Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеллектуальные права в инновационной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема влияния инноваций на экономическое развитие является предметом пристального внимания экономистов. Но инновация не является отличительной чертой для нынешних экономических условий. Понятие «инновация» как определенный результат научно-технической деятельности впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Человечество всегда будет признательно англичанам Уатту (паровой двигатель… Читать ещё >

Интеллектуальные права в инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря па то что инновационные процессы происходят давно, предметом специального научного изучения они стали лишь в XX в.

Проблема влияния инноваций на экономическое развитие является предметом пристального внимания экономистов. Но инновация не является отличительной чертой для нынешних экономических условий. Понятие «инновация» как определенный результат научно-технической деятельности впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Человечество всегда будет признательно англичанам Уатту (паровой двигатель) и Бессемеру (конвертер), французам Фуко (гироскоп) и Кюри (атомный реактор), немцам Бенцу (автомобиль) и Сименсу (электромагнитный генератор), американцам Эдисону (фонограф) и Годдарду (ракета с ЖРД), русскому Бернардасу (электросварка), шведу Нобелю (динамит), венгру Биро (шариковая ручка) и тысячам других генераторов научно-технического прогресса. Многие инновации, созданные в XIX — начале XX в. отдельными лицами, впоследствии были развиты корпорациями.

Понятие «инновация» получило развитие в трудах американского экономиста П. Друкера [20, 21], который внес вклад в теорию и практику современного менеджмента, радикально повлиявшего на американский бизнес.

Инновация носит системный характер и приводит, как правило, к изменению технологии, организации производства, применению новых систем стимулирования труда. Инновация должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью, экономической эффективностью. Но поскольку отношения между людьми не ограничиваются сферой экономических интересов, инновации возможны и в социальной сфере, т. е. во всех сферах деятельности человека.

В современной правовой литературе отсутствует однозначное толкование понятия «инновация». Большой толковый словарь справочник «Экономика и право» определяет инновацию как процесс создания, разработки новой техники, технологии, научных исследований, а также процесс инвестирования, создания разработки и ее практического внедрения.

Инновации неразрывно связаны с инновационным процессом и инновационной деятельностью. Рассмотрим основные экономические термины и понятия в системе инновационного управления, точное и правильное понимание сущности которых значительно облегчает дальнейшие исследования в области инноваций.

Инновация — новый способ ведения бизнеса, включающий производство новых товаров, внедрение на новые рынки, применение новых технологий, использование новых методов организации производства.

Инновационная деятельность — целенаправленная деятельность, включающая изучение рынка с целью определения потребностей в инновациях, разработку нового продукта, освоение нового технологического процесса, коммерциализацию новшества.

Инновационный процесс — процесс преобразования научных знаний от идеи до производства продукции, включающий поиск идей и их отбор, поиск инвестора, разработку продукта, производство продукта, проверку продукта на конкурентоспособность, продвижение продукта на рынок.

Инновационные риски — вероятность полного или частичного недостижения цели из-за неопределенности конечного результата, обусловленного спецификой творческого труда.

Инновационная активность — скорости и объемы создания, использования и продвижения на рынок инноваций в хозяйственной деятельности организации.

Инновационная политика — система мер государственного регулирования отношений, которые складываются в сфере инновационной деятельности и направлены на повышение инновационной активности, поддержку базисных инноваций, формирование национальной инновационной системы.

Основная задача инновационной деятельности состоит в создании новой продукции и ее успешной коммерциализации.

Согласно исследованию, проведенному Н. И. Ивановой [26], основные позитивные эффекты от внедрения инноваций для бизнеса состоят: в увеличении прибыли — 24% компаний; завоевании новых рынков — 19%; уменьшении издержек производства — 18%; повышении производительности труда — 15%; увеличении объемов выпуска продукции — 13%; улучшении экологических показателей производства — 6%; выпуске новой продукции — 5% (рис. 33.1).

Эффекты, полученные бизнесом от внедрения инноваций, %.

Рис. 33.1. Эффекты, полученные бизнесом от внедрения инноваций, %.

При этом 41% респондентов реализует 3−10 инноваций в год; 31% - 1−2 инновации в год; 28% внедряют в год более 10 инноваций. Таким образом, в российской экономике выделяется группа лидеров, которые активно осуществляют инновационные процессы. Однако большинство представителей отечественного бизнеса внедряют в год от трех инноваций. Около трети компаний только включаются в инновационную деятельность, внедряя по 1−2 инновации в год (рис. 33.2).

Наибольшую долю в затратах на инновации российских предприятий составило приобретение машин и оборудования — 62%; на приобретение новых технологий расходуется 18,3% всех средств, затрачиваемых на инновации, из них на приобретение патентов и лицензий — 10,5%.

Инновационная экономика не может эффективно развиваться, если инновационный продукт, являющийся результатом интеллектуальной деятельности, не охраняется патентом. Патент — это.

Число инноваций, внедряемых российскими компаниями.

Рис. 33.2. Число инноваций, внедряемых российскими компаниями.

основной источник технологических инноваций. Патент играет ключевую роль в системе охраны интеллектуальной собственности, предоставляет патентообладателю монопольное исключительное право на его использование. Патент является защитной мерой при реализации бизнес-стратегии, так как исключает возможность использования конкурентами запатентованной технологии.

Как юридическая категория патент, выдаваемый Федеральной службой по интеллектуальной собственности на основании государственной экспертизы, удостоверяет новизну разработки.

В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройств}', веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (ст. 1350 ГК РФ).

В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой (ст. 1351 ГК РФ).

В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным (ст. 1352 ГК РФ).

Решая задачу управления инновационным развитием, нельзя не учитывать экономические и правовые аспекты, обеспечиваемые патентом. Как экономическая категория патент должен быть экономически эффективен.

А. А. Дынкин и Ю. А. Варфоломеева в своих работах рассматривают патент как экономическую категорию, основной источник роста современной экономики, активно влияющий на инновационный процесс. Патент, гарантирующий новизну разработки, является новацией в производство и способствует созданию конкурентоспособной продукции.

Правовой аспект — вопросы юридической охраны интеллектуальной собственности и экономический аспект — рентабельности бизнеса и качества продукции находятся в комплексной зависимости и оказывают совокупное влияние на коммерческие результаты бизнеса (рис. 33.3).

В настоящее время через патенты на рынке наукоемкой продукции охраняются рыночные ниши, обеспечивающие получение.

Экономические и правовые аспекты, обеспечиваемые патентом.

Рис. 33.3. Экономические и правовые аспекты, обеспечиваемые патентом.

высоких прибылей компаний. Обладание ключевыми патентами помогает развертыванию широкомасштабной предпринимательской деятельности.

Интеллектуальная собственность в качестве запатентованного изобретения служит стимулом к развитию инновационной деятельности. В настоящее время в мире отчетливо проявляется тенденция активного участия интеллектуального потенциала при переделе товарных рынков. Западные фирмы перешли от практики патентования отдельных технологий к формированию портфеля патентов, с помощью которых они получают возможность владеть крупным сектором товарного рынка. Кроме того, компании проводят политику опережающего патентования — получения патентов и создания портфеля после проведения фундаментальных исследований, за два-три года до начала разработок.

Мировые лидеры (IBM, Canon, Samsung, Sony, Toshiba, Hitachi, Kodak и др.) ежегодно получают до тысячи патентов в год, тем самым наращивая свои нематериальные активы. К примеру, компания Intel в среднем получает три патента ежедневно. Это способствует концентрации в компании огромных интеллектуальных ресурсов, что сформулировало такое понятие, как «патентные войны» .

Перечень запатентованных изобретений — это перечень потенциально осуществимых технических проектов, который не содержит информации о целесообразности производства и их коммерческого применения. Любое изобретение технического характера может быть запатентовано, но хозяйственную роль оно начинает играть после того, как становится инновацией, т. е. включается в производственный процесс. Инновация представляет собой реализованное знание (рис. 33.4).

П. Уайт обращает внимание на то, что понятия «изобретение» и «нововведение» отличаются. Изобретение — это конечный результат исследований, который подразумевает появление в свет чего-то нового, а нововведение — процесс внедрения изобретения.

Соотношение понятий .

Рис. 33.4. Соотношение понятий «изобретение» и «инновация» .

в практику. В отличие от изобретения инновация преследует в первую очередь коммерческие цели. Инновация призвана решать такие задачи, как увеличение доли рынка, снижение себестоимости, повышение производительности — инновация всегда является результатом целенаправленного поиска.

Запатентованное Д. Уаттом в 1769 г. устройство для конденсации пара долгое время использовалось как работающая модель наглядного пособия в университете Глазго, и только в 1776 г., после объединения Д. Уатта с предпринимателем М. Боултоном, их фирма начала коммерческое производство паровых машин.

Выделяются два основных свойства инновации.

  • 1. Рыночная новизна — новизна применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некой общей потребности.
  • 2. Научно-техническая новизна — новизна научной идеи или технического решения, лежащая в основе инновации.

Научно-техническая новизна является обязательным свойством изобретения, а не нововведения. Инновации могут не обладать научно-технической новизной, но, тем не менее, оказывать существенное влияние на экономические процессы: структуру производства и потребления. Степень оригинальности научно-технической идеи, на основе которой создано нововведение, как правило, не интересует потребителя.

По исследованиям американских экономистов, в 1960;х гг. более половины новых продуктов не обладало сколько-нибудь значительной научно-технической новизной. Тем не менее на сегодня растет доля нововведений, обладающих одновременно рыночной и научно-технической новизной.

Инновационные процессы определяют стратегию развития бизнеса. Г. Хэмелу принадлежат слова «стратегия есть революция, все остальное — это тактика» [65].

В литературе анализируются достоинства и недостатки двух основных типов инновационных стратегий (рис. 33.5).

  • 1. Стратегия лидера, направленная на разработку и реализацию принципиально новых продуктов.
  • 2. Стратегия последователя, предусматривающая выведение на рынок усовершенствованных технологий.

Инновационные стратегии развития бизнеса.

Рис. 33.5. Инновационные стратегии развития бизнеса.

Если у организации есть положительный опыт реализации инновационных проектов, особенно в сфере создания принципиально новых продуктов, то такие хозяйствующие субъекты, как правило, выбирают стратегию лидера — наступательную стратегию. Для динамично развивающейся фирмы характерно использование наступательной стратегии.

Цель наступательной стратегии заключается в занятии лидирующего положения на рынке. Она связана с ролью первопроходца и основана на собственных творческих возможностях. Необходимым условием этой стратегии становится внедрение инновации раньше конкурентов.

Если в своем инновационном развитии организация предпочитает избежать экономических рисков, связанных с коммерциализацией инноваций, то такому хозяйствующему субъекту следует выбирать стратегию последователя — оборонительную стратегию — п выводить на рынки товары, которые уже опробованы потребителем. Оборонительная стратегия должна способствовать стабилизации бизнеса, позволяет придать конкурентному преимуществу большую устойчивость.

Оборонительная стратегия должна предусматривать:

  • o сбор сведений об инновационной деятельности конкурента;
  • o концентрацию инвестиций в наиболее перспективных направлениях;
  • o патентование альтернативных технологий;
  • o ужесточение мер по охране ноу-хау.

Ревизия корпоративного патентного портфеля должна завершиться отбором патентов для коммерциализации и отказом от патентной охраны других разработок.

Срок жизни товара имеет общую тенденцию к сокращению, что связано с развитием инновационной деятельности и усилением конкуренции на товарных рынках. Для продления жизненного цикла товара применяются наступательная или оборонительная стратегии. Правильный выбор направления инновационного развития — стратегия лидера или последователя — во многом определяет эффективность достижения поставленной цели.

Инновационная стратегия развития бизнеса должна опираться на сбалансированное сочетание различных типов инноваций. Но не все инновации одинаковы. Они не предполагают одинаковых рисков, но и не приносят одинаковых доходов. Немецкий ученый Г. Менш 1451 предложил классификацию инноваций, среди которых он выделял три группы: базисные, улучшающие и псевдоинновации. При этом базисные инновации разделены на технологические и нетехнологические.

По мнению Г. Менша, когда базисные инновации исчерпывают свой потенциал, возникает застой в экономическом развитии. Он обосновал, что в результате базисных инноваций возникают новые предприятия, а производство в этот период характеризуется высокими темпами роста. Когда базисное нововведение исчерпывает свой потенциал, производство новых товаров начинает превышать спрос, падает норма прибыли, возникает ситуация технологического пата — застой в экономическом развитии: меньше средств направляется на инвестиции, фирмы стараются найти выход на внешние рынки. Процесс движения от одного технологического пата к другому происходит посредством перехода от базисных нововведений к улучшающим, а затем к псевдоинновациям.

Рассматривая связь рыночного механизма и базисных инноваций, Г. Менш отмечает, что стремление фирм экономить на инновациях и желание получить максимальный экономический эффект в краткосрочном периоде препятствует принятию базисных инноваций.

М. Портер [50] подразделяет инновации на стратегические и адаптирующие.

Многие организации понимают, что легче работать в зоне улучшающих инноваций, чем предпринимать базисные инновации. Улучшающие инновации безопасней с точки зрения рисков. Привнося небольшие изменения в технологию или бизнес-модель, организация может дольше удерживать свою долю рынка товаров и обеспечивать окупаемость инвестиций в развитие и коммерциализацию. Естественным для организации является переход к инкрементным инновациям более высокого уровня.

Проблема улучшающей инновации заключается в том, что она представляет заключенное в рамки творчество, где допускаются только небольшие изменения. Организации часто не могут выйти за рамки улучшающих инноваций: «компания остается на беговой дорожке, ускоряя темп бега, но никогда не вырвется вперед» .

Базисная инновация может вносить решающие изменения в конкурентную среду. Она предполагает существенное изменение либо в бизнес-модели, либо в технологии. Но часто инновации в одной сфере открывают новые возможности для инновации в другой сфере, поэтому базисная инновация является областью огромного потенциала, которым организация должна управлять.

Выпуск одноразовых детских подгузников в 1970;х гг. является примером базисной инновации: использовав радикально новые материалы, шведская компания изменила традиционную бизнес-модель — одноразовые подгузники стало возможно приобрести в розничных магазинах. В дальнейшем многие компании, в том числе Procter & Gamble, инвестировали значительные суммы в интеллектуальную собственность: разработку усовершенствованных технологий впитывания и удержания влаги.

Несмотря на то что базисные инновации способны вывести организацию в лидеры, к инвестициям в базисную инновацию следует подходить с осторожностью, поскольку инвестирование в базисную инновацию, основанное на нереалистичных ожиданиях, может растратить ресурсы, которые с большей пользой можно реализовать для улучшающих инноваций. Поэтому главная задача организации — иметь сбалансированный портфель базисных инноваций.

Традиционная модель технологического изменения предполагает относительно длинные периоды улучшающих инноваций, прерываемые короткими периодами базисных инноваций.

Американский специалист Т. Давила подчеркивает: «Некоторые люди работают с неверным представлением о том, что инновацияэто всегда создание чего-нибудь нового… На самом деле суть инновации — это объединять что-то старое с чем-нибудь новым из рычагов технологии и бизнес-модели» .

Если организация располагает множеством новаторских идей, то сложно бывает оценить их приоритет. Сбитые с верного пути избытком идей, организации берутся за слишком большое количество инноваций, иногда не подходящих, но профилю их деятельности, растрачивая свои инвестиции. Необходимо сохранять стремление к инновациям, но фокусироваться на приоритетах. Решение, какая инновационная стратегия наилучшим образом соответствует внешней конкурентной среде и ситуации внутри организации, находится в рамках ответственности высшего руководства и в конечном итоге исполнительного директора.

" Некоторые пропагандисты инновации зашли слишком далеко в своем рвении к ней. Они считают, что всем предприятиям нужны значительные, непрерывные дозы инновации, особенно базисной, способной изменить правила игры на рынке. Это убеждение ошибочно. Трудно представить организацию, которая могла бы эффективно использовать постоянный прилив базисных инноваций, каждая из которых приводила бы к существенным изменениям ее деловой и технологической основы. Такой уровень перемен может сбить с толку конкурентов, но он также может сломать хребет инновационной организации, если принять во внимание огромные затраты, связанные с развитием такого потока инноваций в сочетании с большим напряжением в организации в результате постоянных кардинальных перемен" [18].

Исследовательский центр компании Xerox — хороший пример такого явления. В 1970;1980 гг. исследовательский центр компании Xerox был очагом творчества. В центре было много замечательных умов, работающих над разнообразными видами революционных инноваций. Инновационные усилия создавали тысячи идей и сотни прототипов в широком диапазоне информационных систем. Однако несмотря на то что творчество процветало, центру не удавалось заработать на нем денег. Многие идеи утратили актуальность, так и не достигнув коммерциализации. Эксперты сделали вывод: Xerox слишком много внимания уделяла творчеству и снизила свои коммерческие способности. Каждая организация должна решить, с каким объемом инноваций она может справиться за конкретный промежуток времени.

Один из самых известных примеров инновации бизнес-модели относится к истории автомобильной индустрии первой половины XX в., когда Генри Форд на базе стандартизации реализовал идею производственного конвейера в автомобильной промышленности. Несмотря на то что Форд использовал новые производственные технологии, базисная инновация произошла в бизнес-модели, когда автомобильная индустрия перешла на поточные линии по выпуску стандартных образцов.

Переход к рыночной экономике предопределил новое назначение объектов интеллектуальной собственности, превратив их в товары. О патенте говорят как о товаре, подразумевая товарные качества результата интеллектуальной деятельности. По существу рынок патентов — это рынок результатов интеллектуальной деятельности.

Развитие и совершенствование института интеллектуальной собственности влечет за собой формирование рынка интеллектуальной собственности, который в последнее десятилетие стал одной из важнейших сфер экономики не только в отдельных промышленно развитых странах, но и в глобальном масштабе.

По данным ВОИС, в общем объеме мировой торговли доля объектов интеллектуальной собственности составляет 20% и ожидается, что в ближайшие годы возрастет. США ежегодно продают права на интеллектуальную собственность более чем на 30 млрд долл., что существенно превышает российский нефтяной экспорт.

Исследования, проведенные американским экономистом Г. Чесбро [66], убедительно показывают, что в практике ведущих мировых компаний на смену «закрытых инноваций» приходят «открытые инновации». Логика «закрытых инноваций» ориентирована на внутренние решения. Организация создает условия для генерирования собственных идей, отбирает и разрабатывает лучшие из них, создает на их основе продукт, выходит с ним на рынок, занимается его распространением или обслуживанием. Такая политика заставляла организации надеяться только на себя: «если вы хотите, чтобы что-то было сделано правильно, сделайте это сами». Открытая инновация — «изобретено не здесь». Понятие открытых инноваций означает, что ценные идеи могут поступать извне.

Сегодня мир изобилует знаниями, которые могут и должны быть оперативно использованы. Организации совершают серьезную ошибку, мало используя «чужие патенты», что приводит к напрасному дублированию усилий в инновационной области. Каждая организация может выиграть от применения «чужой» интеллектуальной собственности, вместо того чтобы самостоятельно заниматься всеми нужными ей изобретениями. Такой подход демонстрирует дополнительные креативные способы, которыми организации могут воспользоваться, чтобы получить прибыль от инноваций даже в том случае, когда они не владеют используемыми технологиями. Это новая бизнес-модель, механизмом реализации которой является лицензирование.

Лицензирование исходит из того, что существует огромное предложение потенциально полезных идей, генерируемых за пределами организации и ей следует быть активным покупателем интеллектуальной собственности.

Организации — сторонники «открытых» инноваций активно используют лицензирование, чтобы создавать и расширять рынки для своих технологий.

Таким образом, существует два способа использования патентообладателями своих исключительных прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности (рис. 33.6).

  • 1. Использование объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в собственном производстве для выпуска товарной продукции или оказания услуг и их реализация на внутреннем и внешнем рынках (закрытые инновации).
  • 2. Передача исключительных прав заинтересованным юридическим или физическим лицам на основе лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права (открытые инновации).

Выбор оптимальной формы использования объектов интеллектуальной собственности.

Рис. 33.6. Выбор оптимальной формы использования объектов интеллектуальной собственности.

Патентовладелец как заинтересованный собственник может создать собственное производство, внедриться на рынок и получить значительные доходы. Сравнительные расчеты вариантов коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности показывают, что экономически более выгодно использование новых разработок в собственном производстве, чем продажа лицензий. В первом случае вся прибыль от продажи товаров остается у патентообладателя, во втором — она распределяется между лицензиаром и лицензиатом, как показывает зарубежная практика, в процентном соотношении 10−30:70−90, а это значит, что прибыль патентообладателя может быть в 3−9 раз меньше, чем при продаже товаров.

Как правило, целесообразно использовать оба варианта — открытые и закрытые инновации: производство товаров на собственных предприятиях и их реализацию на перспективных для организации рынках и передачу исключительного права па основании лицензионного договора на те регионы, в которые организация не может осуществлять поставки.

Лицензионный договор является наиболее распространенным договором в области интеллектуальной собственности. На основании лицензионного договора скупаются патенты и ноу-хау, привлекаются иностранные специалисты. Лицензиар (продавец) передает по лицензионному договору за определенное вознаграждение права на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау лицензиату. При исключительной лицензии лицензиату предоставляется право монопольного пользования объектом лицензии, но в объеме, определенном условиями договора. Простая (неисключительная) лицензия предоставляет лицензиату право на изготовление и продажу соответствующей продукции при сохранении за лицензиатом права как самостоятельного использования своих изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, так и выдачи лицензий другим заинтересованным лицам.

По договору об отчуждении исключительного права, в отличие от лицензионного договора, права передаются в полном объеме.

Лицензионная торговля как одна из основных форм реализации исключительных прав является отражением процессов, происходящих в экономике. Благодаря лицензионным договорам международная и внутренняя лицензионная торговля становится главным средством продвижения нововведений в различные отрасли производства. Мировой рынок лицензий в современное время более чем в 3,5 раза превышает темпы роста традиционных товаров и услуг и оценивается в 150 млрд долл. США.

Главная причина закупки лицензий — обеспечение доступа к технологиям, урегулирование патентных споров.

Предприниматели, покупающие лицензии на объекты интеллектуальной собственности, повышают вероятность своего успеха в бизнесе и успешно конкурируют на рынке. Лицензирование интеллектуальной собственности является для предпринимателей средством получения доходов, сведения к минимуму рисков, экономии времени по сравнению с ситуациями, когда приходится разрабатывать технологию с самого начала или пытаться избежать прав третьих лиц на интеллектуальную собственность.

Пример Японии наглядно иллюстрирует эффективность лицензионной торговли: с 1950 по 1978 г. она приобрела около 20 тыс. иностранных патентов на сумму около 7 млрд долл. Прибыль от использования этих разработок за период 1950;1969 гг. составила 70 млрд долл. Если бы Япония самостоятельно занималась созданием аналогичных разработок, то в среднем на разработку каждого технического решения, приобретенного на основании лицензионного договора, ушло бы 4,5 года и потребовало 12,8 млн долл. затрат. На практике лицензионные выплаты в среднем на одно соглашение длительностью 13,5 лет составило 0,8 млн долл.

Япония и некоторые другие индустриальные страны Юго-Восточной Азии вторгаются в международный технологический бизнес, взламывая устоявшийся порядок. Схема вторжения проста. Не обладая ни достаточным научно-техническим потенциалом и развитой сферой услуг, ни богатыми энергосырьевыми ресурсами, новые участники международного технологического бизнеса сконцентрировали свои ресурсы на покупке перспективных высокотехнологичных нововведений на последней стадии, когда надо организовать запуск его в производство и уже проработан вопрос о потенциальном рынке сбыта товара.

Японии удается достичь преимуществ главным образом за счет снижения срока инженерно-конструкторских разработок, производственного освоения и качественного превосходства выпускаемой продукции, что позволяет не отставать с выходом на товарные рынки и даже опережать. По скорости разработок и запуска в производство японцы сильно опережают американцев и европейцев. Так, для доработки нового продукта и достижения нормального уровня качества им достаточно четырех месяцев. В США требуется 5 месяцев для выхода на нормальную производительность и 11 -для достижения требуемого.

В Японии необходим только год для введения результата научно-технической деятельности в хозяйственный оборот. В России на это уходит почти десятилетие. Это осложняет развитие высокотехнологичного производства в ряде важнейших отраслей.

Экономическая сущность лицензионного договора заключается в передаче потребительской стоимости изобретения от продавца к покупателю лицензии и ее адаптации в производстве у последнего.

В правовом смысле лицензионный договор — форма торговли нововведениями, которая базируется на юридическом закреплении права собственности на объекты интеллектуальной собственности.

Для лицензионных договоров характерны следующие признаки:

  • o целью лицензионного договора является приобретение исключительных прав для использования в своей хозяйственной деятельности или для передачи другим лицам лишь в пределах, разрешенных лицензиаром па основании сублицензии;
  • o по лицензионному договору исключительное право не отчуждается, а предоставляется на определенных условиях;
  • o за лицензиаром сохраняется исключительное право, которое становится «обремененным» лицензионным договором;
  • o лицензиат становится правообладателем на определенных условиях и в пределах, установленных договором, и должником по отношению к лицензиару;
  • o лицензиат вправе предоставлять приобретенные права другим лицам только в случаях, прямо предусмотренных договором;
  • o существенными условиями лицензионного договора являются условия о характере передаваемых прав, способах использования, сроке, территории действия передаваемых прав, цена;
  • o лицензионные договоры являются возмездными, за исключением случаев приобретения исключительных прав без цели коммерческого использования и без права предоставления другим лицам.

Ситуация Образованная из крупного научно-производственного объединения корпорация выполняет долгосрочные международные высокотехнологичные контракты, участвует в национальных проектах «Нанотехнологии», «Здравоохранение», «Образование», разрабатывает инновационные программы в аэрокосмической и сопряженных с ней отраслях науки и техники. Корпорация объединяет ОАО «Наука», «Инновации», «Производство», «Испытание» в холдинг, акции и другие ценные бумаги которого котируются на фондовом рынке. Созданная как ведущее предприятие наукограда, корпорация развивает спектр производства товаров и услуг народного потребления в основных и региональных формированиях.

Ситуация 11−3 «Интеллектуальные права в инновационной деятельности»

Для выведения на рынок новых продуктов руководство компании приняло решение использовать новый подход к организации производства, широко практикуемый зарубежными компаниями, — использование «чужих изобретений» .

Сформулируйте свое мнение о лицензировании технологии как об инструменте коммерциализации

Лицензирование технологий — важная часть управления инновационным бизнесом. Приобретение исключительных прав на основе лицензионного соглашения — это новый прием ведения бизнеса. Он демонстрирует пример того, как улучшающие инновации позволяют выходить на рынок с новым товаром.

Предлицензионная работа включает в себя: изучение конъюнктуры рынка, оценку конкурентоспособности объекта лицензии, выбор потенциальных лицензиатов.

Для успешной коммерциализации объект лицензирования должен обладать следующими характеристиками:

  • o мировая новизна (уникальность) технологии;
  • o завершенность разработки технологии;
  • o небольшой объем начальных инвестиций, требуемых для продвижения технологии на рынок;
  • o наличие налаженного собственного производства или возможность его организации без дополнительных инвестиций.

Проведите анализ патентной информации для принятия решения о целесообразности заключения лицензионного договора с учетом стратегии продвижения товара на рынок и расчета будущей доходности

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой