Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инструменты коммерческой дипломатии, регулирующие внешнеторговые отношения (тарифные и нетарифные методы) и инструменты внутренней политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По акту 2012 г. об уменьшении угрозы Ирана и правах человека в Сирии санкции стали применяться уже к фирмам, которые предоставили Ирану на 1 млн долл, или более (или 5 млн долл, в течение одного года) товаров или услуг, которые Иран мог бы использовать для поддержания или развития своего нефтегазового сектора. Кроме того, запрещалось предоставлять Ирану товары или услуги на сумму 250 тыс. долл… Читать ещё >

Инструменты коммерческой дипломатии, регулирующие внешнеторговые отношения (тарифные и нетарифные методы) и инструменты внутренней политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы и инструменты современной коммерческой дипломатии крайне разнообразны — от ведения традиционных торговых переговоров до прямого вмешательства государства и проведения соответствующей внешнеторговой и информационной политики для защиты национальных интересов на глобальном рынке. В современных условиях практически сформировался механизм коммерческой дипломатии, состоящий из множества известных приемов и методов, используемых для достижения договоренностей с другими странами на двусторонней и многосторонней основе. Поскольку взаимная выгода часто достижима исключительно посредством осознанных взаимных уступок, именно они становятся одним из основных средств достижения компромисса в условиях глобальной конкуренции.

К основным функциям коммерческой дипломатии относятся:

  • • защита и продвижение национальных экономических интересов на мировом рынке, обеспечение национальной экономической безопасности;
  • • государственное содействие формам и методам участия национальных экономических субъектов в международной торговле;
  • • реализация внешнеторговой политики государства;
  • • повышение роли торговых вопросов при проведении консультаций, переговоров между ведомствами, министерствами, посольствами и т. д.

Коммерческая дипломатия создает потенциал для эффективного экономического сотрудничества: посредством работы дипломатических миссий содействует участникам внешнеторговых отношений своей страны в их работе на рынках стран-реципиентов; защищает соблюдение интересов страны без вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов; представляет свою страну в качестве надежного партнера во внешнеэкономической деятельности; оказывает содействие в организации переговоров, проведении конгрессов, семинаров, выставок; оказывает консультационно-информационные услуги при организации экспорта и импорта товаров, услуг, инвестиционных проектов и др.

Однако в современных условиях все чаще проявляется национальный эгоизм, который обосновывается необходимостью защиты национальных интересов, соображениями обеспечения экономической безопасности, защиты от конкуренции и т. д., что на деле ведет к применению протекционистских мер, которые включаются в общую систему торговой политики и государственного регулирования ВЭД.

Государственное регулирование ВЭД — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами. В международной торговле государственное регулирование использует следующие инструменты:

  • • таможенные тарифы;
  • • ограничительные условия;
  • • межгосударственные договоры и соглашения;
  • • мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций — либерализации и протекционизма. Политика свободной торговли (фритредерство) предполагает минимальное государственное вмешательство во внешнюю торговлю, развивающуюся на основе рыночных сил спроса и предложения. Принцип свободной торговли базируется на теории сравнительных преимущества Д. Рикардо и был официальной экономической политикой Англии в XIX в. В рамках данной торговой политики не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот, государственные таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Цель либерализации — усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Подобную политику сегодня могут проводить лишь страны с высокоэффективным хозяйством, при котором национальное производство способно выдерживать иностранную конкуренцию.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (создание благоприятных условий для развития уязвимых и молодых отраслей, защита от демпинга и др.). Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить ряд форм протекционизма:

  • селективный протекционизм направлен против отдельных товаров или стран;
  • отраслевой протекционизм защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство);
  • коллективный протекционизм проводится объединениями или группами стран в отношении государств, не входящих в них;
  • скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики.

Протекционизм связан с установлением торговых барьеров, которые делятся на две группы: тарифные методы — те, что связаны с использованием таможенного тарифа; нетарифные методы — все прочие.

Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа. Это активно применяемое средство государственного регулирования экспортно-импортных операций и наиболее традиционный метод регулирования внешней торговли. Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, которыми государство облагает товары, ввозимые и вывозимые с таможенной территории страны. Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

К основным функциям таможенного тарифа относятся: фискальная — пополнение доходов бюджета; защитная — защита национальных производителей от конкуренции; регулирующая — регулирует экспорт и импорт товаров; торгово-политическая.

Импортные пошлины выполняют две основные функции: фискальную — в отношении товаров, которые не производятся внутри страны; протекционистскую — для защиты местных производителей от иностранных конкурентов. В развивающихся странах импортные пошлины преимущественно используются как средство финансовых поступлений в бюджет, в то время как развитые страны вводят их как средство проведения определенной торгово-экономической политики в интересах национальной экономической безопасности.

Целями введения экспортных пошлин являются ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей в странах, обладающих монопольными природными преимуществами. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз определенного товара. В промышленно развитых странах экспортные пошлины практически не применяются.

Транзитные пошлины в настоящее время также практически не применяются, поскольку сдерживают товарные потоки в международной торговле и рассматриваются как нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.

По методике установления таможенные пошлины подразделяются:

  • 1) на специфические (величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения веса, площади, объема и т. д.); эффективны в условиях снижения цен на товары, в периоды депрессии и кризисов;
  • 2) адвалорные (величина пошлины устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара);
  • 3) комбинированные (их величина самостоятельно выбирается таможенными органами между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше).

Торговые отношения могут вестись между странами, находящимися в различных договорно-политических отношениях. Так, они могут являться членами одного таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования и т. д. В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара:

  • 2) преференциальные (особо льготные);
  • 2) договорные (минимальные);
  • 3) генеральные (максимальные).

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право их использования получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки. Например, страны Европейского союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины, равные нулю, не распространяющиеся на третьи страны. Ставки генеральных пошлин могут в два-три раза превышать все остальные, их применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из определенной страны.

В интересах национального производства применяются два основных принципа построения импортных таможенных тарифов — принцип эскалации тарифа и эффективная тарифная защита. Принцип эскалации тарифа означает повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки. Низкие ставки устанавливаются на сырье, высокие — на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки. Таким образом создаются стимулы для ввоза в страну необходимого сырья и материалов и развития отечественной обрабатывающей промышленности. Этот принцип во внешней торговле применяет подавляющее большинство стран.

Эффективная тарифная защита представляет собой политику применения низких ставок пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок на конечную продукцию. При этом уровень тарифной защиты отрасли государством зависит не столько от уровня пошлин, сколько от разницы между пошлинами на конечную продукцию и импортные товары, использующиеся в процессе ее производства.

Нередко перед государством встает вопрос: какие инструменты торговой политики использовать в конкретной ситуации — тарифные или нетарифные. Зачастую выбор делается в пользу нетарифных мер, поскольку они оказываются более эффективными в достижении искомого результата. Стоит учитывать, что нетарифные ограничения практически не регулируются международными соглашениями, и страны чувствуют себя значительно свободнее, используя их, чем при введении тарифных ограничений, которые строго регулируются ВТО. Однако активное использование нетарифных мер, даже наряду с либеральным таможенным режимом, приводит к ограничительному характеру всей торговой политики страны в целом.

Нетарифные (количественные) ограничения — устанавливаемые государством прямые административные нормы, регулирующие торговый оборот, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Помимо вида и количества товара, иногда ограничивается крут стран, из которых эти товары могут быть импортированы. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаще всего применительно к тем товарам, в которых остро нуждается сама страна[1].

Нетарифные меры достаточно многообразны и могут быть объединены в три большие группы: административные меры или количественные ограничения («жесткие барьеры»); технические меры (стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды); экономические методы (табл. 9.1).

Наиболее распространенная форма нетарифных ограничений — квота, или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение, иногда контингент трактуется как квота сезонного характера. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Импортные квоты вводятся правительством для защиты внутреннего рынка, поддержки местных производителей, балансировки торгового баланса, а также как ответ на дискриминационную политику других государств. Экспортные квоты вводятся в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, которые устанавливают долю каждой страны в общем экспорте определенной продукции, а также для предотвращения экспорта дефицитных на внутреннем рынке товаров.

Таблица 9.7.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли.

Административные меры или количественные ограничения.

Технические меры.

Экономические методы.

Лицензирование. Контингентирование. Сертификация. Запрет на импорт.

Требования к маркировке, расфасовке и упаковке. Ветеринарный, санитарный и фитосанитарный контроль. Определенные стандарты качества и соответствия.

Валютный контроль.

НДС.

Обеспечение уплаты таможенных платежей. Контроль над ценами (например, установление минимальной цены). Государственная монополия на внешнюю торговлю. Добровольное ограничение экспорта.

Чаще всего квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования: государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Во внешнеторговой практике применяются генеральные и индивидуальные лицензии. Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу в течение длительного времени ввозить товары либо без ограничения, либо только из указанных стран. Индивидуальная лицензия предоставляется обычно конкретной фирме с указанием объема, времени и наименования товара, разрешаемого к ввозу.

Лицензирование делится на два вида — автоматическое и неавтоматическое:

  • 2) автоматическая лицензия выдается без каких-либо препятствий, при этом государственные органы учитывают объем закупок и могут при необходимости быстро ограничить импорт;
  • 2) неавтоматическая лицензия представляет собой разовое разрешение на импорт или экспорт товара, ограниченное по времени. Данная лицензия выдается соответствующими органами по заявлению импортера или экспортера. В этом случае в лицензии регламентируются ключевые стороны сделки: количество и стоимость товара, разрешенного к ввозу или вывозу, страна происхождения или назначения товара. Обычно неавтоматическое лицензирование используется в случаях, когда необходимо ограничить импорт продукции.

При ведении коммерческой дипломатии в рамках торговой политики необходимо учитывать, что воздействие нетарифных мер на благосостояние страны может быть опасно, если импортные квоты провоцируют монополизацию внутреннего рынка, а импортные лицензии размещаются неэффективно.

Так, импортная квота обойдется стране дороже, чем эквивалентный тариф, если доминирующая в отрасли отечественная фирма будет уверена, что объем поставок конкурирующего импортного товара не превысит размера квоты. В этом случае импортная квота даст возможность такой фирме получать монопольные прибыли в результате установления высоких цен при неэластичности спроса на товар. В результате на внутреннем рынке установятся высокие цены и произойдет снижение выпуска продукции, что ведет к национальному ущербу.

Другой пример — неэффективное распределение соответствующими органами власти прав на импорт. Распределение импортных лицензий на популярной во многих странах конкурентной основе часто приводит к росту коррупции, взяточничества и подпольного бизнеса. Кроме того, импортные лицензии могут размещаться на основе системных явных предпочтений и лоббирования. В данном случае лицензии предоставляются наиболее влиятельным компаниям без предварительной борьбы, заявок или переговоров, а объем лицензий может соответствовать их доле в суммарной величине импорта до введения квот. Данная практика преследует, как правило, политические цели краткосрочного характера и может крайне негативно сказаться на внешнеторговых связях в перспективе.

Помимо количественных ограничений существенную роль среди нетарифных методов регулирования внешней торговли играют методы скрытого протекционизма. Они представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, применяемые органами государственной власти — как на высшем, так и местном уровне.

К видам скрытого протекционизма относятся:

  • • технические барьеры;
  • • внутренние налоги и сборы;
  • • политика в рамках государственных закупок;
  • • требование о содержании местных компонентов и т. п.

Технические барьеры — препятствия для внешней торговли, возникающие вследствие применения национальных промышленных стандартов, систем измерения и инспекции качества товаров, требований техники безопасности, правил упаковки и маркировки товаров, санитарно-ветеринарных норм и других административных формальностей. Все эти требования и нормы являются инструментами технической и административной внутренней политики государства, но становятся скрытыми методами внешней торговли, когда используются как средство ограничения доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны. Об этом гласят положения Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО и Соглашения о санитарных и фитосанитарных нормах ВТО.

Провести четкую грань между необходимыми мерами в области технического регулирования и использованием национальных технических стандартов в качестве протекционистского инструмента достаточно сложно. Так, постепенное ужесточение или изменение технических требований может происходить каждый раз, когда усиливается конкуренция со стороны импортных товаров или вновь вводимые изменения несущественно затрагивают национальных производителей, а импортная продукция оказывается не соответствующей новым требованиям. Протекционистское действие таких норм в этом случае заключается в том, что они заставляют производителя товаров или экспортера совершать дополнительные действия, увеличивающие в конечном счете экспортную цену товара и снижающие его конкурентоспособность.

Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и снижение его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Налоги, накладываемые на импортные товары, могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы и т. д.). Дискриминационную роль подобные налоги и сборы играют только в том случае, если ими облагаются исключительно импортные товары, а товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы для национальных и импортных товаров, то такая политика может служить созданию равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.

Политика в рамках государственных закупок — требование от государственных органов и предприятий закупать определенные товары только у отечественных компаний, даже несмотря на то, что их цены могут быть выше импортных. Самым распространенным объяснением подобной политики являются требования национальной безопасности.

Требование о содержании местных компонентов — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Как правило, требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, предполагающей создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

Утилизационный сбор был введен в России в 2012 г. после присоединения страны к ВТО и принятия обязательств по снижению таможенных пошлин при импорте автомобилей. Утилизационный сбор на импортные автомобили, по мнению разработчиков, должен был в какой-то степени компенсировать потери бюджета от снижения пошлин. При этом сбор не взимался с автомобилей отечественного производства. Однако такого рода меры противоречили нормам ВТО, так как ставили отечественных производителей в лучшие условия, что нарушало правила свободной конкуренции. В 2014 г. пришлось распространить утилизационный сбор и на отечественных производителей. В настоящее время он составляет: для легковых машин — 20 тыс. руб., для грузовиков и автобусов — 150 тыс. руб., при этом используются коэффициенты в зависимости от параметров машин. Однако правительство, чтобы поддержать отечественных производителей установило для них субсидии, сопоставимые по размерам со сборами. Таким образом, импортер по-прежнему остается в неравноправном положении по сравнению с производителем.

Современная система форсированной экспортной ориентации страны предполагает не только использование средств морального поощрения экспортеров, но и экономическое стимулирование экспорта и административные меры по воздействию на него в фискальных или модернизационных целях.

К мерам экспортного регулирования относятся:

  • • экспортные субсидии;
  • • компенсационные пошлины;
  • • «добровольные» экспортные ограничения;
  • • демпинг;
  • • экспортные пошлины.

Экспортные субсидии — это финансовые льготы, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Экспортные субсидии могут быть прямыми — выплаты дотаций производителю при его выходе на внешний рынок, и косвенными — путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т. д.

Введение

экспортных субсидий приводит к повышению обменного курса национальной валюты и, соответственно, удешевляет покупку импортных товаров в данной стране. В результате субсидирование экспорта становится одновременно и субсидированием импорта, что необходимо учитывать.

ВТО не запрещает субсидии в целом, однако экспортные и импортозамещающие субсидии отнесены к мерам, оказывающим негативное влияние на международную торговлю. Соглашение ГАТТ оценивает экспортные субсидии как нечестную конкуренцию и предполагает введение ответных мер путем взимания компенсационных пошлин. При этом использование экспортных субсидий в виде экспортного кредитования разрешено на определенных условиях.

Основным документом, устанавливающим правила в отношении использования субсидий, в рамках ВТО является Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), которое обязательно для применения всеми членами ВТО без каких-либо изъятий и оговорок. Положения ССКМ распространяются в основном на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Регулирование субсидий, предусмотренных в ССКМ, распространяется только на специфические субсидии. Главный признак специфичности субсидии — ограниченность доступа предприятий к ее получению, в результате чего создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных фирм или лиц.

В современной внешнеторговой практике известно множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ВТО. Например, государственное стимулирование экспорта может идти за счет организации рекламы за рубежом; использования бюджетных средств для предоставления низкопроцентных кредитов экспортерам или их иностранным клиентам; предоставления налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг и др.

Против товаров, в отношении которых иностранным государством предоставляются специфические субсидии, а их поставки наносят материальный ущерб местным производителям, могут быть введены компенсационные меры. Основная цель их введения — борьба с несправедливой конкуренцией. Компенсационные импортные пошлины вводятся как срочная мера (на срок до пяти лет с возможностью продления) для устранения преимущества субсидируемого товара и нейтрализуют экспортные субсидии, что выигрышно в целом для мирового хозяйства.

Еще одна мера количественного ограничения — добровольное ограничение экспорта (ДЭО), при котором квоту устанавливает не странаимпортер, а страна-экспортер сама берет на себя обязательства по ограничению ввоза определенных товаров в данную страну. Очевидно, что такие экспортные ограничения являются вынужденными, поскольку вводятся в результате политического давления страны-импортера, а также под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры.

Подобные соглашения активно практиковались по инициативе США в отношении экспорта товаров из Японии начиная с конца 1950;х гг. XX в. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и других товаров из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС.

Выделился ряд основных направлений использования добровольных ограничений:

  • • формальные межправительственные соглашения между двумя странами;
  • • неформальные соглашения между производителями экспортирующей страны и потребителями импортирующей страны при поддержке правительства экспортирующей страны;

• соглашение о добровольном ограничении экспорта в рамках более широкого многостороннего межгосударственного соглашения в качестве одного из элементов.

Подобные соглашение относятся к «серой зоне», т. е. нелегитимным мерам в рамках ГАТТ. Соглашение о защитных мерах ВТО содержит обязательство стран-членов не применять добровольные ограничения экспорта и отменить подобные действующие меры в будущем.

Демпинг — это международная дискриминация в ценах, при которой осуществляется продажа товаров на внешних рынках по ценам значительно ниже внутренних. Демпинговые цены могут быть не только ниже цен производства, но и ниже себестоимости, а разница (т.е. убыток от демпинга) покрывается за счет сверхприбылей монополий, получаемых от реализации товаров на внутреннем рынке. При этом по мере сращивания монополий с государством разница между внутренними и экспортными ценами все чаще ликвидируется за счет государственного бюджета. Товарный демпинг возник еще до Первой мировой войны — в то время предприятия пользовались собственными накоплениями для завоевания внешних рынков.

Демпинг осуществляется государством или фирмой с различными целями, однако главный мотив — проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг также проводится в расчете на возмещение в будущем текущих убытков. Зачастую к демпингу прибегают и как к разовому мероприятию для монетизации складских запасов или реализации неликвидной продукции, при острой потребности в денежных средствах. В условиях высокой инфляции возникают условия для проведения валютного демпинга, при котором экспортер покупает товары на внутреннем рынке по высоким ценам и продает их на внешнем рынке по ценам ниже среднемировых, но за более устойчивую валюту.

Демпинг часто является следствием государственной внешнеторговой политики активного субсидирования экспорта. Но он может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, при которой экспортер-монополист максимизирует доход путем снижения цены и расширения объема продаж.

Длительное применение демпинга существенно обостряет противоречия между странами и нарушает правила справедливой конкуренции. В странах-импортерах отечественная промышленность не выдерживает конкуренции с дешевыми импортными товарами, что приводит к сокращению производства и росту безработицы. В странах — экспортерах товаров по демпинговым ценам, напротив, увеличиваются прибыли, но растут цены и снижается жизненный уровень работников.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. При этом возникает опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством, его превращения в лоббируемый протекционистский инструмент. Отечественные компании, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, даже когда демпинга как такового нет, низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных поставщиков. В данном случае подобная политика приведет лишь к росту цен на импортные товары и ограничит здоровую конкуренцию на внутреннем рынке.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Это ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью вынудить правительства изменить свою политику. Санкции могут выражаться в полном или частичном запрете импорта товаров из этих стран, экспорта товаров в эти страны, а также в ограничении финансовых операций с данными странами, включая трансграничные расчеты и инвестиции. В последние десятилетия появились многосторонние механизмы наложения санкций на отдельные страны международным сообществом, прежде всего — через решения ООН.

Наиболее распространенный вид экономических санкций — торговое эмбарго, представляющее собой запрет ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Однако целью введения торгового эмбарго является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения самых разных экономических и политических целей. К таким целям могут относиться как заключение определенных договоров, так и изменение действующего государственного строя.

Посредством санкций от правительств разных стран мировое сообщество пытается добиться решения вопросов по самым острым проблемам: вывод войск с оккупированных территорий, присоединение к договору о нераспространении ядерного оружия, прекращение поддержки международного терроризма, проведение честных выборов, прекращение практики нарушения прав человека и т. д. При этом в уставе ООН нет понятий «экономические санкции» или «эмбарго», но присутствует «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радиоили других средств сообщения», что в целом соответствует распространенным представлениям о санкциях.

Об экономических санкциях США в отношении Ирана[2]

В 1987 г. указом президента США был введен запрет на импорт в Соединенные Штаты иранской нефти. Под предлогом борьбы с международным терроризмом, которому якобы оказывал поддержку Иран, администрация Билла Клинтона 6 мая 1995 г. значительно расширила санкции Соединенных Штатов (указ 12 959), запретив торговлю Ирана с США и американские инвестиции в Иран. Были также установлены запреты на продажу американскими компаниями-посредниками иранской нефти и американские инвестиции в энергетический сектор Ирана. С того времени эти санкции, действующие и сейчас, ежегодно подтверждаются в марте при любой администрации президента США.

На практике санкции США 1995 г. в энергетическом секторе были ответом не на «терроризм», а на конкретную попытку Ирана открыть этот сектор для иностранных, неамериканских, инвестиций. Принятый закон установил, что санкции будут применяться к компаниям (и частным лицам), осуществляющим инвестиции на сумму более 20 млн долл, в год в энергетический сектор Ирана, который рассматривается широко — не только нефтяные поля, но и инфраструктура хранения, сухопутной транспортировки, морские танкеры и прочая сопутствующая инфраструктура и техника. Кроме того, санкции учитывали сложившуюся до 1979 г. внутреннюю зависимость Ирана от импорта продуктов нефтепереработки, которая составляет в настоящее время 40%. Санкционный пакет 1995—1996 гг. запрещал приобретать нефтепродукты в Стратегический нефтяной резерв США от фирм, которые продают продукты нефтепеработки в Иран. Эта мера принудила, например, Индию сократить в декабре 2008 г. продажу Ирану бензина и технических масел. Кроме того, американские санкции ввели ограничения против попыток Ирана увеличить мощности своих нефтеперерабатывающих предприятий.

По акту 2012 г. об уменьшении угрозы Ирана и правах человека в Сирии санкции стали применяться уже к фирмам, которые предоставили Ирану на 1 млн долл, или более (или 5 млн долл, в течение одного года) товаров или услуг, которые Иран мог бы использовать для поддержания или развития своего нефтегазового сектора. Кроме того, запрещалось предоставлять Ирану товары или услуги на сумму 250 тыс. долл, (или на 1 млн долл, в течение одного года), которые Иран мог бы использовать для поддержания или развития собственной нефтепереработки. Санкции коснулись и неиранских перевозчиков иранской нефти. Судну, замеченному в ее перевозке или принадлежащему компании, которая занимается перевозкой иранской нефти не на этом, а на других судах, на два года запрещался вход в гавани США. Санкции 2012 г. касались и страховых компаний, которые облегчают обслуживание суверенного долга правительства Ирана, дают страховые гарантии на иранские государственные облигации, осуществляют страхование или перестрахование Иранской национальной нефтяной компании (ИННК), ее различных подразделений или Национальной иранской танкерной компании. Любой иностранный банк, замеченный в обслуживании ИННК, в том числе в перечислении денежных средств на ее банковский счет в другом иностранном государстве, подлежал санкциям.

В сумме под американский запрет попали: предоставление товаров или услуг в энергетике, судостроении и судоходных секторах Ирана, ведение портовых операций и обеспечение страхования для всех этих операций.

Таким образом, банки и другие финансовые учреждения, которые помогают Ирану инвестициями в энергетику и закупочной деятельностью продуктов нефтепереработки и бензина, могут подпасть под американские санкции.

Введение

м санкций в отношении Ирана США превратили эту страну в поле риска для любых иностранных компаний и банков. Например, за помощь Ирану в обходе ограничений на работу с американскими банками Luxemburg.

Clearstream Banking в январе 2014 г. заплатил США штраф в размере 152 млн долл. В январе 2014 г. российский «Банк Москвы» заплатил 9,5 млн долл, за незаконное перемещение денег через финансовую систему США от имени иранского банка МеШ.

Санкции против Ирана контролируются Конгрессом США, который каждые 180 дней требует отчета от президентской администрации об инвестициях в энергетический сектор Ирана, о совместных предприятиях с Ираном, а также оценки импорта и экспорта нефтепродуктов Ирана, сведений о строительстве энергетических трубопроводов из или через Иран.

Официальный международный статус имеют только те санкции, решение по которым принимает Совет Безопасности ООН. Данное условие введено для оказания эффективного воздействия на экономику посредством санкций, так как все государства — члены ООН обязаны исполнять его решения. В действительности же у СБ ООН нет реальных инструментов воздействия на страны-нарушители, поэтому действенность односторонних экономических санкций, наложенных решением правительства, президента или законодательного органа одной страны, зависят главным образом от доброй воли самих торговых партнеров, их способности выстраивать долгосрочную внешнюю политику и вести дипломатический диалог.

Таким образом, коммерческая дипломатия включает комплекс приемов, методов и практических действий, применяемых для решения задач, стоящих перед внешнеторговой политикой страны или фирмы. Коммерческая дипломатия базируется на международных соглашениях, конвенциях, торговых обычаях, договоренностях. С развитием многосторонних межгосударственных организаций и, в частности, ВТО, и ведением в этой связи многосторонних переговоров коммерческая дипломатия приобретает все большее значение.

  • [1] Фролова Т. А. Мировая экономика: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. URL: http://www.aup.ru/books/ml75/25.htrn (дата обращения: 01.10.2017).
  • [2] URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/01/07/iranskiy-shablon-istoriya-sankciy-ssha-protiv-energeticheskogo-sektora-irana (дата обращения: 29.10.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой