управлении маркетингом. //Маркетинг, 2008. № 1(98)
  122. .Л. и.др. Институциональные и организационные разрывы в инновационной деятельности // Инновации, 2007 г .-№ 9 (107)
  123. Методическое пособие по экологической оценке инвестиционных проектов. Управление окружающей средой. Компонент РПОИ. М. НУМЦ
  124. Госкомэкологии России, 2000.-149 с, ил.
  125. А.В., Лукин А. А. Конкурентоспособность. Создание конкурентного преимущества на основе дифференциации// Маркетинг в России и за рубежом, 2007. № 3
  126. А.Г., Прохоров М. Д. Водородная энергетика и топливные элементы. Вестник РАН.2004 Т.74. — № 7. — с.579 — 597
  127. К. Л., Г. В. Михайлова. Формирование конкурентного бренда на основе экологизации производства//Маркетинг, 2007. № 4
  128. Г. Г., Перспективы развития радиохемоэкологии в XXI веке. Экология моря, вып. 57, 2001
  129. В.И., Ддерная энергия без РАО // Энергия: экономика, техника, экология, 2001. № 7
  130. Хеймо Туомала. Устойчивое развитие стимул или препятствие для инноваций? // Инновации,, 2007. — № 9
  131. А.Е., Гусева Т. В., Кретов И. И., Панин Г. С. Экологический маркетинг//Маркетинг в России и за рубежом, 2000. № 4
  132. Федеральный вестник экологического права «Экос-информ», 2008. № 11. Материалы конференций
  133. Итоговый документ 16-й ежегодной конференции ядерного общества России «Как обеспечить развитие ядерной энергетики в России» М.1. ВНИИ АЭС, 2006
  134. К инициативе Президента РФ по экологическому оздоровлению планеты Земля, выдвинутой в ООН на Саммите тысячелетия 6 сентября 2000 г. (АТОМ и УМ, № 1,2001)
  135. Г. Б., Радиогеология в системе научного знания. Радиоактивность и радиоактивные элементы в среде обитания человека. II Межд. Конф., Томск, 20 041. Материалы интернет-сайтов
  136. Атомная промышленность: подходы к формулированию промышленной политики, -http://www.prompolit.ru/33 857
  137. Г. Л., Алексеев А. А. Основы проведения маркетинговых исследований http://wwv.marketing.spb.ru/read/ml/007.htm/
  138. A.B., Основные методологические предпосылки исследования рыночной конъюнктуры, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, http//science.ncstu.ru/
  139. Исследовательская компания «МайМаркет» «Маркетинговые исследования и разработки» http://my-market.ru/researchdirections.html/
  140. Информационный портал Betec.Ru. Стратегия и BSC / Типовые показатели результативности-КР 1. http://www.betec.ru secure mdex. php?id=10&sid=04&tid=09/
  141. С. Люди и спецруда http://www.izvestia.ru/special/article3118105/20.07.2008
  142. С. Уран на Ангаре, http://www.izvestia.ru/special/article3119996/ 29.08.2008/
  143. А.И., Менеджмент. Учебник. М.: Издательство
  144. Изумруд", 2003. http://www.aup.ru/books/ml51/
  145. Политика и практика маркетинга на предприятии. http://www.reklamist.com/index.html/
  146. Понятие конкурентоспособности товара и способы ее оценки, http://www.webstarstudio.com/marketing theor/gos/11 .htm/
  147. А.Г. и др. Введение в экологический маркетинг.www. kazsu. kzi
  148. С.Н., Коммерческая деятельность, часть i. Основы теории и организации, Хабаровск: Изд-во ДВГУПС. 1999. http: www.aup.rubooks ml64/33 .htm/
  149. Учебное пособие «Введение в экологический маркетинг"/ http://www.kazsu.kz/do/books/ecolog marketing/r4−2.htm/
  150. Центр информационных инноваций ООО БК-Аркадия, http://www.bp-arkadia.ru/index.html/
  151. International Basic Safety Standards for Protection against Ionizing Radiation and for the
  152. Safety of Radiation Sourees. Safety Series No. 115. IAEA, Vienna, Austria, 1996
  153. Ch. (ed). ISO 14 000 and Beyond. Environmental Management Systems in the Real World. Sheffield (England), 1997.1. S я
Заполнить форму текущей работой