Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модели генезиса и функционирования политических систем в странах мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доиндустриалъные и частично индустриальные системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени, поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь почти невозможно. Интеграция общества с помощью насилия обычно приводит к концентрации власти у узкого круга лиц; Переход власти… Читать ещё >

Модели генезиса и функционирования политических систем в странах мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Думается, что для понимания механизма функционирования политических систем одинаково интересен сравнительный анализ как его становления в разных странах в динамике, так и особенностей различных национальных моделей на современном этапе (табл. 5.2).

Анализ табл. 5.2 показывает влияние внешних факторов на политическую систему. Назовем некоторые из них: особенности природных богатств (медь в Египте), специфика развития производства (отсутствие крупного рогатого скота в доколумбовой Америке) и т. д. Фактором, сдерживающим развитие культуры и политической системы в первобытном обществе, служило и замедление перехода от присваивающего типа производства к производящему. Важной предпосылкой, усиливающей тенденцию к росту грамотности и культуры населения и, соответственно, ее самостоятельного поведения, было развитие ремесла. Наоборот, земледелие усиливало расслоение населения по доступности культурных ценностей, способствовало росту религиозности и доминированию пассивных поведенческих практик (в сочетании с импульсивными бунтами против власти).

Таблица 5.2

Сравнительный анализ генезиса институтов политической системы[1]

Обозначение «цивилизаций»

Характеристики

общества

Институты политических систем

Становление ранних политических систем.

Эволюция раннеисторического общества: от общины, акефальных обществ (социальных организаций, не имеющих централизованного руководства) к племенам и вождествам (чифдомам) Переход от первобытно-присваивающего к производящему типу производства.

Бигмен и племенной вождь — как центр политической системы Возникновение должностей как постоянного закрепления обязанностей по руководству.

Роль племенного совета и совета старейшин Переход от выборного совета старейшин к назначенному вождем.

Переход от эпизодического к стабильному совмещению функций лидера и (или) жреца Усиление насильственных методов управления Развитие социального неравенства, в том числе и по уровню образованности, предопределяющего неспособность рядовых общинников участвовать в управлении Мифологизация статуса вождя.

Древний Ближний Восток (Месопотамия, Вавилон, Египет и др. (III в. до н. э —.

I в. н.э.).

Формирование государств раньше, чем у других народов в силу развития ремесленных общин, например обрабатывающих медь Переход от городовгосударств к крупным государственным (национальным) образованиям Медленное разложение общины тормозило развитие рабства и частной собственности.

Переход власти от храмовых лидеров и руководителей городов-государств к правителям государства Формирование деспотических режимов Усложнение государственного бюрократического аппарата Создание полиции как института защиты власти от населения Законодательное закрепление прав государя в виде свода законов Первые межгосударственные договора (XII в. до н.э.).

Обозначение «цивилизаций»

Характеристики

общества

Институты политических систем

Античность: (Древняя Греция и Древний Рим).

Рабский труд как предпосылка развития культуры Древней Греции и Рима Переход от Минойской Греции к гомеровскому полису и далее к первобытным демократиям Греции и Рима Различие в развитии Спарты и Афин.

Замена деспотизма на власть басилея (полувождя) Сохранение института старейшин как альтернативного института власти Роль народных собраний Отличие институтов демократии в Греции и Риме Роль и особый механизм управления — военная деспотия в Спарте Восстановление деспотического режима в поздних империях (Древней Греции и Древнего Рима).

Западная Европа в Средние века (Франция, Германия и Англия).

Образование варварских королевств периода Меровингов и Капетингов Западно-европейский феодализм Факторы, предопределившие особенности национальных политических систем: развитие ремесла и культуры в Англии и Германии, абсолютизм монархии и нищета крестьянства во Франции.

Превращение королевской власти (IX в.) из наследственной в пожизненную Формирование института главных вассалов как выборщиков короля Зарождение дворянско-рыцарского сословия Полный разрыв между рыцарями-воинами и простонародьем Усиление абсолютной власти короля Формирование парламента в Англии (XI в.).

Становление местного самоуправления (XIII в.):

  • • особенности институтов политической системы Франции: абсолютная монархия при враждующей элите,
  • • особенности институтов политической системы в Германии: развитие ремесла

и рост культуры.

Средневековый исламский мир

Формирование халифатов как особого типа сращивания светской и религиозной власти.

Особенности управления теократическим государством:

  • • роль халифа;
  • • военные набеги как способ пополнения богатства;
  • • религия как тормоз общественных инициатив

Азия в древности и Средневековье (Китай и Индия).

Централизация власти, роль общин, многообразие форм правления в силу длительности исторического периода их существования.

Индия:

  • • сочетание светской и религиозной власти правителя в форме султаната;
  • • чередование форм монархии, олигархии и «республики»;
  • • кастовое деление общества;

Обозначение «цивилизаций»

Характеристики

общества

Институты политических систем

Китай:

  • • чередование централизованной и децентрализованной власти;
  • • становление конфуцианских принципов, регулирующих правила поведения правителя и государственногго аппарата;
  • • роль общин как альтернативы государственному управлению

Доколумбовая Америка.

Выделяют два этапа: древнейший и древний Кочевые племена совмещали земледелие и скотоводство из-за отсутствия крупного рогатого скота, соответственно, низкая производительность труда Начало формирования классового общества Сочетание развитых цивилизаций с племенами кочевников.

Переход от городов-государств (ритуально-храмовых центров) к «протоимперии».

Роль религии Роль военных консультантов Бюрократический аппарат Описание племенного устройства совпадает с общемировыми трендами.

Страны Запада в Новое время.

Формирование европейского абсолютизма (XV—XIII вв.). Становление капитализма.

Сильная власть правителя Развитие института консультантов правителя, Зарождение партий Начало социальных движений и формирование института социального контроля.

Колониальные и зависимые страны в XVI—XIX вв.

Различные формы политической зависимости: колонии, протектораты, доминионы Сохранение сложившихся национальных общественных устоев: рабство, общины.

Появление нового звена, часто центрального — представителей страны метрополии Неравенство в правах местного населения и колонизаторов Полное бесправие местного (беднейшего) населения Насаждение политической культуры метрополии.

Исследователями современных институтов политической системы1 принято выделять четыре их основных типа:

  • 1) англо-американскую политическую систему характеризует высокая степень разделения ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т. д, т. е. власть и влияние в них распределены между различными звеньями политической системы. Она функционирует на основе однородной культуры и ориентирована на защиту либеральных ценностей (свободы, безопасности, собственности);
  • 2) европейско-континентальная система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры. Внутри национальных культур существуют субкультуры противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих классам, этносам, группам, партиям. Распределение ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Однако наличие разнородных субкультур не мешает приходить к согласию в обществе, поскольку имеется единая культурная основа — либеральные ценности;
  • 3) доиндустриалъные и частично индустриальные системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени, поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь почти невозможно. Интеграция общества с помощью насилия обычно приводит к концентрации власти у узкого круга лиц;
  • 4) тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных, религиозных ценностей. Власть в них захвачена монопольно правящей партией (группой лиц) и контролирует все стороны жизни общества и человека.

Данную классификацию критикуют, что в целом справедливо, за соотнесение всех типов государственных систем с западными моделями, которые, по сути дела, рассматриваются как эталонные.

Рассмотрим современные модели политических систем, составляющие официальный список государств мира[2][3]. Они построены по формальным и зафиксированным в конституциях стран критериям их политического устройства. Характеристики 40 (из 195) государств из этого списка приведены в приложении 9. В табл. 5.3 описано распределение стран по 12 моделям.

Основу этой классификации составили законодательные акты (конституции стран). Понятно, что текст законов часто далек от их исполнения, поэтому в целом признать ее абсолютно достоверной нельзя. Однако подобная классификация позволяет выявить наиболее и наименее популярные модели, равно как и отразить их многообразие. Больше всего государств (25%) характеризуют себя как президентские республики. Парламент преобладает в управлении 15% стран мира, а исполнительная власть доминирует в 5% стран. Смешанную форму, где полномочия распределяются по протоколу, выбрали 15%. Примерно 20% государств называют себя монархиями, но роль монарха в них различна: от полного невмешательства до полного закрепления функций по управлению за собой. В шести государствах центральное место в политической системе занимает правящая партия.

Таблица 5.3

12 моделей современных политических систем и их характеристики

Идентификация модели

Общее

коли

чество

стран

Характеристики

Некоторые

страны

Президентская республика (существуют два подвида — с премьер-министром (Белоруссия) и без него).

Президент не контролируется парламентом.

Бразилия, Чили и т. д.

Полупрезидентская республика.

Президент не контролируется парламентом, но министры зависят от единства в парламенте (ministry subject to parliament confidence).

Франция, Грузия, Тайвань (Китай), Литва и др.

Парламентская республика, где парламент осуществляет контроль за исполнительной властью.

Парламент руководит министрами (министерствами) (executive presidency linked to parliament).

Швейцария, Южная Африка. Сан-Марино и др.

Смешанная.

Распределение полномочий между президентом, парламентом и исполнительной властью осуществляется по протоколу.

Словения, Словакия, Сингапур, Пакистан, Польша.

Сильная исполнительная власть.

Президент избирается исполнительной властью, а министры могут либо подчиняться ему, либо нет (по конституции).

Швейцария, СанМарино.

Идентификация модели

Общее

коли

чество

стран

Характеристики

Некоторые

страны

Страны, где государство передало полномочия регионам (они отнесены к парламентским республикам).

Их число трудно установить.

Все зависит от законов, принятых в регионе.

США, Германия, Канада и др.

Конституционная монархия.

Монарх сам не правит.

Канада, Дания, Великобритания, Нидерланды.

Конституционная монархия, где правит монарх.

Часто из-за слабости парламента.

Бахрейн, Бутан, Кувейт и др.

Абсолютная монархия.

Вся власть в руках монарха.

Оман, Катар, Саудовская Аравия,.

Государства, где основу политической системы составляет лидерство одной партии.

Власть принадлежит партийной элите.

Китай, Куба, Эритрея, Лаос, Вьетнам, Северная Корея.

Страны, которые нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных групп.

Власть сконцентрирована в руках военной хунты.

Таиланд.

Страны, не имеющие правительства.

Страна не приняла конституцию, соответственно, взаимодействе ветвей власти не обозначено.

Либия.

Итак, нами рассмотрено многообразие моделей политических систем как в процессе исторической динамики, так и в условиях современного устройства. Выявлены факторы, объясняющие это многообразие, предопределяющие национальные особенности управления в разных странах.

  • [1] За основу типологии принят вариант, предложенный И. В. Филатовой (Программадисциплины «Сравнительный анализ политических систем: история и современность», 2011. URL: http://lib2.znate.ru/docs/index-313 008.html (дата обращения: 18.08.2017)).
  • [2] Almond A.G. Comparative Political Systems, The Journal of Politics. Vol. 18, № 3,(aug, 1956), pp. 391—409.
  • [3] List of Countries by System of Government. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_system_of_government (дата обращения 18.08.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой