Модели генезиса и функционирования политических систем в странах мира
![Реферат: Модели генезиса и функционирования политических систем в странах мира](https://westud.ru/work/6452246/cover.png)
Доиндустриалъные и частично индустриальные системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени, поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь почти невозможно. Интеграция общества с помощью насилия обычно приводит к концентрации власти у узкого круга лиц; Переход власти… Читать ещё >
Модели генезиса и функционирования политических систем в странах мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Думается, что для понимания механизма функционирования политических систем одинаково интересен сравнительный анализ как его становления в разных странах в динамике, так и особенностей различных национальных моделей на современном этапе (табл. 5.2).
Анализ табл. 5.2 показывает влияние внешних факторов на политическую систему. Назовем некоторые из них: особенности природных богатств (медь в Египте), специфика развития производства (отсутствие крупного рогатого скота в доколумбовой Америке) и т. д. Фактором, сдерживающим развитие культуры и политической системы в первобытном обществе, служило и замедление перехода от присваивающего типа производства к производящему. Важной предпосылкой, усиливающей тенденцию к росту грамотности и культуры населения и, соответственно, ее самостоятельного поведения, было развитие ремесла. Наоборот, земледелие усиливало расслоение населения по доступности культурных ценностей, способствовало росту религиозности и доминированию пассивных поведенческих практик (в сочетании с импульсивными бунтами против власти).
Таблица 5.2
Сравнительный анализ генезиса институтов политической системы[1]
Обозначение «цивилизаций» | Характеристики общества | Институты политических систем |
Становление ранних политических систем. | Эволюция раннеисторического общества: от общины, акефальных обществ (социальных организаций, не имеющих централизованного руководства) к племенам и вождествам (чифдомам) Переход от первобытно-присваивающего к производящему типу производства. | Бигмен и племенной вождь — как центр политической системы Возникновение должностей как постоянного закрепления обязанностей по руководству. Роль племенного совета и совета старейшин Переход от выборного совета старейшин к назначенному вождем. Переход от эпизодического к стабильному совмещению функций лидера и (или) жреца Усиление насильственных методов управления Развитие социального неравенства, в том числе и по уровню образованности, предопределяющего неспособность рядовых общинников участвовать в управлении Мифологизация статуса вождя. |
Древний Ближний Восток (Месопотамия, Вавилон, Египет и др. (III в. до н. э —. I в. н.э.). | Формирование государств раньше, чем у других народов в силу развития ремесленных общин, например обрабатывающих медь Переход от городовгосударств к крупным государственным (национальным) образованиям Медленное разложение общины тормозило развитие рабства и частной собственности. | Переход власти от храмовых лидеров и руководителей городов-государств к правителям государства Формирование деспотических режимов Усложнение государственного бюрократического аппарата Создание полиции как института защиты власти от населения Законодательное закрепление прав государя в виде свода законов Первые межгосударственные договора (XII в. до н.э.). |
Обозначение «цивилизаций» | Характеристики общества | Институты политических систем |
Античность: (Древняя Греция и Древний Рим). | Рабский труд как предпосылка развития культуры Древней Греции и Рима Переход от Минойской Греции к гомеровскому полису и далее к первобытным демократиям Греции и Рима Различие в развитии Спарты и Афин. | Замена деспотизма на власть басилея (полувождя) Сохранение института старейшин как альтернативного института власти Роль народных собраний Отличие институтов демократии в Греции и Риме Роль и особый механизм управления — военная деспотия в Спарте Восстановление деспотического режима в поздних империях (Древней Греции и Древнего Рима). |
Западная Европа в Средние века (Франция, Германия и Англия). | Образование варварских королевств периода Меровингов и Капетингов Западно-европейский феодализм Факторы, предопределившие особенности национальных политических систем: развитие ремесла и культуры в Англии и Германии, абсолютизм монархии и нищета крестьянства во Франции. | Превращение королевской власти (IX в.) из наследственной в пожизненную Формирование института главных вассалов как выборщиков короля Зарождение дворянско-рыцарского сословия Полный разрыв между рыцарями-воинами и простонародьем Усиление абсолютной власти короля Формирование парламента в Англии (XI в.). Становление местного самоуправления (XIII в.):
и рост культуры. |
Средневековый исламский мир | Формирование халифатов как особого типа сращивания светской и религиозной власти. | Особенности управления теократическим государством:
|
Азия в древности и Средневековье (Китай и Индия). | Централизация власти, роль общин, многообразие форм правления в силу длительности исторического периода их существования. | Индия:
|
Обозначение «цивилизаций» | Характеристики общества | Институты политических систем |
Китай:
| ||
Доколумбовая Америка. | Выделяют два этапа: древнейший и древний Кочевые племена совмещали земледелие и скотоводство из-за отсутствия крупного рогатого скота, соответственно, низкая производительность труда Начало формирования классового общества Сочетание развитых цивилизаций с племенами кочевников. | Переход от городов-государств (ритуально-храмовых центров) к «протоимперии». Роль религии Роль военных консультантов Бюрократический аппарат Описание племенного устройства совпадает с общемировыми трендами. |
Страны Запада в Новое время. | Формирование европейского абсолютизма (XV—XIII вв.). Становление капитализма. | Сильная власть правителя Развитие института консультантов правителя, Зарождение партий Начало социальных движений и формирование института социального контроля. |
Колониальные и зависимые страны в XVI—XIX вв. | Различные формы политической зависимости: колонии, протектораты, доминионы Сохранение сложившихся национальных общественных устоев: рабство, общины. | Появление нового звена, часто центрального — представителей страны метрополии Неравенство в правах местного населения и колонизаторов Полное бесправие местного (беднейшего) населения Насаждение политической культуры метрополии. |
Исследователями современных институтов политической системы1 принято выделять четыре их основных типа:
- 1) англо-американскую политическую систему характеризует высокая степень разделения ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т. д, т. е. власть и влияние в них распределены между различными звеньями политической системы. Она функционирует на основе однородной культуры и ориентирована на защиту либеральных ценностей (свободы, безопасности, собственности);
- 2) европейско-континентальная система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры. Внутри национальных культур существуют субкультуры противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих классам, этносам, группам, партиям. Распределение ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Однако наличие разнородных субкультур не мешает приходить к согласию в обществе, поскольку имеется единая культурная основа — либеральные ценности;
- 3) доиндустриалъные и частично индустриальные системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени, поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь почти невозможно. Интеграция общества с помощью насилия обычно приводит к концентрации власти у узкого круга лиц;
- 4) тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных, религиозных ценностей. Власть в них захвачена монопольно правящей партией (группой лиц) и контролирует все стороны жизни общества и человека.
Данную классификацию критикуют, что в целом справедливо, за соотнесение всех типов государственных систем с западными моделями, которые, по сути дела, рассматриваются как эталонные.
Рассмотрим современные модели политических систем, составляющие официальный список государств мира[2][3]. Они построены по формальным и зафиксированным в конституциях стран критериям их политического устройства. Характеристики 40 (из 195) государств из этого списка приведены в приложении 9. В табл. 5.3 описано распределение стран по 12 моделям.
Основу этой классификации составили законодательные акты (конституции стран). Понятно, что текст законов часто далек от их исполнения, поэтому в целом признать ее абсолютно достоверной нельзя. Однако подобная классификация позволяет выявить наиболее и наименее популярные модели, равно как и отразить их многообразие. Больше всего государств (25%) характеризуют себя как президентские республики. Парламент преобладает в управлении 15% стран мира, а исполнительная власть доминирует в 5% стран. Смешанную форму, где полномочия распределяются по протоколу, выбрали 15%. Примерно 20% государств называют себя монархиями, но роль монарха в них различна: от полного невмешательства до полного закрепления функций по управлению за собой. В шести государствах центральное место в политической системе занимает правящая партия.
Таблица 5.3
12 моделей современных политических систем и их характеристики
Идентификация модели | Общее коли чество стран | Характеристики | Некоторые страны |
Президентская республика (существуют два подвида — с премьер-министром (Белоруссия) и без него). | Президент не контролируется парламентом. | Бразилия, Чили и т. д. | |
Полупрезидентская республика. | Президент не контролируется парламентом, но министры зависят от единства в парламенте (ministry subject to parliament confidence). | Франция, Грузия, Тайвань (Китай), Литва и др. | |
Парламентская республика, где парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. | Парламент руководит министрами (министерствами) (executive presidency linked to parliament). | Швейцария, Южная Африка. Сан-Марино и др. | |
Смешанная. | Распределение полномочий между президентом, парламентом и исполнительной властью осуществляется по протоколу. | Словения, Словакия, Сингапур, Пакистан, Польша. | |
Сильная исполнительная власть. | Президент избирается исполнительной властью, а министры могут либо подчиняться ему, либо нет (по конституции). | Швейцария, СанМарино. |
Идентификация модели | Общее коли чество стран | Характеристики | Некоторые страны |
Страны, где государство передало полномочия регионам (они отнесены к парламентским республикам). | Их число трудно установить. | Все зависит от законов, принятых в регионе. | США, Германия, Канада и др. |
Конституционная монархия. | Монарх сам не правит. | Канада, Дания, Великобритания, Нидерланды. | |
Конституционная монархия, где правит монарх. | Часто из-за слабости парламента. | Бахрейн, Бутан, Кувейт и др. | |
Абсолютная монархия. | Вся власть в руках монарха. | Оман, Катар, Саудовская Аравия,. | |
Государства, где основу политической системы составляет лидерство одной партии. | Власть принадлежит партийной элите. | Китай, Куба, Эритрея, Лаос, Вьетнам, Северная Корея. | |
Страны, которые нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных групп. | Власть сконцентрирована в руках военной хунты. | Таиланд. | |
Страны, не имеющие правительства. | Страна не приняла конституцию, соответственно, взаимодействе ветвей власти не обозначено. | Либия. |
Итак, нами рассмотрено многообразие моделей политических систем как в процессе исторической динамики, так и в условиях современного устройства. Выявлены факторы, объясняющие это многообразие, предопределяющие национальные особенности управления в разных странах.
- [1] За основу типологии принят вариант, предложенный И. В. Филатовой (Программадисциплины «Сравнительный анализ политических систем: история и современность», 2011. URL: http://lib2.znate.ru/docs/index-313 008.html (дата обращения: 18.08.2017)).
- [2] Almond A.G. Comparative Political Systems, The Journal of Politics. Vol. 18, № 3,(aug, 1956), pp. 391—409.
- [3] List of Countries by System of Government. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_system_of_government (дата обращения 18.08.2017).